Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка и проведение ролевой игры




Р

Ролевые игры

Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием за­дачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра (по существу, игра-драматизация) — это процесс, в котором участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Ина­че говоря, ролевые игры представляют собой небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие мо­дели жизненных ситуаций.

Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведе­ния в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семи­нара (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки, конфликт с коллегами и др.). Игра позволяет приоб­рести навыки принятия ответственных и безопасных решений в Жизни.

Роль и ее принятие являются важнейшими составляю­щими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точ­ное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека



(например, учителя, учащегося, заместителя директора по опыт­но-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического центра и т.д.).

Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональ­ном и поведенческом уровнях.

Согласно М. Форвергу, человек может принимать роль через:

присвоение внешних черт поведения;

присвоение норм поведения;

присвоение социальных задач, стоящих перед ролью.

Поскольку в ролевой игре участник исполняет роль какого-либо персонажа, а не свою собственную, он может свободно эк­спериментировать и не бояться, что его поведение будет выгля­деть глупым или неадекватным.

Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. В роле­вых играх действия игроков стимулируются самим игровым комп­лексом, в который включаются элементы среды, внешние по от­ношению к объекту моделирования. Игроки самостоятельно ана­лизируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего до­стигается самоорганизация участников.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непос­редственным участником игрового комплекса. Он — лицо «за кад­ром», задача которого состоит в создании и поддержании усло­вий, репрезентирующих объективную реальность с помощью опо­средованных игровых методов: театральных персонажей, газетных публикаций, писем, конференций и т.д.

Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерыва­ется для обсуждения. В ролевой игре нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких, как мнение экспертов или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр в ролевой игре в зависимости от ее целей решения могут приниматься как коллективно, так и индивиду­ально.

Эмоциональный эффект ролевой игры строится на «прожива­нии» участниками нового опыта в игровой обстановке, на своего рода открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры (преподавате­лями) или нормативными документами, а могут быть сформули­рованы (избраны) игроками в соответствии с собственным ви­дением ситуации. С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил игры могут быть поделены на «жесткие», «свободные» и занимающие промежуточное поло­жение (в которых достигнут своеобразный компромисс между первыми двумя).


Процесс игры отличает этот метод обучения от анализа ситуа­ций и тренинга. В процесс игры предполагается обязательное вклю­чение дополнительных вводных, которые могут существенным образом повлиять на игровые роли и действия участников.

Преподавателю при проведении ролевой игры важно учиты­вать ряд принципов.

1. Игра должна быть значима для участников. Ее значимость
определяется соответствием ситуации сфере интересов участника
или личностному плану.

2. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть
решены в рамках занятия. Эти ситуации можно выделить с помо­
щью интервью или предварительной диагностики участников.

3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать
участие в игре.

Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подго­товленный слушатель.

Механизм проведения ролевой игры (игры-драматизации)

1. Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситу­
ацию, уточняет, бывает ли так, значима ли эта ситуация.

2. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться,
что все понимают ее правильно, так как свои неудачи участники
часто объясняют нечеткостью инструкции.

 

3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от
предложенных ролей, для этого необходимо иметь запасные ва­
рианты. В первые дни лучше не пускать ситуацию на самотек. Если
остаются незанятые в игре члены группы, то им можно дать зада­
ние: отслеживать вербальное и невербальное поведение участни­
ков ролевой игры, наблюдать, как они взаимодействуют, как ре­
шают поставленную перед ними задачу.

4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить.
После этого организуется ситуация, размечается пространство и
вводятся роли. В ролевых играх участникам предоставляется воз­
можность:

 

- показать существующие стереотипы реагирования в тех или
иных ситуациях;

- разработать и использовать новые стратегии поведения;

- осознать и преодолеть свои внутренние опасения и про­
блемы.

Активные участники действуют в соответствии со своими ро­лями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблю­датели, а также приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования.

5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пе­
режитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из 77


участников. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих.

Примером ролевой деловой игры может быть «Педагогический советзащита инноваций» [51].

Каждой группе учителей (кафедре, отделению) дается задание: предва­рительно изучить какую-либо педагогическую инновацию и на совете в ла­коничной форме (10—15 мин) изложить ее идеи и особенности, ознако­миться с конкретным опытом применения этой педагогической технологии или ее элементов (открытые уроки, изучение методических материалов). Кроме того, группа выбирает из своего состава исполнителей следующих ролей:

- автор-новатор — носитель передовых идей, руководитель группы;

- оптимисты — сподвижники новатора, защитники идей, их пропаган­
дисты;

- пессимисты — консерваторы и скептики, противники идей;

- реалисты — аналитики, способные взвесить все «за» и «против» и
сделать необходимые выводы.

В зависимости от количества участников и обсужденных инноваций воз­можно выделение творческих групп не только по указанным, но и по другим ролевым направлениям (ученик — учитель — родитель — администрация и т.д.).

В результате делового обсуждения инновации по ролям педагогический совет приходит к тому или иному решению о целесообразности ее приме­нения.

4.4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) представляют собой более крупную форму игровой деятельности и чаще встре­чаются в управленческой практике, чем в профессиональном обу­чении. Организационно-деятельностные и организационно-обу-чающие игры (ООИ) являются формами коллективной мыследея-тельности, в процессе которой происходит обучение и проектиро­вание {создание) новых деятельностных образцов. Такие игры про­водятся специалистами-методологами и игротехниками на ос­нове глубокой теоретической проработки решаемых проблем с целью внедрения новой практики в некоторой профессиональ­ной сфере.

В. И. Загвязинский отмечает: «ОДИ предусматривают органи­зацию коллективной мыслительной деятельности на основе раз­вертывания содержания обучения в виде системы проблемных си­туаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя ОДИ — "сделать" группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого» [26, с. 114].


В ходе ОДИ, используемых в управленческой деятельности, как правило, решаются проблемы, связанные с созданием или ре­формированием существующих организационных структур. Для этих целей привлекаются работники организаций, имеющие соответ­ствующий потенциал и полномочия для решения стратегических задач. Иногда игра может применяться в качестве практического руководства для решения различного рода сложных проблем, а также когда требуется объединение специалистов разных направ­лений.

ОДИ и ООИ требуют для своего проведения достаточно дли­тельного времени (несколько дней) и дополнительных экономи­ческих затрат. В силу этого популярность ОДИ в последнее время несколько снизилась.

Подготовка ОДИ должна осуществляться специалистами-иг­ротехниками.

Для успешного проведения организационно-деятельностной обучающей игры необходимо выполнение следующих условий:

- игра должна иметь общую тему, должна быть направлена на
решение определенной проблемы, которую формулируют участ­
ники игры, выступающие заказчиками;

- в игре необходимо наличие организационной группы, которая
координирует деятельность участников и управляет их взаимодей­
ствием;

- в ходе дискуссии, в процессе поиска новых решений могут
возникать противоречия и конфликты; специально выделенная
группа проблематизации призвана выявить проблемы социального
и профессионального характера;

- в ходе игры возможны ситуации, когда ни один из игроков
не сможет предложить решение поставленной проблемы; для вы­
хода из таких ситуаций формируется группа методологического обес­
печения;

- в целях поддержания благоприятного морально-психологи­
ческого климата на игре создается группа психологического обеспе­
чения,
которая выполняет также чисто исследовательскую функ­
цию изучения основных процессов игры и взаимоотношений ее
Участников;

 

- необходима также группа технического обеспечения, которая
регистрирует все рабочие процессы игры (запись на магнитофон,
схемы, плакаты и т.д.);

- вышеперечисленные группы входят в состав организаторов
Игры. В зависимости от темы игры создаются рабочие группы, куда
Могут записываться и организаторы, и заказчики.

Основные требования к деятельности участников ОДИ вклю­чают нижеследующие позиции.

1. Каждый участник игры находится в двух планах — предмет- и организационно-деятельностном.


2. Каждый должен личностно самоопределиться в данной ситу­
ации. По условиям ОДИ каждый игрок выдвигает цели, ограни­
ченные рамками темы, и пытается их достигать. Принимая условия
игры, участник осуществляет акт самообразования. В этом состоя­
нии ему предстоит прожить несколько дней, борясь за достиже­
ние своих целей, организуя свою деятельность, участвуя в работе
группы, кооперируясь с другими.

Каждому участнику ОДИ нужно сделать себя предметом об­суждения. Оргдеятельностная игра — это игра в себя и для себя, собственное понимание и непонимание.

3. Отсутствие рамок («игра без правил»), снятие рангов позво­
ляет изменить социальные роли, сломать стереотипы поведения и
мышления участников, способствует их отказу от своих устарев­
ших подходов и средств в пользу новых методов.

4. Работа над выделением и разработкой проблемы требует от
участников выхода в область идеальных объектов и осуществле­
ния анализа, прогнозирования и рефлексии собственной деятель­
ности. Рефлексия, по выражению Гегеля, — это «размышление
о собственном мышлении», т.е. изначальная проверка своей мыс­
ли и контроль за ее ходом посредством обсуждения действий уча­
стников и полученных на каждом этапе результатов. Итогом реф­
лексии является иное понимание не только ситуации, но и само­
го себя.

5. Участники включаются в командную мыследеятельность
(КМД), что требует толерантности к чужим мнениям и отчужде­
ния результатов деятельности от личности.

6. В технологии проблематизации и «сборки» идей в ОДИ ис­
пользуется особое оформление, «язык схемотехнических изобра­
жений» [1], который участникам приходится интенсивно осваи­
вать.

7. Система оценивания участниками друг друга, экспертами,
ведущими по ходу игры часто отсутствует. Решения принимаются
коллективно. Цель игрового коллектива превалирует над индиви­
дуальными стремлениями, участник психологически должен быть
готов к этому.

8. «Соблюдение принципа выращивания, открытость игротех-
нических замыслов в конце каждого витка игры (фаза рефлексии
дня и методологические консультации) и в конце игры предопре­
деляют отсутствие эффекта манипулирования игроками» [1, с. 53].

Содержание работы игротехника. Игротехник проблематизи-рует средства деятельности игроков (действуя по правилу: «Чтобы человек понял, его нужно зацепить»), побуждает их к рефлексии, способствует осознанию стереотипов, внутренних препятствий, более четкому осмыслению целей и собственных интересов; орга­низует коммуникацию между игроками в группе, помогает пере­нести освоенный способ в конкретную деятельность, привлекает


методологический аппарат к разрешению проблем. Таким обра­зом, игротехник осуществляет исследовательскую, педагогиче­скую, организационно-коммуникативную деятельность.

Он контролирует несколько пластов.

Психологический

- Организация коммуникации в группе, анализ происходяще­
го в психологическом плане, содействие самоопределению в группе
относительно задач.

- Осмысливание и руководство групповой динамикой. Важно
добиться согласования в группе (ритуального и по содержанию),
определить лидеров по содержанию, способам, коммуникации,
определить, кто выступит с докладом от группы. Если нет лидера
по содержанию, игротехник оказывает помощь членам группы в
самоопределении по отношению к поставленной задаче, отсле­
живает работу группы на пленарном заседании, но не вмешивает­
ся в ее работу.

- Отслеживание индивидуальных продвижений (динамики ин­
дивидуального развития, мотивации для работы на пленарном
заседании) и помощь игрокам в осознании и принятии измене­
ния, которые с ним и должны произойти.

Мыслительный

- Обобщение (выход на более абстрактный уровень, введение
процедур схематизации и оперирования схемами — один из клю­
чевых процессов ОДИ).

- Проблематизация по способу, оформлению мышления. Иг­
ротехник обязан следить, как происходит осознание, и поощрять

участников.

- Рефлексия способа мыследеятельности (Что сделано в груп­
пе? Как мы к этому пришли? В чем продвинулись? Что мешает
группе в продвижении, что тормозит работу? Что помогло бы груп­
пе быть более продуктивной? Чем отличалась эта работа от того,
что видели раньше? В чем лично вы продвинулись? Какие спосо­
бы вы приобрели? В чем помогли схемы?). Игротехник должен
знать, как его вопросы влияют на участников.

Содержательный

- Работа с содержанием (его анализ, обобщение, выделение в
высказываниях главного, важного и ранжирование высказываний
по отношению к поставленной задаче, ненавязчивое выделение
наиболее важных версий и демонстрация несостоятельности дру­
гих вариантов).

- Оказание помощи по оформлению содержания на языке схе­
мотехники.

Организационный

- Соблюдение регламента и удержание задачи. Если группа не
успевает, то 1) деятельность свертывается, и лидер с наработан­
ным выступает на пленарном заседании, сделав акцент на этапах81


работы; 2) группа продолжает работу после уведомления метаиг-ротехника (ведущего ОДИ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 4715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.