Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методичний посібник 3 страница




[146] Следует заметить, что в западной литературе практически не используется термин «научная школа». Там принято говорить о «незримом колледже» (объединение ученых, проживающих зачастую в разных странах, общей исследовательской проблемой), неформальных или институционализированных малых группах — научных коллективах (см.: Научная деятельность: структура и институты. М., 1980; Коммуникация в современной науке. М., 1976).

[147] См.: Юревич А. В. Социальная психология науки. СПб., 2001. С. 169; Карцов В. П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. М., 1984. С. 75.

[148] Карцов В. П. Указ. соч. С. 80.

[149] Естественноправовая — 4, либертарная школа — 2, позитивистская — 2, нормативистская — 2, социологическая — 2, феноменологическая — 1, диалектико-социологическая — 1, школа юридического постмодернизма — 1.

[150] О наличии петербургской школы высказалось 6 респондентов, московской – 5, екатеринбургской — 3, дальневосточной — 1, тбилисской — 1.

[151] О наличии «школы гражданского права» заявили 4 респондента, уголовного права — 2, уголовного процесса — 1, криминологии — 1, международного экологического права — 1, морского (водного) права — 1, земельного права — 1.

[152] В качестве институционального критерия были названы «Криминологический клуб» — 1 и СПб юридический институт Генеральной прокуратуры РФ — 1.

[153] Наиболее содержательные и развернутые определения научных школ: 1) «Учение с признаками: а) определенного объекта исследования; б) не менее четырех единомышленников-ученых; в) научно-практической значимости исследования (актуальность, общественно-полезные цели и реальные задачи); г) не менее двух учеников у каждого из ученых (в данной школе)»; 2) «Признаками научной школы являются: наличие нескольких (более одного) представителя; лидер(ы); концепция, в значительной мере разделяемая представителями школы; как правило, дискуссия внутри школы, а также школы с ее оппонентами»; 3) «Любая школа, в том числе и научная, предполагает автора концепции и его последователей (сторонников); в широком понимании школой может считаться сама концепция при условии, если эта концепция получила признание».

[154] См.: Кара-Мурза С. Г. Проблемы интенсификации науки: Технология научных исследований. М., 1989. С. 16. По мнению К. Хондрика, научная дисциплина характеризуется единством предметной области, выделения основных проблем, способов их решения, едиными нормами познания, логическим статусом, способом выявления эмпирических данных, релевантностью теории при решении проблем других областей и др. (Hondrick K. Viele Ansätze — Eine Sociologische Theorie // Theoriesvergleich in den Sozialwissenschaften. Darmstadt, 1978. S. 317.)

[155] Теория государства и права в этом классификаторе проходит под шифром 12.00.01.

[156] Более подробную аргументацию этого вывода см.: Честнов И. Л. Онтологический статус юриспруденции в современном мире // Место юриспруденции в системе общественных наук. Первые Спиридоновские чтения: Труды теоретического семинара юридического факультета СПб ИВЭСЭП. Вып. 3. СПб., 2000.

[157] Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб.,1996. С. 251.

[158] Иногда в литературе как недоразумение можно встретить мнение, что эмпирический уровень очень часто отождествляется с фактами, добываемыми социологическими методами, тем самым противопоставляются социальная философия и социология как исключительно эмпирическая дисциплина.

[159] Цит по: Almond G. A discipline divided: Schools and sects in political science. Newbury Park (Cal.), 1990.

[160] См., например: Сырых В. М. Логические основания… С. 39.

[161] См.: Михайлов Ф. Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. М., 2003. С. 51.

[162] В этой связи симптоматично появление в Германии солидного академического исследования К. Хюбнера «Критика научного разума» (1978, М., 1994).

[163] См.: Bauman Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Postmodernity and Intellectuals. Cambridge, 1987. В этой книге известный английский социолог показывает изменение статуса интеллектуалов, а значит, и науки в эпоху постмодерна: ученый (и наука) превратился из законодателя в интерпретатора.

[164] Сырых В. М. справедливо утверждает, что логико-методологический раздел теории права значительно отстает от уровня теоретического освоения права (Сырых В. М. Логические основания… С. 11).

[165] Опрос проводился в 2003 г. среди преподавателей СПб юридического института Генеральной прокуратуры РФ, в том числе семь кандидатов юридических наук и три доктора юридических наук. Большинство сотрудников Института, к сожалению, от ответа на поставленные вопросы отказались. Это, вполне вероятно, свидетельствует об отсутствии своего мнения по поводу заданных вопросов. Помощь в проведении опроса оказали студенты 3-го курса дневной формы обучения Е. Валласк и К. Беликов.

[166] Из десяти опрошенных пятеро критерии научности юриспруденции (своей области знаний) связали преимущественно с практической проверяемостью (верификацией) знаний, двое — с логичностью (преимущественно понятийного аппарата). Наличие предмета и метода научного исследования — основной критерий научности для двух экспертов. Кроме того, среди ответов оказались и достаточно неожиданные, например к критериям научности отнесены «глубокое знание и честная оценка законов и их применения, выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства»; «учение о субъективной и объективной стороне состава преступления»; «исследование закономерностей в вопросах правового регулирования общественных отношений»; «объективная потребность, признание учеными и практиками». Один из опрошенных на вопрос о том, какие существуют критерии науки как таковой, порекомендовал обратиться к соответствующей литературе, не указав при этом, к какой именно.

[167] Следует заметить, что различия между рационализмом и эмпиризмом, на чем настаивают многие философы, не такие уж принципиальные. Да, это разные способы достижения эпистемологического идеала — абсолютной истины. Но уже у представителей логического позитивизма (неопозитивизма), например в программе Д. Гилберта, объединяется математический идеал строго доказанного и неопровержимого знания с «протокольными предложениями» — записями непосредственных результатов опыта.

[168] См.: Нерсесянц B. C. Право и закон. С. 361.

[169] Ее разновидностью, например, выступает психологическая теория права, активно разрабатываемая Л. И. Петражицким, редуцирующая право к эмоциям, переживаниям юридических ситуаций.

[170] Неопозитивисты 30-х годов, как уже отмечалось, пытались их соединить.

[171] Он предлагал проанализировать какую-либо научную работу и выявить применяемую систему аргументации. В качестве рабочей гипотезы он предполагал, что в большинстве случаев это будет интуитивное мнение типа «привиделось мне» (слова Л. И. Спиридонова).

[172] Чиркин В. Е. Пути развития современного парламента: «мини-парламенты» // Правоведение. 2002. № 2.

[173] Там же. С. 27—32.

[174] Там же. С. 32.

[175] Горлачева М. И. О формах участия государственных органов в гражданском и арбитражном процессе // Правоведение. 2002. № 1.

[176] О том, что «один и тот же криминологический факт интерпретируется в различных контекстах и имеет неодинаковый смысл», говорил в начале 80-х годов Л. И. Спиридонов (см.: Спиридонов Л. И. Криминологический факт и его оценка // Криминология и уголовная политика: Сборник материалов советско-скандинавского симпозиума, 1983 г. М., 1985. С. 19—22; другое издание этой же работы см.: Спиридонов Л. И. Избранные произведения. С. 361—364).

[177] Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998. С. 166—167.

[178] Социологами науки было подсчитано, что ученые проверяют свои гипотезы в среднем 2,5 опытами, считая что их достаточно для обоснования вывода (см.: Mahoney M. J. Scientics as subjects: The psychological imperative. Cambridge, 1976). Не случайно К. Поппер отказался от критерия верификации как критерия научности теории в пользу ее фальсификации, утверждая, что любая теория неизбежно будет опровергнута новой теорией. Неопровержимыми являются метафизические концепции (см.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983).

[179] См. подробнее авторскую позицию по данному вопросу: Честнов И. Л. Действие и действенность юридических теорий // Ученые записки СПб ИВЭСЭП. Т. 1. СПб., 1999.

[180] Никифоров А. Л. Указ. соч. С. 182—189.

[181] Невозможность логически вывести модальные суждения (возможно, должно, запрещено) из дескриптивных (описательных) суждений именуется «парадоксом Юма». В ХХ в. эта проблема связана с именем А. Росса (см.: Ross A. Imperatives and Logic // Theory. 1941. Vol. 7).

[182] Т. Бендин отмечает, что для О. Холмса бытие права — это не догмы, логические построения и теории, а практика, опыт, на который гораздо большее значение оказывает господствующая в обществе мораль и институты публичной власти (см.: Benditt Th. M. Law as rule and principal: Problems of legal philosophy. Stanford, 1978).

[183] См.: Posner R. The Problems of Jurisprudence. Chicago, 1990; Schlag P. Missing Pieces: A Cognitive Approach to Law // Texas Law Review. 1989. № 67. P. 1195—1250.

[184] Эволюция знака, по мнению Ж. Бодрийяра, включает в себя четыре этапа: первый — знак как зеркальный образ реальности, второй — как извращение ее, третий — как маскировка отсутствия реальности, четвертый — как симулякр, копия без оригинала, существующая сама по себе, без какого бы то ни было соотнесения с реальностью (см.: Bodrillard J. Simulations. N.Y., 1983).

[185] Искусственность социальных норм состоит не в том, что они произвольно сконструированы, а в том, что люди их измеряют и оценивают и, тем самым, несут за них моральную ответственность, т. е. «искусственность ни в коей мере не влечет за собой полный произвол» (Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 99).

[186] Такую точку зрения активно развивает Л. А. Микешина (см.: Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. С. 20 и след.; Она же. Конвенции как следствие коммуникативной природы познания // Субъект, познание, деятельность. М., 2002. С. 507—533).

[187] Микешина Л. А. Философия познания… С. 23. В другом месте она пишет: «…гуманитарное знание оперирует понятием “теория” в широком смысле, как некоторой концепцией, совокупностью взглядов мыслителя, некоторой системой высказываний, не связанных жесткой дедуктивной последовательностью» (Там же. С. 32).

[188] Наука, как и другие формы интеллектуальной деятельности, подвержена человеческим ошибкам, страстям и слабостям; она включена в культурный контекст, а научное знание неизбежно зависит от общей культуры данного социума. Поэтому наука должна отказаться от своих притязаний на внутреннюю логику и собственную историю, относительно независимую от истории социально-культурного контекста, — утверждает Б. Барнс (Barns B. About Science. Oxford, 1985).

[189] О культурной зависимости различных форм восприятия, представлений, знаний писали антропологи начала ХХ в. (Л. Леви-Брюль, Э. Эванс-Причард, К. Леви-Стросс и др). Представители «классической» социологии науки (например, К. Мангейм, Р. Мертон) проводили социологический анализ институциональных аспектов науки, полагая, что научные открытия принадлежат внутренней истории науки и являются в широкой степени независимыми от ненаучных факторов (см.: Merton R. Science, Technology and Society in 17th century of England. N.Y., 1970. P. 75). Представители же современной социологии знания утверждают, что социологическому анализу должны быть подвергнуты все элементы научной деятельности, включая научные открытия, которые в не меньшей степени, по их мнению, детерминированы социокультурным контекстом.

[190] Laudan L. Science and Relativism. Chicago; L., 1990.

[191] См.: Бурдье П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдье. М.; СПб., 2001.

[192] Шматко Н. А. Горизонты социоанализа // Там же. С. 37.

[193] Бурдье П. Клиническая социология... С. 64. При этом во Франции в гуманитарных науках чем ближе ученый к власти, тем меньше его научный авторитет (Там же. С. 70).

[194] Статус ученого (его символический капитал) проявляется в признании коллегами и конкурентами, что выражается в индексе цитирования, наградах, премиях, переводах, научных и почетных званиях и т. п. (Там же. С. 56).

[195] «Знание сплетено с властью, оно лишь тонкая маска, наброшенная на структуру господства», — пишет М. Фуко. (Фуко М. Воля к истине. М., 1996. С. 321). Другие критики научной автономии утверждают, что научное знание представляет собой систему убеждений, поддерживаемую членами научного коллектива, которые ничем не отличаются от идеологических убеждений (Aronowitz S. Science as Power. Discourse and Ideology in Modern Society. Hampshire, 1988).

[196] Бурдье П. Цензура поля и научная сублимация // Там же. С. 105. При этом остается непроясненным вопрос о том, какие критерии «прогресса разума» имеет в виду ученый.

[197] Среди таковых отметим следующие: Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986; Берка К. Измерения: понятия, теории, проблемы. М., 1987; Девятко И. Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 1998; Ельмеев В. Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб., 1995; Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. СПб., 1994; Комплексные социальные исследования. Л., 1976; Процесс социального исследования: вопросы методологии, методики и организации марксистско-ленинских социальных исследований. М., 1975; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972; Рабочая книга социолога. М., 1976; Рогозин Д. М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002; Садмен С., Брэдберн Н. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований. М., 2002; Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманитарную социологию. М., 1998; Уолтон Д. Аргументы ad hominem. М., 2002; Хеллевиг О. Социологический метод. М., 2003. Человек как объект социологического исследования. Л., 1977; 2002; Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.

[198] Из работ, посвященных анализу конкретного юридического исследования, выделим следующие: Казимирчук В. П. Право и методы его изучения. М., 1965; Козлов В. А., Суслов Ю. А. Конкретно-социологические исследования в области права: Учебное пособие. Л., 1981; Комплексные социально-правовые исследования. М., 1977; Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987; Право и социология. М., 1973; Суслов Ю. А. Конкретные исследования и развитие социологии права. Л., 1983; Сырых В. М. Метод правовой науки. М., 1980.

[199] В. А. Козлов и Ю. А. Суслов к методологическому разделу относят концепцию исследования, интерпретацию основных понятий и гипотезы исследования. При этом концепция исследования включает проблему, цель и задачи исследования. (Козлов В. А., Суслов Ю. А. Указ. соч. С. 45—57). Как видим, различие с предложенной схемой непринципиальное.

[200] Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии. С. 104.

[201] Там же. С. 112.

[202] Там же. С. 114.

[203] Там же. С. 119.

[204] Основы экономической криминологии // Преступность среди социальных подсистем / Под ред. Д. А. Шестакова. СПб., 2003. С. 187.

[205] Интересно, что автор пытается привлечь внимание общественности и представителей государственной власти к поднимаемой проблеме, констатируя, что «государство до сих пор не сформулировало социальный заказ на проведение таких криминологических исследований, отсутствует и соответствующее финансирование и координация НИР, а разработка экономико-криминологической проблематики остается уделом отдельных ученых-энтузиастов» (Там же. С. 194).

[206] Эти два момента — онтологический и гносеологический — теснейшим образом переплетены друг с другом, хотя иногда выделяются как самостоятельные. (См., например: Разуваев Н. В. норма права как явление правовой культуры // Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 3—4).

[207] Сапун В. А. Теория правовых средств и механизм реализации права // Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2002. С. 3—4.

[208] Там же. С. 5.

[209] Сызранцев Д. Г. Прагматизм в праве (метод Роско Паунда) // Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 3.

[210] Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003. С. 9, 12.

[211] Закомлистов А. Ф. Юридическая философия. СПб., 2003. С. 12.

[212] При этом возникает серьезный и не решенный до сих пор вопрос о «переводе» проблемной ситуации на язык исследования (см.: Батыгин Г. С. Указ. соч. С. 227).

[213] Сырых В. М. Указ. соч. С. 97.

[214] Козлов В. А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989. С. 13.

[215] Преступность среди социальных подсистем. С. 197—198.

[216] Челышева О. В. Гносеологические основы криминалистики (теоретико-прикладное исследование). СПб., 2003. С. 33.

[217] Возгрин И. А. Введение в криминалистику: история, основы теории, библиография. СПб., 2003. С. 32.

[218] Разуваев Н. В. Указ. соч. С. 5.

[219] Сапун В. А. Указ. соч. С. 6.

[220] Сызранцев Д. Г. Указ. соч. С. 4.

[221] Сырых В. М. Указ. соч. С. 102.

[222] Ядов В. А. Указ. соч. С. 75.

[223] Преступность среди социальных подсистем. С. 199.

[224] Челышева О. В. Указ. соч. С. 94, 105.

[225] Возгрин И. А. Указ. соч. С. 51—52.

[226] Разуваев Н. В. Указ. соч. С. 5.

[227] Сапун В. А. Указ. соч. С. 6.

[228] Сызранцев Л. Г. Указ. соч. С. 4.

[229] Преступность среди социальных подсистем. С. 206.

[230] Там же.

[231] Там же. С. 207.

[232] Возгрин И. А. Указ. соч. С. 58—60.

[233] Разуваев Н. В. Указ. соч. С. 5.

[234] Сапун В. А. Указ. соч. С. 6—7.

[235] Козлов В. А., Суслов Ю. А. Указ. соч. С. 51—52.

[236] Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997. С. 72.

[237] Батыгин Г. С. Указ. соч. С. 101—102.

[238] Там же. С. 69, 103.

[239] Гилинский Я. И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб., 2002. С. 43—46. Однако и тут имеются серьезные вопросы, связанные с адекватностью информации, официально фиксирующей преступность: не учитывается латентная преступность, историческая и социокультурная обусловленность преступности, в частности ее изменчивость, а также способность уголовного закона в определенном смысле порождать новые виды преступлений (о последнем аспекте см.: Преступность среди социальных подсистем. С. 20—24).

[240] См. подробнее: Ядов В. А. Указ. соч. С. 96—104.

[241] Мангейм Д. Б., Рич Р. К. Указ. соч. С. 66—68.

[242] Ядов В. А. Указ. соч. С. 100—103; Козлов В. А., Суслов Ю. А. Указ. соч. С. 55—57.

[243] Закомлистов А. Ф. Философия юридической нормы // Автореф. дис.... д-ра филос. наук. Пермь, 2004. С. 17—20.

[244] Сапун В. А. Указ. соч. С. 10—11.

[245] См. подробнее: Ядов В. А. Указ. соч. С. 104—111; В. А. Козлов и Ю. А. Суслов ограничиваются первыми тремя разновидностями плана (см.: Козлов В. А., Суслов Ю. А. Указ. соч. С. 57— 62).

[246] Батыгин Г. С. Указ. соч. С. 147.

[247] См.: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Благовещенск, 1998.

[248] Такую модель предложил в 30-е гг. ХХ в. К. Поппер, а затем развил К. Гемпель (Никифоров А. Л. Философия науки… С. 173—189).

[249] Dray W. Laws and Explanation in History. London, 1957.

[250] Никифоров А. Л. Указ. соч. С. 185—186.

[251] В связи с этим возрождается интерес к идеям неокантианцев о специфике гуманитарной науки.

[252] В этой связи стоит вспомнить знаменитую фразу Л. Витгенштейна о том, что человек способен лишь отчасти выразить внешним образом свои духовные переживания (цит. по: Никифоров А. Л. Указ. соч. С. 194).

[253] «Никакая значительная интерпретация не могла сформироваться без заимствований и уже имеющихся в распоряжении данной эпохи способов понимания мифа, аллегории, метафоры, аналогии и т. п.», — пишет П. Рикер. (Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. С. 5).

[254] Там же. С. 42.

[255] Рикер П. Герменевтика, этика, политика: Московские лекции и интервью. М., 1995. С. 5—9.

[256] П. Рикер в этой связи пишет о диалектике структуры и конкретной практики — praxis’а: структура предшествует конкретной практике, но praxis предшествует структуре (Рикер П. Конфликт интерпретаций. С. 80).

[257] Батыгин Г. С. Указ. соч. С. 183, 185, 197.

[258] См.: Муромцев С. А. Определение и основное разделение права // Избранные труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004.

[259] Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998. С. 193, 194. Следует заметить, что, несмотря на достаточно обширную литературу по данной проблеме, появившуюся в последние годы (см. например, Российская правовая политика / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2003), диагноз Б. А. Кистяковского вполне применим и к дню сегодняшнему.

[260] Юм Д. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1965. С. 618.

[261] Jorgensen J. Imperatives and Logic // Erkenntnis, 1937—1938. Bd. 7, Hf. 4. S. 288—296.

[262] Ross A. Imperatives and Logic // Theoria. 1941. Vol. 7. P. 53—71; Idem. Directives and Norms. London, 1968. P. 158—163.

[263] Моисеев Н. Н. Указ. соч. С. 303.

[264] Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под ред. Д. М. Гвишиани. М., 1997. С. 101.

[265] Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, 1990. P. 39—47.

[266] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. С. 111.

[267] Спиридонов Л. И. Социология уголовного права. С. 84; Он же. Избранные произведения. С. 219.

[268] Блувштейн Ю. Д., Добрынин А. В. Основания криминологии. Опыт логико-философского исследования. Минск, 1990. С. 28.

[269] Там же. С. 33.

[270] Батыгин Г. С. Указ. соч. С. 218—219.

[271] Спиридонов Л. И. Избранные произведения. С. 239.

[272] Батыгин Г. С. Указ. соч. С. 228. При этом процесс принятия решения включает такие стадии, как: определение количества и качества информации, необходимой для принятия решения; сбор и переработка (систематизация) информации; создание информационных моделей; определение альтернатив решения задачи, достижения цели; выбор критерия для оценки альтернатив; оценка альтернатив; выбор одной из альтернатив и принятие соответствующего решения; корректировка решения в процессе его реализации. (Там же. С. 247).

[273] Вариант решения проблемы представляет собой внелогическое выдвижение гипотез о возможном решении проблемы и выходит за рамки научной рациональности, — утверждает Г. С. Батыгин. (Там же. С. 234).

[274] Бойцова Л. В. Ответственность государства за ущерб, причиненный гражданам в сфере правосудия: генезис, сущность, тенденции развития // Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1995. С. 12—13.

[275] Бойцова В. В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества // Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 1995. С. 18.

[276] Столяров О. И. Юридический конфликт: природа, развитие, способы разрешения // Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2002. С. 8.

[277] Татаринов С. А. Вопросы конституционного законодательства в постановлениях Конституционного суда РФ (1992—2001 гг.) // Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Томск, 2002. С. 7.

[278] Козлов В. А., Суслов Ю. А. Указ. соч. С. 62.

[279] См., например: Сырых В. М. Указ. соч. С. 360 и след.

[280] Там же. С. 392.

[281] Батыгин Г. С. Указ. соч. С. 214.

[282] О понятии и видах опроса общественного мнения см.: Ядов В. А. Указ. соч. С. 228 и след.; Пэнто Р., Гравитц М. Указ. соч. С. 407 и след.

[283] См.: Садмен С., Брэдберн Н. Указ. соч. С. 15. В качестве примера можно привести следующий вопрос: совершили ли США ошибку, приняв решение защищать Южную Корею? (да — 49 %, нет — 38 %). Если же его переформулировать с «политическим акцентом»: правильно ли поступили США, направив войска в Южную Корею для предотвращения вторжения коммунистов? — то результат ответа получится уже другим (да — 55 %, нет — 36 %) (Там же. С. 17).

[284] Часто встречающиеся оценочные выражения,— отмечают С. Садмен и Н. Брэдберн, — свидетельствуют о небеспристрастности анкетирования (Там же. С. 15—16).

[285] Там же. С. 34.

[286] См. подробнее: Там же. С. 65—97.

[287] Завышение сведений об участии в президентских выборах в США составляет 10—13 %, а в местных выборах — до 30 %. (Там же. С. 71). Поэтому контрольный вопрос, позволяющий выявить реальное участие в выборах, совершенно необходим.

[288] Там же. С. 79—80.

[289] Там же. С. 112. Такие вопросы, ко всему прочему, дают информацию о господствующих в данном обществе стереотипах, представлениях.

[290] Жители США в 1955 г. лучше всего смогли определить на карте Англию — 65 %, Францию — 63 %, Испанию — 57 %. (Там же).

[291] Неоспоримым лидером стало высказывание «пришел, увидел, победил», набравшее 19 %. (Там же).

[292] См. подробнее: Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002 (особенно раздел 1 «Психология установки» и раздел 2 «Установка и познание»); Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999.

[293] Этот метод состоит в следующем: исследователь разбрасывает в разных частях города большое количество неотправленных писем с адресом и маркой. Нашедший их человек должен решить — отправлять его или нет. Тем самым демонстрируется позитивное или негативное отношение к соответствующей организации или человеку — адресату. Таким методом в 60-е годы ХХ в. Милграм изучал отношение населения Гонконга к коммунистам (см.: Рабинович А. О. Аттитюд // Социология. Энциклопедия. Минск, 2003. С. 72).

[294] См. подробнее: Рогозин Д. М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002.

[295] Там же. С. 12—14.

[296] Там же. С. 14—17.

[297] Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М., 2002; Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994; Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб., 1999; Он же. Современная сравнительная политология: Учебник. М., 2002; Чилкот Р. Х. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М., 2001. Обращаем внимание, что в этих работах рассматриваются именно методологические проблемы сравнения, а не просто приводятся результаты сравнительных исследований.

[298] Сморгунов Л. В. Сравнительная политология. С. 35.

[299] О лингвистической и онтологической относительности см. подробнее: Честнов И. Л. Право как диалог… С. 5—9.

[300] С этой проблемой столкнулись, в частности, японцы, когда в конце ХIХ в. проводили реформы своего законодательства по образу и подобию западноевропейского: оказалось, что в японском языке нет адекватного эквивалента английскому freedom, так как соответствующий японский термин означает эгоизм, что для японцев высшей ценностью не является. В каком же смысле тогда можно говорить о правах человека в Японии? (см.: Doi T. The anatomy of dependence. Tokyo, 1981. P. 84—85; White M. The Japanese educational challenge: A commitment to children. N.Y., 1987. P. 24).

[301] См.: Сморгунов Л. В. Сравнительная политология. С. 40—48.

[302] О видах сравнительных исследований см. подробнее: Там же. С. 49—53.

[303] Пэнто Р., Гравитц М. Указ. соч. С. 327 и след.

[304] Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т. 1, № 1.

[305] Там же. С. 121.

[306] Там же. С. 123—125.

[307] За основу были взяты именно глаголы, так как они наиболее четко характеризуют процесс социальной — должностной в данном случае — мобильности.

[308] Тернер Р. Указ. соч. С. 126—130.

[309] Именно такое исследование польского крестьянина в Америке (его адаптацию к новым условиям), ставшее первым примером «качественной методики», осуществили в 1918—1920 годах У. Томас и Ф. Знанецкий (Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. N.Y., 1958).

[310] Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. С. 45.

[311] Там же. С. 126 и след.

[312] Там же. С. 203—206.

[313] См. подробнее: Там же. С. 81—85; Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. С. 21—22.

[314] Forrester J. Thinking in cases // History of the human sciences. 1996. Vol. 9, № 3. P. 4.

[315] См.: Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 377— 401.

[316] Семенова В. В. Указ. соч. С. 85—87.

[317] См.: Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М., 1999.

[318] Девятко И. Ф. Указ. соч. С. 27.

[319] См.: Mead G. Geist, Identität und Gesellschaft. Frankfurt am Main, 1973.

[320] Schütz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt am Main, 1974. S. 115—123.

[321] Goffman E. Rahmen-Analyse. Frankfurt am Main, 1993. S. 16.

[322] Cicourel A. Cognitive Sociology. Language and Meaning in Social Interaction N.Y., 1974.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.