КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспоминания о церкви в д. Монастырской
Нина Антоновна Вахрушева Незабываемым моментом был выход из алтаря батюшки. Батюшка идёт, все встают на колени. Когда врата раскрываются, видна фреска на восточной стороне алтаря, изображающая Иисуса Христа. Складывается впечатление, что это сам Иисус Христос выходит к людям. И прихожане, как Иисусу Христу, кланяются священнику. Он красиво одет: риза, корона, риза жёлтая, раззолочённая, блестящая…». По правой стороне церкви тоже был установлен иконостас. По всей стене были иконы. Иконостас богатый. Люди, которые в разных местах бывали, говорили: «Такого иконостаса, как в Режской церкви, нигде не видали. Разве что в Новодевичьем монастыре». Церковное убранство было богатым. Богатое паникадило освещало церковь. Но основное освещение церкви в дневное время осуществлялось через окна на стенах и главном куполе.
Марина Одинцова Нина Антоновна Вахрушева мечтала о том, чтобы Храм отремонтировали. Она говорила, что колокольня была пристроена к зимней церкви со стороны дороги. Высокая. На неё вела винтовая лестница. Им, маленьким, разрешали по ней забираться вверх. Весь комплекс был обнесен высокой кирпичной оградой. Сверху была металлическая решётка. Со стороны деревни ворота - большие и маленькие.
Марина Одинцова. Описание Храма Преображения Господня. Его сделали ученики нашей школы несколько лет назад по воспоминаниям старожилов (бабушек): Пройдя паперть, прихожане оказывались в трапезной(притворе). Она по размерам небольшая. Отделялась двумя колоннами, соединёнными аркой. Здесь же были расположены иконы. (Получалась своеобразная стена, отделяющая данную часть от средней части церкви). С правой стороны от входа находился церковный ящик. Свечи продавал церковный староста (в 20-30 годы). Среднюю часть церкви венчает купол. В нем изображён Иисус Христос. Алтарь от основной части отделялся перегородкой – иконостасом. Она была фигурной – представляла собой крупную резьбу по дереву. К перегородке были прикреплены иконы, фигурки ангелов. Всё было позолоченным. В центральной части иконостаса находились царские ворота. Они были особо украшены.
Марина Одинцова. Воспоминания старожилов Режи о Храме Преображения Господня, д.Монастырская. Записаны учениками Режской школы Были в церкви поп, дьякон, помощник. Старосту выбирали всем приходом. В церкви был сторож. Он топил в церкви печи.
Служили по воскресеньям. Первая служба была заутренняя, потом перерыв, а потом обедня. Было большое колоколо, в которое звонили перед тем, как начать служить. Колокол весил 120 пудов. В церкви был один большой колокол, четыре средних, девять маленьких, назывались подзвонки. Седьмого января звонили в колокола весь день. В Пасху звонили неделю. В Пасху звонили с вечера, с девяти часов. В шесть часов кончали службу. А потом с иконами ходили по деревням поп и дьякон. Заходили в каждый дом. За это давали им яйца,кто сколько даст, два пирога и буханку хлеба. Поп, дьякон, псаломщик жили на Горке. Дорога у церкви проходила под окнами дома Нины Антоновны Вахрушевой. Церковь обнесена была оградой. Со стороны Лукинской она проходила около пилорамы. Ограда была очень красивая.
Церковь строили больше ста лет. Закончили стоить в 18 веке. Служили до 1934 года. Колокола спихнули для того, чтобы сделать трактора. Колокольня была разрушена в 1938 году. Ограду разрушили для того, чтобы строить??? на Рассохине. У церкви было кладбище. Иконостас был сделан под цвет золота
Воспоминания Черепановой Тамары Васильевны (1925 г. р.), записаны внучками Ирой и Леной Загоскиными. Кирпич делали прихожане. Всё строилось вручную. Роспись наносили с 1902 по 1905 год. Богослужение началось в 1905 году. Первый священник был Голубцов, второй – Лавров, третий Верюжский, последний – Леонтьевский. Послан он был из Тотьмы. В 1936 году богослужение прекратилось. У бабушки отец пел в церковном хоре, дирижировал хором, читал Евангелие. У нас есть фотография второго священника.
Воспоминания Игнашевой Раисы Михайловны, д. Гридино. Записаны внучкой Зайцевой Леной (5 класс). 1997 год. Церковь была построена в 1904 году. Там, где сейчас стоит церковь, раньше рос лес. Ёлки. Мужчины строили церковь. Были построены летняя церковь и зимняя. Вокруг летней церкви стояла высокая кирпичная ограда. Около церкви хоронили раньше людей. Со временем советская власть разрушила церковь. Сделали в церкви склад, затем спортзал.
Были две церкви: зимняя и летняя. Около церкви была келья. Церкви были обнесены широким кирпичным забором. На деревню Монастырскую выходили красивые резные ворота. Сразу с другой стороны за церковью было кладбище. В церкви на стенах были иконы. В ней были разрисованы стены. При церкви был сторож. Священнослужитель жил на Горке.
Воспоминания Стариковой Пелагии Дмитриевны, жительницы д. Гридино Сямженского района Вологодской области. Записаны Игнашевой Наташей, ученицей 7 класса. 1997 год. В церкви на стенах были иконы. В ней были разрисованы стены. При церкви был сторож. Священнослужитель жил на Горке. Спилили кресты у церкви в 1936 году. …Попа Верюжского посадили. …В церкви было много икон и колоколов. Батюшка идёт из алтаря, все прихожане на колени. На потолке Иисус Христос, как будто вылетает. Складывается впечатление, что не священнику, а Иисусу Христу все кланяются.
Воспоминания Игнашевой Августы Тимофеевны, записаны внучкой Зайцевой Таней в 1997 году. Раньше было пустое место, люди узнали и приехали. Подумали и стали основываться. Построили церковь приезжие. Построили две церкви: зимнюю и летнюю. Летняя – это высокая. Она была поставлена на кирпичных столбах, а зимняя – это низкая.
Зинаида Попова. Мне в детстве нравилось бывать в доме моей бабушки. И я интересовалась, кто разрисовал так красиво двери, заборку и судёнку. Она рассказывала, что мой дед - дедушко Паша, родился в этом доме. Когда он был маленьким ещё (годиков 5), у них квартировали иконописцы. В обязанности маленького Паши входило звать их на обед. Часов тогда не было, но на подоконнике была сделана зарубка, тень на эту зарубку падала - это и было время обеда, мне тоже нравилось по этой зарубке время определять. Конечно, можно было только летом и в солнечную погоду время определить. Сколько времени жили иконописцы, я не помню, но то что разрисовали красивыми дивными цветами в доме, запомнила. Я нашла годы жизни моего деда - с 1898г, а церковь закончили расписывать в 1904г. Значит к моменту окончания работ на Храме, деду было 6 лет. Я вспоминаю, что краски были яркими, не смывались, Держались лет 50, не меньше, до той поры, пока не надоело новой хозяйке. (Из воспоминаний моей бабушки Игнашевой Виринеи Кондратьевны).
У моего прадеда возможно корни из монастырских детёнышей.
В семье были пять коров,5 лошадей. Дом был о двух передах и с зимовкой. Занимались извозом, так как в Тотьму постоянно ездили за солью, углём, товарами. Они шили сапоги, имелась кузня. Вообще, люди в нашей Реже были не бедные, судя по пятистенкам и количеству мельниц. Старожилы говорили, что были крепкие хозяйства. Может потому, что были освобождены от податей и оброков. А ещё у всех почти были земли и сенокосы свои (Егоровы пенники, Ляжки Коровкинские т.д.). Когда прошла революция, начали раскулачивание. Многих потом реабилитировали.
Валентина Калмыкова Зина, у тебя любопытная родословная. Кто был твой прадед, где стоял дом, что от него осталось?
Зинаида Попова Остатки дома ещё остались. Дом стоял между моим домом и Павловыми.
Владимир Минцкер Бабушка часто вспоминала тётю Густю. Я думал, что она живёт в Вологде. Оказалось, она в 1911г жила в д. Бурниха, в 3 км от Монастырской. В Монастырской я в 2015г обнаружил фотографию, на которой - клир Режской Николаевской церкви и четыре женщины. На обороте сделана надпись «..фотография примерно 1911г. Верхний ряд -…справа - Августа Афиногеновна (Бурнинская), жена диакона,….нижний ряд второй слева диакон Николай Яблонский ….». Три остальные женщины - учителя приходского и земского училищ Тотемского уезда. Николай Яблонский занял вакантную должность диакона в сентябре 1912г, поэтому фотография сделана после 1912г. Я расспрашивал местных жителей о фотографии, но уже никто не помнит Августу. Единственно, рассказали, что в Бурнихе давно жила какая-то Августа, вдова Ратушина. Эта Августа рано овдовела и продолжала жить в семье Ратушиных.
Марина Одинцова На фотографии. Верхний ряд (слева-направо): две учительницы и Августа Афиногеновна (Мальцева), нижний ряд: (псаломщик) Остроумов, дьякон Яблонский, священник, матушка. Фотография из семейного архива Черепановой Т. В., сделана до 1917 года. Вероятно, фотография сделана в д. Горка. Там раньше жили священнослужители. Сейчас Горка - часть д. Монастырская. Спасибо большое Ирине Савельевой (Загоскиной) за фотографию и комментарий к ней.
Владимир Минцкер Я не исключаю, что многие мои пращуры - причетники и клирики Поповы-Мальцевы были из монастырских детенышей. Как мне передала бабушка, Осипова (Мальцева)Александра Александровна, род Мальцевых был коми-зырянским.
Марина Одинцова Монастырская и Лукавино изначально были одной деревней??? Я слышала, что они были разграничены (Около дома В. И. Игнашевой был ручей или ровок - граница). Тогда, Зинаида Александровна, дом Вашего предка стоял в Лукавине. И ещё интересно: покосы жителей д. Монастырской находятся на одном берегу. Их принадлежность обозначена именами владельцев. А за речкой, за Горкой - Поповской Горкой, пожен наших жителей не было. Вероятно, там всё были монастырские владения? Название деревни Лукавино более раннее. Название Монастырская появилось позже. Вы писали, что в документах одного из наших земляков стоит д. Лукавино. Вполне официально. Старожилы нашу Монастырскую долго называли Лукавином, а жителей - лукавинцами. И ещё красивая легенда (У Н. М. Соколовой) о том, почему именно здесь построили храм.
Нина Соколова Ручей, который делил деревню на 2 части, скорее всего, был слева от моста. Старый мост был построен от твоего дома (может чуть пониже) до дома Черепановых. Об этом мне рассказывала тётя Настя.
Зинаида Попова
У нас на Горке тоже есть ключик. Место раньше называли Поповкой, там стояли постройки и был поповский дом. Интересно бы узнать, что это за источник?
Марина Одинцова Вы тоже, Нина Михайловна, слышали, что деревня была разделена на две части? Монастырю принадлежало поле (через дорогу от церкви), судя по названию - Спасское поле. От Рассохина отданы Осотливые полянки (из воспоминаний старожилов).
Зинаида Попова Что было и что стало! Не могу налюбоваться этой красотой! На самом высоком месте стоит храм. Веет от храма духом старины… Смотришь на него и представляешь, как когда – то шли к его белоснежным стенам и золоченым куполам сотни людей из близлежащих деревень. Шли молиться за здоровье своих родных, земляков, за процветание России…
Зинаида Попова Может быть, что-то удалось спрятать до лучших времён и ещё лежит, ждёт на чердаках?
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |