Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология проведения деловой игры




Деловые игры

В педагогической литературе нет однозначно принятой класси­фикации обучающих игр, но по типу процессов (характеристи­кам, времени проведения, формам и сферам моделирования, роли ведущего игры, степени заданное™ ролей, формам выработки решения участниками игры, системам оценивания по ходу игры) игры разделяют на три основные категории [26, с. 114]:

- деловые игры (игры-имитации);

- ролевые игры (игры-драматизации);

- организационно-деятельностные игры — ОДИ (их варианты:
организационно-мыслительные, моделирующие и проектные
игры).


Деловые игры среди методов интерактивного обучения зани­мают ведущее место по объему внедрения и роли в процессе обу­чения взрослых.

Метод деловой игры первоначально появился не в системе об­разования, а в практической сфере управления [46]. Сейчас дело­вые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, в профессиональном обучении и при повышении ква­лификации.

В наиболее общем виде деловую игру определяют как «метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия уп­равленческих решений в различных ситуациях (путем проигрыва­ния, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Поэтому нередко деловые игры на­зывают имитационными управленческими играми» [80, с. 3 — 4].

Деловые игры представляют собой имитационное моделирова­ние реальных механизмов и процессов. «Это форма воссоздания пред­метного и социального содержания, какой-либо реальной дея­тельности (профессиональной, социальной, политической, тех­нической и т.д.)» [26, с. 114—115].

Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам «прожить» некоторое время в изу­чаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессио­нальной деятельности в новых условиях.

Ю. Н. Емельянов [23] называет деловые игры операциональными, так как по психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) они анало­гичны методам анализа проблемных ситуаций. Однако в противопо­ложность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой преподавате­ля (или руководителя), операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правиль­ности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. обучае­мый видит воздействие, которое оказали его решения на будущие события. В операциональных (деловых, управленческих) играх более подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью межличностный аспект.

Деловые игры могут классифицироваться: а) по области при­менения; б) по ролевым функциям; в) по масштабу имитируемо­го в игре процесса; г) по функциям управления.

Выделяют четыре основные формы деловых игр (ДИ): 1) тематические ДИ, связанные с определенной темой учебного плана; 2) сквозные ДИ, охватывающие несколько последователь­но прорабатываемых тем учебного курса на одном производствен-


ном материале; 3) предметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в раз­ных направлениях; 4) межпредметные комплексы ДИ, создавае­мые в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяет­ся и связывается через одну игру.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «де­ловой театр», психо- и социодрамы.

Имитационные игры. На занятиях воссоздается деятельность ка­кой-либо организации, предприятия или его подразделения. Ими­тироваться могут события, конкретная деятельность людей (дело­вое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, а также условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника, студенческая аудитория, квалификационное испытание и т.д.). Сценарий ими­тационной игры кроме сюжета события содержит описание струк­туры и назначение имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики на­писания учебного пособия, статьи, рецензии, решения произ­водственных задач, аттестации педагогических кадров, ведения пропаганды и агитации и т. п. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации — пьеса; между участниками распределяются роли с «обя­зательным содержанием».

«Деловой театр». Инсценируется поведение человека в опреде­ленной обстановке. При этом участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ того или иного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правиль­ную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — совершенствовать умение ориентироваться в различных обстоятель­ствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, вли­ять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. При использовании это­го метода составляется сценарий, где описываются конкретные ситуации, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они довольно близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать, изменять состояние другого человека и способность войти с ним в продуктивный контакт.


Деловые игры, в которых акцент делается на ролевое исполне­ние, часто называют также ролевыми.

В отличие от традиционных методов обучения деловая игра об­ладает определенными преимуществами, характеризующи­ми ее как метод активного и интерактивного обучения.

Во-первых, моделируемые профессиональные отношения обес­печивают неизбежность вовлечения слушателя в имитируемую профессиональную среду. Являясь субъектом профессиональных отношений, он приобретает необходимые навыки и умения пра­вильного выполнения своих производственных функций, что спо­собствует интенсивному профессиональному развитию.

Во-вторых, эмоционально-творческий поисковый характер деятельности участников служит дидактическим средством разви­тия творческого (теоретического и практического) профессиональ­ного мышления, выражающегося в способности к анализу произ­водственных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для них задач; развивает уме­ние эффективно взаимодействовать с партнером.

В-третьих, деловая игра раскрывает личностный потенциал слушателя: каждый участник может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с други­ми участниками. Игровой метод позволяет диагностировать не толь­ко профессиональные качества участников, но и типовое разви­тие отдельных производственных ситуаций. Подобные занятия ста­новятся своеобразной проверкой приемов и методов профессио­нальной деятельности, вызывают чувство удовлетворенности и уверенности в себе.

Деловая игра предполагает практическую работу по моделиро­ванию различных производственных и педагогических ситуаций с помощью игротехнических средств. Моделирование в игре — это структурный элемент, присущий исключительно деловым и ро­левым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования со­зданием и манипулированием объектами (макетами), замещаю­щими реальный объект изучения. Модель реализуется через пра­вила. Правила игры — это те положения, в которых отражаются сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из культурного контекста, взяты из жиз­ни или придуманы специально для игры. В зависимости от сферы, которая подвергается игровому моделированию, деловые игры делятся на социально-экономические, производственные, соци­ально-культурные, управленческие, экономические, политические и др.

Этап подготовки деловой игры [36, 78]

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.