Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль игры в профессиональном образовании




Гл а ва 4 ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Игра является уникальным механизмом аккумуляции и пере­дачи социального опыта — как практического (овладение сред­ствами решения задач), так и этического, связанного с опреде­ленными правилами и нормами поведения в различных ситуаци­ях. Появление игрового метода обучения обусловлено требовани­ями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний, но и непосредственного (здесь и теперь) их использования.

Впервые деловая игра была использована в 1930-х годах в Ле­нинграде группой под руководством М.М.Бирнштейн [4] при обучении руководителей крупных предприятий, но не получила дальнейшего развития в социально-экономических условиях того времени. В 50-е годы деловые игры начали распространяться в США. В настоящее время разработаны сотни вариантов деловых и учеб­ных игр [46].

В 70 — 80-х годах разработка и применение деловых игр в СССР приняли массовый характер, в Минвузе СССР начал работать Со­вет по активным методам обучения [79]. Специалисты, занимаю­щиеся разработкой организационно-обучающих игр [16, 36, 61, 72 и др.], отмечают, что обучение в игре является важнейшим усло­вием освоения профессиональной деятельности, обеспечиваемого посредством воссоздания в учебной обстановке контекста конк­ретной профессиональной ситуации. В ходе игры происходит уско­ренное овладение предметной деятельностью за счет передачи уча­стникам активной позиции — от роли игрока до соавтора игры.

Некоторые преподаватели и взрослые обучающиеся считают игру средством отдыха и развлечения на занятиях, непродуктивным ви­дом обучающей деятельности. Но ценность игры в большей степе­ни заключается не столько в достижении дидактических целей, сколько в социально-психологическом воздействии на играющих участ­ников и тех эффектах, которые при этом наблюдаются.

Итак, игра как метод обучения взрослых дает возможность:

1) сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения);



2) оценить уровень подготовленности слушателей (и для этого
может быть использована как на начальной стадии обучения —
для входного контроля, так и на стадии завершения — для итого­
вого контроля эффективности обучения);

3) оценить степень овладения материалом и перевести его из
пассивного состояния — знания в активное — умение (и поэтому
может быть эффективна в качестве метода практической отработ­
ки навыка сразу после обсуждения теоретического материала);

4) получить участникам собственный опыт учебно-игровой
деятельности, отработать умение проектировать и организовывать
обучающие игры;

5) активизировать самообразование слушателей;

6) формировать плюрализм мнений и действий, многовариант­
ность мыслительных операций, интерес к более эффективному
построению профессиональной деятельности;

7) развивать индивидуальное профессиональное мышление,
умение анализировать и прогнозировать.

Использование игры в обучении взрослых также дает ряд сле­дующих дополнительных эффектов (их отмечают мно­гие исследователи):

- свободу: игра не задача, не долг, не закон, а свободное раз­
влекательное действие. По приказу играть нельзя, игра идет толь­
ко добровольно;

- разрушение надоевшей повседневности с ее утилитаризмом,
монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни. Игра —
это неординарность;

- выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое на­
пряжение, в котором пребывает человек в реальной жизни, и за­
меняет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и
физических сил;

- порядок вырабатывает это качество, что очень ценно сейчас
в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Система правил в
игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и
оставаться в игре;

- увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно
вовлекает всего человека, активизирует его способности;

- возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность
игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь
полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способ­
ность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;

- элемент неопределенности, который возбуждает, активизи­
рует мышление, настраивает на поиск оптимальных решений;

- понятие о чести. Для нее не существенно, кто именно побе­
дит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и
чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой муже­
ство, ум, честность и благородство;


 

- понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу
коллектива, поскольку только «сыгранный» коллектив добивает­
ся успеха и совершенства в игре;

- компенсацию, нейтрализацию недостатков действительно­
сти, противопоставляя жесткому миру реальности иллюзорный
гармоничный мир — антипод. Игра дает романтизм;

- развитие воображения, которое необходимо для создания
новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

- стойкий интерес к знанию, поскольку ролевые и деловые
игры создаются методом его моделирования;

- возможность развить свое мышление, поскольку необходимо
выстроить интригу и реализовать ее;

- развитие психологической пластичности. Это не одно лишь
состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в
образ до конца;

- радость общения с единомышленниками. Она представляет
собой способ группового воспитания и образования;

- ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проиг­
рывая их неоднократно мысленно;

- психологическую устойчивость. Игра вырабатывает активное
отношение к жизни и целеустремленность в выполнении постав­
ленной цели;

- право на ошибку в процессе обучения, что, в свою очередь,
дает возможность не допускать оплошности в реальной практике.

Как видим, результаты и эффекты игрового обучения впечат­ляющие, не случайно во всех развитых странах удельный вес иг­ровых методов обучения в процессе подготовки и переподготовки специалистов весьма велик.

Игровые методы являются интерактивными и интегративны-ми, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии — в зависимости от целей игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.