КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действенно-практическая (Упражнения)
Афоризмы I. О значении мотивации 1. Работать кувалдой можно заставить, заставить думать силой 2. Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить 3. Желание — есть суть человека (Спиноза). 4. Было бы желание, а возможность найдется (пословица). 1. Кто не думает, куда направляется, очень удивится, попав не 2. Держитесь своей цели, но не намеченного маршрута. 3. Секрет успеха — настойчивость в достижении цели (Б.Диз-
4. У великих умов есть цели, у остальных — желания (В. Ирвинг). 5. Либо я найду путь, либо проложу его (Сидней). 6. Знание — орудие, а не цель (Л. Толстой). 7. Ни знание, ни мышление никогда не начинаются с полной 8. Самый медленный человек, не теряющий из виду своей цели, III. Установки на обучение 1. Я слышу — я забываю, Я делаю — я понимаю (китайская пословица). 2. Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить 3. Проявить мудрость в чужих делах легче, чем в своих соб 4. Никто не должен давать другим указаний, которым не следу 5. Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда IV. Поддержка успешности 1. Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую 2. Нельзя, да и не нужно всем выступать на первый план; делай 3. Иной на втором месте блестит, и его блеск отражается на 4. Если бы за нас не думали, мы жили бы своим умом (Ю.Ара- 5. Трудности должны будоражить, а не обескураживать (Чен- 6. Трудности так же закаляют ум, как труд — тело (Л. Сенека).
7. Никогда не знаешь, на что способен, пока в деле себя не 8. Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сде 9. Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед (Чен- V. Жизненные ценности 1. Я печалился от того, что у меня не было обуви до тех пор, 2. Идеалы — это основа выживания (В. Франкл, Дж. Глинн). 3. Тверже всего мы верим в то, о чем меньше всего знаем 4. Один верящий стоит девяноста девяти интересующихся 5. Лучше я буду ценить вещи, которые не могу иметь, чем иметь 6. Нельзя обладать тем, что не понимаешь (И. Гёте). 7. Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно, не сможет VI. Самооценка, самовосприятие 1. Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в 2. Господи! Я вам не пылинка в пыли. 3. Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на 4. Ситуация, как вы ее воспринимаете, рассказывает вам о вас 5. Ничто так не мешает естественности, как желание казаться 6. Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя 7. Лучше согнуться, чем сломаться (пословица). 8. У каждого человека, как у Луны, есть темная сторона, кото 9. Ни один человек не должен считать себя нулем и не верить в VII. Точность взаимовосприятия, взаимовлияния 1. Не приближайся ко мне. Не удаляйся от меня. Стань там, 2. Талант великих душ есть способность узнавать великое в дру 3. Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова 4. Лицо — зеркало мыслей. Что в сердце варится, на лице не 5. Иногда мы можем лучше узнать человека по его недостат 6. Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать 7. Мы судим о себе по тому, чего мы добились (Г.Лонгфелло). 8. Серьезность — это поза, принимаемая телом, чтобы скрыть 9. Мир состоит наполовину из людей, которым есть что ска VIII. Отношение к инакомыслию, чужому образу мыслей, вариативности точек зрения 1. Мы с тобой два берега у одной реки. 2. Общепризнанные мнения и то, что каждый считает делом 3. Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитни 4. Если все время гнуть свою линию, можно пойти по кривой 5. Как часто точка зрения не совпадает с точкой опоры (Ю. Ара 6. Нет человека более слепого, чем тот, кто не хочет видеть (С.Свифт). 7. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все 8. Не плачь из-за того, что мир меняется; плакать нужно, если 9. Ничто нам так не хочется изменить, как привычки других 10. Звон свободы слышен там, где сталкиваются мнения (Э. Сти 11. Серые умы обычно осуждают то, что выходит за рамки их 12. Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придержи 13. Только глупец и мертвец никогда не изменяют своих взгля 14. Те, кто никогда не отказывается от ранее высказанных взгля 15. Разнообразие — та самая приправа к жизни, которая прида IX. Влияние слова, точность и ясность высказывания 1. Истинное красноречие — это умение сказать все, и не боль 2. Язык — одежда мыслей (С.Джонсон). 3. Истинное назначение языка — не столько выражать наши 4. Хорошо описанная жизнь такая же редкость, как и хорошо 5. У тех, кто пишет понятно, есть читатели; у тех, кто пишет 6. Чтобы были великие поэты, нужны еще великие слушатели 1. Не торопись сказать, спеши увидеть (С. Сервантес). 165 8. Молчание глубоко, как Вечность, речь мелка, как Время 9. Умному достаточно одного слова (Б. Франклин). 10. Чем меньше сказано, тем быстрее исправлено (пословица). 1. Знанию всегда предшествует предположение. 2. Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще ник 3. Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к 4. Разум и фантазия одинаково необходимы для наших знаний 5. Случайные открытия делают только подготовленные умы 6. Сила воображения увеличивается по мере роста знаний (К. Па 7. Мышление — служанка чувств (А. Франс). 8. Критерием истины является опыт (Т. Кампанелла). 9. Многие хотят обладать знаниями, но сравнительно немногие 10. Чем меньше мы знаем, тем больше подозреваем (Биллингс). 1. Ищите то, что вас сближает. 2. Пока люди любят, они прощают. 3. Плохой мир лучше хорошей ссоры. 4. Людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина 5. Такт — это разум сердца (К. Гуцков). 6. Уважение к людям есть уважение к самому себе (Дж. Голсуорси). 7. Если бы люди могли читать в сердцах друг друга, было бы боль 8. Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она — отдых 9. Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью. 10. Равные с равными сходятся крайне легко (Цицерон). 1. Поведение — это зеркало, в котором каждый демонстрирует 2. Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо 3. Поступки человека — лучшие переводчики его мыслей 4. В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им
5. Поступки мудрых людей продиктованы умом, менее сообра 6. Поступки — плоды помыслов. Будут разумные помыслы — 7. Обсуждая поступки других людей, вспоминай свои (Л. Н. Тол 8. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать само 9. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедстви XIII. Неэффективность, непродуктивность действий 1. То, чего мы стремимся избегать, нас находит. 2. Следуй голосу ума, а не гнева. 3. Посредственность обыкновенно осуждает все, что превыша 4. Отчего это — хромой человек нас не раздражает, а умствен 5. Если дело мастера боится, значит, есть отчего (Ю.Аратов- 6. Это ужасно тяжелая работа — ничего не делать (О. Уальд). 7. Люди одиноки потому, что вместо мостов они строят стены 8. Есть два типа людей, которые никогда не будут цениться: те, 9. Поспешные решения подобны клятвам, и их точно так же не 10. Тревожные мысли создают маленьким предметам большие Примечания: применяя данный метод, можно использовать сказки, истории, басни, притчи, анекдоты, мифы, пословицы, поговорки, а также басни Крылова, Михалкова, сказки Пушкина, Салтыкова-Щедрина, мысли философов, писателей и поэтов, ученых, высказывания государственных деятелей, сатириков. «Линия* Цель: выявление принятия — отвержения какой-либо точки зрения, принятого решения, выбора. Инструкция: займите, пожалуйста, на данной линии, у которой два крайних полюса, а середина обозначает нейтральную Позицию, свое положение, соответствующее вашей позиции. 5. Комбинированная «Забор» Цель: получение спонтанной обратной связи (эмоциональной, смысловой, поведенческой, мотивационной, деятельност-ной, коммуникативной). Инструкция: вывешивается нарисованный на большом листе ватмана «забор» с разными рубриками для заполнения. Участникам предлагается делать на нем записи, пометки, рисунки, знаки, символы, графики и др. в течение всего семинара. Примечания: «забор» может использоваться как на разовом мероприятии (семинар, педсовет, мастерская и др.), так и на продолжительных по времени занятиях (курсы, проблемные и творческие группы, конференции и др.). Записи и зарисовки на «заборе» ежедневно систематизируются, обобщаются и проговариваются в обратной связи на следующий день занятий. Анкета-таблица, анкета-график, анкета-образ Цель: получение системной обратной связи. Примечания: в анкеты могут включаться графические изображения, вопросы в табличной форме, цветовые комбинации или знаково-символические образы. Вопросы и задания 1. Какие существуют каналы получения обратной связи? 2. Какие функции выполняет обратная связь в межличностном взаи 3. В чем преимущество письменной обратной связи по сравнению с 4. В чем сходство и различие между текущей и итоговой обратной 5. Разработайте схему получения текущей обратной связи о самообра 6. Предложите свои варианты получения обратной связи с помощью ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы надеемся, что знакомство с данным пособием расширит методический инструментарий не только педагогов, работающих в системе повышения квалификации взрослых, но и преподавателей учреждений профессионального образования разного уровня: вузов, техникумов и колледжей, учреждений начального профессионального образования. Читатели, безусловно, отметили, что представленные в пособии способы активизации познавательной деятельности обучающихся, основанные на интеракции, вполне соотносимы с известными и описанными в литературе педагогическими технологиями, например, с коллективным подходом в обучении В.С.Дьяченко («все обучают каждого и каждый обучает всех»), технологией «погружения» и др. То есть идеи интерактивного обучения уже находили свое воплощение в педагогической теории и практике, но россыпь этих находок еще не сложилась в целостный системный подход и стройное технологическое описание целей, механизмов, оценки результатов. Описанные методы и приемы интерактивного обучения могут быть в значительной степени расширены. Во-первых, применение в различных формах обучения придает им дополнительные оттенки. Во-вторых, одни из них могут выступать частью других. В-третьих, многие из перечисленных методик составляют сложный комплекс действий, и их можно использовать не только целиком, но и частично. Иногда эти способы обучения воспринимаются как некое излишнее украшение, без которого можно и обойтись. Часто им отводится место лишь на практических занятиях, в экспериментальных (инновационных) программах и курсах. В действительности же интерактивные методики могут использоваться и во вполне традиционном учебном процессе. В практике профессионального обучения элементы этих методик могут включаться в разные формы занятий: лекции и семинары дополняются дискуссиями, дебатами, работой в микрогруппах, игровыми методами, тренинго-выми упражнениями и другими методами и приемами. Интерактивное обучение — несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики. Оно изменяет требования к работе педагога как на этапе подготовки к занятию, когда требуется подготовить большое количество материала (текстов, карточек), так и во время самого занятия. Если приоритетным становится процесс освоения материала самими обучаю- щимися в совместной деятельности, то информативность как критерий анализа деятельности преподавателя и оценки эффективности занятий становится не столь значимой. Наиболее важными качествами и умениями преподавателя, успешно работающего в интерактивном режиме, становятся: - коммуникабельность, развитые коммуникативные умения, - умение организовать учебное пространство, располагающее - быть фасилитатором, использовать «поддерживающие» при - сохраняя свой научный авторитет, помогать обучающимся не - умение создавать специальные ситуации, побуждающие взрос Владение интерактивными методиками и формами работы может пригодиться не только во время учебных занятий со взрослыми и студентами, но и непосредственно в профессиональной деятельности. При использовании интерактивных методик, основанных на обучении через взаимодействие, воспроизводятся ситуации, взаимоотношения и задачи, характерные для повседневной деятельности профессионалов, работающих с людьми. Те же приемы (техники разрешения проблем, работа в малых группах, моделирование ситуаций) можно использовать при проведении делового совещания, собрания сотрудников учреждения, заседания кафедры, методического объединения, активизируя тем самым деятельность участников и повышая их ответственность за исполнение принятых решений. ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимов О. С. Развивающие игры и игротехника. — Новгород, 1989. 2. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие 3. Бардиер Г.Л., Никольский А. А. Социально-психологический тренинг// 4. Бельчиков М. М. Деловые игры / Под ред. М. М. Бельчикова, М. М. Бир- 5. Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога: Учебно-методиче
6. Беловолов В. А. Психолого-педагогические аспекты внедрения актив 7. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод со
8. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические 9. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. — СПб., 1996. 10. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеря 11. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования 12. Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного обще 13. Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность — тип развивающего 14. Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое 15. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехни 16. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991. 17. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. — 2003. - № 8. 18. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Вели 19. Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактив 20. Гутников А. Б. и др. Живое право. Занимательная энциклопедия
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |