КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы вопросов в дискуссии
L I Функции преподавателя во время дискуссии Основные шаги при подготовке к дискуссии Советы преподавателю по подготовке и проведению дискуссий Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии. ПЛАНИРОВАНИЕ Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии, но можно предусмотреть ее основные этапы и ключевые моменты. 1. Выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблем 2. Определить содержание и продолжительность дискуссии, ос 3. Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в дос 4. Продумать основные способы и вопросы для контроля за хо 5. Определить способы фиксации предложенных идей и необ Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной
проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии. Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции: - сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необхо - создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия - сформулировать вместе с участниками правила ведения - добиваться однозначного семантического понимания терми - мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых - руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень ак
- мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или - оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени преподаватель обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что мож- но сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью — ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого. Приемы введения в дискуссию: 1) предъявление проблемной производственной ситуации; 2) постановка проблемных вопросов; 3) демонстрация видеосюжета; 4) ролевое проигрывание проблемной ситуации; 5) анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме; 6) альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения [64]: 1) уточняющие вопросы, побуждающие более четко формули 2) парафраз — повторение ведущим высказываний выступаю 3) демонстрация непонимания — побуждение участников по 4) выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар 5) приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на
6) «доведение до абсурда» — ведущий соглашается с высказан 7) «задевающее утверждение» — ведущий высказывает сужде Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание. Открытые вопросы {восполняющие) Открытые вопросы идеальны для начала дискуссии. Они приглашают человека отвечать в свободной форме и обычно начина- ются со слов «что», «как», «где», «когда», «почему». Иллюстрацией может служить вопрос: «Что вы считаете хорошими условиями проведения курсов повышения квалификации?» Данные вопросы направлены также на выяснение новых свойств или качеств явлений и объектов. Закрытые вопросы (уточняющие) Закрытыми называются такие вопросы, которые требуют однозначного ответа, состоящего из одного слова, часто просто «да» или «нет». Они обычно направлены на выяснение истинности или ложности высказываний, на проверку информации или ограничение возможностей выбора. Например: «Правильно ли я понял, что...?», «Сколько раз происходило это событие?», «Верно ли, что...?». Следует избегать большого количества закрытых вопросов. Они уменьшают степень участия отвечающего и напоминают допрос. Наводящие вопросы Они служат для того, чтобы подвести собеседника к ответу, который ожидает услышать их автор. Этого подхода часто избегают, считая его манипулятивным. Примеры наводящих вопросов: «Вы же понимаете, почему мы поступаем именно так, не правда ли?», «Этот курс мог бы быть полезным для вас, вы не находите?», «Разве вы не считаете, что семинар может помочь?».
Вопросы с подтекстом Хотя, как и наводящие вопросы, вопросы с подтекстом препятствуют свободному ответу того человека, которому адресованы, они все же действуют более тонко. Такие вопросы снимают давление с респондента и переносят его на ответ, спрятанный в подтексте. Пример: «Вы согласитесь с экспертами, что вариант А лучше, чем вариант В?». Возвратные вопросы Возвратные вопросы иногда могут быть похожими на наводящие, но они используются для того, чтобы показать понимание, продемонстрировать включенность в беседу, развить ответ или поощрить дальнейший разговор. Это такие вопросы, как: «Вы сказали, что без дополнительных временных затрат эти проблемы не решить?» Тренировочные вопросы Тренировочные вопросы создают заинтересованность, направляют внимание группы и стимулируют ее активность, усиливают включенность в работу, поощряют мышление: даже когда задаваемый вопрос риторический и от группы не требуется реакции, ее участники все равно задумываются над возможным ответом. Иллюстрацией может служить вопрос: «Кто же, хотя бы изред-ка> не сталкивался с подобной проблемой?» Дискуссия как сложная организационная форма обучения требует от преподавателя серьезной подготовки, актуализации педагогических и психологических знаний, педагогического мастерства, владения коммуникативными умениями.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 5769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |