КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о модерации
МОДЕРАЦИЯ — ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ Наиболее полно основные идеи и принципы интерактивного обучения реализуются в инновационной для российского образования форме обучения взрослых — модерации. Само слово «моде-рация» происходит от латинского «moderatio» — регулирование, управление, руководство, а «модератор» — от «moderator» — наставник, руководитель. О модерации впервые заговорили в Германии в начале 70-х годов XX в. в связи с деятельностью консультативного совета предпринимателей, так называемой Команды Квикборна, целью которой было внедрение нововведений по управлению и сотрудничеству в сфере политики и экономики на демократической основе с привлечением к выработке решений всех заинтересованных лиц [25]. С тех пор за рубежом модерация нашла множество областей применения. Методика модерации успешно опробована при проведении различных мероприятий: от годового собрания акционеров акционерного общества до семинара в университете, совещания сотрудников и даже семейного совета [85]. В отечественной литературе понятия «модерация», «модератор» впервые появились в связи с анализом немецкой практики повышения квалификации. Модерация как образовательная технология была разработана в 1970-е годы в Германии, в земле Северный Рейн-Вестфалия и описана в работах ученых и практиков (K.Klebert, E.Schrader, С.А.Жезлова, Г.В.Борисова, Т.Ю.Аве-това, Л.Ю.Косова и др.). Модерация достаточно широко распространена в европейских странах и используется в системе государственного повышения квалификации, практике внутришкольного повышения квалификации педагогов, управленческой деятельности руководителей Школ (Г.Белер, Д.Йотенн, П. Браунек, Х.-Т. Иоганн, Р.Урбанек, А. Шмидьелль и др.). Учебные занятия с использованием технологии модерации немецкие коллеги называют модераторскими семинарами. На них осуществляется не только повышение профессиональной компетенции педагогов и руководителей образовательных учреждений, но и подготовка руководителей разного уровня как модераторов, способных обучать своих коллег решению актуальных проблем управления школой в межкурсовой период времени на базе конкретных школ. В последнее время складывается отечественный опыт использования идей модерации в обучении взрослых. На протяжении нескольких лет на территории Российской Федерации действуют модераторские центры для учителей и руководителей образовательных учреждений, реализующие идею непрерывного повышения квалификации с использованием опыта немецких коллег. Большинство этих центров находится в европейской части России — в Белгороде, Костроме, Волгограде; единственный модераторский центр находится за Уралом в Барнауле. Квалифицированную помощь центрам оказывает Институт по международному сотрудничеству немецкой ассоциации по образованию взрослых (IIZ/DW). Модерация становится и объектом научных исследований. Понятия «модерация», «модератор» рассматривались в публикациях отечественных исследователей М.Н.Костиковой, В.М.Лопатки-на, И. Р. Лазаренко, П. К. Одинцова, И. К. Шалаева. Появились работы, описывающие модерацию как новый метод групповой работы и новую педагогическую технологию [25, 83]. Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблемам образования взрослых и повышения квалификации показал, что понятие «модерация» используется в нескольких значениях: 1) как форма повышения квалификации; 2) как совокупность методов для организации работы со слушателями; 3) как технология обучения; 4) как дидактический метод. В последние годы модерация упоминается в работах по менеджменту как один из эффективных методов проведения деловых совещаний. В основу разработки целей, содержания и методов модерации положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на обеспечение комфортности в группе, на организацию совместной деятельности участников по решению проблем и достижению результатов. С психологической точки зрения модерацию можно рассматривать как управление учебным процессом группы и помощь участникам в достижении целей, основанные на изучении ценностно-смысловых ориентации слушателей, диагностике их интересов, потребностей, совместном целеполагании, определении смысла предстоящей деятельности. При этом акцентируется внимание на взаимопонимании и сотрудничестве. Модерация — это достаточно сложная форма организации обучения взрослых, обеспечивающая обучение на трех уровнях: 1) предметный (содержательный) уровень; 2) уровень переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровень взаимодействия (коммуникация и сотрудничество в группе). Модерация — это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности взрослых, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в профессиональной деятельности, поиска путей их разрешения, неформального осмысления и распространения опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников. По мнению практиков, методы модерации предполагают личную ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированы на перенос полученных знаний в повседневную деятельность. Модерация развивает умение самостоятельно решать проблемы, способность к ведению дискуссий и переговоров, принятию ответственности за воплощение принятых решений. Для модерации характерна процесс о-ориентированная организация обучения. Возможно, что в рамках занятия и не будет достигнуто результата, но участники при этом уходят с потребностью и желанием продолжать самосовершенствоваться в дальнейшем. Смысл модерации состоит в том, что каждый участник вносит свои знания, умения, опыт в групповое содержание, а вбирает столько, сколько может. Высокая степень запоминаемости материала достигается благодаря его визуализации и активной деятельности самих участников. За счет благоприятной психологической атмосферы и активности обучающихся проявляется более высокая мотивация участников, исчезают многие недостатки традиционной коммуникации. Наиболее существенными элементами модерации являются: 1. Руководящая и фасилитаторская (от шт. facilitate — облег 2. Осуществление образовательной деятельности на основе со 3. Большое значение придается визуализации содержания, на 4. Структурированный ход образовательного процесса, предпо работа — парная работа — групповая работа — коллективная работа (пленум). 5. Обязательная презентация наработок микрогрупп (визуаль 6. Осуществление обратной связи, сквозной рефлексии (содер 7. Благоприятная групповая атмосфера, способствующая актив Метод модерации — один из метаметодов, элементы которого можно использовать в других формах и методах организации учебной работы. Например, по ряду элементов модерация схожа с групповой работой, тренингами, оргдеятельностными играми, но проводится в более «мягком» режиме. Кроме того, в модерации большое значение имеет оснащение помещения (аудитории), в частности, порядок расстановки столов и стульев, наличие необходимых технических средств обучения, большого количества бумаги, маркеров, других канцелярских товаров, а также возможностей для проведения кофе-пауз и т. п.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |