Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспоминания о церкви в д. Монастырской




Нина Антоновна Вахрушева

Незабываемым моментом был выход из алтаря батюшки. Батюшка идёт, все встают на ко­лени. Когда врата раскрываются, видна фреска на восточной стороне алтаря, изображаю­щая Иисуса Христа. Складывается впечатление, что это сам Иисус Христос выходит к людям. И прихожане, как Иисусу Христу, кланяются священнику. Он красиво одет: риза, корона, риза жёлтая, раззолочённая, блестящая…». По правой стороне церкви тоже был установлен иконостас. По всей стене были иконы. Иконостас богатый. Люди, которые в разных местах бывали, говорили: «Такого иконостаса, как в Режской церкви, нигде не ви­дали. Разве что в Новодевичьем монастыре». Церковное убранство было богатым. Бога­тое паникадило освещало церковь. Но основное освещение церкви в дневное время осу­ществлялось через окна на стенах и главном куполе.

 

Марина Одинцова

Нина Антоновна Вахрушева мечтала о том, чтобы Храм отремонтировали. Она говорила, что колокольня была пристроена к зимней церкви со стороны дороги. Высокая. На неё вела винтовая лестница. Им, маленьким, разрешали по ней забираться вверх. Весь ком­плекс был обнесен высокой кирпичной оградой. Сверху была металлическая решётка. Со стороны деревни ворота - большие и маленькие.

 

Марина Одинцова.

Описание Храма Преображения Господня. Его сделали ученики нашей школы несколько лет назад по воспоминаниям старожилов (бабушек):

Пройдя паперть, прихожане оказывались в трапезной(притворе). Она по размерам не­большая. Отделялась двумя колоннами, соединёнными аркой. Здесь же были располо­жены иконы. (Получалась своеобразная стена, отделяющая данную часть от средней части церкви). С правой стороны от входа находился церковный ящик. Свечи продавал церков­ный староста (в 20-30 годы). Среднюю часть церкви венчает купол. В нем изображён Ии­сус Христос. Алтарь от основной части отделялся перегородкой – иконостасом. Она была фигурной – представляла собой крупную резьбу по дереву. К перегородке были прикреп­лены иконы, фигурки ангелов. Всё было позолоченным. В центральной части иконостаса находились царские ворота. Они были особо украшены.

 

Марина Одинцова.

Воспоминания старожилов Режи о Храме Преображения Господня, д.Монастырская. За­писаны учениками Режской школы

Были в церкви поп, дьякон, помощник. Старосту выбирали всем приходом. В церкви был сторож. Он топил в церкви печи.

 

Служили по воскресеньям. Первая служба была заутренняя, потом перерыв, а потом обедня. Было большое колоколо, в которое звонили перед тем, как начать служить. Коло­кол весил 120 пудов. В церкви был один большой колокол, четыре средних, девять ма­леньких, назывались подзвонки. Седьмого января звонили в колокола весь день.

В Пасху звонили неделю. В Пасху звонили с вечера, с девяти часов. В шесть часов кон­чали службу. А потом с иконами ходили по деревням поп и дьякон. Заходили в каждый дом. За это давали им яйца,кто сколько даст, два пирога и буханку хлеба. Поп, дьякон, псаломщик жили на Горке.

Дорога у церкви проходила под окнами дома Нины Антоновны Вахрушевой.

Церковь обнесена была оградой. Со стороны Лукинской она проходила около пилорамы. Ограда была очень красивая.


Воспоминания Добрыниной Юлии Михайловны. Записаны Дьяковой Юлей

Церковь строили больше ста лет. Закончили стоить в 18 веке. Служили до 1934 года. Ко­локола спихнули для того, чтобы сделать трактора. Колокольня была разрушена в 1938 году. Ограду разрушили для того, чтобы строить??? на Рассохине.
В зимней церкви была под полом печь. В летней ничего под полом не было. В летней церкви служили с Пасхи, пока тепло.

У церкви было кладбище.

Иконостас был сделан под цвет золота

 

Воспоминания Черепановой Тамары Васильевны (1925 г. р.), записаны внучками Ирой и Леной Загоскиными.

Кирпич делали прихожане. Всё строилось вручную. Роспись наносили с 1902 по 1905 год. Богослужение началось в 1905 году. Первый священник был Голубцов, второй – Лавров, третий Верюжский, последний – Леонтьевский. Послан он был из Тотьмы. В 1936 году богослужение прекратилось.

У бабушки отец пел в церковном хоре, дирижировал хором, читал Евангелие. У нас есть фотография второго священника.

 

Воспоминания Игнашевой Раисы Михайловны, д. Гридино. Записаны внучкой Зайцевой Леной (5 класс). 1997 год.

Церковь была построена в 1904 году. Там, где сейчас стоит церковь, раньше рос лес. Ёлки. Мужчины строили церковь. Были построены летняя церковь и зимняя. Вокруг летней церкви стояла высокая кирпичная ограда. Около церкви хоронили раньше людей. Со вре­менем советская власть разрушила церковь. Сделали в церкви склад, затем спортзал.


Записано Седаковой Таней.

Были две церкви: зимняя и летняя. Около церкви была келья. Церкви были обнесены ши­роким кирпичным забором. На деревню Монастырскую выходили красивые резные во­рота. Сразу с другой стороны за церковью было кладбище.
Служили службу зимой в зимней церкви, а летом – в летней. В праздники приезжали в церковь из других деревень на лошадях. В церкви венчали молодых, крестили маленьких и больших.

В церкви на стенах были иконы. В ней были разрисованы стены. При церкви был сторож. Священнослужитель жил на Горке.

 

Воспоминания Стариковой Пелагии Дмитриевны, жительницы д. Гридино Сямженского района Вологодской области. Записаны Игнашевой Наташей, ученицей 7 класса. 1997 год.
…Было две церкви: летняя и зимняя. Межу церквями было кладбище. От церкви к церкви была кирпичная ограда. В церкви было три колокола. Церковь делали своими руками. Один человек обгибал? церковь руками сам. Обгибал? церковь руками Ермешелов.
У первого попа была фамилия Лавров, у второго – Верюжский, последнего попа звали Николай.
… Венчание проходило следующим образом: молодых обводили вокруг алтаря. Впереди шёл поп, жених вёл за руку невесту. Потом они вставали на половичок и обменивались кольцами. На голову им надевали головные уборы. На алтаре стояла золотая чаша и две золотые иконы. Попы ставили две свечки перед иконами. На полу лежал невестин поло­вичок.
…В Пасху ходили в церковь. Весь вечер и всю ночь пели молитвы. Обходили вокруг церкви. Затем заходили в церковь. Поп заходил в алтарь, поднимал икону и говорил: «Христос Воскресе». Остальные люди, находящиеся в церкви, в ответ ему говорили: «Воистину Воскресе». В каждое воскресенье в церкви пели песни про Бога.

В церкви на стенах были иконы. В ней были разрисованы стены. При церкви был сторож. Священнослужитель жил на Горке.

Спилили кресты у церкви в 1936 году.

…Попа Верюжского посадили. …В церкви было много икон и колоколов.
…При венчании песен не пели. На голову невесты надевали золотой наголовный убор.
Была резьба по дереву фигурная, ангелочки.

Батюшка идёт из алтаря, все прихожане на колени. На потолке Иисус Христос, как будто вылетает. Складывается впечатление, что не священнику, а Иисусу Христу все кланяются.

 

Воспоминания Игнашевой Августы Тимофеевны, записаны внучкой Зайцевой Таней в 1997 году.

Раньше было пустое место, люди узнали и приехали. Подумали и стали основываться. По­строили церковь приезжие. Построили две церкви: зимнюю и летнюю. Летняя – это высо­кая. Она была поставлена на кирпичных столбах, а зимняя – это низкая.
Во время службы стояли справа мужчины, а слева – женщины. Были ограды около церкви, там и хоронили. Дорога у церкви проходила за оградой, не так, как сейчас.
…Где школа, там была Поповская Горка. На правом берегу Реки были дома попа, дьячка, дьякона, служки, просвирни. …Все земли считались церковными. В близлежащих дерев­нях были свои церковные угоды. С Рассохина были отданы Осотливые полянки.
Церковь закрыли в 1938 году летом.

 

Зинаида Попова.

Мне в детстве нравилось бывать в доме моей бабушки. И я интересовалась, кто разрисо­вал так красиво двери, заборку и судёнку. Она рассказывала, что мой дед - дедушко Паша, родился в этом доме. Когда он был маленьким ещё (годиков 5), у них квартировали ико­нописцы. В обязанности маленького Паши входило звать их на обед. Часов тогда не было, но на подоконнике была сделана зарубка, тень на эту зарубку падала - это и было время обеда, мне тоже нравилось по этой зарубке время определять. Конечно, можно было только летом и в солнечную погоду время определить. Сколько времени жили иконо­писцы, я не помню, но то что разрисовали красивыми дивными цветами в доме, запом­нила. Я нашла годы жизни моего деда - с 1898г, а церковь закончили расписывать в 1904г. Значит к моменту окончания работ на Храме, деду было 6 лет. Я вспоминаю, что краски были яркими, не смывались, Держались лет 50, не меньше, до той поры, пока не надоело новой хозяйке. (Из воспоминаний моей бабушки Игнашевой Виринеи Кондратьевны).

 

У моего прадеда возможно корни из монастырских детёнышей.

 

В семье были пять коров,5 лошадей. Дом был о двух передах и с зимовкой. Занимались извозом, так как в Тотьму постоянно ездили за солью, углём, товарами. Они шили сапоги, имелась кузня. Вообще, люди в нашей Реже были не бедные, судя по пятистенкам и коли­честву мельниц. Старожилы говорили, что были крепкие хозяйства. Может потому, что были освобождены от податей и оброков. А ещё у всех почти были земли и сенокосы свои (Егоровы пенники, Ляжки Коровкинские т.д.). Когда прошла революция, начали раскула­чивание. Многих потом реабилитировали.

 

Валентина Калмыкова

Зина, у тебя любопытная родословная. Кто был твой прадед, где стоял дом, что от него осталось?

 

Зинаида Попова

Остатки дома ещё остались. Дом стоял между моим домом и Павловыми.

 

Владимир Минцкер

Бабушка часто вспоминала тётю Густю. Я думал, что она живёт в Вологде. Оказалось, она в 1911г жила в д. Бурниха, в 3 км от Монастырской.

В Монастырской я в 2015г обнаружил фотографию, на которой - клир Режской Николаев­ской церкви и четыре женщины. На обороте сделана надпись «..фотография примерно 1911г. Верхний ряд -…справа - Августа Афиногеновна (Бурнинская), жена диа­кона,….нижний ряд второй слева диакон Николай Яблонский ….». Три остальные женщины - учи­теля приходского и земского училищ Тотемского уезда. Николай Яблонский занял вакант­ную должность диакона в сентябре 1912г, поэтому фотография сделана после 1912г.

Я расспрашивал местных жителей о фотографии, но уже никто не помнит Августу. Един­ственно, рассказали, что в Бурнихе давно жила какая-то Августа, вдова Ратушина. Эта Августа рано овдовела и продолжала жить в семье Ратушиных.

 

Марина Одинцова

На фотографии. Верхний ряд (слева-направо): две учительницы и Августа Афиногеновна (Мальцева), нижний ряд: (псаломщик) Остроумов, дьякон Яблонский, священник, ма­тушка. Фотография из семейного архива Черепановой Т. В., сделана до 1917 года. Веро­ятно, фотография сделана в д. Горка. Там раньше жили священнослужители. Сейчас Горка - часть д. Монастырская. Спасибо большое Ирине Савельевой (Загоскиной) за фотогра­фию и комментарий к ней.

 

Владимир Минцкер

Я не исключаю, что многие мои пращуры - причетники и клирики Поповы-Мальцевы были из монастырских детенышей. Как мне передала бабушка, Осипова (Мальцева)Александра Александровна, род Мальцевых был коми-зырянским.

 

Марина Одинцова

Монастырская и Лукавино изначально были одной деревней??? Я слышала, что они были разграничены (Около дома В. И. Игнашевой был ручей или ровок - граница). Тогда, Зи­наида Александровна, дом Вашего предка стоял в Лукавине. И ещё интересно: покосы жителей д. Монастырской находятся на одном берегу. Их принадлежность обозначена именами владельцев. А за речкой, за Горкой - Поповской Горкой, пожен наших жителей не было. Вероятно, там всё были монастырские владения? Название деревни Лукавино более раннее. Название Монастырская появилось позже. Вы писали, что в документах од­ного из наших земляков стоит д. Лукавино. Вполне официально. Старожилы нашу Мона­стырскую долго называли Лукавином, а жителей - лукавинцами. И ещё красивая легенда (У Н. М. Соколовой) о том, почему именно здесь построили храм.

 

Нина Соколова

Ручей, который делил деревню на 2 части, скорее всего, был слева от моста. Старый мост был построен от твоего дома (может чуть пониже) до дома Черепановых. Об этом мне рассказывала тётя Настя.

 

Зинаида Попова

 

У нас на Горке тоже есть ключик. Место раньше называли Поповкой, там стояли по­стройки и был поповский дом. Интересно бы узнать, что это за источник?

 

Марина Одинцова

Вы тоже, Нина Михайловна, слышали, что деревня была разделена на две части? Мона­стырю принадлежало поле (через дорогу от церкви), судя по названию - Спасское поле. От Рассохина отданы Осотливые полянки (из воспоминаний старожилов).

 

Зинаида Попова

Что было и что стало!

Не могу налюбоваться этой красотой! На самом высоком месте стоит храм.
А видно его далеко – далеко. Да такой он красы, что и в Вологде не встретишь!
Живы еще фрески в храме – не стерло их ни время, ни люди, хранившие в церкви удобре­ния, стрелявшие по голубям под сводом куполов, ни удары мяча (в церкви размещался спортзал)…

Веет от храма духом старины… Смотришь на него и представляешь, как когда – то шли к его белоснежным стенам и золоченым куполам сотни людей из близлежащих деревень. Шли молиться за здоровье своих родных, земляков, за процветание России…

 

Зинаида Попова

Может быть, что-то удалось спрятать до лучших времён и ещё лежит, ждёт на чердаках?
Про одну из церковных книг нам рассказала младшая дочь священнослужителя: Еванге­лие хранилось долго у её отца, книга была в виде чемоданчика, на заклёпках, корочки твёрдые и покрыты кожей. Он всё мечтал отдать её в свой Храм, верил, что к вере люди всё равно снова придут. Чтобы сберечь семью, он вынужден был уехать, началась война, и мать с детьми вернулась в деревню. Он же уехал после войны в Ленинград, завёл новую семью, и Евангелие хранилось в новой семье. После смерти его жена передала книгу в Храм, который он посещал. А у них в деревне хранилась ещё Библия, тоже на заклёпках и большая, её хранила старшая дочь. В очередной приезд отца, она упросила его забрать Библию, так как опасалась за сохранность. Отец увёз и сдал лично в Питерский Храм. Вот такая история нам стала известна.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.