КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационный процесс управления предприятием
Процесс управления основан на переработке входной информации (главным образом, экономической информации) в результатную, используемую для принятия решения. Управление любой социально-экономической и организационно-производственной системой связано с циркуляцией информационных потоков и, следовательно, с обменом информацией. Для того, чтобы обеспечить выполнение управленческих решений, должны быть получены сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или недостижении) поставленной цели. Орган управления получает информацию об объекте управления, анализирует ее и принимает решение, которое снова передается объекту управления. Управление любой социально-экономической и организационно-экономической системой связано со сбором, регистрацией, хранением, накапливанием, обработкой и передачей информации. Комплекс этих процедур составляет информационный процесс управления. Для технической реализации этого процесса требуются соответствующие формы организации работы, технические средства, методы и способы преобразования данных и персонал соответствующей квалификации. На предприятии сбор и регистрация информации происходит при выполнении хозяйственных операций, в банке – при выполнении финансово-кредитных операций. Сбор информации сопровождается ее регистрацией вначале на первичных документах, впоследствии на машинных носителях. Компьютерная обработка экономической информации производится на местах или в вычислительных сетях. Формируются результатные сводки, которые передаются специалистам для принятия решения. Информация, совокупность средств и методов ее обработки и персонал, реализующий информационный процесс, образуют информационную систему. Назначением этой системы является преобразование исходной информации в результатную, пригодную для принятия управленческих решений. Наибольшая эффективность использования системы достигается при оптимизации планов работы, быстрой выработке оперативных решений, маневрировании ресурсами. Классификация информации, используемой в управлении.
Информацию, используемую в управлении, можно классифицировать по ряду признаков. По принадлежности к сферам деятельности и функциям управления: конструкторская, технологическая, финансовая, бухгалтерская. По участию в принятии управленческих решений: - данные – специализированная информация в конкретной форме представления, воспринимаемая вычислительной системой; - информация – данные, которые обработаны, суммированы и представлены таким образом, что воспринимаются руководителем как полезные для принятия решений; - знания – совокупность информации, процедурных правил, правил умозаключений, используемых для решения задач (например, ЕСЛИ запасы на складе меньше определенного значения, ТО следует заказать сырье). По отношению к процессу управления: внешняя информация (сведения о состоянии среды окружения экономического объекта); внутренняя (возникающая внутри экономического объекта). По функциям управления: нормативно - справочная информация (экономические, технические, материальные и трудовые нормативы); плановая информация, состоящая из долгосрочных планов, текущих и оперативно-календарных планов, определяющих планируемое состояние объекта управления; оперативная (учетная) информация; аналитическая информация (данные экономического анализа деятельности). Классификация задач управления по степени их сложности При решении задачи управления важное значение имеет степень полноты и точности ее формального математического и алгоритмического описания. От степени формализации зависит эффективность работы информационной системы и уровень автоматизации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. В соответствии с критерием интеллектуальности и сложности можно выделить следующие группы задач: 1. Наиболее простые (структурированные) задачи, состоящие из полностью формализуемых процедур, выполняемых по четким алгоритмам. К таким процедурам относятся поиск, учет, хранение, передача информации, оформление документов, их рассылка, расчет заработной платы и пр. Они могут выполняться без участия или с минимальным участием человека и не требуют высокого уровня его подготовки. Подобного рода задачи в настоящее время решаются практически всеми автоматизированными информационными системами (например, «Бухгалтерский учет», «Подготовка производства», «Кадры», «Складской учет» и т. д.). Задачи этого класса, если они используются для принятия решений, называются задачами принятия решений в условиях полной определенности. При этом случайные и неопределенные факторы отсутствуют. 2. Более сложные задачи — задачи принятия решений в условиях риска, т. е. в том случае, когда имеются случайные факторы, для которых, однако, известны их законы распределения вероятностей. Постановка и решение таких задач возможны на основе методов теории вероятностей, аналитического и имитационного моделирования. Аналитическое моделирование заключается в выводе формул, связывающих рассматриваемые величины и составляющих математическую модель явления. Имитационное моделирование - это метод исследования, заключающийся в имитации на ЭВМ процесса функционирования исследуемой системы, т.е. в построении математической модели системы. В рамках метода имитационного моделирования разрабатываются и используются такие алгоритмы и программы, которые имитируют на ЭВМ поведение (в том числе, в реальном времени) системы, ее свойства и характеристики. Такой подход позволяет предсказывать поведение системы в определенном диапазоне условий. Учет случайных факторов реализуется на основе использования компьютерного генератора случайных чисел. 3. Слабоструктурированные задачи,содержащие качественные компоненты (количественно не оцениваемые – “сильно”,” существенно” и т.п.) и неизвестные количественные компоненты. Для таких задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственных преобразований данных. Постановка задач базируется на принятии решений в условиях неполной информации. В ряде случаев на основе теории нечетких множеств удается построить формальные схемы решения. 4. Задачи принятия решений в условиях противодействия или конфликта (например, необходимо учитывать наличие активно действующих конкурентов). В задачах этого класса могут иметься случайные факторы, для которых известны или не известны законы их поведения. Постановка и решение таких задач возможны (правда не всегда) методами теории вероятностей, теории нечетких множеств и теории игр. 5. Наиболее сложные задачи принятия решений, для которых отсутствует возможность формализации из-за высокой степени неопределенности. К таким задачам относится большинство проблем прогнозирования, перспективного планирования и т. п. Основой решения этого класса задач являются квалификация исполнителя, его опыт. При решении таких задач возможно использование интеллектуальных систем, в частности, экспертных систем.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |