Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведение ОДИ




Игра, как правило, продолжается 5 — 7 дней и носит выездной характер для того, чтобы все участники могли отвлечься от по­вседневных текущих проблем и полностью погрузиться в процесс обучающей игры.

Особенностями оргдеятельностной игры являются:

- многоуровневый способ работы (индивидуальный, микро­
групповой, общегрупповой, пленарный);

- организация игры по принципу: групповая работа — пленар­
ное заседание — рефлексия по поводу игры;

- этапность (анализ, генерирование идей, рефлексия, синтез);

- концентрация во времени.
Основные этапы ОДИ

1. ОДИ начинаются с установочного доклада руково­
дителя игры, где задаются рамки и основные вопросы, которые
необходимо разрешить в ходе игры. С установочного доклада мо­
жет начинаться каждый день игры.

Доклад дает общую картину на абстрактном уровне для игро­ков и для игротехников, определяет область рассуждений. В ОДИ моделируются теоретические и практические затруднения, для разрешения которых требуется высокая степень абстракции, по­этому установочный доклад должен быть выполнен с использова­нием схем, что позволяет также сделать его логику более очевид­ной. В установочном докладе формулируется задача дня.

2. Для работы создаются группы, сформированные либо по за­
данной направленности, либо по принципу добровольности. Ос­
новная работа осуществляется в группах (микрогруппах) по вы­
работке решений. Последние 30 — 40 мин группа работает над
подготовкой согласованного доклада для пленарного обсуждения.

Основополагающий принцип группы — самоорганизация. Ва­жен сам способ рассуждения, «путь прохождения мысли». Перво­начально группы находятся в режиме «разработки», а на общем заседании — в режиме «экспертизы».

В работе групп принимают участие и организаторы игры. Их основная роль — не оказывая давления, направлять работу группы на решение поставленной задачи. Результаты обсуждения в группе представляются в схематичном виде.

3. Пленарное заседание, общее обсуждение работы всех
групп (на каждый день игры — своя задача пленарного заседания).
На общем обсуждении выступают по одному представителю от
каждой группы. В ходе обсуждения вырабатывается коллегиальное
решение поставленной проблемы.

Каждая группа задает вопросы на понимание и конструктив­ные вопросы на продвижение. Каждой группе важно уяснить для


себя ценные идеи из других докладов. Таким образом, на пленар­ном заседании каждая группа вносит свой вклад в развитие других групп.

4. Этап рефлексии участниками игры своей деятельности задень (индивидуальная, групповая, общая). Иногда содержатель­ные позиции для рефлексии задаются схематично:

Продукт
Процесс

Результат

Рефлексивные и коммуникативные способности
Опыт участия в фрагменте ОДИ

Выявление профессиональных

затруднений, их фиксирование

5. В заключительном докладе руководителя игры обоб­
щаются все результаты работы групп и делается вывод о том, в
какой степени достигнуты поставленные цели и задачи.

6. Если есть запрос — проводится методологическая
консультация (обсуждаются вопросы, затруднения при ра­
боте в группе).

7. Этап организационных решений (проводится в ко­
манде игротехников).

Эти этапы повторяются в течение всех дней, когда проводится игра.

ОДИ могут прерываться на принятие общего решения, выра­ботку общего отношения или рефлексию по поводу игры.

Ученый О. С. Анисимов так описывает общую схему процессов в ОДИ: «Вся игра предстает как движение всех персонажей, их воплощающих игрогрупп и игроков в линии моделирования за­труднения, совмещения разногрупповых затруднений в интегральное затруднение, оформление затруднения по его содержанию до уров­ня проблемы, совмещение проблем в интегральную... проблему, нахождение путей депроблематизации для персонажей, для отдель­ных групп и всей игры в целом, демонстрирование действия в со­ответствии с депроблематизацией (сведение к задаче) в ином "на­правлении"» [1, с. 46].

Специалистами (В.Зарецкий) исследованы развивающие пси­хологические механизмы ОДИ. Атмосфера свободной творческой Деятельности и жесткий, напряженный режим работы (с утра до Поздней ночи), как правило, вовлекают игроков в процесс ко­мандной деятельности, способствуют их «раскрытию», несмотря На то, что для ОДИ характерны авторитарный стиль ведения игры Руководителем и жесткая манера работы игротехников.


В первой фазе ОДИ — «проблематизации» («разоформле ния») — усилиями игротехников происходит «распредмечивание содержательных представлений, «усомнение» средств, «расшаты вание» позиций, своеобразная проверка на прочность жизненны: принципов, оснований, ценностей. Задается тема, которая требу ет выделения пространства проблем и самоопределения в нем т. е. определения позиций, формирования своего отношения. Само определение возникает, когда требования к человеку и его воз­можности не соответствуют друг другу. Наличие противоречий которые в ходе игры должны быть описаны, помогает зафиксиро вать содержательный конфликт, который исследуется в течение всего хода игры. Самоопределение и создает эту ситуацию, задает рамки содержания, определяя то, чего нет, т.е. «пустые места», точки разрыва содержания.

Проблема, сформулированная в теме игры, требует реальной кооперации, которая упирается в сложившиеся профессиональ­ные стереотипы видения реальности, в отсутствие умения оце­нить ее с других позиций, поэтому в процессе ОДИ происходит «ломка» этих профессиональных стереотипов и вырабатывается умение вступать в коммуникацию, понимать другие позиции, «на­лаживать кооперацию» на основе самоопределения.

Проблематизирующие воздействия со стороны игротехников «выбивают» игроков в рефлексивную позицию по отношению к их собственному движению, осуществляемому как в игре, так и вне ее. Направленные на «как бы само собой разумеющееся», проблематизирующие вопросы часто ставят человека в тупик, заставляют чувствовать себя оказавшимся в «дурацком положе­нии». Но по мере погружения в представления о мире нередко возникает эффект потери «опоры под ногами». Многие жизнен­ные принципы оказываются вдруг зыбкими, ненадежными дог­мами (неизвестно откуда взявшимися), «научные знания» — ми­фами, игрушками, а ценности — неактуальными. Этот момент очень важен: человек должен осознать проблему. Возникает точ­ка флюктуации — в этот момент человек открыт для изменений. Первый день игры — день ломки стереотипов, преодоления инерт­ности мышления — самый сложный. В последующие дни изменя­ются установки играющих, отмечается позитивная направлен­ность на решение поставленных проблем. Но иногда бывает не­обходима психологическая помощь для выхода из возникающего на ОДИ психологического кризиса.

Проблематизацию можно заменить «расшатыванием» привыч­ных представлений, но взятых вне деятельностного и личностно­го контекста. Это проблематизация потенциальных жизненных сценариев. В качестве контекста выступает культура, а заведомо известные представления о ней участников игры перед задачей «вхождения в культуру» являются психологической защитой.


Во второй фазе игры — «оформлении» — происходит «сбор­ка» предметных представлений на новых онтологических и органи-зационно-деятельностных основаниях, выработанных в ходе игры.

На практике первый этап (проблематизации) проходит значи­тельно легче, чем второй. Проблематизация часто протекает кра­сиво, эффектно, весело, а иногда драматично и даже трагично. Но это всегда событие, напряжение, противоборство, в котором игротехники как профессиональные «бойцы» неизменно побеж­дают игроков. Проблематизированное содержание перестает быть опорой для мышления и действий игроков. Они как бы «удаляют­ся» из сознания, образуется предметный «вакуум», готовый затя­нуть в себя любое содержание. Игротехники формируют новые ценностно-смысловые основания, адекватные изменившимся ус­ловиям жизнедеятельности, т.е. в игре создается возможность ма­нипулировать игроками, навязывать им свое мнение.

Таким образом, мы видим, что в оргдеятельностной игре раз­виты мощные средства воздействия на человека и его установки, поэтому здесь особенно важны профессионализм и ответствен­ность организаторов.

4.5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении взрослых

Игра — это метод обучения, требующий интенсивного участия

обучаемых.

Как правило, игре предшествует подготовка слушателей, вклю­чающая теоретический курс и ряд практических занятий по отра­ботке навыков решения задач. В игре задается сложная модельная реальность и тем самым создаются условия для:

- проверки качества усвоения учебного материала «за предела­
ми аудитории»;

- погружения слушателей в нормы деятельности и общения.
Игра особенно эффективна в следующих случаях:

1) если участники впоследствии будут иметь дело с процесса­
ми, которые необходимо заранее «проигрывать»;

2) когда у участников имеются необходимые знания для инди­
видуального решения проблем;

3) если требуется повысить познавательную активность слуша­
телей недирективным способом;

4) когда есть необходимость в соединении индивидуальных и
фрагментарных решений задач в комплексное и совместное реше­
ние проблемы;

5) когда учебный курс имеет пролонгированный характер.
На стадии разработки игры следует учитывать два основных

аспекта данного метода: инструментальный, или содержательный


(т.е. решение практической проблемы), и социально-эмоциональ­ный (социально-психологическая подготовка и сопровождение уча­стников).

При планировании игры важно принимать во внимание ха­рактеристики аудитории:

- возраст, пол, стаж работы;

- открытость к инновациям — консервативность;

- ригидность — мобильность;

- включенность — невключенность;

- личностные особенности (инициативность, зависимость, де­
ловая хватка, демонстративность и т.д.).

В структуре учебного процесса с использованием игры необхо­димо выделить три основных этапа: подготовку, проведе­ние игры и ее завершение и два вышеупомянутых аспекта (инст­рументальный и социально-эмоциональный).

Подготовка игры

1. С точки зрения инструментального аспекта можно выделить следующие существенные мероприятия:

- проектирование моделируемой ситуации и подготовка пре­
зентационных материалов;

- разработка технических заданий;

- планирование игры;

- прогнозирование изменений модели в зависимости от дей­
ствий игроков.

2. Социально-эмоциональный аспект игры предполагает следу­ющие виды деятельности преподавателя на этапе ее подготовки:

- предварительное формирование игровых коллективов;

- определение познавательных и межличностных интересов
участников игры;

- предварительное распределение ролей.
Проведение игры

1. Инструментальный аспект:

- формулировка задания и раздача исходных материалов;

- обсуждение и постановка цели и задач;

- проработка материалов в подгруппах;

 

- анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в
подгруппах и на общей сессии);

- поиск решений, прогноз последствий (в подгруппах);

- принятие решения и разработка предложений по его реали­
зации (в подгруппах);

- представление результатов на общей сессии и их обсужде­
ние;

- обобщение результатов участниками и преподавателем.
2. Социально-эмоциональный аспект:

- формирование реальных игровых коллективов (подгрупп),
распределение участников;


 

- установление определенного порядка, обеспечивающего, во-
первых, принятие участниками правил игры, а во-вторых, при­
менение санкций к нарушителям этих правил;

- обозначение игрового пространства и времени;

- создание соревновательной мотивации внутри игрового кол­
лектива между командами или/и участниками;

- задание норм партнерского общения и обязательного соблю­
дения определенных правил поведения;

- обучение навыкам коллективной деятельности в ходе исполь­
зования специальных методов: различного вида «мозговых штур­
мов», групповых дискуссий, пленумов;

- обеспечение динамики групповой самоорганизации: от пас­
сивного реагирования к самостоятельной постановке групповых
целей и их реализации в процессе постепенного перехода от игро­
вых упражнений к выполнению содержательных заданий;

- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов
среди участников игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.