Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы вопросов в дискуссии




L

I

Функции преподавателя во время дискуссии

Основные шаги при подготовке к дискуссии

Советы преподавателю по подготовке и проведению дискуссий

Поскольку именно наличие системного подхода отличает дис­куссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии, но можно предусмотреть ее основные этапы и ключевые моменты.

1. Выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблем­
ный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения,
дилеммы, задевающие привычные установки взрослой аудитории)
и состав участников.

2. Определить содержание и продолжительность дискуссии, ос­
новные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литера­
туру, справочные материалы, необходимые для подготовки к дис­
куссии. Для выяснения мнений по всем вопросам должно быть
выделено достаточное количество времени, однако не настолько
большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к обсуж­
даемой проблеме. Любые временные рамки должны четко огова­
риваться перед началом дискуссии.

3. Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в дос­
тижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это
просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон.

4. Продумать основные способы и вопросы для контроля за хо­
дом и направлением дискуссии, подведения промежуточных ито­
гов, поддержания и стимулирования активности участников.

5. Определить способы фиксации предложенных идей и необ­
ходимое для этого оборудование.

Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имею­щиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной




проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии.

Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наибо­лее близка к роли посредника и включает следующие функции:

- сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необхо­
димую мотивацию, т. е. показать значимость проблемы для участ­
ников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты,
определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссион­
ного обсуждения могут выступать не только специально сформу­
лированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональ­
ной практики;

- создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия
проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений.
Важно, чтобы людям, находящимся в аудитории, было легко ус­
танавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число уча­
стников было минимальным. Очень трудно сохранить неформаль­
ную обстановку, когда сорок человек сидят в аудитории со стола­
ми в три ряда;

- сформулировать вместе с участниками правила ведения
дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать
выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать
свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронта­
ции; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих,
не выслушав до конца и не поняв позицию) [68, с. 112];

- добиваться однозначного семантического понимания терми­
нов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы;

- мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых
вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя участников в
оборонительную позицию;

- руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень ак­
тивности всех участников, соблюдать регламент, тактично оста­
навливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, под­
ключать пассивных участников;

- мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или
на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать допол­
нительные вопросы;

- оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений,
позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать дви­
жения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло.

В конце дискуссии или после окончания отведенного на нее времени преподаватель обобщает предложения, высказанные груп­пой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. За­тем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как уда­лось продвинуться), оценивает, насколько решение является груп­повым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что мож-


но сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если пробле­ма не решена полностью — ориентирует на следующее обсужде­ние (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает груп­повое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждо­го участника в обсуждение, благодарит каждого. Приемы введения в дискуссию:

1) предъявление проблемной производственной ситуации;

2) постановка проблемных вопросов;

3) демонстрация видеосюжета;

4) ролевое проигрывание проблемной ситуации;

5) анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме;

6) альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну
из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Приемы, повышающие эффективность группо­вого обсуждения [64]:

1) уточняющие вопросы, побуждающие более четко формули­
ровать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда
говорите...?», «Как вы докажете, что это верно?»);

2) парафраз — повторение ведущим высказываний выступаю­
щих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение ска­
занного («Вы говорите, что...», «Правильно ли я понял(а), что...»);

3) демонстрация непонимания — побуждение участников по­
вторить, уточнить свое суждение («Я не совсем понимаю, что вы
имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);

4) выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар­
гументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?»,
«Вы уверены в том, что утверждаете?»);

5) приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на
другом подходе;

6) «доведение до абсурда» — ведущий соглашается с высказан­
ным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

7) «задевающее утверждение» — ведущий высказывает сужде­
ние, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогла­
сие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изло­
жить другую точку зрения.

Составной частью любой дискуссии является процедура воп­росов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дис­куссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточ­нить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.

Открытые вопросы {восполняющие)

Открытые вопросы идеальны для начала дискуссии. Они при­глашают человека отвечать в свободной форме и обычно начина-


ются со слов «что», «как», «где», «когда», «почему». Иллюстраци­ей может служить вопрос: «Что вы считаете хорошими условиями проведения курсов повышения квалификации?» Данные вопросы направлены также на выяснение новых свойств или качеств явле­ний и объектов.

Закрытые вопросы (уточняющие)

Закрытыми называются такие вопросы, которые требуют од­нозначного ответа, состоящего из одного слова, часто просто «да» или «нет». Они обычно направлены на выяснение истинности или ложности высказываний, на проверку информации или ограни­чение возможностей выбора. Например: «Правильно ли я понял, что...?», «Сколько раз происходило это событие?», «Верно ли, что...?». Следует избегать большого количества закрытых вопросов. Они уменьшают степень участия отвечающего и напоминают допрос.

Наводящие вопросы

Они служат для того, чтобы подвести собеседника к ответу, который ожидает услышать их автор. Этого подхода часто избега­ют, считая его манипулятивным. Примеры наводящих вопросов: «Вы же понимаете, почему мы поступаем именно так, не правда ли?», «Этот курс мог бы быть полезным для вас, вы не находи­те?», «Разве вы не считаете, что семинар может помочь?».

Вопросы с подтекстом

Хотя, как и наводящие вопросы, вопросы с подтекстом пре­пятствуют свободному ответу того человека, которому адресова­ны, они все же действуют более тонко. Такие вопросы снимают давление с респондента и переносят его на ответ, спрятанный в подтексте. Пример: «Вы согласитесь с экспертами, что вариант А лучше, чем вариант В?».

Возвратные вопросы

Возвратные вопросы иногда могут быть похожими на наводя­щие, но они используются для того, чтобы показать понимание, продемонстрировать включенность в беседу, развить ответ или по­ощрить дальнейший разговор. Это такие вопросы, как: «Вы сказа­ли, что без дополнительных временных затрат эти проблемы не решить?»

Тренировочные вопросы

Тренировочные вопросы создают заинтересованность, направ­ляют внимание группы и стимулируют ее активность, усиливают включенность в работу, поощряют мышление: даже когда задава­емый вопрос риторический и от группы не требуется реакции, ее участники все равно задумываются над возможным ответом.


Иллюстрацией может служить вопрос: «Кто же, хотя бы изред-ка> не сталкивался с подобной проблемой?»

Дискуссия как сложная организационная форма обучения тре­бует от преподавателя серьезной подготовки, актуализации педа­гогических и психологических знаний, педагогического мастер­ства, владения коммуникативными умениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 5769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.