Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение проблемы




Цель: изучение рейтинга проблем в группе.

Условия: группа не должна быть слишком многочисленной.

Проведение

1. Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделен­
ную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне
карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение.
Писать необходимо кратко, понятно и разборчиво.

2. После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева.
В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке,
и на ее правой стороне ставит знак «плюс» напротив проблемы, которую он
считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких зна­
ков он не ставит.

3. По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до
того момента, пока карточка не вернется к владельцу.

4. Помощник ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их:
выписывает 2-3 формулировки проблем, получившие самый высокий рей­
тинг. Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна про­
блема для обсуждения. Например: «Как преподавателю или мастеру взаи­
модействовать с гиперактивным учащимся?», «Каковы приемы и методы
активизации слабых учащихся?», «Каким образом компенсировать отсут­
ствие ряда необходимых учебных навыков у учащихся профессиональных
училищ?».

III этап. Проработка (обсуждение) темы в малых группах. Ра­бота в микро- и малых группах является важнейшим этапом моде-рации. Эта форма работы предоставляет всем участникам возмож­ность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межлич­ностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникаю­щих разногласий). Групповая работа используется, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у участников есть знания, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. Полезно сохранять ста­бильный состав малой группы достаточно долго, чтобы участни­ки могли достигнуть мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем участникам поработать с разными людьми и узнать их.

Общие правила групповой работы:

- каждый участник имеет возможность высказаться, если захо­
чет;

- все участники группы уважают ценности и взгляды каждого,
Даже если не согласны с ними;

- обсуждаются идеи, предложения, а не люди, которые их
высказали;

щ - все участники делают замечания кратко и по существу;

Ш 1зэ


- каждый участник, даже защищая свою точку зрения, открыт
для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участни­
ков;

- все возникающие разногласия, конфликты разрешаются мир­
ным путем с учетом интересов участников и правил работы;

- все участники стремятся создать открытую, деловую, дру­
жескую атмосферу.

Основными элементами этапа «Проработка (обсужде­ние) темы в малых группах» являются:

- деление на микро- или малые группы;

- введение в проблему (сенсибилизация темы);

- теоретическое введение (если необходимо);

- работа в микро- или малых группах по проработке темы.
Остановимся на некоторых технологических приемах органи­
зации групповой работы на модерационном семинаре.

Принципы формирования малых групп на семинарах со взрослы­ми могут быть разными. По воле случая:

- по местонахождению в аудитории (сидящие рядом объединя­
ются в одну группу);

- по счету (1 — 2 — 3 — 4 и т.д.);

- по жребию (могут быть использованы номер группы или ее
буква);

- по сортам конфет (участники, вытянувшие одинаковые кон­
феты, объединяются в одну группу);

- по рассыпающимся картинкам;

- по символам (на карточках изображаются различные симво­
лы, участники объединяются в группу с одними и теми же сим­
волами).

По симпатиям: формирование малых групп исключительно по симпатиям представляется целесообразным только в том случае, если все группы работают над одной и той же темой.

По интересам:

- участники сами определяют интересующую их тему;

- участники разбиваются на группы, отдав предпочтение раз­
ным темам, понятиям, символам, рисункам и т.п.

Для сенсибилизации темы (пробуждение интереса, мотивации) могут использоваться следующие упражнения.

«Шкалирование»

Цель: выявление общей осведомленности группы об изучаемой теме, включение обучающихся в содержательное поле занятия.

Оборудование: плакат с нарисованной шкалой, маркеры.

Проведение

На листе бумаги рисуется шкала, имеющая два полюса: «очень много» и «очень мало». Участникам предлагается нарисовать (поставить) свою точку на шкале относительно полюсов в соответствии с уровнем своей осведом-


ленности и компетентности в обсуждаемой теме. В конце преподаватель делает резюме. Примечание:

- шкалирование может быть повторно проведено в конце семинара, что­бы участники еще раз, уже после проработки темы, обозначили свою ком­петентность. Шкала с позициями, обозначенными в начале семинара, со­поставляется с последней шкалой, отмечается продвижение группы в по­нимании и освоении вопроса или темы. «Ассоциации» [60]

Цель: включение участников в процесс размышления по теме, эмоцио­нальный заряд участников.

Оборудование: плакат, маркеры. Проведение

На плакате в центре записывается слово или предложение, связанное с предстоящей темой. Участники с места называют свои ассоциации, препо­даватель записывает их на плакат. Вариант

На плакате (доске) вертикально записывается понятие, связанное с выб­ранной темой. На каждую букву данного слова участники высказывают ас­социации, также соответствующие теме. Например:

Д — диалог, дебаты, диспут, доброжелательность... И — идея, интеллект, интерес, искусство, интрига... С — спор, сотрудничество, соперничество...

К — коммуникация, корректность, консенсус, контакт, конфронтация... У — уважение, умение, успех, уверенность, умозаключение, удовлетво­рение...

С — слово, согласование, свобода... С — столкновение, соревнование, сомнение... И — интерес, информация, инициатива, итог... Я — ясность, яркость, «Я»-позиция, «яблоко раздора»... «Позиционирование»

Цель: выявление значимости темы, вопроса для участников семи­нара.

Оборудование и условия:свободноепространствоваудитории.

Какой-либо предмет или рисунок. П роведение

1. Модератор называет некий предмет как символ обсуждаемой в дан­
ный момент темы и помещает его в середине аудитории.

2. Слушателям предлагается выбрать позицию по отношению к этому
предмету и выразить тем самым свою близость к объявленной теме или,
напротив, дистанцироваться от нее.

3. В заключение слушатели формулируют одним предложением выб­
ранную позицию.

Примечание:

- эта методика позволяет прояснить ситуацию в группе. Она позволяет также «высказаться» по теме людям, которые не всегда мгновенно могут вербально оформить свои мысли. Кроме того, для слушателей это упраж­нение является своеобразной «игрой» и разминкой.


«Круги» [60]

Цель: активизация предшествующего опыта участников, вовлечение всех в разговор по теме.

Ус л о в и я: свободное пространство в аудитории для размещения сту льев по кругу. Про веден ие

1. Участники образуют два круга из стульев (внешний и внутренний
и занимают места так, чтобы сидеть лицом друг к другу. Модератор зачи
тывает подготовленный заранее вопрос, связанный с прорабатываемой
темой.

Например: «Какие методы контроля знаний, умений и навыков учащих ся вы применяете?», «С какими сложностями вы встречаетесь при провер ке ЗУНов?» и т.д. Участники обсуждают вопрос 3-5 мин.

2. Затем по сигналу ведущего участники, образующие внешний круг
встают и пересаживаются на стул справа. Зачитывается следующий воп­
рос и т.д.

3. По окончании все образуют один круг и кратко делятся впечатления­
ми об услышанном.

Варианты

1. Внутренний круг получает карточки и кратко записывает результаты
обсуждения, которые затем зачитываются на общем обсуждении.

2. Участники не сидят, а стоят напротив друг друга.

Если у участников недостает знаний для решения поставлен­ной задачи, то предлагаются теоретические информационные док­лады, мини-лекции. Длительность мини-лекции в среднем состав­ляет 10—15 мин и не должна превышать 20 мин. За это время модератор должен дать всю необходимую информацию по выб­ранной им теме.

Важно, чтобы каждый участник занятий во время мини-лек­ции был в состоянии активного слушания. Для этого модератор использует наглядные средства, иллюстрирующие представляемый материал: выписывает на доску ключевые фразы, показывает слай­ды, делает рисунки, которые служат маркерами для запомина­ния, использует метафоры.

Особыми выразительными средствами служат интонация, ми­мика, жесты и позы самого модератора. Во время всей мини-лек­ции модератор остается максимально включенным в группу. Он не просто подает материал, а наблюдает за тем, как подаваемый им материал воспринимается каждым участником модерацион-ного семинара, старается удерживать внимание всех участников на новой информации, побуждает их находиться в состоянии «здесь и сейчас».

Работа в микро- или малых группах по проработке темы. Груп­повая работа по освоению темы с применением активных мето­дик достаточно подробно была представлена в главах 2 и 3 насто­ящего пособия (см. «Мозаика», «Междусобойчик», «Снежный


ком», «Мозговой штурм» и др.). Дополним копилку интерактив­ных техник еще одной методикой, используемой в работе с педагогами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.