Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповой обмен впечатлениями




Предварительные итоги

По истечении трети или половины всего времени семинара участники собираются вместе.

Проделанная работа анализируется по аспектам, которые определяют­ся предварительно (о методах анализа см. раздел 5.3). Могут быть предложены, например, следующие вопросы: - Чему я уже научился(лась)?


 

- Какие у меня остались вопросы?

- На что обязательно нужно обратить внимание в ближайшее время?

- Следует меньше...

- Следует больше...

- До сих пор я чувствовал(а) себя на этом семинаре...

Затем результаты выносятся на общее обсуждение. Важнейшие мнения о проделанной работе и высказанные пожелания относительно дальней­ших занятий фиксируются, если с ними согласны все участники. Заплани­рованные вопросы программы исследуются на предмет их соответствия вы­сказанным участниками интересным предложениям. Нужно выяснить, есть ли пункты, которые можно изменить для более полного соответствия семи­нара требованиям группы, а также определить, что поможет ликвидировать помехи и препятствия в работе.

Примечания:

- при вовлечении участников с их представлениями и опытом в форми­
рование программы возрастает их собственное чувство ответственности за
обучение;

- семинар становится не просто формальным выполнением обязанно­
сти, но способствует удовлетворению интересов его участников.

Для подведения итогов участники собираются в сборные группы по од­ному от каждой группы, работающей в течение дня. Члены сборных групп рассказывают о результатах работы своей малой группы. Подведение ито­гов завершается выражением благодарности всем присутствующим за ак­тивное сотрудничество.

Примечания:

- каждый участник должен быть активным;

- в малочисленных группах слушать гораздо легче, чем на общем об­
суждении;

- вопросы задаются непосредственно, ответы на них также даются не­
посредственно и сразу же;

- хотя данный метод и отличается высокой интенсивностью работы, вре­
мени он требует не больше, чем обычное общее обсуждение.

Иногда при обсуждении наработок групп возникают ситуа­ции, когда задаваемый вопрос звучит потенциально агрессивно («А почему у вас нет...? А вы не назвали...» и т.д.). Такой характер вопросов вызывает закономерную ответную агрессивность тех, кто представляет свое решение задачи (поскольку каждая из групп полагает, что их вариант самый лучший, и с разной степенью Умелости защищает свой взгляд на проблему). Вот здесь и созда­ются условия для формирования и развития таких социально зна­чимых качеств, как толерантность, терпимость, готовность к при­нятию иных взглядов и т. п.

Преподаватель должен владеть банком коррекционных приемов Для подобных ситуаций: например, почувствовав агрессивный ха-


рактер вопросов, можно обратиться к спрашивающему: «Попро­буйте повторить свой вопрос с другой интонацией», «Вы задаете вопрос или уже даете оценку?», «Можно ли допустить, что хоро­шее решение нашей проблемы найдено не только в вашей, но и в других группах?» и т.д.

Такие коррекционные диалоги не только помогают поддержа­нию рабочей обстановки в аудитории, но и обучают рефлексив­ному взгляду на свое поведение.

При проведении рефлексии групповой работы следует обра­тить внимание на внутригрупповые социодинамиче-ские отношения, в частности, определить:

- какая рабочая атмосфера царит в группе в целом и в микро­
группах;

- что проявляется в речевом и неречевом поведении участни­
ков: раздраженность и напряжение или удовлетворенность и ин­
терес к делу и людям;

- какие складываются формальные и неформальные группы;

- как чувствует себя в группе команда преподавателей (моде­
раторов).

Учет описанных выше психолого-педагогических условий орга­низации интерактивного обучения позволит наиболее полно реа­лизовать его развивающий и образовательный потенциал, а также осуществить субъект-субъектный подход в организации учебных взаимодействий.

Вопросы и задания

1. Каковы основные условия эффективной организации интерактив­
ного обучения?

2. Назовите факторы, обеспечивающие благоприятную психологиче­
скую атмосферу в обучении?

3. На каких ценностных приоритетах строит свою деятельность гума­
нистически ориентированный преподаватель? Что для вас является наи­
более значимым во взаимодействии с преподавателями?

4. От чего зависит успех и результативность диалога как метода инте­
рактивного обучения?

5. Какие фазы проходит группа взрослых обучающихся в своем разви­
тии?

6. Основываясь на практических рекомендациях по организации учеб­
ной работы в микро- и малых группах, изложенных в разделе 2.3, пред­
ложите свои способы деления на микрогруппы.

7. Какое значение имеет рефлексивное подведение итогов в интерак­
тивном обучении?


Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.