КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы (фазы) модерации
Как правило, выделяют пять этапов, или фаз модерации: - вхождение в тему (развитие сенситивности: участники в ув - подборка тем (погружение в проблематику: определение и - проработка (обсуждение) темы в малых группах, поиск ре - презентация результатов наработок микрогрупп и общая дис - подведение итогов работы и обмен впечатлениями. Кроме того, модераторские семинары почти всегда предваряются знакомством (с целью установления свободной и доверительной атмосферы) и включают разнообразные разминки. Каждому этапу соответствуют определенные методы. Остановимся более подробно на содержании каждого этапа (фазы) модерации. I этап. Вхождение в тему. На данном этапе происходит представление модераторов и знакомство участников между собой. Они обсуждают организационные моменты, договариваются о правилах совместной работы. На этом этапе также выявляются ожидания участников от семинара и согласуются цели обучающих и обучающихся. Группы взрослых более разнородны по составу, чем школьные классы и студенческие группы: они, как правило, являются разновозрастными; участники обладают неодинаковыми знаниями, умениями и навыками, профессиональным и жизненным опытом, внутренними установками и мотивами обучения. Каждый взрослый имеет сложившийся стиль учебной деятельности, свою учебную стратегию. Актуализация ожиданий, затруднений, опыта, установок чаще всего осуществляется на первом этапе курсовых занятий, но модераторы заинтересованы в том, чтобы как можно раньше получить полную информацию об особенностях группы. Если это возможно, модераторы еще до начала учебного семинара выясняют пожелания и ожидания слушателей, их профессиональный опыт, чтобы использовать полученные данные при планировании будущей совместной образовательной деятельности. Эта информация позволяет согласовать план и программу семинара или курсов с ожиданиями и целями участников, разнообразить формы организации учебной деятельности и обеспечить смену форм общения, подобрать средства активизации имеющихся у слушателей знаний, умений и навыков, продумать способы проявления понимания и толерантности по отношению к субъективным потребностям слушателей. Для знакомства и выяснения ожиданий участников можно использовать различные методики. «Выход на сцену» Цель: личное знакомство, ознакомление с темой занятий, актуализация внимания и открытости группы. Наглядное представление информации. Двигательная разминка. Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для данной группы. Проведение Вся группа собирается у одной из стен помещения. Противоположная стена, возле которой никого нет, будет «сценой». С помощью примера преподаватель объясняет идею упражнения-игры. Например, просят выйти на сцену всех, у кого день рождения весной. Пример дается только для объяснения правил, но не для исполнения. По одному называются признаки, по которым участники должны выходить «на сцену». Когда каждый из них увидит, у кого имеется названный признак, а у кого — нет, все возвращаются со «сцены» в группу. Другой пример: попросить выйти на «сцену» всех, кто знает среди присутствующих более двух человек; или уже был когда-нибудь раньше в этом здании; или уже был участником на одном из таких семинаров; или уже выступал с сообщением по теме данного семинара. Участники могут сами задавать вопросы, которые позволят им что-то узнать о присутствующих. В целом называется не менее 8, но не более 15 признаков. Примечания: - этот метод очень хорош, когда нужно получить более подробные све - форма упражнения-игры многим кажется неожиданной, и часто возни Варианты 1. По отдельным, интересным с точки зрения тематики семинара, при 2. Вместо «сцены» можно использовать углы помещения (назвать такие Вариантом описанного выше упражнения является методика «Четыре угла». Цель: знакомство, уточнение ожиданий, введение в содержательную сторону работы. Оборудование и условия: достаточно просторное и свободное помещение; подготовленные вопросы, приемлемые для обсуждения в группах и связанные с тематикой семинара (на каждый вопрос четыре возможных варианта ответа). Проведение 1. Группа стоит в центре помещения. Преподаватель кратко объясняет 2. Задается первый вопрос и зачитываются четыре возможных ответа: 1-й угол: «...эта тема необходима мне для профессиональной подготовки»; 2-й угол: «...я хочу познакомиться с коллегами, работающими в той же области, что и я»; 3-й угол: «...мне рекомендовало начальство»; 4-й угол: «...хочу узнать за эти дни много нового»; 3. Каждый участник встает в угол, соответствующий тому ответу, кото 4. После распределения участников по четырем углам все снова собира Примечания: - вначале лучше предлагать вопросы относительно общего характера.
- этот метод хорош для первого обращения к содержанию учебного ма - все участники при обсуждении их мнений в рамках, заданных вопро Варианты 1. Предлагаются только три варианта ответа, а четвертый угол отводит 2. В малых группах, образовавшихся в разных углах, в течение 10 мин 3. Собравшиеся в четвертую малую группу («прочее») еще некоторое «Импульс-плакат» Цель: выявить и уточнить ожидания, интересы, предпочтения участников. Познакомиться с ожиданиями других участников. Прийти к взаимопониманию с другими членами группы. Оборудование и уел о в ия: подготовленные плакаты, достаточное количество фломастеров. Про веден ие 1. На стенах, столах и на полу размещены плакаты с незаконченными 2. Если возможно, пусть звучит тихая и спокойная фоновая музыка. 3. Участникам предлагается, обходя все помещение, обдумать и завер 4. Примерно через 15 мин группа собирается и осматривает плакаты. Высказывания зачитываются вслух, при необходимости задаются уточняющие вопросы. Участники сами решают, подпишут они свои высказывания или останутся анонимами. Примечания: - анонимность может помочь участникам высказать то, о чем в ином - ожидания и пожелания, высказанные в этой игре, следует учесть при II этап. Подборка тем (Определение и формулировка проблемы или темы обсуждения). На этом этапе можно выявить профессиональные затруднения или актуальные проблемы участников. Главная задача данного этапа — четкое формулирование и выбор наиболее актуальных для участников тем. Темы только обозначаются (определяется их значимость для каждого), но не обсуждаются по существу. Для определения достижений и трудностей могут быть использованы активные методики. «Метаплан» (по В.Мюллеру, С.Вигман [60]) Цель: выявление актуальных запросов участников, структурирование тем. Обрудование: большое количество карточек, маркеры, скотч. Про веден ие 1. На доске записаны предварительно сформулированные вопросы, на 2. Каждый участник получает по две карточки, на которых он маркером 3. Преподаватель собирает и зачитывает карточки и вместе с участни 4. Выявляются приоритеты методом маркирования: каждый участник точ 5. Темы, получившие наибольшее количество голосов, прорабатывают «Рельеф местности» [60] Цель: актуализация профессионального опыта, выявление достижений и затруднений в профессиональной деятельности. Оборудование и условия: большие листы бумаги (можно использовать куски старых обоев, плакаты), маркеры. Проведение 1. Деление на микрогруппы (по 4-5 человек). 2. Знакомство с инструкцией, определение регламента для групповой 3. Презентация группами своих наработок, ответы на вопросы. 1. В течение 15 мин рассказать друг другу о своих достижениях и про 2. Нарисовать на плакате рельеф местности, на котором: впадины, низины, пещеры будут обозначать неудачный опыт, возникшие затруднения либо недостаток знаний, умений по данному вопросу.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |