Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К истории д. Монастырская




Ирина Попова, Любовь Шабардина, Владимир Минцкер

В процессе освоения северных территорий монастыри были центрами православной ре­лигиозности на тяготеющем к язычеству Севере. Также они были экономическими, поли­тическими и культурными центрами княжеской власти на новых территориях.

Монастырская колонизация, восходила к преподобному Сергию Радонежскому и его школе. Сначала шла волна отшельников. Первоначально они не претендовали на участие в политических и экономических процессах. Но именно они, избегавшие мирской суеты, превратили северные территории в уникальную социокультурную среду, которая будет образно именоваться «Фиваидой на Севере». Вокруг отшельников и их пустыней скоро начали строиться монастыри. Вокруг монастырей постепенно возникали деревни, сёла, волости. Монастыри были военными укреплениями.

Наши пращуры были непосредственно связаны со Спасо-Сумориным монастырём и его монастырскими вотчинами.


В переписной книге 1623-25 годов значится Режская волость в Важской верхотине на реке Режа. В этой волости расположена Леонидова (Ефремова) пустынь. Пустынь названа по игумену Леонтию, который принял её в 1539г. Первоначально это было лесное зай­мище.

Во всех писцовых книгах XVII века, начиная с 1620 г. и по 1688 г., Реж­ская Спасо-Николаевская пустынь, иначе "Леонидова пустынь в Важской верхо­тине, Тотемского уезда", уже записана вотчиной Николы Чудотворца Угрешского монастыря (АМ. Кн. 479. Л. 54. об.,- Кн. 486. Л. 1055; Кн. 15049. Л. 133; Кн. 483. Л. 1078-1095; Кн. 15050. Л. 297-301; Кн. 15048. Л. 492-496). "Феодосиевой пустынью" в книгах, за исключением книг за 1620 г., назван Богородский Негринский монастырь в Сученгской волости, состоявший в XVII веке в Тотемском уезде, а ныне - в Устюжском, I на р. Негре и Сухоне: "в Сученгской волости монастырь Успение Пре­чистой Богородицы, Феодосьева пустыня, на р. Сухоне и на Негре, на Семенове наволоке. А на монастыре церковь Прокопия, "Устюж. чуд... другая церковь Успе­ние Преч. Богородицы... Строение церковное все игумена Ефрема". (АМ. Кн. 486. Л. 1040; сравн. Кн. 5049. Л. 131; Кн. 486. Л. 561; Кн. 15050. Л. 443-461; Кн. 15048. Л. 654). В книгах же 1620 г. (АМ. Кн. 479. Л. 318) слова "Феодосиева пустыня" про­пущены и после переписи церквей сказано: "строение монастырское, а на мона­стыре келья чернаго попа Ефрема да 3 кельи, а в них 5 старцев... А владеют мо­настырем по государеве грамоте блажен, памяти государя царя и вел. Кн. Ивана Васильевича всея Руси и государя царя и вел. Кн. Федора Ивановича всея Руси лета 7093 (т. е. 1585 г.) за приписью дьяка Петра Тиунова". Состоял ли Негринский монастырь когда-нибудь в ведении Тотемского Феодосиева монастыря или назван "Феодосьевой пустынью" почему-либо иному, в книгах нет никаких указаний.


Как же вокруг монастырей и пустынь возникали деревни, крестьянские поселения?


«Жития изображают древнерусского пустынножителя в минуты его жизни, когда он приближается к своему иноческому идеалу, - пишет историк В.О. Ключевский. - Но со­хранились документы, в которых тот же пустынножитель является в ежедневном быту, среди своих будничных хлопот. Здесь он, заботливый хозяин, пекущийся о прокормлении собранной братии” (Ключевский В.О. Сочинения. т.2. М., 1957. с.263).


Далее монастырь начинает обрастать земельными владениями, нередко даже против своей воли. Пустынножителю нужно не много. Небольшой отрез земли с лесом близ мо­настыря, чтобы он со своею братией мог “от поту лица своего есть хлеб свой” (Ключев­ский В.О. Сочинения. т.2. М., 1957. с.266). Но затем у монастыря появляются вкладчики. Правители жалуют земли и пустоши. Это связано с представлением о монастыре как о сильнейшем молитвеннике о душах мирских людей. “Свет инокам - ангелы, свет мирянам - монахи".

Монастыри получали в дар земли и пустоши не заселёнными и должны были забо­титься о привлечении на них переселенцев. На пустые монастырские земли поселенцы охотно шли, привлекаемые льготами от княжеских пошлин. Постепенно “под мирным монастырским кровом” в лесной пустыне образовывались целые деревни (Мерцалов А.Е. Вологодская старина. Материалы для истории Северной России. СПб., 1889; Ключевский В.О. Сочинения. т.2. М., 1957.сС.267).

 

Деревня Монастырская (Лукавино), которая была рядом с Леванидовском займищем, упоминается с 1623-28гг.

В писцовой переписной книге 1623 года отмечается, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне в них призваны из Вологодского, То­темского, Устюжского и Галицкого уездов. Официальное название отражало принадлеж­ность деревни: находилась во владении монастыря.

В переписной книге 1623-25 годов значится Режская волость в Важской верхотине на реке Режа. …Деревни Монастырская, Бурниха, Колтыриха, Расохино, Погорелиха,...
Леонидова (Ефремова) пустынь расположена в Режской волости в д. Монастырская. «В ней (пустыни) в ограде церковь, 2 кельи, хлебная, погреб, ледник. За монастырём двор ко­нюшенной и двор скотней, 3 человека детёнышей монастырских. Пашни паханной мона­стырской 4 чети, сена 30 копён, лесу пашенного и непашенного 30 десятин». Пашенным лес считался тот, в котором мелкими полянами разрабатывалась пашня.
В более поздних переписных книгах того же века читаем: «Волость Режа в важской верхотине вотчина церкви Николы Чудотворца, а в ней Леванидова пустыня. В пустыне церковь длина 35 сажен, поперёк 20 сажен (сажень = 2,1 метра), ограда вокруг пустыни деревянная. На монастыре 2 кельи да хлебная, а в ней живут Чорной поп Данило, да два брата иноков. За монастырём двор скотней, а в нём живут монастырские работники бельцы Варламко Никонов, Корнилко Дорофеев, Васька Федотов, Евстюнька Малафеев, Костюнька Исаков. Пашни пахотные монастырские худые, земли 4 чети в поле. Сена на реке Ваге и по реке Реже вверх по правую сторону старинные покосы, что взяты по миро­вой записи Ефимьева монастыря у егумена Иоакими, да у келаря старца Гермагена, всего сена 100 копён, леса пашенного на бору 10 десятин, непашенного 20 десятин».

 

Видимо, покосы по реке Реже принадлежали Евфимьеву монастырю, который распола­гался на реке Сямжена.


В книге «Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему пус­тыни», составленное в 1849 году П. Савваитовым, пересмотренное и дополненное в 1896 году Н.Суворовым, в 1911 году И.Суворовым. Издательство «Вологда», типография Това­рищества «Знаменский и Цветов» 1911г говорится:

«Ефремова пустыня находилась на северо-западе от Тотьмы в 75, а от Вологды на се­веро- восток в 150 верстах, при стечении реки Режи и Ваги, на займище, именовавшемся Леванидовским. Она основана в начале XVI столетия старцем Ефремом, по дозволитель­ной грамоте Московского Великого князя Василия Иоанновича и по благословлению Рос­товского Архиепископа. В 1539 году иегумену Леонтию, преемнику Ефремову, была по­жалована Великим князем Иоанном IV Васильевичем владенная и несудимая грамота. Вскоре потом пустыня эта обезлюдела, церкви в ней остались без пения, кресты с них по­валялись, займища и пустынки запустели; в таком состоянии она находилась 15 лет, пока преподобный Феодосий обновил её. С тех пор она сделалась приписною к Спасо - Сумо­рину монастырю, но в 17 столетии опять запустела и совсем упразднилась.

 

Наиболее полным из доступных источников можно считать "Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря. П.Савваитов. Вологда. 1896.»


В этом "описании" указано:


1. В 1560г. Феодосий Суморин обновил Ефремову Спасо-Николаевскую пустынь и завёл здесь братство.

2. В духовном завещании 1568г. Феодосий пишет о Ефремовой пустыни:"... в пустыни две церкви Преображения Спасова да Николы чудотворца и те церкви стояли без пения 15 лет, кровли и кресты с них повалились..." Таким образом, в 1553г режские храмы уже были.
3. В "описании" приведены сведения о Ефремовой Спасо-Николаевской пустыни Тотем­ского уезда.

Пустынь основана в начале 16-го столетия.

В 1538г. пожалована владетельная и несудимая грамота Великим князем Иоанном IV Ва­сильевичем.
Вскоре пустынь обезлюдела... пока Феодосий обновил её.

Далее - пробел в истории до конца 18-го века.

В конце18 века пустынь упразднилась, а Режская Николаевская церковь стала приход­ской.

 

В Режской волости Тотемского уезда крестьяне были монастырскими и черносошными. В волости действовали Режская земская школа и Режское Николаевское одноклассное церковно-приходское учи­лище.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.