КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К истории Тотемского уезда
Владимир Минцкер Самые ранние мои сведения о пращурах коми-зырянах Поповых-Мальцевых, живших в Тотемском уезде, относятся к началу XVIIIв. В это время в Вологодском крае закончилось интенсивное освоение северных территорий. В основном, население края составляли русские. В Западных районах имелись карелы и вепсы. Восточные районы были заселены коми-зырянами. В районах, заселённых зырянами, влияние русских было глубоким. И только в Яренском и Усть-Сысольском уездах обрусения не произошло. Здесь с XVIв в церквях служение шло на зырянском языке, а последующие за св. Стефаном Пермским священники и монахи были из зырян. Зыряне, не желавшие принимать христианство, переселялись за Урал.
Конечно, мои Поповы-Мальцевы, как и многие другие зыряне, сильно обрусели. Но передали мне, что пращуры/предки были зырянами. Меня интересует, как пращуры зыряне, Поповы - Мальцевы, оказались в Тотемском уезде и жили ли они здесь изначально. Ведь письменные источники, которые я встречал, указывают регионы расселения зырян - восточные и северо-восточные районы Вологодского края: Сольвычегодский. Усть-Сысольский, Яренский уезды.
С конца XI - первой половине XIIв, по предположению Л.Н.Жеребцова, поселения древних коми появляются на нижней Сухоне, верхней Ваге с притоками и на Северной Двине ниже устья Вычегды - значительно западнее современной территории расселения коми. Сначала, на рубеже тысячелетий, переселенцы, по мнению Л.Н. Жеребцова, колонизировали берега Вятки, Сысолы и Лузы. Затем из перечисленных районов группы мигрантов, вероятно, уже гораздо менее многочисленные, стали постепенно продвигаться на Вычегду с притоками и на реки Юг, Малая Северная Двина, средняя Сухона.
Во многих исторических описаниях края приводятся письменные свидетельства проживания коми зырян в Устюжском и Тотемском регионах. Так, австрийский путешественник ХVIв С. Герберштейн писал о населении Устюжской земли: "у жителей свой язык, хотя они больше говорят по-русски». Наиболее развёрнутым мне показалось такое описание в книге Г.А.Бородинских. Пермь Великая - Терра Инкогнита. Рассказы по истории. СПб. "Маматов". 2014 - 188с. «… Западноевропейские путешественники XVI–XVII веков отмечали, что жители Тотьмы и окрестных селений некогда говорили на своем особом языке, отличном от русского, но постепенно обрусели и уже почти не помнят его...» То есть можно уверенно предположить, что территории тотемские и устюжские относились в далеком прошлом к «пермским землям» и назвать их условно Пермью Юговской, Пермью Тотемской (Сухонской) и Пермью Устьянской..." В "Списке населенных мест Вологодской губернии", изданных в 1859 и 1866 гг, упоминаются «зыряне обруселые и сохранившие обычаи и нравы своего племени», называемые также «обрусевшие финны».
К и стории Режской церкви
Около 1560 года по благословлению архиепископа Ростовского и Ярославского, в епархии которого состояла тогда Тотьма, Феодосий обновил Ефремову пустыню и завёл в ней братство.
ГРАММАТА ВЕЛИКАГО КНЯЗЯ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА. 1538 г. декабря «…Се язъ Князь Иванъ Васильевичь всея Руси пожаловалъ есми Игумена Леонтия з братьею, что служитъ у Преображениа Спасова и Николы чудотворца, въ Важской верхотинЬ, на реке на РЪже, или хто по немъ иный Игуменъ будеть: билъ ми челомъ, а сказываетъ, что обшелъ около тое пустыни лЪсъ дикой и непашенной, и деревень моихъ Великаго Князя волосныхъ данвыхъ посошныхъ нетъ; да на томъ-же де лЬсу озерко Тереньтьевское и рЬки и порЬчия и лЬсныя путики, а не отданы никому, и нашего оброку съ того озерка и съ рекъ и съ поречья на насъ не емлютъ; и намъ бы Игумена Леонтia з братею пожаловати велети ему отъ той пустыни лесъ сечи и людей на томъ лесу садити на все стороны отъ монастыря по пяти верстъ, и въ томъ озере Терентьевскомъ и въ рекахъ и въ nopечиях рыбы ловити на монастырь. И ожъ будетъ такъ, какъ намъ Игуменъ Леонтий з братьею билъ челомъ, и явь Князь Великий Игумена Леонида з братьею пожаловалъ *) Писчая белка - так называлась плата подати за перепись дворовъ.
Леонидова (Ефремова) пустынь не была богатой. В XVII столетии пустынь совсем обеднела, запустела, упразднилась. Въ начале первой половины XVIII столетия, иеромонах Московскаго Угрешскаго монастыря Сергий устроил на месте прежней деревянной церкви каменную одноэтажную, которая в 1761 году и освящена в прежнее наименование Преображения Господня. По левую сторону от неё устроена другая, также каменная и одноэтажная церковь, в связи с колокольнею. Освящение церкви во имя Святителя и чудотворца Николая совершено в 1800 году. В конце18 века при Екатерине Великой происходил отъём государством монастырских земель и сокращение числа штатных монастырей и монашествующих. Пустынь упразднилась, а её Режская Николаевская церковь стала приходской. Обе церкви Спасо-Преображенская холодная в Николаевская теплая, состоят приходскими. Причта положено быть - священнику, диакону и псаломщику. Земли церковной—58 десятин, 325 сажень. При церкви хранятся копии съ метрическихъ книг с 1781 года. Жалованья причту положено от ъ казны, 164 р. 64 к. Доходов ъ до 560 руб. Прихожан было в 1894 году 961 муж. п. и 1014 жен, п. Есть церковно-приходская школа. Книги в 1894 году были почти все негодны к употреблению. Деревни прихода следующие: 1) село Монастырское. 2) Лукинская. 3) Бурниха. 4) Колтыриха. 5) Колобово, 6) Марково. 7) Копылово. 8) Коробицыно. 9) Гридино. 10) Круглая. 11) Россохино. 12) Погорельцево.
Согласно "описанию" историка П.Савваитова, в 1761г. на месте деревянной построена каменная одноэтажная церковь Преображения Господня. По левую сторону от неё устроена... каменная одноэтажная церковь в связи с колокольнею, освященная во имя Святителя и чудотворца Николая в 1800г.... Обе церкви, Спасо-Преображенская холодная и Николаевская тёплая состоят приходскими. То есть, клир на обе церкви один, общий.
Клировые ведомости церквей г. Тотьмы и Тотемского уезда. Ведомость о церкви Тотемского уезда Николаевской церкви, что на Реже за 1856 г. ГАВО, ф. 496, оп. 4, д. 707, л. 145. Ведомость о Николаевской церкви Тотемского уезда, что на Реже за 1856 год. «Тёплая церковь построена и освящена в 1800 году тщанием прихожан, а по случаю поправки в ней иконостаса снова освящена в 1849 году. В другом корпусе по правую её сторону холодная построена и освящена в 1761-м году тщанием иеромонаха Сергия бывшего Строителя прибывший на сие место пустыни под названием Леванидовой; с которого времени церковь восприяла первобытное своё существование в приходе неизвестно. Зданием обе церкви каменные, одноэтажная с таковою же колокольнею, которая в одной связи с церковью тёплой.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |