КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возможности, ограничения и трудности в использовании модерации
Содержание деятельности модератора Модератор — это более опытный партнер взрослых в их совместном обучении, который предлагает свои знания и опыт в организации процесса групповой учебной деятельности. Более эффек- тивна (хотя вовсе не обязательна) модерация в команде (как правило, это 2 — 3 человека), поскольку у модераторов есть возможность обсудить все аспекты образовательной деятельности между собой после семинара или даже в ходе его, обратив внимание на нежелательное развитие обстоятельств, чтобы совместно принять соответствующие меры. Партнерское сотрудничество в процессе повышения квалификации учителей требует от модераторов несколько других, чем школьное преподавание, моделей поведения и руководства. Когда речь идет о передаче содержания какого-либо материала, модератор выступает в роли референта; для поддержки и стимулирования образовательной активности участников модератор выполняет функции фасилитатора; если же необходимо изменить отношения, возникающие между участниками группы, то модератор выступает в роли консультанта, тренера; а для упорядочения и управления процессами повышения квалификации модератор берет на себя обязанность руководителя группы. Модератор — это человек, который заботится прежде всего о процессе, стараясь не вмешиваться в содержание обсуждаемой проблемы. Он только управляет, помогает организовать процесс проведения обсуждения, совещания, поэтому не несет ответственности за принятое решение. Модератор осуществляет личностно ориентированный подход, который предполагает умение сочетать профессиональное и общекультурное поле, организует деловую насыщенность занятий и выбирает методы обучения в зависимости от численности учебной группы, количества часов, помещения, стиля своего профессионального поведения. Основное содержание деятельности модератора. 1. Тщательное планирование содержания деятельности (по фа 2. Создание неформальной рабочей обстановки, завоевание 3. Введение правил и рабочих техник, представление методик, 4. Мобилизация знаний, креативности и интеракции участников. 5. Оперативная визуализация содержания и основных направ 6. Руководство групповыми и рабочими процессами: смена форм чение каждого участника в поиск и выбор решения. Помощь группе на пути к самостоятельной работе: умение сформулировать и задать вопрос, руководство дискуссией, визуализация вопросов, высказываний, мнений. 7. Содействие принятию личной ответственности каждого за 8. Проведение разминок. Поскольку во время модерации участ Помимо этого модератору часто приходится выполнять задачи организационного и административного порядка, а именно: оформление командировочных удостоверений слушателей, подсчет финансовых затрат на аренду помещения для учебных семинаров, ведение журнала учета посещаемости, итоговый анализ образовательной деятельности и написание заключительного отчета. Эффективность процесса обучения в группе в значительной степени находится в зависимости, во-первых, от влияния модератора на процесс обучения (не случайно модератора называют «катализатором группы»), а во-вторых, от характера отношений внутри группы. В этом плане деятельность модератора имеет много общего с позицией тренера при проведении тренинга. Задача модератора — следить за регламентом и жестко его соблюдать, наблюдать за групповой динамикой. Вялых участников подбадривать, задавать им вопросы, хвалить, а наиболее активных и настроенных спорить — мягко нейтрализовывать. Задавая вопросы группе и делая любое мнение «одним из», а не истиной в последней инстанции, модератор также следит за тем, чтобы все участники семинара были включены в процесс, иначе «выпавшие» быстро заскучают и при подведении итогов формально подойдут к содержательной рефлексии. Требования к поведению модератора. В первую очередь от модератора требуется умение инициировать процессы обучения и общения и управлять ими через обеспечение самоорганизации образовательной деятельности по повышению квалификации. При этом он использует собственные, приобретенные в практике модерационной работы, умения и навыки как в способах передачи содержания образования, так и в плане обеспечения учебного общения. При выполнении содержательных задач модераторы опираются на личный опыт и знания, высказывают собственные идеи. Модератор, работающий в системе повышения квалификации педагогов, должен ясно понимать сущность процессов, происходящих в школе, профессиональном образовательном учреждении, иметь хорошую теоретическую подготовку и опыт переноса тео- ретических знаний в практическую деятельность, уметь сосредоточить большую часть своего внимания на технологических аспектах модераторской деятельности. Приведем некоторые правила работы модератора: - стараться оставаться нейтральным. Модератор должен отбра - руководить, не манипулируя; спрашивать, а не вести беседу. - выступать помощником, занимать позицию «рядом», а не - стараться быть примером открытости, конгруэнтности, то - не стремиться стать идейным, содержательным лидером. авторитет в группе, не будучи при этом авторитарным. Кроме применения в системе образования взрослых, в последнее время модерацию используют как средство повышения эффективности деловых совещаний, собраний, заседаний. Методика модерации дает возможность удовлетворять требования, которые предъявляет динамично изменяющаяся обстановка к структуре и производственному процессу в организациях, так как с помощью коммуникации, направленной на достижение цели, проблемы решаются эффективнее и быстрее. Использование средств, предлагаемых методикой модерации, при проведении собраний и совещаний обеспечивает: - нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения - оперативность в разработке вариантов решения и достиже - логичное завершение обсуждения проблемы составлением - возможность всем участникам почувствовать свой вклад в разработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений. В обучении взрослых методика модерации широко применяется при подготовке менеджеров и повышении квалификации педагогов. Но не стоит преувеличивать возможности данной формы обучения. Она не подходит тогда, когда нужно удовлетворить информационный голод (очень актуален запрос на информацию), в этом случае эффективнее будет применить лекцию. Организация активной взаимообучающей деятельности участников возможна, если один модератор работает с группой численностью не более 25 человек. На выбор методов для конкретного семинара влияют и организационные условия повышения квалификации, которые определены в административном порядке и, следовательно, не могут быть изменены: количество часов, продолжительность образовательного курса в целом, количество слушателей и финансовое обеспечение. Как правило, также заранее определено, будет ли руководить курсами повышения квалификации один модератор или несколько (лучше, если руководство семинаром осуществляется двумя модераторами, работающими в «команде»). Для эффективной модерации важна подготовка учебных аудиторий, их оснащение, в частности, возможность изменения порядка расстановки в них столов и стульев. Плохо оснащенные и неудобные аудитории могут ограничивать использование методов, имеющихся в распоряжении модераторов. Помимо этого следует помнить, что учебное помещение определяющим образом влияет на ожидания и манеру поведения слушателей. Значимость этого факта часто недооценивается, поэтому модераторам всегда следует настаивать на учете требований образовательной экологии и, кроме того, прикладывать собственные усилия для оптимального оборудования своих аудиторий. Модерация в повышении квалификации предполагает наличие необходимых для этого компетенций, которые могут быть освоены и усовершенствованы каждым модератором в соответствии с его индивидуальными личностными особенностями. Вследствие различий в целях, содержании и условиях повышения квалификации не может быть никаких рамок, регламентирующих роль модератора и выбор им методов в смысле «это правильно, а это неправильно». Дополнительное профессиональное образование как процесс взаимодействия взрослых среди взрослых всегда характеризуется многообразием стилей профессионального поведения модераторов и их индивидуальными предпочтениями в выборе тех или иных форм обучения. 6 Панина Опыт проведения модерационных семинаров позволил выделить ряд трудностей при использовании этой технологии в повышении квалификации педагогов: - инертность слушателей; - большое количество участников; - проблема мотивации на активную деятельность; - отсутствие необходимого технического оснащения (техниче - сложность технологической подготовки (оформление карто - сложность в разведении роли модератора и эксперта по со - разрешение возникающих конфликтов в микрогруппах и группе. 7.5. Практические указания модератору по использованию визуализации Изготовление плакатов, карточек, демонстрационных стендов, материалы. Для изготовления плакатов прекрасно подходит миллиметровая бумага большого формата. Демонстрационные стенды недешевы, но тем не менее к их помощи целесообразно прибегать в том случае, если есть необходимость в многократном использовании одних и тех же текстов или информации. В качестве писчей бумаги можно взять остатки или обрезки от обоев и писать на их обратной стороне. Такие остатки можно часто найти в магазинах по очень низкой цене или получить бесплатно. Много плакатов остается после предвыборной кампании. Из толстого картона можно изготовить карточки любого размера. При этом будет лучше, если вы научитесь обходиться в своей работе карточками двух или трех различных размеров, поскольку использование большего числа разноформатных карточек представляется нецелесообразным. Очень много обрезков есть в типографиях, которые могут предоставить вам бумагу после соответствующего запроса. Используемые вами карточки должны быть четырех разных цветов, не более. По возможности они все должны быть светлого тона, чтобы можно было легко прочесть написанный на них текст. Лучше всего читается черный шрифт на желтой бумаге. Хотя здесь рассматриваются только бумажные материалы, это не значит, что нет необходимости использовать классные доски, кодоскопы и др. Но бумажные материалы с помощью малярного скотча можно использовать практически в любой, даже плохо оснащенной аудитории. Оформление: фломастеры, цвет, величина шрифта. Как правило, бывает достаточно фломастеров двух цветов. Один из них дол- жен быть черного цвета, так как именно черный читается лучше всего на карточке любого цвета. Следует избегать использовать более четырех цветов, поскольку это затрудняет восприятие. Достаточно двух шрифтов разного кегля (размера). Подписи и слова (фразы) особой значимости следует писать размером в 4 — 5 см, а остальной текст — буквами размером в 3 см. Оба шрифта хорошо читаются, если для их написания использовать маркировочный фломастер, ширина штриха которого составляет примерно 5 мм. Этот фломастер следует держать в руке так, чтобы больше его не поворачивать, потому что при вертикальном написании получаются более широкие линии. И самое важное правило: минимальный размер букв должен составлять 3 см. Маленькая буква без ее надстрочной и подстрочной части должна быть, таким образом, не меньше 2 см (для написания текста на компьютере — примерно 100 пунктов). К сожалению, это основное правило очень часто нарушается. При написании текстов следует учитывать, что лучше писать печатными буквами, по возможности ровно, без большого наклона. Тот, кто умеет рисовать, знает сам, насколько широко можно использовать это «искусство» в целях получения наглядности. Но тот, кто к этому не способен, должен использовать свои рисунки в очень ограниченном объеме. То же самое относится и к использованию символов. Как правило, достаточно прямоугольника, треугольника, круга, овала, стрелки. И еще несколько советов, которые необходимо учитывать при оформлении карточек и плакатов: - записывать следует только основные мысли или суждения; - использовать простые формулировки; - давать информацию в форме ключевых слов; - текст должен читаться от первой до последней строки с 7 — - на одном плакате может быть максимум 7 смысловых единиц - на каждой карточке — только по одному утверждению. Обучение слушателей (участников) визуализации. Все вышеизложенное нужно знать не только модераторам, но и слушателям. Поскольку модераторам в рамках образовательного процесса повышения квалификации следует как можно раньше привлекать слушателей к самостоятельной работе, то слушатели в равной мере Должны владеть описанными здесь приемами. Это значит, что они Должны достаточно быстро научиться правильно обращаться с карточками и фломастерами. Модераторам нельзя расценивать это умение как само собой разумеющееся, даже если они знают, что их слушатели — учителя. Чтобы не испугать слушателей использованием в работе карточек, представляется целесообразным во время первой «мозговой атаки» сначала предоставить им возможность самим записывать на карточки все «всплывающие» в их уме понятия. Эти карточки позже могут служить образцом для изготовления всех последующих, даже невзирая на ошибки, например, неверный размер шрифта и т. п. Однако это необходимо, чтобы все возможные ошибки были сразу же обсуждены в группе. И еще один очень важный момент. Использовать карточки следует в той мере, в которой это необходимо для образовательного процесса повышения квалификации. Ситуация, когда по окончании курсов повышения квалификации на стенах аудитории еще имеются свободные места, не должна восприниматься негативно. Слишком частое использование этого метода снижает его положительный эффект. Используемый материал и инструменты. Собранные в этой «копилке» методы частично предусматривают, что у модераторов — руководителей курсов повышения квалификации есть под рукой определенные материалы (реквизит). Оправдал себя «чемоданчик модератора», в котором могут храниться аккуратно разложенные материалы, необходимые для его работы. Возможен следующий вариант содержимого «чемоданчика модератора». Используемый материал (реквизит): - цветной картон 120 г стандарта А4; - цветной картон стандарта А4, разрезанный в длину на две - цветной картон стандарта А4, разрезанный в ширину на две - цветной картон стандарта А4, разрезанный в ширину на три Эти карточки размером примерно 10x21 см используются чаще всего и должны быть разного цвета в светлых тонах. Иногда при использовании только одного из методов модерации в группе из 25 слушателей может быть израсходовано до 100 таких карточек. Пустые слайды (пленки для кодоскопа): - 6 водонеустойчивых слайдных фломастеров черного цвета; - 4 водонеустойчивых слайдных фломастера черного/синего/ - 4 водоустойчивых слайдных фломастера черного/красного/ - 25 маркировочных фломастеров черного цвета (со скошен - 6 маркировочных фломастеров красного цвета. Инструменты: - одни большие ножницы для бумаги; - 6 маленьких ножниц; - 2 коробки со стендными кнопками; - 1 портативный станок для резки бумаги; - 1 футляр для катушек клейкой ленты; - 1 дырокол; - 1 скоросшиватель со скрепками; - 1 коробка канцелярских скрепок; - 6 катушек клейкой ленты шириной 2 см; - 6 клеящих карандашей; - клейкие кружки малого диаметра. Отдельные зарубежные фирмы предлагают уже укомплектованные «чемоданчики модератора». Однако они стоят очень дорого, сориентированы зачастую только на определенную форму модерации и содержат частично ненужный материал. Вопросы и задания 1. Назовите наиболее существенные элементы модерации. 2. Кратко охарактеризуйте основные этапы (фазы) модерации. 3. Подготовьте несколько модерационных карточек с учетом требова 4. Может ли модерация как форма обучения использоваться в обуче 5. Чем позиция модератора отличается от позиции преподавателя и 6. Подготовьтесь к проведению одной из активных методик, описан- 7. Каковы, на ваш взгляд, ограничения и трудности в использовании Глава 8 КАК ПОДВЕСТИ ИТОГИ.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |