Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь Николая Чудотворца в Спасо-Николаевской пустыни, 1800 г




Описание Режских храмов

 

Профессионально сделанное анонимным автором под ником Lilian Moor (Череповец) опи­сание храмов и настенной росписи размещено в группе "Режа" 27 июля 2014г. Мне ка­жется, что это описание, фиксирующее состояние росписи стен Преображенского храма на лето 2014г, очень ценно и важно для последующего восстановления/реставрации.

 

 

Группа «Режа ВКонтакте»

Отлично сохранившаяся до наших дней Преображенская церковь хранит в себе также хо­рошо сохранившиеся фрески. Рассмотрев лики можно понять, что писали их 4 или 5 мас­теров. Разные овалы лица, надбровные дуги, глаза, волосы, крылья. Даже краски положены по-разному. Кто-то писал густо, а кто-то прозрачно. Сначала посмотрите общую панораму в своде восьмерика, а далее пойдёт описание отдельных композиций.

 


Престолов в церквах два: в тёплой во имя Николая Мирликийского Чудо­творца, а в холодной во имя Преображения Господня.»


Неприметная на фоне летней церкви Преображения, тёплая зимняя однопрестольная цер­ковь Николая Чудотворца была выстроена и освящена взамен деревянной в 1800 году.

Церковь – бесстолпный краснокирпичный оштукатуренный четверик с коробовым сво­дом. С восточной стороны выступает пятистенная апсида. Всё это поставлено на фундамент из природного камня.


По фасаду можно судить о первоначальной планировке храма: колокольня-притвор, тра­пезная, основная часть, алтарь. С западной стороны на фасаде заметны следы колокольни: остался арочный дверной проём, ведущий наверх.


Первоначально, как и сейчас, крыша имела двускатное завершение, крыта железом. По всему периметру внешних стен проходит карниз с дентикулами. По углам четверика и ал­таря, по центру на фасаде располагаются прямоугольные пилястры. На северном и южном фасаде по четыре окна. Окна имеют криволинейное завершение, обрамлены прямоуголь­ными наличниками. Сохранились рамы и кубоватые решётки на некоторых окнах. Над ними сандрики в виде прямых карнизов, поддерживаемых восемью кронштейнами.

В алтаре три окна: с восточной, южной и северной стороны. Вход с западной стороны ко­гда-то был арочным, позже его заложили, превратив в прямоугольный дверной проём.

Внутри церкви первоначальная планировка изрядно изменена. Видны железные связи. Из первоначальных элементов неизменной осталась арка, условно отделяющая основную часть храма от трапезной. С левой стороны в ней устроен дымоход. Все остальные пере­городки сделаны уже в советское время для завода. В алтаре с правой стороны над окнами среди оставшихся фресок также имеется отверстие для дыма, сейчас птицы там устроили гнездо. На крыше – кирпичная труба.


При взгляде на это невысокое здание, не сразу скажешь, что оно стоит уже третье столе­тие. Из-за её эксплуатации в советское время внутренняя планировка часто менялась. Даже, несмотря на это, внешний вид не претерпел больших изменений, за исключением утраты колокольни.


Так как в советское время в этом храме был маслозавод, все стены в нём закрашены по­белкой, но в алтаре чудом остались части фресок. На южной стене алтаря можно разли­чить композицию «Христос в темнице». В центре одинокая фигура Христа. Лик утрачен. Сидит на скамейке, руки его связаны. В левой руке держит длинную трость. Из одежд на нём один гиматий. Слева за его спиной колонна. По сторонам от нимба подпись: Иисус Христос. Вся композиция обрамлена в прямоугольную рамку с криволинейным навер­шием.

На северной стене с трудом узнаётся композиция «Несение креста». Можно различить лишь крест и верхнюю часть фигуры Иисуса. Он обращён вправо, крест несёт на левом плече, придерживая правой рукой. На голове терновый венец. Действо заключено в пря­моугольную раму, имитирующую лепной карниз. На восточном своде алтаря над окном изображение Воскресения Христа. Лик утрачен. Фигура в рост, руки разведены в стороны. От Иисуса исходит яркий золотой свет. Сохранилась лишь верхняя часть фигуры.

Сравнивая зимнюю и летнюю церкви, можно сделать вывод о том, что зимняя церковь расписывалась раньше летней. Краски здесь не такие яркие, меньше декоративного об­рамления, фоны прописаны слабо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.