Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание благоприятного психологического климата




ОБУЧЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОГО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

КУБАНСКОГО ГОСУНИВЕРСЫТТТЛ

/! I SI Л О Г~


Глава 2

Основными признаками интерактивного образовательно­го процесса являются:

- межличностное, диалогическое взаимодействие в системах
«преподаватель — обучающийся» и «обучающийся — обучающий­
ся»;

- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудниче­
ства;

- активно-ролевая (игровая) и тренинговая организация обу­
чения.

При подготовке к занятию в интерактивном режиме препода­ватель должен обеспечить ряд процессов, являющихся важней­шими условиями его эффективной организации:

- создание благоприятного для обучения эмоционального кли­
мата и соответствующей учебно-пространственной среды;

- руководство диалоговым взаимодействием всех участников
образовательного процесса;

- организацию продуктивной внутригрупповой и межгруппо­
вой учебной деятельности;

- осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин
успехов и неудач в совместной деятельности.

Опишем некоторые условия и методические приемы, обеспе­чивающие эффективное осуществление названных процессов.

В традиционной практике обучения основная задача педагога состоит в выполнении учебных целей; при интерактивном обуче­нии параллельно идут два процесса: образовательный и коммуни­кативный, и результаты во многом зависят от благоприятного психологического, эмоционального микроклимата в группе.

Психологический климат отражает качественную сторону меж­личностных отношений и представляет собой совокупность пси­хологических условий, способствующих или препятствующих про­дуктивной совместной деятельности (если симпатии, взаимопо­мощь, всеобщая заинтересованность в успехе способствуют продук­тивности образовательного процесса, то отрицательные эмоции, наоборот, снижают работоспособность участников и производи-


тельность учебной деятельности). Кроме того, дружелюбная, гу­манная обстановка, снимающая напряжение и излишние волне­ния, способствует формированию открытости, взаимной заинте­ресованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осо­знанию участниками образовательного процесса ценности других людей самих по себе и для взаимного духовного и профессио­нального обогащения.

Важным условием благоприятной психологической атмосферы обучения взрослых являются состав и количество слушателей. Час­то в погоне за количеством проводится соответствующая реклам­ная кампания, что приводит к переполнению групп. В результате возникает нехватка мест и свежего воздуха в аудитории, проявля­ется обида и неудовлетворенность обучающихся и становится не­возможно эффективно реализовать активные и интерактивные методы обучения. Многие психологи и педагоги-практики полага­ют, что оптимальная численность группы при интерактивном обу­чении не должна превышать 20 человек.

Преподаватель обязан позаботиться о комфортабельной физи­ческой среде обучения: аудиториях для игровых занятий, дискус­сий, аутотренингов, самостоятельной работы, предусмотреть воз­можность для кофе-паузы, разминок. При этом организация учеб­ного пространства является важнейшим положением, обусловли­вающим эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействий предполагают, что собеседники обращены лицом к лицу, поэтому мебель должна быть расставлена таким об­разом, чтобы имелась возможность визуального контакта участни­ков и свободного перемещения в аудитории; необходимо также обеспечить адекватную обучающую среду, насыщенную компью­терной техникой и научно-методической литературой, к которой обучающиеся могут обратиться, если возникнет такая потребность.

В создании доброжелательной атмосферы и положительного эмо­ционального фона преподавателю могут помочь персонифициро­ванные обращения к обучающимся, динамичное ведение заня­тия, использование мимики, жестов, улыбка, юмор.

Занятие можно начать со своеобразной разминки — двига­тельной, эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Например, с упражнения «Змейка опыта».

Упражнение «Змейка опыта»

Участникам предлагается построиться «змейкой» в последовательно­сти, зависящей от стажа работы в системе профессионального образова­ния, начиная с наибольшего стажа. Участники ходят по аудитории, спраши­вают друг друга и постепенно выстраиваются в «змейку». Затем можно пред­ложить трем-четырем стоящим рядом участникам подсчитать общее коли­чество лет. Цифры записываются на доске. Таким образом можно подсчи­тать общее количество лет педагогического стажа всей группы. Руководи-

1Q


тель семинара в своем кратком комментарии подчеркивает, насколько бо­гат и велик опыт, сложенный вместе. Необходимо дать понять, что очень важно использовать его на семинаре, обогащая друг друга своими накоп­ленными знаниями.

Можно предложить участникам кратко ответить на вопросы, передавая друг другу какой-либо мелкий предмет в качестве эста­фетной палочки: «Что вы ждете от курсов, занятия?», «Что вам уже известно по этой теме?»; провести методом шкалирования оцен­ку уровня имеющихся знаний и представлений группы по теме курсов, семинара; можно также дать два-три упражнения на кон­центрацию внимания. Хорошо помогают созданию нужной атмо­сферы такие «простые» детали обучения, как выбор эпиграфа к занятию, плакат с приветствием и т.д.

Очень эффективным в этом плане является обсуждение с участ­никами целей и задач предстоящих встреч. Вместе с ними нужно поразмышлять о том, в чем они хотели бы измениться, какие про­фессиональные компетенции наращивать, в какой форме предпо­читали бы обучаться, какие условия были бы для них оптимальны­ми. Руководителю следует показать, в чем привлекательность дан­ной образовательной программы, какие дефициты будут удовле­творены. При этом необходимо обсудить наиболее значимые для присутствующих ценности и правила групповой работы, которые лучше письменно зафиксировать и держать на видном месте.

Специалисты выделяют следующие нормы поведения в процессе группового общения — правила кооперации и сотруд­ничества:

- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все — участ­
ники;

- каждый участник группового взаимодействия заслуживает
того, чтобы его выслушали, не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться
непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задаются
вопросы на понимание, только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не в «победе» ка­
кой-либо точки зрения, а в возможности найти лучшее решение,
узнать разные мнения по конкретному вопросу (проблеме) [45,
с. 168].

Чтобы сделать процедуру совместного планирования более не­формальной, следует использовать определенные методиче­ские приемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.