Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Панельная дискуссия




Современные виды групповых дискуссий и техники их организации

В общественной практике получили распространение различ­ные виды обмена мнениями, отличающиеся степенью регламен­тированности (формальности) и полноты обсуждения. В послед­нее время в образовательной практике накопилось множество раз­нообразных вариантов и техник организации групповых дискус­сий, отличающихся друг от друга целевой установкой, содержа­нием организуемой с их помощью деятельности и количеством участников. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант — 6 — 8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выра­зить свое мнение и внимательно выслушать партнеров. Но совре­менные техники проведения дискуссии позволяют включить в нее 20 и более человек.

Рассмотрим основные виды организации дискуссионных об­суждений. В обучении взрослых популярны свернутые фор­мы дискуссии: «круглые столы», форумы, дебаты, симпозиумы, «панельная дискуссия» и др.

Цель: организация обсуждения проблемы в многочисленной группе.

Проведение

Проводится в больших группах (свыше 40 человек):

1) проблема дискуссии формулируется руководителем;

2) участники делятся на микрогруппы по 6 — 8 человек, кото­
рые располагаются в аудитории по кругу;

3) члены каждой группы выбирают представителя или предсе­
дателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать их пози­
цию;

4) в течение 15 — 20 мин в микрогруппе обсуждается проблема
и вырабатывается общая точка зрения;

5) представители групп собираются в центре круга и получают
возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции.
Остальные участники следят за ходом обсуждения и тем, насколько
точно представитель микрогруппы выражает общую позицию. Они


не могут высказывать собственное мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, в которых излагают свои соображения;

6) представители групп могут взять перерыв, чтобы прокон­
сультироваться с остальными ее членами;

7) панельное обсуждение заканчивается по истечении отве­
денного времени или после принятия решения;

8) после окончания дискуссии представители групп проводят
критический разбор хода обсуждения, а решения принимаются
уже всеми участниками.

Важно, чтобы все участники «панельной дискуссии» были заин­тересованы в решении обсуждаемой проблемы, только тогда вни­мание аудитории не будет переключаться на посторонние предметы.

Примечание:

- если занятие проводится в актовом зале, то обсуждение про­блемы представителями микрогрупп может происходить на сцене.

Форум-обсуждение. Цель и механизм его проведения сходны с «панельной дискуссией», но в конце мнениями обмениваются все участники, а не только представители микрогрупп.

Симпозиумболее формализованное, регламентированное (по сравнению с вышеперечисленными) обсуждение. В ходе него участни­ки выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на воп­росы присутствующих. Обсуждение, как правило, ведется через ведущего.

Дебатыявно формализованное обсуждение, которое строит­ся на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме.

«Круглый стол»наиболее актуальная и распространенная в образовательной практике форма проведения дискуссии.

«Круглый стол» — это беседа, в которой на равных участвуют 15 — 25 человек; в ходе нее происходит обмен мнениями между всеми участниками. Руководит беседой ведущий (не обязательно преподаватель), который, однако, старается не захватывать со­держательного лидерства. Как правило, перед участниками не стоит задача полностью решить проблему; они ориентированы на воз­можность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно боль­ше информации, осмыслить ее, обозначить основные направле­ния развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу, поэтому на «круглый стол» приглаша­ют специалистов различных направлений. Характерной чер­той «круглого стола» является сочетание тематической дискус­сии с групповой консультацией. Существует важное условие при проведении «круглого стола»: нужно, чтобы он был действи­тельно круглым, т. е. процесс коммуникации должен происходить «глаза в глаза», что приводит к возрастанию активности, увели-


чению числа высказываний, возможности включения каждого в обсуждение, стимулирует невербальные средства общения (ми­мику, жесты, эмоциональные проявления). Преподаватель также располагается в общем кругу как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку. На практике «круглые сто­лы» наиболее часто используются при проведении конференций, при подведении итогов курсов, семинаров со взрослыми.

Одной из популярных в последние годы является «техника ак­вариума», которая выделяется среди всех форм дискуссий тем, что содержание ее тесно определено противоречиями, разногласия­ми, а подчас и конфликтами участников по определенному вопросу.

Цель: предоставить участникам возможность свободного вклю­чения в обсуждение проблемы и выхода из него.

Проведение.

1. 5 —6 участников вместе с руководителем садятся в круг.
Они — «рыбы». Вокруг них становятся остальные участники груп­
пы, они — «рыбаки».

2. Члены внутреннего круга («рыбы») активно участвуют в об­
суждении предложенного руководителем вопроса. «Рыбаки» на­
блюдают и вступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересо­
вала; они дополняют, задают вопросы, конкретизируют. При этом
«рыбак» должен встать рядом с «рыбой», которая его привлекла

своей версией.

3. После обсуждения одной проблемы (вопроса) участники
меняются местами (те, кто стоял за пределами круга, садятся в
круг). Желательно, чтобы все участники побывали в кругу.

Вариант

Группа делится на две части, одна половина садится в центр, вторая располагается вокруг них. Участники в центре ведут дис­куссию на заданную тему, а те, кто окружает их, внимательно наблюдают (каждый за одним-двумя участниками). При этом фик­сируются: активность, характер предложений, критика, эмоцио­нальные реакции. Затем проводится «общая дискуссия» — сопо­ставление оценок.

«Снежный ком*

Цель: наработка и согласование мнений всех членов группы. При использовании этой техники в активное обсуждение включа­ются практически все участники. Количество человек может дос­тигать 30—35. Проведение

Для проведения этого вида дискуссии понадобятся большое количество карточек (половина листа А4) и маркеры.

1. Участникам раздается по 4— 8 карточек. Каждому предлагает­ся написать по 4 —8 вариантов решения какого-либо вопроса (на­пример, перечислить критерии оценки деятельности методических


объединений, профессионально значимые качества методиста, профессиональные компетенции выпускника и др.). На каждой карточке пишется только один вариант.

2. Участники объединяются в пары. В результате обсуждения пара
отбирает наиболее согласованные предложения-карточки. Их дол­
жно быть чуть больше половины от общей суммы карточек (на­
пример, из 10 карточек оставить только 6).

3. На третьем этапе участники объединяются в четверки и так­
же путем дискуссии в микрогруппе оставляют чуть больше поло­
вины карточек от общей суммы (например, из 12 оставить 7).

4. Представитель от группы защищает общие наработки, де­
монстрируя карточки аудитории. После этого карточки, зафикси­
рованные скотчем на доске, комментируются каждой группой, а
затем проводится классификация и систематизация предложений,
выделяются сходные варианты.

Варианты

1. Если группа многочисленная, то может использоваться такая
схема: индивидуальная работа — работа в тройках — работа в ше­
стерках — пленарное обсуждение наработок.

2. Представление карточек со своими наработками группы могут
осуществлять по принципу дополнения: после того как представит
свои предложения микрогруппа, первой выполнившая задание, все
остальные сопоставляют свои карточки с выставленными на доске
и убирают совпавшие предложения. Точно такую же работу участни­
ки проводят после выступления каждой последующей микрогруп­
пы, выставляя на доску только не повторяющиеся предложения.

Примечание:

- при индивидуальной работе и работе в парах записи на кар­точках могут вестись ручкой. Для представления согласованных мнений от микрогруппы в 4—6 человек записи делаются марке­ром с соблюдением следующих правил:

1) писать следует печатными буквами, чтобы было понятно всем;

2) размеры букв должны быть такими, чтобы текст можно было
прочитать с расстояния 7 —8 м;

3) на карточке в пол-листа формата А4 должно быть не более
трех строчек.

«Квадро* (Quadro) (по В.Мюллеру, С.Вигман [60]) Многие дискуссии становятся неконструктивными из-за того, что участники изначально не определили свои позиции по обсуж­даемому вопросу. Метод «Квадро» помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной пози­ции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

Цель: выяснение и обсуждение мнений в группе (получение обратной связи) относительно высказанных преподавателем или кем-то из обучающихся тезисов и суждений.


Данный вид дискуссии может быть использован как метод ак­тивизации слушателей на лекции. Проведение

1. На плакате или доске записывается тезис, например: «Вос­
питать конкурентоспособного рабочего может только тот мастер
(преподаватель), который сам успешен на рынке труда».

2. Все участники одновременно показывают цифру на карточке
«квадро», отражающую их мнение по этому тезису:

затрудняюсь)

1 — согласен

2 — согласен, но...

3 — не согласен, но... (вариант

4 — не согласен

3. Преподаватель констатирует представленный характер мне­ний.

Если цифры значительно отличаются, то необходимо обсуж­дение. Сначала высказывают свои аргументы те участники, кото­рые согласны с выдвинутым тезисом (показали цифру 1), их до­полнят участники, показавшие мнение 2 («согласен, но...»), и т.д.

Варианты

1. При большом количестве участников проработка тезисов
происходит сразу в группах по 5 — 6 человек. На карточке демон­
стрируется мнение всей группы. Спорные вопросы выносятся на
общую дискуссию.

2. Участники получают тезисы, напечатанные на листе бумаги
(до 15 тезисов). Сначала работа с тезисами осуществляется инди­
видуально. Затем все садятся в круг. Зачитывается одно высказыва­
ние. Все участники обозначают свою позицию, и начинается дис­
куссия.

3. После того как все уже подняли карточки, участники по оче­
реди сообщают свое мнение: по первому вопросу — соседу слева,
по второму — соседу справа. Таким образом происходит обмен
различными или сходными мнениями.

4. Вариантом «Квадро» выступает техника «Светофор».

Каждый участник получает карточки. Преподаватель зачитыва­ет тезисы по одному. Участники, согласные с тезисом, поднима­ют зеленую карточку; несогласные — красную; сомневающиеся и воздерживающиеся от решения — желтую.

Примечания:

- этот метод позволяет узнать мнения всех участников: никто
не остается только зрителем;

- у многих участников уже вскоре после начала игры возникает
живой интерес, обусловленный желанием узнать причины рас­
хождения во взглядах и обосновать свое мнение;

- желательно подготавливать такие тезисы, к которым у чле­
нов группы предположительно несходное отношение. Если мне-


ние всех участников по какому-то вопросу в основном совпадает, то интерес к игре быстро остывает;

- всякий раз необходимо предоставлять участникам несколько
минут на обдумывание решения. Если тезис требует обсуждения,
участников просят обосновать их положительную или отрицатель­
ную реакцию. Если дискуссия угасает, следует переходить к следу­
ющему тезису;

- этот метод не применяется, если по условиям времени нет
возможности провести дискуссию. Простое поднятие карточек
малорезультативно.

«Приоритеты* [56]

Цель: сопоставление и согласование позиций по обсуждае­мым вопросам, формирование представлений о многообразии ас­пектов видения одной и той же темы.

Проведение

1. Каждый участник получает листок с тезисами по определен­ной теме. Преподаватель дает первое задание: участники должны расположить тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов. Для этого высказывания оцени­ваются по десятибалльной шкале. На выполнение задания отво­дится 10 мин. Участники разбиваются на группы по 4—5 человек в каждой. В группах они разрабатывают единую систему приорите­тов. Если группа не приходит к единому мнению относительно какого-то тезиса, то этот тезис отмечается особо, доводы «за» и «против» также фиксируются для позднейшего обсуждения дан­ного случая на общем собрании.

2. Все участники собираются для совместной дискуссии. Малые группы докладывают о своих результатах и спорных случаях.

Если участниками должно быть принято общее решение (на­пример, требуется определить, какая методическая проблема яв­ляется наиболее актуальной для учебного заведения), то теперь, как и ранее в малых группах, все должны прийти к соглашению о приоритетах.

Варианты

1. Вместо тезисов, напечатанных на одном листке, каждая ма­
лая группа получает несколько карточек, на которых напечатаны
отдельные тезисы. При этом обсуждение станет более оживлен­
ным, а фаза индивидуальной работы будет отсутствовать.

2. Участники получают не готовые тезисы, а чистые листки,
складывают их пополам вдоль и разделяют на 10 граф. По каждому
вопросу участник записывает в графах на левой половине листа 10
важнейших, по его мнению, аспектов (например, какими профес­
сиональными компетенциями должен владеть выпускник профес­
сионального училища). Лишь после этого дается новое задание:
распределить эти аспекты в соответствии с их значимостью (обо-


значить приоритеты). С этой целью на правой стороне листа выс­тавляются оценки по десятибалльной системе. Важно, что суть состоит не в выработке единого мнения группы, а в том, чтобы получить представление о многообразии аспектов темы: заполнен­ные листки кладутся затем на стол, к которому все участники подходят и изучают результаты.

3. Вместо баллов, проставляемых на листках, можно использо­вать цветные фишки (или мелкие предметы), которые участники получают заранее. Возле каждого аспекта на плакате можно поло­жить разное количество фишек. Оценка значимости того или ино­го аспекта темы становится очень наглядной благодаря зритель­ному восприятию фишек.

Письменная дискуссия (обсуждение темы с визуализацией)

Цель: выявление и фиксация мнений участников относительно определенной темы с последующим коллективным обсуждением.

Проведение

На разных столах лежат подготовленные плакаты с начатыми фразами либо с высказываниями, побуждающими к дискуссии.

Например: «Личностно ориентированное обучение в системе профессионального образования в полном объеме невозможно, поскольку существует очень жесткий профессиональный стандарт», «Подготовить конкурентоспособного рабочего может только мас­тер (преподаватель), сам успешный на рынке труда» и др. На сто­лах также лежат маркеры. Участники обходят столы и записывают свои мнения, возражения, согласие, вопросы. Затем все плакаты вывешиваются для ознакомления. Выбираются злободневные воп­росы, формулируются предложения-стимулы, которые могут по­будить слушателей к дискуссии.

«Круги» [56]

Цель: актуализация и обмен опытом (профессиональным, со­циальным и др.) и знаниями по заданной теме. Проведение

1. Участники разбиваются на пары. Пары садятся или встают в
круг лицом друг к другу; все вместе образуют два круга — внеш­
ний и внутренний.

2. Пары ведут диалог на заданную преподавателем тему. По зна­
ку преподавателя диалоги завершаются, и партнеры прощаются
Друг с другом.

3. Каждый из партнеров переходит на место своего левого сосе-
да: теперь состав пар изменяется, и новые пары начинают обсуж­
дать новую объявленную педагогом тему.

4. Переходы происходят при каждой смене темы или вопроса.
В целом каждый участник беседует не более чем с шестью партне­
рами, иначе интерес начинает пропадать.


Варианты

1. После объявления темы участники записывают результаты
своих диалогов на карточках, которые потом используют во вре­
мя общего обсуждения.

2. Работа начинается с обсуждения тем относительно общего
характера, для которых достаточно недолгого обмена мнениями.
Затем вопросы становятся все более конкретными или личными,
время обсуждения соответственно увеличивается.

3. После обсуждения последней темы пары объединяются в груп­
пы из четырех человек и работают над темой дальше, получив от
преподавателя четко сформулированное задание.

Примечания:

- в то время как в группе дискуссию обычно ведут лишь не­
сколько участников, при использовании этого метода в беседе
активно участвуют все;

- данный метод особенно хорош для обсуждения тем, по кото­
рым у участников имеются знания или опыт: именно это и долж­
но быть активизировано для дальнейшей работы;

- диалоги должны быть достаточно продолжительными, чтобы
могли высказаться оба собеседника (не менее 5 мин), но не слиш­
ком затянутыми, чтобы не исчез положительный импульс, воз­
никающий в начале разговора (не более 15 мин);

- преподаватель должен четко разъяснить, что этот тренинг не
ставит целью исчерпывающего обсуждения тем, а должен лишь
помочь участникам понять тему или сосредоточиться на ее глав­
ном содержании.

«На линии огня»

Цель: активизация противоречий и оживление затянувшихся дискуссий, тренинг умения аргументировать свое мнение и пони­мать противоположную позицию.

Проведение

1. Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу
так, что каждый имеет непосредственного противника. Одна
партия отвечает за аргументы «за», другая — за аргументы «про­
тив».

2. Все пары одновременно начинают дискуссию по предлагае­
мому преподавателем положению. Один называет только доводы в
пользу, другой — против этого положения. Каждый старается убе­
дить противника в своей правоте.

3. Через 3 — 4 мин они меняются местами и меняют аргумента­
цию на противоположную: теперь участники должны научиться
использовать аргументы противной стороны. Еще через 2 — 4 мин
спор прекращается.

4. На общее обсуждение выносятся следующие вопросы: «Ка­
кие аргументы были использованы?», «Произошло ли сближе-


ние?», «Удалось ли кого-то убедить?», «Какими аргументами?», «Чью сторону было легче отстаивать?» Варианты

1. Положения, выносимые на обсуждение, высказываются участ­
никами самостоятельно.

2. Группам предоставляется 20 — 30 мин времени на подготовку
с использованием информационных материалов. Одна группа раз­
рабатывает доводы «за», другая — «против». Затем группы стано­
вятся в две шеренги друг против друга.

Первый участник стороны, выступающей «за», в течение од­ной минуты излагает один или два своих аргумента. После этого его останавливают и предоставляют возможность первому участ­нику от противной стороны привести один или два довода «про­тив». Так, при строгом соблюдении временных рамок ведется спор. В заключение проводится общая открытая дискуссия.

Примечания:

- все активно участвуют в дискуссии;

- все говорят одновременно, поэтому говорящего слышит толь­
ко его противник. В таких условиях многим участникам легче выс­
казаться;

- эта игра проходит шумно и весело;

- некоторые участники приходят в замешательство, когда им
предлагают отстаивать положения и приводить доводы, которые
они не разделяют и не считают своими;

- этот вид дискуссии особенно хорош для участников, кото­
рым в их профессиональной деятельности (образование, торгов­
ля, политика) часто приходится кого-то убеждать.

«Идейная карусель»

Цель: организация последовательного обсуждения предложен­ных вопросов с последующим принятием коллективного реше­ния; актуализация знаний и выявление имеющегося опыта.

Материалы: листы бумаги.

Проведение

1. Каждому члену микрогрупп (по 4 — 5 человек) раздается чи­
стый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без сло­
весного обмена мнениями все участники записывают на своих ли­
стках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.

2. Листки с записями в режиме дефицита времени передают­
ся по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При
получении листка с записями каждый участник должен сделать
Новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается,
Когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не
анализируются, не оцениваются и не отбираются (в этом про­
является некоторое сходство данной методики с «мозговым
Штурмом»).


3. В микрогрутшах происходит обсуждение сформулированных
участниками ответов, предложений и выделение в итоговый спи­
сок наиболее важных, актуальных из них.

4. Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруп­
пы предлагают по очереди свои формулировки из итогового спис­
ка. Если формулировка не встречает возражений других групп,
она включается в окончательный общий список.

Вариант

Группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каж­дой группе выдается лист бумаги с вопросом, проблемным зада­нием и дается время на обсуждение. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на выданном листе с воп­росом. Затем каждый лист с вопросом и написанным решением передается по часовой стрелке следующей группе, которая после обсуждения также фиксирует свое мнение на этом листе. Проце­дура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов и сколько создано микрогрупп.

По окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и согласование за­писанных на нем точек зрения или решений. После этого группы озвучивают результат своей работы. Подводятся итоги, анализи­руется работа групп совместно с преподавателем.

Примечание:

- данное интерактивное взаимодействие порождает синергети-ческий эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и до­полняются, уменьшается шанс упустить конструктивную мысль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.