Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К истории Тотемского уезда




Владимир Минцкер

Самые ранние мои сведения о пращурах коми-зырянах Поповых-Мальцевых, живших в Тотемском уезде, относятся к началу XVIIIв. В это время в Вологодском крае закончилось интенсивное освоение северных территорий.

В основном, население края составляли русские. В Западных районах имелись карелы и вепсы. Восточные районы были заселены коми-зырянами. В районах, заселённых зыря­нами, влияние русских было глубоким. И только в Яренском и Усть-Сысольском уездах обрусения не произошло. Здесь с XVIв в церквях служение шло на зырянском языке, а по­следующие за св. Стефаном Пермским священники и монахи были из зырян. Зыряне, не желавшие принимать христианство, переселялись за Урал.

 

Конечно, мои Поповы-Мальцевы, как и многие другие зыряне, сильно обрусели. Но пе­редали мне, что пращуры/предки были зырянами.

Меня интересует, как пращуры зыряне, Поповы - Мальцевы, оказались в Тотемском уезде и жили ли они здесь изначально. Ведь письменные источники, которые я встречал, указывают регионы расселения зырян - восточные и северо-восточные районы Вологод­ского края: Сольвыче­годский. Усть-Сысольский, Яренский уезды.


По гипотезе историка и этнографа Л.Н.Жеребцова устюжские и тотемские зыряне были переселенцами. Начало XI - середина XIIвв составляют первый этап этнодемографиче­ского развития древних коми или перми вычегодской. Это был период первоначального расселения. Согласно гипотезе Л.Н.Жеребцова, не исключено, что в это время происхо­дило некоторое расширение территории расселения пермян в западном направлении. Массового притока мигрантов с Руси в земли древних коми ещё не было.

С конца XI - первой половине XIIв, по предположению Л.Н.Жеребцова, поселения древних коми появляются на нижней Сухоне, верхней Ваге с притоками и на Северной Двине ниже устья Вычегды - значительно западнее современной территории расселения коми. Сначала, на рубеже тысячелетий, переселенцы, по мнению Л.Н. Жеребцова, колони­зировали берега Вятки, Сысолы и Лузы. Затем из перечисленных районов группы мигран­тов, вероятно, уже гораздо менее многочисленные, стали постепенно продвигаться на Вы­чегду с притоками и на реки Юг, Малая Северная Двина, средняя Сухона.

 

Во многих исторических описаниях края приводятся письменные свидетельства про­живания коми зырян в Устюжском и Тотемском регионах. Так, австрийский путешествен­ник ХVIв С. Герберштейн писал о населении Устюжской земли: "у жителей свой язык, хотя они больше говорят по-русски».

Наиболее развёрнутым мне показалось такое описание в книге Г.А.Бородинских. Пермь Великая - Терра Инкогнита. Рассказы по истории. СПб. "Маматов". 2014 - 188с. «… Западноевропейские путешественники XVI–XVII веков отмечали, что жители Тотьмы и окрестных селений некогда говорили на своем особом языке, отличном от русского, но постепенно обрусели и уже почти не помнят его...»

То есть можно уверенно предположить, что территории тотемские и устюжские отно­сились в далеком прошлом к «пермским зем­лям» и назвать их условно Пермью Югов­ской, Пермью Тотемской (Сухонской) и Пер­мью Устьянской..."

В "Списке населенных мест Вологодской губернии", изданных в 1859 и 1866 гг, упо­минаются «зыряне обруселые и сохранившие обычаи и нравы своего племени», называе­мые также «обрусевшие финны».


Таким образом, можно утверждать, что в прошлом территории Устюга и Тотьмы по ре­кам Югу и средней Сухоне были населёны коми-зырянами. Известным примером явля­ется устюжанин св. Стефан Пермский. Его мать была зырянкой, и он с детства знал зырянский язык.

 

К и стории Режской церкви


Церкви на реке Реже тесно связаны со Тотемским Спасо-Суморинским монастырём.
В XVIв на Руси шло интенсивное развитие монастырей. Осваивались новые земли, засе­лялись прихожанами. Желание иметь новый монастырь и новые земли было и у Тотьмы.
В конце 1553 года тотемские жители направили «жалобину» царю Ивану lll с просьбой «дозволить старцу Феодосию Суморину воздвигнуть таковой во имя Преображения гос­подня». «Во 20 день февраля 1554 года во вторник второй недели поста» царь назначил Феодосия настоятелем новостроящейся обители, освободив её «от всяких податей и по­шлинных сборов» несудимой грамотой. К монастырю была приписана пустынь, постав­ленная и освоенная в начале XVI века старцем Ефремом по дозволительной грамоте Мос­ковского Великого Князя Василия Ивановича.

Около 1560 года по благословлению архиепископа Ростовского и Ярославского, в епар­хии которого состояла тогда Тотьма, Феодосий обновил Ефремову пустыню и завёл в ней братство.

 

ГРАММАТА ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА. 1538 г. декабря

«…Се язъ Князь Иванъ Васильевичь всея Руси пожаловалъ есми Игумена Леонтия з братьею, что служитъ у Преображениа Спасова и Николы чудотворца, въ Важской верхо­тинЬ, на реке на РЪже, или хто по немъ иный Игуменъ будеть: билъ ми челомъ, а сказываетъ, что обшелъ около тое пустыни лЪсъ дикой и непашенной, и деревень моихъ Великаго Князя волосныхъ данвыхъ посошныхъ нетъ; да на томъ-же де лЬсу озерко Тереньтьевское и рЬки и порЬчия и лЬсныя путики, а не отданы никому, и нашего оброку съ того озерка и съ рекъ и съ поречья на насъ не емлютъ; и намъ бы Игумена Леонтia з братею пожаловати велети ему отъ той пустыни лесъ сечи и людей на томъ лесу садити на все стороны отъ монастыря по пяти верстъ, и въ томъ озере Терентьевскомъ и въ рекахъ и въ nopечиях рыбы ловити на монастырь. И ожъ будетъ такъ, какъ намъ Игуменъ Леонтий з братьею билъ челомъ, и явь Князь Великий Игумена Леонида з братьею пожаловалъ
велелъ есми ему около того монастыря на все стороны лесъ сечи и крестьянъ на томъ на дикомъ лесу садити и пашню пахати отъ того монастыря но пяти верстъ, и со всеми съ
теми угодьи и съ Терентьевскимъ озеркомъ и съ реками и съ поречьи и съ лесными пу­тики. И хто у нихъ крестьянъ учнетъ на томъ лесу жити, и темъ ихъ крестьяномъ
не надобеть моя Великаго Князя дань, ни пищая белка (*), ни городовое дело, ни подводы, ни осминнича пошлина, ни посошная служба, ни въ соцвимъ, ни въ десяцкимъ, ни съ чер­ными людьми съ волостными они нетянутъ ни въ который проторы,….»

*) Писчая белка - так называлась плата подати за перепись дворовъ.

 

Леонидова (Ефремова) пустынь не была богатой. В XVII столетии пустынь совсем обеднела, запустела, упразднилась. Въ начале первой половины XVIII столетия, иеромонах Московскаго Угрешскаго монастыря Сергий устро­ил на месте прежней деревянной церкви каменную одноэтажную, которая в 1761 году и освящена в прежнее наименование Преображения Господня. По левую сторону от неё устроена другая, также каменная и одноэтажная церковь, в связи с колокольнею. Ос­вящение церкви во имя Святителя и чудотворца Николая совершено в 1800 году.

В конце18 века при Екатерине Вели­кой происходил отъём государством монастырских земель и сокращение числа штатных монасты­рей и монашествующих. Пустынь упраздни­лась, а её Режская Николаевская церковь стала приходской. Обе церкви Спасо-Преобра­женская холодная в Николаевская теплая, состоят приход­скими. Причта положено быть - священнику, диакону и псаломщику. Земли церковной—58 десятин, 325 сажень.

При церкви хранятся копии съ метрическихъ книг с 1781 года. Жалованья причту по­ложено от ъ казны, 164 р. 64 к. Доходов ъ до 560 руб. Прихожан было в 1894 году 961

муж. п. и 1014 жен, п. Есть церковно-приходская школа. Книги в 1894 году были почти все негодны к употреблению.

Деревни прихода следующие: 1) село Монастырское. 2) Лукинская. 3) Бурниха. 4) Кол­тыриха. 5) Колобово, 6) Марково. 7) Копылово. 8) Коробицыно. 9) Гридино. 10) Круглая. 11) Россохино. 12) Погорельцево.

 

Согласно "описанию" историка П.Савваитова, в 1761г. на месте деревянной построена каменная одноэтажная церковь Преображения Господня. По левую сторону от неё уст­роена... каменная одноэтажная церковь в связи с колокольнею, освященная во имя Святи­теля и чудотворца Николая в 1800г.... Обе церкви, Спасо-Преображенская холодная и Ни­колаевская тёплая состоят приходскими. То есть, клир на обе церкви один, общий.

 

Клировые ведомости церквей г. Тотьмы и Тотемского уезда. Ведомость о церкви То­темского уезда Николаевской церкви, что на Реже за 1856 г. ГАВО, ф. 496, оп. 4, д. 707, л. 145. Ведомость о Николаевской церкви Тотемского уезда, что на Реже за 1856 год.

«Тёплая церковь построена и освящена в 1800 году тщанием прихожан, а по случаю по­правки в ней иконостаса снова освящена в 1849 году. В другом корпусе по правую её сторону холодная построена и освящена в 1761-м году тщанием иеромонаха Сергия быв­шего Строителя прибывший на сие место пустыни под названием Леванидовой; с кото­рого времени церковь восприяла первобытное своё существование в приходе неизвестно. Зданием обе церкви каменные, одноэтажная с таковою же колокольнею, которая в одной связи с церковью тёплой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.