КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Словесная метафора
Анкета Проекция 12 3 4 Образная 75-- График Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая Цель: определение «проживания» каждого дня, динамики конкретных состояний участников; выяснение степени включенности в деятельность, уровня усвоения материала. Инструкциям конце каждого дня занятий участникам предлагается оценить степень своей усталости, активности, интереса по уровням: низкий (н), средний (с), высокий (в). Затем преподаватель обрабатывает полученные данные и по среднему показателю вычерчивает график, который на следующий день предъявляется слушателям. Каждый автономно сравнивает свое состояние (по данным критериям) с общей картиной в группе. ;. Уровень, Высокий 100-- Средний 50-- 25--Низкий 0 Параметры (критерии) занятия Примечания: уровень или степень выраженности может указываться в процентах, баллах или других характеристиках (например, практический, знаниевый, ознакомительный, мотивацион-ный уровень и др.). Параметры определяются темой, целью и содержанием занятия.
Шкалирование Цель: выяснение установок, позиций в группе по вопросу или проблеме; выявление предпочитаемой точки зрения на какой-либо вопрос; определение эмоционального фона; выявление значимости получаемых ЗУНов; определение способов общения; выявление направленности деятельности. «Линия»
Нейтральное Инструкция: участникам предлагается отметить на данной шкале свое мнение по определенному вопросу, например: «Необходима ли отметка при обучении ребенка?». «Версты» Инструкция: участникам предлагается разместить на данной «лестнице» какие-либо понятия, например: «Воспитание», «Обучение», «Знание», «Развитие», «Отметка». Примечания: «Лестница» может быть как индивидуальной, так и общегрупповой. Списки понятий могут предлагаться как преподавателем, так и участниками занятий. Областями явлений могут быть: воспитание, обучение, учение, методы и способы деятельности, педагогического воздействия, личностные и профессиональные качества. Векторная «Эллипс» Цель: выявление направленности личности во взаимодействиях; определение уровня притязаний; выяснение уровня освоения материла; выявление индивидуальных особенностей мышления и чувствования при восприятии информации.
Полезно (100%)
(о) Инструкция: участникам предлагается отметить точкой на каждой шкале степень выраженности для себя по обозначенным критериям. Примечания: шкала может быть общей на большом плакате, и каждый ставит на ней свою точку. Шкалы могут быть у каждого свои. Затем они вывешиваются на всеобщее обозрение, после чего определяется доминирующая позиция по заданному вопросу. При шкалировании в противостоящих полюсах могут располагаться эмоционально-чувственные состояния, смысловые критерии, стили или способы общения, характеристики самооценки, волевые качества, установки, ценностные позиции, суждения и др. «Лестница» Цель: определение значимости решаемых задач; определение ценностных оснований; выяснение приоритетов деятельности, профессии. Инструкция: оцените степень вашей удовлетворенности собой, коллективом и общей деятельностью, поставив соответствующие точки по 10-балльной шкале на трех разнонаправленных осях. Примечания: анализируется соотношение между тремя различными оценками и общей степенью удовлетворенности, ее рост или снижение. Векторы могут обозначать различные направленности личности (мотивы, цели и установки, перспективы), уровни притязаний (высокий, средний, низкий), практические действия (опыт, образы, знания), уровни отражения информации (ощущение, восприятие, представление), формы мышления (понятия, суждения, умозаключения), чувства, переживаемые при обучении (интеллектуальные, моральные, эстетические). Если возникает рассогласование в сторону «Я», то это сигнал К тому, что необходимо усилить коллективную и деловую направ-
ленность, иначе возможен уход личности через индивидуальную направленность в эгоистическую. Если гипертрофирована оценка «Мы», то это может предупреждать об уходе в беспредметное, бездеятельное общение или о недостатках в личностном, индивидуальном подходе. Чрезмерное увеличение оценки «Дело» сигнализирует об опасности формализма и ослабления демократических и гуманистических основ деятельности группы. В целом необходимо стремиться к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям и к общему увеличению «эллипса», т.е. к росту общей удовлетворенности всех участников группы. При рассмотрении иных параметров также анализируются перекосы или невостребованность каких-либо направлений, качеств, форм, уровней, чувств и др. (см. далее). «Снежинка» Цель: выявление ожиданий от общегрупповой работы; определение факторов притязаний в деятельности; выявление наиболее характерных черт деятельности группы и каждого; оценка использования эффективных навыков и их соответствия целям и виду деятельности. Инструкция: отметьте, пожалуйста, на каждом векторе свои ожидания (достижения) от прохождения курсов (участия в семинаре либо мастерской) повышения квалификации в интервале от О до 10 баллов. Примечания: после заполнения каждым «снежинки» ожиданий (достижений) заполняется общая «снежинка» с выведенным средним баллом, чтобы каждый мог сопоставить свои ожидания с групповыми. Внимание уделяется слишком высоким и низким притязаниям. При обсуждении происходит корректировка. Векторы могут обозначать параметры, определяющие факторы притязаний участников в деятельности группы: реальная трудность заданий; значимость заданий; потребность в этих заданиях; переживание успеха; отношение к заданиям; самооценка; приемлемость целей; действенность целей. Можно взять параметры, характеризующие деятельность: мотивированность; целенаправленность; плановость; процессуаль-ность; систематичность; личностное отношение; продуктивность; творчество. Возможно рассмотрение через векторы навыков, используемых членами группы: мнемические; мыслительные; речевые; волевые; сенсорные; моторные; эмоционально-экспрессивные; перцептивные. «Образ лица* Цель: выявление эмоционального состояния. Инструкция: участникам предлагается указать номер рисунка, соответствующего их эмоциональному состоянию на занятиях. Примечания: схемы рисунков могут демонстрироваться на отдельных листах или на одном. Могут быть использованы и заготовки для каждого. Вариантом данной методики может стать «Пустышка»: предлагается пустой круг, в котором каждый рисует свое настроение или эмоциональное состояние. «Схемы* Цель: определение внутригрупповых отношений и занимаемой каждым участником позиции.
Инструкция: выберите ту схему, которая наиболее точно отражает взаимоотношения в вашей группе, и отметьте свою позицию в ней. Примечания: первая схема символизирует принадлежность к определенной микрогруппе. Если человек выбирает центральную точку, то это означает, что он претендует на лидерскую позицию. Вторая схема также обозначает микрогруппу, но все точки, кроме верхней (лидерской), означают ведомость. Третья схема символизирует равные, партнерские отношения со всеми. 3. Вербальная «Свободное письмо* Цель: определение значимых действий, чувств, мыслей, реакций, моментов, вопросов, поднятых в течение дня. Инструкция: участникам предлагается в свободной форме дать обратную связь ведущему на прошедшее занятие. Примечания: преподаватель в своей обратной связи по поводу написанного выделяет общие тенденции, позиции, взгляды, состояния, суждения, наиболее интересные аспекты. «Незаконченные предложения* Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов. Инструкция: участникам предлагается закончить (развернуть или завершить односложно) следующие предложения: 1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, — 2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было... 3. Сегодня я понял(а), что... Примечания: преподаватель систематизирует главные вопросы и трудности слушателей и в зависимости от полученных результатов корректирует свои дальнейшие действия. Количество предложений не должно превышать 5, так как при большем количестве может исчезнуть суть, потеряться основной смысл и у слушателей пропадет желание отвечать неформально. «Определение» Цель: определение наиболее значимых характеристик деятельности группы. Инструкция: подберите семь определений, которыми вы могли бы охарактеризовать свою работу в группе. Примечания: полученные определения группируются следующим образом: 1) интеллектуальные; 2) эмоциональные; 3) волевые; 4) оценочные; 5) моральные; 6) эстетические; 7) прочие. «Новичок» Цель: оценка сплоченности группы, сильных и слабых ее сторон. Инструкция: представьте себе, что в нашу группу пришел новый участник. Каким бы ему представился наш коллектив? Примечания: рассматриваются доминирующие характеристики в общении, деятельности, взаимовлиянии, эмоциональный фон группы. «Театр» Цель: выявление личных особенностей, характеров членов группы. Инструкция: представьте себе, что наш коллектив решил поставить пьесу с вами в главной роли. Какое произведение следовало бы выбрать, чтобы оно соответствовало вашему характеру, личным особенностям? Примечания: по выбранным произведениям определяется наличие в группе «трагиков», «комиков» и «драматизирующих». Анкета «Обратная связь» Ф. И. О.______________________________________________ Дата_______________________________________________ 1. Степень моей включенности в работу: 012345678910 Что мешало мне быть включенным в работу_______________ Что помогало_______________________________________ 2. Мои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе_______________________________________ б) по отношению к группе_____________________________________ в) по отношению к ведущему__________________________________ 3. Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражне 4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие. 5. Я реализовал(а) себя на занятиях: - на эмоциональном уровне 12 3 4 5 6 7 - на интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7 - на поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7 6. Мои замечания, пожелания ведущему______ Цель: получение обратной связи о работе отдельного участника, группы в целом, ведущего. Примечания: анкета может быть представлена в более обобщенном виде, может касаться только определенного направления работы (например, формирования мотивации) или какого-либо субъекта деятельности. Анкета «Вхождение в тему» 1. Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы услышали, находясь в круге. 2. Что нового вы узнали? 3. Что вас удивило? 4. Что заинтересовало? 5. Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание? 6. О чем бы вы хотели продолжить разговор? Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомления с проблемой, после начальной проработки вопроса. Примечания: обратная связь по данной анкете дает информацию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутое™» слушателей по предложенному вопросу. Анкетирование может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Цель: выявление личностных и профессиональных смыслов и ценностей. Инструкция: выберите понравившуюся вам метафору, высказывание и объясните свой выбор. Представленные ниже афоризмы сгруппированы по темам. Преподаватель может предлагать участникам тот или иной список в зависимости от того, по какой теме, вопросу он хотел бы получить обратную связь.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |