Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы (фазы) модерации




Как правило, выделяют пять этапов, или фаз модерации:

- вхождение в тему (развитие сенситивности: участники в ув­
лекательной форме настраиваются на содержание проблемы, внут­
ренний мир и позиции других людей);

- подборка тем (погружение в проблематику: определение и
формулировка проблемы или темы обсуждения);

- проработка (обсуждение) темы в малых группах, поиск ре­
шения;

- презентация результатов наработок микрогрупп и общая дис­
куссия, обобщение и конкретизация результатов работы;

- подведение итогов работы и обмен впечатлениями.

Кроме того, модераторские семинары почти всегда предваря­ются знакомством (с целью установления свободной и довери­тельной атмосферы) и включают разнообразные разминки.

Каждому этапу соответствуют определенные методы. Остано­вимся более подробно на содержании каждого этапа (фазы) мо­дерации.

I этап. Вхождение в тему. На данном этапе происходит пред­ставление модераторов и знакомство участников между собой. Они обсуждают организационные моменты, договариваются о правилах


совместной работы. На этом этапе также выявляются ожидания уча­стников от семинара и согласуются цели обучающих и обучающихся.

Группы взрослых более разнородны по составу, чем школьные классы и студенческие группы: они, как правило, являются раз­новозрастными; участники обладают неодинаковыми знаниями, умениями и навыками, профессиональным и жизненным опы­том, внутренними установками и мотивами обучения. Каждый взрослый имеет сложившийся стиль учебной деятельности, свою учебную стратегию. Актуализация ожиданий, затруднений, опы­та, установок чаще всего осуществляется на первом этапе курсо­вых занятий, но модераторы заинтересованы в том, чтобы как можно раньше получить полную информацию об особенностях группы. Если это возможно, модераторы еще до начала учебного семинара выясняют пожелания и ожидания слушателей, их про­фессиональный опыт, чтобы использовать полученные данные при планировании будущей совместной образовательной деятельно­сти. Эта информация позволяет согласовать план и программу се­минара или курсов с ожиданиями и целями участников, разнооб­разить формы организации учебной деятельности и обеспечить смену форм общения, подобрать средства активизации имеющихся у слушателей знаний, умений и навыков, продумать способы про­явления понимания и толерантности по отношению к субъектив­ным потребностям слушателей.

Для знакомства и выяснения ожиданий участников можно ис­пользовать различные методики.

«Выход на сцену»

Цель: личное знакомство, ознакомление с темой занятий, актуализа­ция внимания и открытости группы. Наглядное представление информа­ции. Двигательная разминка.

Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для данной группы.

Проведение

Вся группа собирается у одной из стен помещения. Противоположная стена, возле которой никого нет, будет «сценой». С помощью примера пре­подаватель объясняет идею упражнения-игры. Например, просят выйти на сцену всех, у кого день рождения весной. Пример дается только для объяс­нения правил, но не для исполнения. По одному называются признаки, по которым участники должны выходить «на сцену». Когда каждый из них уви­дит, у кого имеется названный признак, а у кого — нет, все возвращаются со «сцены» в группу.

Другой пример: попросить выйти на «сцену» всех, кто знает среди при­сутствующих более двух человек; или уже был когда-нибудь раньше в этом здании; или уже был участником на одном из таких семинаров; или уже выступал с сообщением по теме данного семинара.

Участники могут сами задавать вопросы, которые позволят им что-то узнать о присутствующих.


В целом называется не менее 8, но не более 15 признаков. Примечания:

- этот метод очень хорош, когда нужно получить более подробные све­
дения об обучающихся и о группе в целом (состав группы, прошлое участ­
ников), но нет возможности выслушивать долгие сообщения;

- форма упражнения-игры многим кажется неожиданной, и часто возни­
кает атмосфера благожелательного внимания и откровенности. Вначале уча­
стники чувствуют себя несколько неуверенно. Нужно помочь им: приветли­
выми словами стимулировать их к участию в игре. Абсолютно недопустимы
вопросы, ответы на которые могут вызвать у участников ощущение соб­
ственной незащищенности, несостоятельности.

Варианты

1. По отдельным, интересным с точки зрения тематики семинара, при­
знакам можно задать участникам, собравшимся на «сцене», ряд дополни­
тельных вопросов (связанных с вопросами, приведенными выше: «На ка­
кую тему было ваше сообщение?», «Для кого вы делали сообщение?»,
«В каком семинаре вы участвовали?»).

2. Вместо «сцены» можно использовать углы помещения (назвать такие
признаки, как возраст, трудовой стаж и т.п.).

Вариантом описанного выше упражнения является методика «Четыре угла».

Цель: знакомство, уточнение ожиданий, введение в содержательную сторону работы.

Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для обсуждения в груп­пах и связанные с тематикой семинара (на каждый вопрос четыре возмож­ных варианта ответа).

Проведение

1. Группа стоит в центре помещения. Преподаватель кратко объясняет
условия игры: четыре угла помещения соответствуют четырем вариантам
ответа на каждый вопрос.

2. Задается первый вопрос и зачитываются четыре возможных ответа:
«Почему я здесь? Я здесь потому, что...».

1-й угол: «...эта тема необходима мне для профессиональной подготов­ки»;

2-й угол: «...я хочу познакомиться с коллегами, работающими в той же области, что и я»;

3-й угол: «...мне рекомендовало начальство»;

4-й угол: «...хочу узнать за эти дни много нового»;

3. Каждый участник встает в угол, соответствующий тому ответу, кото­
рый, по его мнению, является самым верным для его ситуации. Если он
находит верными сразу два ответа, то должен выбрать один — с его точки
зрения, наиболее верный.

4. После распределения участников по четырем углам все снова собира­
ются в центре комнаты. Задается следующий вопрос с вариантами ответа.

Примечания:

- вначале лучше предлагать вопросы относительно общего характера.
Позднее их можно конкретизировать применительно к теме семинара как
проблемы, требующие решения;


 

- этот метод хорош для первого обращения к содержанию учебного ма­
териала, когда не требуется знание деталей;

- все участники при обсуждении их мнений в рамках, заданных вопро­
сом, раскрываются и проявляют свои качества.

Варианты

1. Предлагаются только три варианта ответа, а четвертый угол отводит­
ся для «прочего». При этом у участников меньше свободы: тем, кто уходит
в угол «прочего», дополнительно задаются вопросы о том, что конкретно
они хотели бы сообщить.

2. В малых группах, образовавшихся в разных углах, в течение 10 мин
происходит обсуждение вопроса, который «привел» их в угол. Важнейшие
результаты всех обсуждений «по углам» (обоснования ответов, уточнение
ожиданий) записываются на карточках или больших листах для дальней­
шей презентации на общем собрании.

3. Собравшиеся в четвертую малую группу («прочее») еще некоторое
время не расходятся и работают над своим вопросом более углубленно.

«Импульс-плакат»

Цель: выявить и уточнить ожидания, интересы, предпочтения участни­ков. Познакомиться с ожиданиями других участников. Прийти к взаимопо­ниманию с другими членами группы.

Оборудование и уел о в ия: подготовленные плакаты, достаточ­ное количество фломастеров.

Про веден ие

1. На стенах, столах и на полу размещены плакаты с незаконченными
фразами. Например: «В данной теме меня больше всего интересует...»;
«По окончании семинара я поеду домой с чувством удовлетворения,
если...»; «Я не хотел(а) бы испытать здесь...».

2. Если возможно, пусть звучит тихая и спокойная фоновая музыка.

3. Участникам предлагается, обходя все помещение, обдумать и завер­
шить начатые высказывания, дописав их прямо на плакатах.

4. Примерно через 15 мин группа собирается и осматривает плакаты.

Высказывания зачитываются вслух, при необходимости задаются уточ­няющие вопросы. Участники сами решают, подпишут они свои высказыва­ния или останутся анонимами.

Примечания:

- анонимность может помочь участникам высказать то, о чем в ином
случае они предпочли бы умолчать. Если требуется анонимность, просле­
дите за тем, чтобы все фломастеры были одного цвета, иначе автора будет
легко узнать по цвету надписи;

- ожидания и пожелания, высказанные в этой игре, следует учесть при
дальнейшем планировании занятий или, напротив, однозначно забраковать
как не имеющие отношения к семинару. Если расспрашивать участников об
их интересах и не учесть в дальнейшем полученную информацию, то они
легко могут почувствовать себя в положении людей, которых о чем-то вы­
спрашивают, но не принимают всерьез.

II этап. Подборка тем (Определение и формулировка пробле­мы или темы обсуждения). На этом этапе можно выявить профес­сиональные затруднения или актуальные проблемы участников.


Главная задача данного этапа — четкое формулирование и выбор наиболее актуальных для участников тем. Темы только обознача­ются (определяется их значимость для каждого), но не обсужда­ются по существу.

Для определения достижений и трудностей могут быть исполь­зованы активные методики.

«Метаплан» (по В.Мюллеру, С.Вигман [60])

Цель: выявление актуальных запросов участников, структурирование тем.

Обрудование: большое количество карточек, маркеры, скотч. Про веден ие

1. На доске записаны предварительно сформулированные вопросы, на­
пример: «Какие проблемы вы хотели бы рассмотреть на нашем семина­
ре?», «В обсуждении каких тем вы готовы принять участие?», «Чего вы ожи­
даете от семинара?».

2. Каждый участник получает по две карточки, на которых он маркером
печатным шрифтом записывает свои ожидания и запросы (на одну карточ­
ку — одно пожелание).

3. Преподаватель собирает и зачитывает карточки и вместе с участни­
ками группирует их по темам. Затем для каждой тематической группы фор­
мулируется название, которое записывается на карточках другого цвета (или
формы) и прикрепляется на доску (стену) с помощью скотча.

4. Выявляются приоритеты методом маркирования: каждый участник точ­
ками обозначает наиболее значимые для него темы.

5. Темы, получившие наибольшее количество голосов, прорабатывают­
ся в группах.

«Рельеф местности» [60]

Цель: актуализация профессионального опыта, выявление достиже­ний и затруднений в профессиональной деятельности.

Оборудование и условия: большие листы бумаги (можно исполь­зовать куски старых обоев, плакаты), маркеры.

Проведение

1. Деление на микрогруппы (по 4-5 человек).

2. Знакомство с инструкцией, определение регламента для групповой
работы.

3. Презентация группами своих наработок, ответы на вопросы.
Инструкция для участников

1. В течение 15 мин рассказать друг другу о своих достижениях и про­
блемах в профессиональной деятельности (лучше, когда указывается бо­
лее узкая тема, например, использование активных методов обучения, ре­
ализация стандарта профессионального образования), определить общие
позиции для группы.

2. Нарисовать на плакате рельеф местности, на котором:
вершины, горы будут обозначать ваши хорошие знания, умения, удач­
ный опыт по теме (указывается конкретно);

впадины, низины, пещеры будут обозначать неудачный опыт, возникшие затруднения либо недостаток знаний, умений по данному вопросу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.