Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности, ограничения и трудности в использовании модерации




Содержание деятельности модератора

Модератор — это более опытный партнер взрослых в их совме­стном обучении, который предлагает свои знания и опыт в орга­низации процесса групповой учебной деятельности. Более эффек-


тивна (хотя вовсе не обязательна) модерация в команде (как пра­вило, это 2 — 3 человека), поскольку у модераторов есть возмож­ность обсудить все аспекты образовательной деятельности между собой после семинара или даже в ходе его, обратив внимание на нежелательное развитие обстоятельств, чтобы совместно принять соответствующие меры.

Партнерское сотрудничество в процессе повышения квалифи­кации учителей требует от модераторов несколько других, чем школьное преподавание, моделей поведения и руководства.

Когда речь идет о передаче содержания какого-либо материа­ла, модератор выступает в роли референта; для поддержки и сти­мулирования образовательной активности участников модератор выполняет функции фасилитатора; если же необходимо изменить отношения, возникающие между участниками группы, то моде­ратор выступает в роли консультанта, тренера; а для упорядоче­ния и управления процессами повышения квалификации модера­тор берет на себя обязанность руководителя группы.

Модератор — это человек, который заботится прежде всего о процессе, стараясь не вмешиваться в содержание обсуждаемой проблемы. Он только управляет, помогает организовать процесс проведения обсуждения, совещания, поэтому не несет ответствен­ности за принятое решение.

Модератор осуществляет личностно ориентированный подход, который предполагает умение сочетать профессиональное и об­щекультурное поле, организует деловую насыщенность занятий и выбирает методы обучения в зависимости от численности учеб­ной группы, количества часов, помещения, стиля своего профес­сионального поведения.

Основное содержание деятельности модератора.

1. Тщательное планирование содержания деятельности (по фа­
зам модерации) и организации модерационного семинара (под­
готовка аудитории, инвентаря, необходимых учебно-методических
материалов, технических средств обучения, подбор в случае не­
обходимости экспертов и т.д.).

2. Создание неформальной рабочей обстановки, завоевание
доверия группы, сочетание формальных и неформальных подхо­
дов.

3. Введение правил и рабочих техник, представление методик,
фиксирование, обозначение шагов, сделанных и предстоящих
(«сейчас мы делаем это и так, далее будем делать...»).

4. Мобилизация знаний, креативности и интеракции участников.

5. Оперативная визуализация содержания и основных направ­
лений работы на семинаре.

6. Руководство групповыми и рабочими процессами: смена форм
работы, осуществление рефлексии, организация коммуникатив­
ной деятельности в микро- и макрогруппе, обеспечивающей вклю-


чение каждого участника в поиск и выбор решения. Помощь груп­пе на пути к самостоятельной работе: умение сформулировать и задать вопрос, руководство дискуссией, визуализация вопросов, высказываний, мнений.

7. Содействие принятию личной ответственности каждого за
найденные решения и воплощение их в жизнь.

8. Проведение разминок. Поскольку во время модерации участ­
ники продуцируют много идей, проводят анализ, т.е. заняты в
основном умственным трудом, то в течение модерационного се­
минара необходимы двигательные разминки с хорошим эмоцио­
нальным зарядом.

Помимо этого модератору часто приходится выполнять задачи организационного и административного порядка, а именно: офор­мление командировочных удостоверений слушателей, подсчет финансовых затрат на аренду помещения для учебных семинаров, ведение журнала учета посещаемости, итоговый анализ образова­тельной деятельности и написание заключительного отчета.

Эффективность процесса обучения в группе в значительной степени находится в зависимости, во-первых, от влияния моде­ратора на процесс обучения (не случайно модератора называют «катализатором группы»), а во-вторых, от характера отношений внутри группы. В этом плане деятельность модератора имеет много общего с позицией тренера при проведении тренинга. Задача мо­дератора — следить за регламентом и жестко его соблюдать, на­блюдать за групповой динамикой. Вялых участников подбадривать, задавать им вопросы, хвалить, а наиболее активных и настроен­ных спорить — мягко нейтрализовывать. Задавая вопросы группе и делая любое мнение «одним из», а не истиной в последней инстанции, модератор также следит за тем, чтобы все участники семинара были включены в процесс, иначе «выпавшие» быстро заскучают и при подведении итогов формально подойдут к содер­жательной рефлексии.

Требования к поведению модератора. В первую очередь от модератора требуется умение инициировать процессы обучения и общения и управлять ими через обеспечение самоор­ганизации образовательной деятельности по повышению квали­фикации. При этом он использует собственные, приобретенные в практике модерационной работы, умения и навыки как в спосо­бах передачи содержания образования, так и в плане обеспечения учебного общения. При выполнении содержательных задач моде­раторы опираются на личный опыт и знания, высказывают соб­ственные идеи.

Модератор, работающий в системе повышения квалификации педагогов, должен ясно понимать сущность процессов, происхо­дящих в школе, профессиональном образовательном учреждении, иметь хорошую теоретическую подготовку и опыт переноса тео-


ретических знаний в практическую деятельность, уметь сосредо­точить большую часть своего внимания на технологических ас­пектах модераторской деятельности.

Приведем некоторые правила работы модератора:

- стараться оставаться нейтральным. Модератор должен отбра­
сывать собственное мнение, цели и ценности, не оценивать ни
высказывания участников, ни стиль их поведения. Для него во
время модерации не существует понятий «правильно» или «не­
правильно»;

- руководить, не манипулируя; спрашивать, а не вести беседу.
С помощью вопросов он должен активизировать группу, помогать
членам быть открытыми по отношению друг к другу и к теме;

- выступать помощником, занимать позицию «рядом», а не
«над». Он должен воспринимать все высказывания как сигналы,
помогающие ему понять процессы в группе, и пытаться помочь
участникам осознать собственное поведение, чтобы помехи и кон­
фликты могли устраняться без призывов к этому;

- стараться быть примером открытости, конгруэнтности, то­
лерантности. Он должен отдавать себе отчет в своем собственном
отношении к людям и темам обсуждения, в своих сильных сторо­
нах и слабостях и брать на себя ответственность. Не оправдываться
и не переходить на личности;

- не стремиться стать идейным, содержательным лидером.
При выполнении этих правил модератор поддерживает свой

авторитет в группе, не будучи при этом авторитарным.

Кроме применения в системе образования взрослых, в послед­нее время модерацию используют как средство повышения эф­фективности деловых совещаний, собраний, заседаний. Методи­ка модерации дает возможность удовлетворять требования, кото­рые предъявляет динамично изменяющаяся обстановка к струк­туре и производственному процессу в организациях, так как с помощью коммуникации, направленной на достижение цели, проблемы решаются эффективнее и быстрее.

Использование средств, предлагаемых методикой модерации, при проведении собраний и совещаний обеспечивает:

- нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения
при обсуждении актуальных, жизненно важных проблем;

- оперативность в разработке вариантов решения и достиже­
нии согласия относительно выбора оптимального варианта;

- логичное завершение обсуждения проблемы составлением
плана конкретных действий;


- возможность всем участникам почувствовать свой вклад в разработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.

В обучении взрослых методика модерации широко применяет­ся при подготовке менеджеров и повышении квалификации пе­дагогов.

Но не стоит преувеличивать возможности данной формы обу­чения. Она не подходит тогда, когда нужно удовлетворить инфор­мационный голод (очень актуален запрос на информацию), в этом случае эффективнее будет применить лекцию.

Организация активной взаимообучающей деятельности участ­ников возможна, если один модератор работает с группой чис­ленностью не более 25 человек.

На выбор методов для конкретного семинара влияют и орга­низационные условия повышения квалификации, кото­рые определены в административном порядке и, следовательно, не могут быть изменены: количество часов, продолжительность образовательного курса в целом, количество слушателей и фи­нансовое обеспечение. Как правило, также заранее определено, будет ли руководить курсами повышения квалификации один модератор или несколько (лучше, если руководство семинаром осуществляется двумя модераторами, работающими в «коман­де»).

Для эффективной модерации важна подготовка учебных ауди­торий, их оснащение, в частности, возможность изменения по­рядка расстановки в них столов и стульев. Плохо оснащенные и неудобные аудитории могут ограничивать использование методов, имеющихся в распоряжении модераторов. Помимо этого следует помнить, что учебное помещение определяющим образом влияет на ожидания и манеру поведения слушателей. Значимость этого факта часто недооценивается, поэтому модераторам всегда следу­ет настаивать на учете требований образовательной экологии и, кроме того, прикладывать собственные усилия для оптимального оборудования своих аудиторий.

Модерация в повышении квалификации предполагает нали­чие необходимых для этого компетенций, которые могут быть освоены и усовершенствованы каждым модератором в соответ­ствии с его индивидуальными личностными особенностями.

 

Вследствие различий в целях, содержании и условиях повыше­ния квалификации не может быть никаких рамок, регламентиру­ющих роль модератора и выбор им методов в смысле «это пра­вильно, а это неправильно». Дополнительное профессиональное образование как процесс взаимодействия взрослых среди взрос­лых всегда характеризуется многообразием стилей профессиональ­ного поведения модераторов и их индивидуальными предпочте­ниями в выборе тех или иных форм обучения.

6 Панина


Опыт проведения модерационных семинаров позволил выде­лить ряд трудностей при использовании этой технологии в повышении квалификации педагогов:

- инертность слушателей;

- большое количество участников;

- проблема мотивации на активную деятельность;

- отсутствие необходимого технического оснащения (техниче­
ские средства обучения, «чемоданчик модератора» и др.);

- сложность технологической подготовки (оформление карто­
чек, плакатов, продумывание различных процедур и т.п.);

- сложность в разведении роли модератора и эксперта по со­
держанию;

- разрешение возникающих конфликтов в микрогруппах и группе.

7.5. Практические указания модератору по использованию визуализации

Изготовление плакатов, карточек, демонстрационных стендов, материалы. Для изготовления плакатов прекрасно подходит мил­лиметровая бумага большого формата. Демонстрационные стенды недешевы, но тем не менее к их помощи целесообразно прибегать в том случае, если есть необходимость в многократном использо­вании одних и тех же текстов или информации. В качестве писчей бумаги можно взять остатки или обрезки от обоев и писать на их обратной стороне. Такие остатки можно часто найти в магазинах по очень низкой цене или получить бесплатно. Много плакатов остается после предвыборной кампании.

Из толстого картона можно изготовить карточки любого раз­мера. При этом будет лучше, если вы научитесь обходиться в сво­ей работе карточками двух или трех различных размеров, поскольку использование большего числа разноформатных карточек пред­ставляется нецелесообразным.

Очень много обрезков есть в типографиях, которые могут пре­доставить вам бумагу после соответствующего запроса. Используе­мые вами карточки должны быть четырех разных цветов, не более. По возможности они все должны быть светлого тона, чтобы мож­но было легко прочесть написанный на них текст. Лучше всего читается черный шрифт на желтой бумаге.

Хотя здесь рассматриваются только бумажные материалы, это не значит, что нет необходимости использовать классные доски, кодоскопы и др. Но бумажные материалы с помощью малярного скотча можно использовать практически в любой, даже плохо ос­нащенной аудитории.

Оформление: фломастеры, цвет, величина шрифта. Как прави­ло, бывает достаточно фломастеров двух цветов. Один из них дол-


жен быть черного цвета, так как именно черный читается лучше всего на карточке любого цвета. Следует избегать использовать более четырех цветов, поскольку это затрудняет восприятие.

Достаточно двух шрифтов разного кегля (размера). Подписи и слова (фразы) особой значимости следует писать размером в 4 — 5 см, а остальной текст — буквами размером в 3 см.

Оба шрифта хорошо читаются, если для их написания исполь­зовать маркировочный фломастер, ширина штриха которого со­ставляет примерно 5 мм. Этот фломастер следует держать в руке так, чтобы больше его не поворачивать, потому что при верти­кальном написании получаются более широкие линии.

И самое важное правило: минимальный размер букв должен составлять 3 см.

Маленькая буква без ее надстрочной и подстрочной части дол­жна быть, таким образом, не меньше 2 см (для написания текста на компьютере — примерно 100 пунктов). К сожалению, это ос­новное правило очень часто нарушается.

При написании текстов следует учитывать, что лучше писать печатными буквами, по возможности ровно, без большого на­клона.

Тот, кто умеет рисовать, знает сам, насколько широко можно использовать это «искусство» в целях получения наглядности. Но тот, кто к этому не способен, должен использовать свои рисунки в очень ограниченном объеме. То же самое относится и к исполь­зованию символов. Как правило, достаточно прямоугольника, тре­угольника, круга, овала, стрелки.

И еще несколько советов, которые необходимо учитывать при оформлении карточек и плакатов:

- записывать следует только основные мысли или суждения;

- использовать простые формулировки;

- давать информацию в форме ключевых слов;

- текст должен читаться от первой до последней строки с 7 —
8 м;

- на одном плакате может быть максимум 7 смысловых единиц
(утверждений);

- на каждой карточке — только по одному утверждению.
Так же как и в других случаях жизни, при визуализации спра­
ведливо высказывание: «Лучше меньше да лучше!»

Обучение слушателей (участников) визуализации. Все вышеиз­ложенное нужно знать не только модераторам, но и слушателям. Поскольку модераторам в рамках образовательного процесса по­вышения квалификации следует как можно раньше привлекать слушателей к самостоятельной работе, то слушатели в равной мере Должны владеть описанными здесь приемами. Это значит, что они Должны достаточно быстро научиться правильно обращаться с кар­точками и фломастерами. Модераторам нельзя расценивать это


умение как само собой разумеющееся, даже если они знают, что их слушатели — учителя.

Чтобы не испугать слушателей использованием в работе карто­чек, представляется целесообразным во время первой «мозговой атаки» сначала предоставить им возможность самим записывать на карточки все «всплывающие» в их уме понятия. Эти карточки позже могут служить образцом для изготовления всех последую­щих, даже невзирая на ошибки, например, неверный размер шрифта и т. п. Однако это необходимо, чтобы все возможные ошиб­ки были сразу же обсуждены в группе.

И еще один очень важный момент. Использовать карточки сле­дует в той мере, в которой это необходимо для образовательного процесса повышения квалификации. Ситуация, когда по оконча­нии курсов повышения квалификации на стенах аудитории еще имеются свободные места, не должна восприниматься негативно. Слишком частое использование этого метода снижает его поло­жительный эффект.

Используемый материал и инструменты. Собранные в этой «копилке» методы частично предусматривают, что у модераторов — руководителей курсов повышения квалификации есть под рукой определенные материалы (реквизит). Оправдал себя «чемоданчик модератора», в котором могут храниться аккуратно разложенные материалы, необходимые для его работы.

Возможен следующий вариант содержимого «чемоданчика модератора».

Используемый материал (реквизит):

- цветной картон 120 г стандарта А4;

- цветной картон стандарта А4, разрезанный в длину на две
равные части;

- цветной картон стандарта А4, разрезанный в ширину на две
равные части (стандарт А5);

- цветной картон стандарта А4, разрезанный в ширину на три
равные части.

Эти карточки размером примерно 10x21 см используются чаще всего и должны быть разного цвета в светлых тонах. Иногда при использовании только одного из методов модерации в группе из 25 слушателей может быть израсходовано до 100 таких карточек.

Пустые слайды (пленки для кодоскопа):

- 6 водонеустойчивых слайдных фломастеров черного цвета;

- 4 водонеустойчивых слайдных фломастера черного/синего/
зеленого/красного цветов (набор);

- 4 водоустойчивых слайдных фломастера черного/красного/
зеленого/синего цветов;

- 25 маркировочных фломастеров черного цвета (со скошен­
ным острием шириной примерно 5 мм);

- 6 маркировочных фломастеров красного цвета.


Инструменты:

- одни большие ножницы для бумаги;

- 6 маленьких ножниц;

- 2 коробки со стендными кнопками;

- 1 портативный станок для резки бумаги;

- 1 футляр для катушек клейкой ленты;

- 1 дырокол;

- 1 скоросшиватель со скрепками;

- 1 коробка канцелярских скрепок;

- 6 катушек клейкой ленты шириной 2 см;

- 6 клеящих карандашей;

- клейкие кружки малого диаметра.

Отдельные зарубежные фирмы предлагают уже укомплектован­ные «чемоданчики модератора». Однако они стоят очень дорого, сориентированы зачастую только на определенную форму моде­рации и содержат частично ненужный материал.

Вопросы и задания

1. Назовите наиболее существенные элементы модерации.

2. Кратко охарактеризуйте основные этапы (фазы) модерации.

3. Подготовьте несколько модерационных карточек с учетом требова­
ли, изложенных в главе 7.

4. Может ли модерация как форма обучения использоваться в обуче­
нии детей и подростков? Обоснуйте свой ответ.

5. Чем позиция модератора отличается от позиции преподавателя и
снера?

6. Подготовьтесь к проведению одной из активных методик, описан-
|ых в данной главе, в своей группе.

7. Каковы, на ваш взгляд, ограничения и трудности в использовании
Цодерации как формы обучения в вузе?


Глава 8

КАК ПОДВЕСТИ ИТОГИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.