Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренинг как форма комплексного




QQ

Этап общей дискуссии.

Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуацион­ных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

1. Почему ситуация выглядит как дилемма?

2. Кто принимал решения?

3. Какие варианты решения он имел?

4. Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны про­гнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.

На этом этапе важно:

- не ограничивать время;

- дать возможность выступить каждому;

- заострить внимание выступающих на конкретных проблемах
данного кейса;

- провести голосование «Чье решение было самым удачным?».

Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не до­пускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в об­суждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, ко­торое ведущий предпочел бы сам.

5. Этап подведения итогов, завершающего выступления препо­
давателя.

Продолжительность — 10—15 мин.

Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написан­ных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация 0 том, как были решены проблемы, которые обсуждались слуша­телями, в реальной жизни. Для «кабинетных» кейсов важно обо­сновать версию преподавателя.


Следует акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения: «Жизнь богаче любой теории», а затем выде­лить лучшие решения и расставить акценты поощрительного ха­рактера (рейтинг успеваемости, призы, зарубежные стажировки).

Кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, по­скольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, ди-алектичность мышления.

В кейс-методе «мозговой штурм» применяется при воз­никновении у группы реальных затруднений в осмыслении ситуа­ции, представляется средством повышения активности обучаю­щихся, рассматривается не как инструмент поиска новых реше­ний, хотя и такая его роль не исключена, а как своеобразный двигатель познавательной активности.

Моделирование представляет собой специфический спо­соб познания сложных объектов посредством некоторого их упро­щения.

Метод моделирования — это построение и использование модели как некоторого представителя объекта, тождественного ему в су­щественных основных характеристиках. Но модель проще ориги­нала, поэтому и появляется возможность ее изучения.

Деловая играй кейс-метод являются принципиально род­ственными методами обучения, что создает благоприятные усло­вия для их сочетания в процессе обучения. Представим возмож­ные варианты такого сочетания.

1. Деловая игра включается в описание кейса, решение которо­
го предполагает предварительное проигрывание ситуации с це­
лью получения дополнительной информации.

2. В деловую игру обязательно включена ситуация или даже не­
сколько ситуаций. В процессе ее разыгрывания возникает необхо­
димость описания ситуации, т.е. по сути дела применения кейс-
метода. Заранее подготовленный кейс можно использовать в каче­
стве средства, способа введения участников в деловую игру. При
этом его осмысление создает своеобразный интеллектуальный,
проблемный фон деловой игры.

Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе для взрослых обучающихся, так как они обладают значительной сте­пенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргумен­тировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

Методика организации дискуссии достаточно подробно рас­смотрена в третьей главе. Добавим еще несколько советов по ис­пользованию дискуссии в кейс-методе.

1. При определении лимита времени учитывайте характер темы Более сложные темы могут требовать большего времени на об-


суждение, тогда как простые вопросы можно обсудить в течение нескольких мин.

2. Перед началом обсуждения дайте участникам возможность
переставить стулья, чтобы им было удобно работать, например,
посоветуйте сдвинуть стулья поближе к центру круга, чтобы все
могли видеть друг друга. Наилучшим вариантом считается распо­
ложение стульев в форме подковы или по кругу.

3. Помогите группе уточнить тему для обсуждения и выделите
достаточно времени на ее исследование и изучение. Таким обра­
зом участники смогут формулировать идеи и планировать свои
вопросы к ним.

4. Объясните слушателям, как подготовиться к обсуждению,
чтобы дискуссионное время использовалось максимально эффек­
тивно.

5. Дайте участникам указания относительно процесса и проце­
дуры дискуссии: как им следует себя вести, какую роль будете
выполнять вы.

6. Контролируйте, но не тормозите дискуссию. Возможно, вам
придется заранее составить план того, как направлять группу, и
действовать строго по этому плану. В зависимости от количества
времени, которое имеется в вашем распоряжении, можно разре­
шить исследование вопроса с определенными отступлениями от
темы. Если же у вас жесткий лимит времени, то следует вмешать­
ся и возвратить обсуждение в основное русло.

7. Эффективно контролируйте поведение лидеров группы. Ими
могут быть те, кто ощущает себя свободнее, или те, кто имеет
более глубокие знания и опыт в сравнении с другими. Установите
для них особый режим работы: например, предложите заранее
подготовить вопрос или тезис, поручите вести дискуссии в груп­
пах или оценивать навыки ведения дискуссии других. Не тормози­
те сильных участников, но дайте им возможность научиться ува­
жать и ценить взгляды и вклад других.

8. Всегда делайте «авансы» для молчаливых участников, стиму­
лируйте их высказывать свои взгляды. Намеренно спрашивайте их,
что они думают по поводу обсуждаемого вопроса, или как бы они
поступили в той или иной ситуации.

9. Объясните ситуацию там, где дискуссия окажется сложной
или зайдет в тупик, но не навязывайте свои взгляды.

10. В благоприятный момент подведите итоги дискуссии. При­
меняйте для этого работу в группе. Предложите каждому участ­
нику сформулировать короткий итог дискуссии или попросите
одного-двух участников представить свой вариант перед аудито­
рией.

Кейс-метод способствует более глубокому усвоению учебного материала. Если же обучающиеся просто «поиграли» и даже не поняли, зачем нужен кейс, какую часть материала они усвоили


 


inn



глубже, какие навыки приобрели, то использование кейс-метода не достигло учебных целей.

Кейс-метод сегодня становится одним из доминирующих при подготовке менеджеров, юристов, экономистов, так как позво­ляет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их спо­собность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно вы­сказать свою. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-ме­тод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающих­ся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность про­явить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теорети­ческий материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.

Вопросы и задания

1. Каковы особенности кейс-метода как способа активизации обучения?

2. Что может служить источниками формирования кейса?

3. Основываясь на рекомендациях, изложенных в разделе 5.2, подго­
товьте описание конкретной ситуации.

4. Охарактеризуйте этапы работы с кейсом.

5. Что нового вы узнали об использовании дискуссии в кейс-методе?


 

Глава 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.