КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль игры в профессиональном образовании
Гл а ва 4 ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта — как практического (овладение средствами решения задач), так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования. Впервые деловая игра была использована в 1930-х годах в Ленинграде группой под руководством М.М.Бирнштейн [4] при обучении руководителей крупных предприятий, но не получила дальнейшего развития в социально-экономических условиях того времени. В 50-е годы деловые игры начали распространяться в США. В настоящее время разработаны сотни вариантов деловых и учебных игр [46]. В 70 — 80-х годах разработка и применение деловых игр в СССР приняли массовый характер, в Минвузе СССР начал работать Совет по активным методам обучения [79]. Специалисты, занимающиеся разработкой организационно-обучающих игр [16, 36, 61, 72 и др.], отмечают, что обучение в игре является важнейшим условием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной обстановке контекста конкретной профессиональной ситуации. В ходе игры происходит ускоренное овладение предметной деятельностью за счет передачи участникам активной позиции — от роли игрока до соавтора игры. Некоторые преподаватели и взрослые обучающиеся считают игру средством отдыха и развлечения на занятиях, непродуктивным видом обучающей деятельности. Но ценность игры в большей степени заключается не столько в достижении дидактических целей, сколько в социально-психологическом воздействии на играющих участников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются. Итак, игра как метод обучения взрослых дает возможность: 1) сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения); 2) оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого 3) оценить степень овладения материалом и перевести его из 4) получить участникам собственный опыт учебно-игровой 5) активизировать самообразование слушателей; 6) формировать плюрализм мнений и действий, многовариант 7) развивать индивидуальное профессиональное мышление, Использование игры в обучении взрослых также дает ряд следующих дополнительных эффектов (их отмечают многие исследователи): - свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное раз - разрушение надоевшей повседневности с ее утилитаризмом, - выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое на - порядок вырабатывает это качество, что очень ценно сейчас - увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно - возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность - элемент неопределенности, который возбуждает, активизи - понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно побе
- понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу - компенсацию, нейтрализацию недостатков действительно - развитие воображения, которое необходимо для создания - стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые - возможность развить свое мышление, поскольку необходимо - развитие психологической пластичности. Это не одно лишь - радость общения с единомышленниками. Она представляет - ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проиг - психологическую устойчивость. Игра вырабатывает активное - право на ошибку в процессе обучения, что, в свою очередь, Как видим, результаты и эффекты игрового обучения впечатляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес игровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик. Игровые методы являются интерактивными и интегративны-ми, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии — в зависимости от целей игры.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |