Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможный конструктивный ход принятия группового решения




Этапы:

1. Запись всех предложений.

2. Группировка предложений.

3. Совместное определение критериев для оценки каждой груп­
пы предложений.

4. Составление таблицы.

 

\ Критерии Идеи \ Выгода для обра­зователь­ного уч­реждения Эффек­тивность данного варианта решения проблемы Стоимость реализации идеи Возмож­ность реа­лизации предло­женного варианта решения Общая сумма баллов
1-я группа          
2-я группа          
3-я группа          

5. Индивидуальное оценивание в баллах (от 1 до 3) предложе­
ний по согласованным критериям.

6. Подсчет общего количества баллов, набранных каждым
предложением (группой предложений), ранжирование по бал­
лам.

7. Определение наиболее рациональных предложений (набрав­
ших наибольшее количество баллов).


Правила «мозгового штурма» [66]

Важной составляющей, способствующей успеху проведения «мозгового штурма», являются особые условия его проведения, опирающиеся на правила.

1. Отсутствие всякой критики:

- во время выдвижения идей запрещаются их критика, неодоб­
рительные замечания, иронические реплики и т. п. Высказывания
записываются без изменений и не оцениваются, несмотря на то,
что они могут показаться глупыми, смешными или абсурдными;

- нежелательно также неявное высмеивание чьей-либо идеи
или, наоборот, чрезмерное покровительство ей;

- запрещается показывать, что идея не имеет ценности, игно­
рируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение
невербальными жестами и мимикой (пожимая плечами, подни­
мая брови, демонстрируя скепсис или ухмыляясь и т.п.).

2. Поощрение предлагаемых идей:

- одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи,
причем оказывается предпочтение не систематическому логиче­
скому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной
фантазии в самых разных направлениях;

- превыше всего ставится количество высказанных идей, а не
их качество;

- идеи презентуются короткими высказываниями.

3. Равноправие участников «мозгового штурма»:

- чтобы иметь стимул выдвигать свои идеи, каждый участник
должен чувствовать, что его предложение будет услышано и рас­
смотрено;

- для предотвращения доминирования одного или двух членов
группы целесообразно установить систему, при которой каждый
участник может высказать свое предложение в порядке очереди.
Это позволит привлечь к генерированию идей всех участников;

- если у кого-то из участников отсутствуют идеи или предло­
жения, об этом нужно сразу же заявить, причем никто не должен
эту ситуацию комментировать и выяснять, по какой причине обу­
чаемый не может внести предложение. В случае возникновения
ситуации, когда все предложения исчерпаны, руководитель «штур­
ма» может простимулировать группу дополнительно с помощью
каких-либо рекомендаций или инициатив.

4. Свобода ассоциаций и творческого воображения:

- в «мозговом штурме» существует запрет на введение каких-
либо ограничений;

- любая предложенная идея (даже если она не относится к
обсуждаемой проблеме) стоит рассмотрения и внимания участ­
ников, так как может вызвать ассоциацию у кого-либо из членов
группы и привести к рождению новой идеи;


- высказанные ранее идеи любой участник «штурма» может
развивать, интегрировать, получать из них новые ассоциативные
комбинации;

- идеи могут высказываться без обоснования;

- допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастиче­
ских, шутливых, оригинальных идей.

5. Творческая атмосфера на «игровой поляне»:

- между участниками «мозгового штурма» поддерживаются де­
мократичные, партнерские и дружественные отношения;

- создается и закрепляется такая обстановка, в которой допус­
каются шутка, каламбур, юмор;

- руководитель «мозгового штурма» инициирует атмосферу мак­
симального психологического комфорта: улыбается, одобряет,
поддерживает, восхищается, радуется, говорит комплименты.

6. Обязательная фиксация всех высказанных идей:

- все идеи, высказанные вслух, следует записывать на флип-
чарт, доску, магнитофон и т.д. теми же словами, какие исполь­
зовал автор идеи. Требование записывающих «уточнить формули­
ровку» недопустимо, так как может прервать творческий процесс,
ход мыслей «генератора» идеи и преждевременно вызвать у слу­
шающих доводы в пользу принятия или отторжения еще не при­
нятого предложения;

- необходимо быть внимательным при записи поступающих
предложений и не пропустить ни одного из них. Иногда человек,
преодолев стеснительность, выражает свою мысль и надеется, что
она будет принята во внимание при обсуждении, но оказывается,
что ее не заметили. Этого может быть достаточно, чтобы человек
замкнулся, ушел в себя.

7. Время для инкубации:

- не следует сразу же приниматься за анализ наработанных идей,
их систематизацию и критику;

- группе необходимо дать время, чтобы участники могли обду­
мать все зафиксированные идеи и затем рассмотреть любые аль­
тернативные подходы или новые предложения.

Метод «мозгового штурма» хорош тем, что помогает демокра­тично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы.

3.4. Возможные трудности при проведении дискуссий. Советы и рекомендации ведущему

При организации и проведении дискуссий нередко возникают определенные проблемы и трудности. Остановимся на наиболее часто встречающихся затруднениях.

I. Перевод дискуссии на другую, не менее актуальную для присут­ствующих тему или перевод разговора на постороннюю тему.


Одна из основных опасностей при использовании дискуссии в качестве метода обучения — это легкость, с которой можно от­клониться далеко в сторону от обсуждаемой темы. Поскольку по-ошряется генерирование любых идей, участники дискуссии, осо­бенно «мозгового штурма», зачастую уходят от реальной пробле­мы и с трудом находят рациональные и продуктивные идеи.

Рекомендации и советы.

1. Тему дискуссии всегда старайтесь зафиксировать письменно —
на доске или плакате.

2. Держать группу в необходимом русле поможет повторение
предмета, темы и условий дискуссии перед ее началом.

 

3. Приучайте участников дискуссии повторять основные мо­
менты предыдущего выступления прежде, чем высказывать соб­
ственную точку зрения.

4. Постарайтесь сформулировать обсуждаемую в настоящий
момент тему, записать ее на доске и сопоставить с обсуждаемой
темой; делайте промежуточные обобщения.

5. Обнаружив, что участники перевели разговор на другую тему,
согласитесь (одной-двумя фразами), что это действительно важ­
ный вопрос. А затем: «Поскольку это заслуживает специального
разговора ("заслуживает"!), а я дорожу вашим ("вашим!") и сво­
им временем, то давайте сначала закончим о...» или: «Хорошо.
Мы еще поговорим об этом. Только давайте сначала закончим о...».

Типичная ошибка: заметив, что участники дискуссии «сосколь­знули» на другую тему, ведущий реагирует раздраженно: «Давай­те не отвлекаться!» — и тем самым ставит дискуссию на грань конфликта.

II. Чрезмерно словоохотливый участник дискуссии.

Рекомендации и советы.

1. Как только начинается обмен мнениями, ведущий должен
удостовериться, что никто не монополизировал дискуссию и что
каждый желающий внести в нее свой вклад имеет возможность
сделать это. Если приводимые доводы становятся расплывчатыми
или сомнительными, ведущий может попросить у говорящего
разъяснений от имени группы или же сделать обзор тех момен­
тов, которые были упущены либо затронуты слишком поверхно­
стно.

2. Дать слишком словоохотливому участнику высказаться, зная,
что когда-нибудь он «выдохнется». А затем: «Теперь можно сказать
мне» — и обязательно дождитесь ответа.

3. «Потерпите, сейчас вы выскажетесь» или — с настойчивой,
но не раздраженной интонацией: «Позвольте мне договорить до
Конца».

4. Попросите его изложить свои мысли письменно.

5. Поручите подготовить и высказать свое мнение при подведе­
нии итогов дискуссии.


6. Заранее поговорите с ним, подчеркните его способности и
попросите дать возможность высказаться другим.

7. Попросите его записывать аргументы на доске или плакате.

8. Не допускайте обращений, которые могут вызвать конфликт­
ную ситуацию: «Дайте же наконец высказаться другим!» — «Нет,
это вы не даете...».

III. Пассивность участников.

Причиной может быть неактуальность обсуждаемой проблемы либо пессимистический настрой аудитории относительно прием­лемых вариантов ее решения (ничего из предложенного материа­ла не принесет никакой пользы). Отсутствие подготовки или при­вычка руководителя к авторитарному стилю могут вызывать у участ­ников страх оказаться несостоятельными или униженными, что также снижает их творческую активность.

Рекомендации и советы (для более полного включе­ния группы в дискуссию).

1. Начните дискуссию со знакомства (если необходимо) или
интеллектуальной разминки — это раскрепостит участников и
создаст определенный настрой.

2. Расположите группу по кругу, устраните преграды, затруд­
няющие общение.

3. Подключите участников к определению темы дискуссии,
предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтер­
нативных. Проблемно сформулируйте выбранную тему, покажите
значимость и полезность ее обсуждения для всех участников, объяс­
ните, почему это важно обсудить всем вместе именно сейчас, на­
метьте ожидаемый результат; ориентируйте участников на груп­
повое решение.

 

4. Постарайтесь выявить интересы и устранить сомнения участ­
ников, ответив на их замечания. После того как участники заин­
тересовались обсуждаемыми положениями, поняли их целесооб­
разность, но все еще проявляют осторожность и не видят возмож­
ностей для их практического применения, важно выяснить их
желания и устранить сомнения.

5. Чтобы привлечь к обсуждению пассивных участников, по­
просите их в качестве примера привести несколько фактов. Пока­
жите значимость участия в дискуссии именно этого человека. Ста­
райтесь использовать личные обращения.

6. Поддерживайте и подбадривайте участников, когда они выс­
казываются.

Эффективным способом стимулирования активности участни­ков является метод созидательной конфронтации [26].

Для обострения дискуссии поощряются независимые, неожи­данные, неординарные суждения, представляющие противопо­ложные точки зрения. Тем самым создается ситуация эмоциональ­ного напряжения, конфронтации, которая стимулирует творче-


ское воображение, критическое мышление участников дискуссии. Но если ведущий не будет управлять этим процессом, может воз­никнуть другая проблема: конфликт во время дискуссии.

Г/. Сильная зависимость некоторых участников от группы.

Качество дискуссии в значительной степени определяется глу­биной знаний и опыта, которыми обладают члены группы, по­этому следует уделять внимание подбору участников дискуссии с приблизительно равными способностями, чтобы обеспечить ши­рокий спектр мнений и убеждений. Снижает зависимость от груп­пы использование письменной дискуссии.

Вместе с тем отдельные участники дискуссии могут утвердиться в неверной позиции. Несмотря на то, что дискуссия, несомненно, дает замечательную возможность убедить кого-либо взглянуть на вещи по-новому, в ходе нее также возможно укрепление участни­ков в своих убеждениях, если они видят угрозу для собственных взглядов. Обеспечение благоприятной эмоциональной атмосферы снимает психологические защиты, делает участников более гиб­кими.

V. Слишком острый характер дискуссии, взаимные обвинения участ­
ников.

Это случается, когда обсуждаемая проблема касается жизнен­ных принципов и личных переживаний участников и стороны не достигают единодушия.

Рекомендация и совет.

Чтобы спор не вышел за рамки дискуссии, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и раз­личие позиций.

Если иногда в силу выраженного эмоционального фактора об­суждения вопроса один из участников пытается вывести ведущего из равновесия, осознанно или неосознанно провоцируя его на конфликт с помощью «мелких уколов», следует игнорировать эти «шпильки», ибо они в таких случаях носят косвенный характер и не затрагивают сути ваших аргументов. Когда участник заметит, что его «уколы» не действуют, его запал пропадает, хотя по инер­ции он может выпустить еще пару «шпилек».

VI. Нарушение режима времени.

Оно может возникнуть, если преподаватель увлечется и под­держит навязанный группой ритм.

Рекомендация и совет.

При подготовке к дискуссии четко определите время на об­суждение каждого вопроса и сверяйтесь с планом по ходу дискус­сии либо назначьте «хранителя времени» из участников.

Ряд трудностей возникает, если преподаватель забывает о пра­виле: «Люди легче принимают позицию того человека, к которо­му у них эмоционально положительное отношение, и наоборот». Если преподаватель сумел расположить к себе обучающихся, со-

3 Панина ' 65


здать благоприятный психологический климат, то в проведении дискуссии удастся избежать многих трудностей, связанных с меж­личностными отношениями.

Некоторые из предложенных вариантов проведения дискуссий не гарантируют тщательную, глубокую проработку материала. Но одно из главных значений дискуссии — не столько всесторон­не и глубоко решить проблему, сколько побудить участников за­думаться над ней, осуществить пересмотр своих убеждений и пред­ставлений, уточнить и определить свою позицию, научиться ар­гументированно отстаивать собственную точку зрения и в то же время осознавать право других иметь свой взгляд на обсуждаемую проблему, быть индивидуальностью.

Изучение механизмов групповой дискуссии показало целесо­образность ее применения для активизации межличностных про­цессов в управленческой, обучающей, диагностической, психо­терапевтической, творческой и других видах деятельности.

Вопросы и задания

1. Сравните методы интерактивного обучения — дискуссию и диспут,
укажите сходства и различия.

2. Укажите преимущества дискуссии по сравнению с другими форма­
ми обучения.

3. Какие современные техники организации дискуссий наиболее при­
емлемы в детской, а какие — во взрослой аудитории? Свой ответ обос­
нуйте.

4. Используя советы по подготовке и проведению дискуссии, составь­
те план дискуссии на произвольную тему.

5. Какие типы вопросов включены в ваш план проведения дискуссии?
Какие еще типы вопросов могут быть использованы?

6. Проанализируйте возможные трудности при проведении дискуссий.
Назовите способы их преодоления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.