КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможный конструктивный ход принятия группового решения
Этапы: 1. Запись всех предложений. 2. Группировка предложений. 3. Совместное определение критериев для оценки каждой груп 4. Составление таблицы.
5. Индивидуальное оценивание в баллах (от 1 до 3) предложе 6. Подсчет общего количества баллов, набранных каждым 7. Определение наиболее рациональных предложений (набрав Правила «мозгового штурма» [66] Важной составляющей, способствующей успеху проведения «мозгового штурма», являются особые условия его проведения, опирающиеся на правила. 1. Отсутствие всякой критики: - во время выдвижения идей запрещаются их критика, неодоб - нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи - запрещается показывать, что идея не имеет ценности, игно 2. Поощрение предлагаемых идей: - одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, - превыше всего ставится количество высказанных идей, а не - идеи презентуются короткими высказываниями. 3. Равноправие участников «мозгового штурма»: - чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник - для предотвращения доминирования одного или двух членов - если у кого-то из участников отсутствуют идеи или предло 4. Свобода ассоциаций и творческого воображения: - в «мозговом штурме» существует запрет на введение каких- - любая предложенная идея (даже если она не относится к - высказанные ранее идеи любой участник «штурма» может - идеи могут высказываться без обоснования; - допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастиче 5. Творческая атмосфера на «игровой поляне»: - между участниками «мозгового штурма» поддерживаются де - создается и закрепляется такая обстановка, в которой допус - руководитель «мозгового штурма» инициирует атмосферу мак 6. Обязательная фиксация всех высказанных идей: - все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флип- - необходимо быть внимательным при записи поступающих 7. Время для инкубации: - не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей, - группе необходимо дать время, чтобы участники могли обду Метод «мозгового штурма» хорош тем, что помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. 3.4. Возможные трудности при проведении дискуссий. Советы и рекомендации ведущему При организации и проведении дискуссий нередко возникают определенные проблемы и трудности. Остановимся на наиболее часто встречающихся затруднениях. I. Перевод дискуссии на другую, не менее актуальную для присутствующих тему или перевод разговора на постороннюю тему. Одна из основных опасностей при использовании дискуссии в качестве метода обучения — это легкость, с которой можно отклониться далеко в сторону от обсуждаемой темы. Поскольку по-ошряется генерирование любых идей, участники дискуссии, особенно «мозгового штурма», зачастую уходят от реальной проблемы и с трудом находят рациональные и продуктивные идеи. Рекомендации и советы. 1. Тему дискуссии всегда старайтесь зафиксировать письменно — 2. Держать группу в необходимом русле поможет повторение
3. Приучайте участников дискуссии повторять основные мо 4. Постарайтесь сформулировать обсуждаемую в настоящий 5. Обнаружив, что участники перевели разговор на другую тему, Типичная ошибка: заметив, что участники дискуссии «соскользнули» на другую тему, ведущий реагирует раздраженно: «Давайте не отвлекаться!» — и тем самым ставит дискуссию на грань конфликта. II. Чрезмерно словоохотливый участник дискуссии. Рекомендации и советы. 1. Как только начинается обмен мнениями, ведущий должен 2. Дать слишком словоохотливому участнику высказаться, зная, 3. «Потерпите, сейчас вы выскажетесь» или — с настойчивой, 4. Попросите его изложить свои мысли письменно. 5. Поручите подготовить и высказать свое мнение при подведе 6. Заранее поговорите с ним, подчеркните его способности и 7. Попросите его записывать аргументы на доске или плакате. 8. Не допускайте обращений, которые могут вызвать конфликт III. Пассивность участников. Причиной может быть неактуальность обсуждаемой проблемы либо пессимистический настрой аудитории относительно приемлемых вариантов ее решения (ничего из предложенного материала не принесет никакой пользы). Отсутствие подготовки или привычка руководителя к авторитарному стилю могут вызывать у участников страх оказаться несостоятельными или униженными, что также снижает их творческую активность. Рекомендации и советы (для более полного включения группы в дискуссию). 1. Начните дискуссию со знакомства (если необходимо) или 2. Расположите группу по кругу, устраните преграды, затруд 3. Подключите участников к определению темы дискуссии,
4. Постарайтесь выявить интересы и устранить сомнения участ 5. Чтобы привлечь к обсуждению пассивных участников, по 6. Поддерживайте и подбадривайте участников, когда они выс Эффективным способом стимулирования активности участников является метод созидательной конфронтации [26]. Для обострения дискуссии поощряются независимые, неожиданные, неординарные суждения, представляющие противоположные точки зрения. Тем самым создается ситуация эмоционального напряжения, конфронтации, которая стимулирует творче- ское воображение, критическое мышление участников дискуссии. Но если ведущий не будет управлять этим процессом, может возникнуть другая проблема: конфликт во время дискуссии. Г/. Сильная зависимость некоторых участников от группы. Качество дискуссии в значительной степени определяется глубиной знаний и опыта, которыми обладают члены группы, поэтому следует уделять внимание подбору участников дискуссии с приблизительно равными способностями, чтобы обеспечить широкий спектр мнений и убеждений. Снижает зависимость от группы использование письменной дискуссии. Вместе с тем отдельные участники дискуссии могут утвердиться в неверной позиции. Несмотря на то, что дискуссия, несомненно, дает замечательную возможность убедить кого-либо взглянуть на вещи по-новому, в ходе нее также возможно укрепление участников в своих убеждениях, если они видят угрозу для собственных взглядов. Обеспечение благоприятной эмоциональной атмосферы снимает психологические защиты, делает участников более гибкими. V. Слишком острый характер дискуссии, взаимные обвинения участ Это случается, когда обсуждаемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников и стороны не достигают единодушия. Рекомендация и совет. Чтобы спор не вышел за рамки дискуссии, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций. Если иногда в силу выраженного эмоционального фактора обсуждения вопроса один из участников пытается вывести ведущего из равновесия, осознанно или неосознанно провоцируя его на конфликт с помощью «мелких уколов», следует игнорировать эти «шпильки», ибо они в таких случаях носят косвенный характер и не затрагивают сути ваших аргументов. Когда участник заметит, что его «уколы» не действуют, его запал пропадает, хотя по инерции он может выпустить еще пару «шпилек». VI. Нарушение режима времени. Оно может возникнуть, если преподаватель увлечется и поддержит навязанный группой ритм. Рекомендация и совет. При подготовке к дискуссии четко определите время на обсуждение каждого вопроса и сверяйтесь с планом по ходу дискуссии либо назначьте «хранителя времени» из участников. Ряд трудностей возникает, если преподаватель забывает о правиле: «Люди легче принимают позицию того человека, к которому у них эмоционально положительное отношение, и наоборот». Если преподаватель сумел расположить к себе обучающихся, со- 3 Панина ' 65 здать благоприятный психологический климат, то в проведении дискуссии удастся избежать многих трудностей, связанных с межличностными отношениями. Некоторые из предложенных вариантов проведения дискуссий не гарантируют тщательную, глубокую проработку материала. Но одно из главных значений дискуссии — не столько всесторонне и глубоко решить проблему, сколько побудить участников задуматься над ней, осуществить пересмотр своих убеждений и представлений, уточнить и определить свою позицию, научиться аргументированно отстаивать собственную точку зрения и в то же время осознавать право других иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, быть индивидуальностью. Изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в управленческой, обучающей, диагностической, психотерапевтической, творческой и других видах деятельности. Вопросы и задания 1. Сравните методы интерактивного обучения — дискуссию и диспут, 2. Укажите преимущества дискуссии по сравнению с другими форма 3. Какие современные техники организации дискуссий наиболее при 4. Используя советы по подготовке и проведению дискуссии, составь 5. Какие типы вопросов включены в ваш план проведения дискуссии? 6. Проанализируйте возможные трудности при проведении дискуссий.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |