КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проведение ОДИ
Игра, как правило, продолжается 5 — 7 дней и носит выездной характер для того, чтобы все участники могли отвлечься от повседневных текущих проблем и полностью погрузиться в процесс обучающей игры. Особенностями оргдеятельностной игры являются: - многоуровневый способ работы (индивидуальный, микро - организация игры по принципу: групповая работа — пленар - этапность (анализ, генерирование идей, рефлексия, синтез); - концентрация во времени. 1. ОДИ начинаются с установочного доклада руково Доклад дает общую картину на абстрактном уровне для игроков и для игротехников, определяет область рассуждений. В ОДИ моделируются теоретические и практические затруднения, для разрешения которых требуется высокая степень абстракции, поэтому установочный доклад должен быть выполнен с использованием схем, что позволяет также сделать его логику более очевидной. В установочном докладе формулируется задача дня. 2. Для работы создаются группы, сформированные либо по за Основополагающий принцип группы — самоорганизация. Важен сам способ рассуждения, «путь прохождения мысли». Первоначально группы находятся в режиме «разработки», а на общем заседании — в режиме «экспертизы». В работе групп принимают участие и организаторы игры. Их основная роль — не оказывая давления, направлять работу группы на решение поставленной задачи. Результаты обсуждения в группе представляются в схематичном виде. 3. Пленарное заседание, общее обсуждение работы всех Каждая группа задает вопросы на понимание и конструктивные вопросы на продвижение. Каждой группе важно уяснить для себя ценные идеи из других докладов. Таким образом, на пленарном заседании каждая группа вносит свой вклад в развитие других групп. 4. Этап рефлексии участниками игры своей деятельности задень (индивидуальная, групповая, общая). Иногда содержательные позиции для рефлексии задаются схематично:
Результат
Выявление профессиональных затруднений, их фиксирование 5. В заключительном докладе руководителя игры обоб 6. Если есть запрос — проводится методологическая 7. Этап организационных решений (проводится в ко Эти этапы повторяются в течение всех дней, когда проводится игра. ОДИ могут прерываться на принятие общего решения, выработку общего отношения или рефлексию по поводу игры. Ученый О. С. Анисимов так описывает общую схему процессов в ОДИ: «Вся игра предстает как движение всех персонажей, их воплощающих игрогрупп и игроков в линии моделирования затруднения, совмещения разногрупповых затруднений в интегральное затруднение, оформление затруднения по его содержанию до уровня проблемы, совмещение проблем в интегральную... проблему, нахождение путей депроблематизации для персонажей, для отдельных групп и всей игры в целом, демонстрирование действия в соответствии с депроблематизацией (сведение к задаче) в ином "направлении"» [1, с. 46]. Специалистами (В.Зарецкий) исследованы развивающие психологические механизмы ОДИ. Атмосфера свободной творческой Деятельности и жесткий, напряженный режим работы (с утра до Поздней ночи), как правило, вовлекают игроков в процесс командной деятельности, способствуют их «раскрытию», несмотря На то, что для ОДИ характерны авторитарный стиль ведения игры Руководителем и жесткая манера работы игротехников. В первой фазе ОДИ — «проблематизации» («разоформле ния») — усилиями игротехников происходит «распредмечивание содержательных представлений, «усомнение» средств, «расшаты вание» позиций, своеобразная проверка на прочность жизненны: принципов, оснований, ценностей. Задается тема, которая требу ет выделения пространства проблем и самоопределения в нем т. е. определения позиций, формирования своего отношения. Само определение возникает, когда требования к человеку и его возможности не соответствуют друг другу. Наличие противоречий которые в ходе игры должны быть описаны, помогает зафиксиро вать содержательный конфликт, который исследуется в течение всего хода игры. Самоопределение и создает эту ситуацию, задает рамки содержания, определяя то, чего нет, т.е. «пустые места», точки разрыва содержания. Проблема, сформулированная в теме игры, требует реальной кооперации, которая упирается в сложившиеся профессиональные стереотипы видения реальности, в отсутствие умения оценить ее с других позиций, поэтому в процессе ОДИ происходит «ломка» этих профессиональных стереотипов и вырабатывается умение вступать в коммуникацию, понимать другие позиции, «налаживать кооперацию» на основе самоопределения. Проблематизирующие воздействия со стороны игротехников «выбивают» игроков в рефлексивную позицию по отношению к их собственному движению, осуществляемому как в игре, так и вне ее. Направленные на «как бы само собой разумеющееся», проблематизирующие вопросы часто ставят человека в тупик, заставляют чувствовать себя оказавшимся в «дурацком положении». Но по мере погружения в представления о мире нередко возникает эффект потери «опоры под ногами». Многие жизненные принципы оказываются вдруг зыбкими, ненадежными догмами (неизвестно откуда взявшимися), «научные знания» — мифами, игрушками, а ценности — неактуальными. Этот момент очень важен: человек должен осознать проблему. Возникает точка флюктуации — в этот момент человек открыт для изменений. Первый день игры — день ломки стереотипов, преодоления инертности мышления — самый сложный. В последующие дни изменяются установки играющих, отмечается позитивная направленность на решение поставленных проблем. Но иногда бывает необходима психологическая помощь для выхода из возникающего на ОДИ психологического кризиса. Проблематизацию можно заменить «расшатыванием» привычных представлений, но взятых вне деятельностного и личностного контекста. Это проблематизация потенциальных жизненных сценариев. В качестве контекста выступает культура, а заведомо известные представления о ней участников игры перед задачей «вхождения в культуру» являются психологической защитой. Во второй фазе игры — «оформлении» — происходит «сборка» предметных представлений на новых онтологических и органи-зационно-деятельностных основаниях, выработанных в ходе игры. На практике первый этап (проблематизации) проходит значительно легче, чем второй. Проблематизация часто протекает красиво, эффектно, весело, а иногда драматично и даже трагично. Но это всегда событие, напряжение, противоборство, в котором игротехники как профессиональные «бойцы» неизменно побеждают игроков. Проблематизированное содержание перестает быть опорой для мышления и действий игроков. Они как бы «удаляются» из сознания, образуется предметный «вакуум», готовый затянуть в себя любое содержание. Игротехники формируют новые ценностно-смысловые основания, адекватные изменившимся условиям жизнедеятельности, т.е. в игре создается возможность манипулировать игроками, навязывать им свое мнение. Таким образом, мы видим, что в оргдеятельностной игре развиты мощные средства воздействия на человека и его установки, поэтому здесь особенно важны профессионализм и ответственность организаторов. 4.5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении взрослых Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия обучаемых. Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, включающая теоретический курс и ряд практических занятий по отработке навыков решения задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для: - проверки качества усвоения учебного материала «за предела - погружения слушателей в нормы деятельности и общения. 1) если участники впоследствии будут иметь дело с процесса 2) когда у участников имеются необходимые знания для инди 3) если требуется повысить познавательную активность слуша 4) когда есть необходимость в соединении индивидуальных и 5) когда учебный курс имеет пролонгированный характер. аспекта данного метода: инструментальный, или содержательный (т.е. решение практической проблемы), и социально-эмоциональный (социально-психологическая подготовка и сопровождение участников). При планировании игры важно принимать во внимание характеристики аудитории: - возраст, пол, стаж работы; - открытость к инновациям — консервативность; - ригидность — мобильность; - включенность — невключенность; - личностные особенности (инициативность, зависимость, де В структуре учебного процесса с использованием игры необходимо выделить три основных этапа: подготовку, проведение игры и ее завершение и два вышеупомянутых аспекта (инструментальный и социально-эмоциональный). Подготовка игры 1. С точки зрения инструментального аспекта можно выделить следующие существенные мероприятия: - проектирование моделируемой ситуации и подготовка пре - разработка технических заданий; - планирование игры; - прогнозирование изменений модели в зависимости от дей 2. Социально-эмоциональный аспект игры предполагает следующие виды деятельности преподавателя на этапе ее подготовки: - предварительное формирование игровых коллективов; - определение познавательных и межличностных интересов - предварительное распределение ролей. 1. Инструментальный аспект: - формулировка задания и раздача исходных материалов; - обсуждение и постановка цели и задач; - проработка материалов в подгруппах;
- анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в - поиск решений, прогноз последствий (в подгруппах); - принятие решения и разработка предложений по его реали - представление результатов на общей сессии и их обсужде - обобщение результатов участниками и преподавателем. - формирование реальных игровых коллективов (подгрупп),
- установление определенного порядка, обеспечивающего, во- - обозначение игрового пространства и времени; - создание соревновательной мотивации внутри игрового кол - задание норм партнерского общения и обязательного соблю - обучение навыкам коллективной деятельности в ходе исполь - обеспечение динамики групповой самоорганизации: от пас - предупреждение и разрешение межличностных конфликтов
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |