Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод простых итераций 2 страница




 


 

4.5. Работа 5. Обработка экспериментальных данных

 

Цель работы: изучение приемов обработки экспериментальных данных с помощью метода наименьших квадратов.

Исходными данными являются 10 пар значений (xi, yi), имитирующих данные экспериментального исследования зависимости x(y), например

 

xi yi
  0,96 0,676
  1,23 0,786
  1,36 0,787
  2,18 1,264
  2,85 1,607
  3,10 1,731
  3,74 2,228
  4,67 3,463
  4,94 3,972
  5,72 5,814

 

В лабораторной работе проводится определение коэффициентов регрессии А и В и оценка параметров полученной приближенной зависимости.

Для этого составляется таблица, содержащая, кроме значений х и у, значения квадратов (х2) и произведений (ху). Затем с помощью автосуммирования вычисляются суммы соответствующих столбцов и по формулам (57) определяются коэффициенты А и В. После определения коэффициентов следует в дополнительном столбце таблицы протабулировать полученную регрессионную зависимость:

 

у=Ах+В

и построить график, представляющий как экспериментальные точки, так и полученную зависимость.

Если по виду "облака экспериментальных точек" сложно оценить предполагаемый вид зависимости у(х), то определяют коэффициенты разных регрессий – линейной и степенной либо экспоненциальной. Затем сравнивают для них величины критерия Гаусса:

 

,

 

где m – число параметров регрессионной зависимости (для указанных видов m = 2). Предпочтительной является зависимость, которая имеет наименьшую величину Dв.

В лабораторной работе необходимо, кроме линейной регрессии, подобрать параметры степенной или экспоненциальной регрессии (на выбор студента, ориентируясь на вид "облака точек"), определить для обеих регрессий значение выборочной дисперсии и сделать вывод об эффективности оценки экспериментальных данных с помощью полученных зависимостей.

Ниже приведен пример таблицы расчета параметров линейной и экспоненциальной регрессий для последовательности точек, приведенной выше в качестве примера. На следующем рисунке показан построенный по результатам расчета график:

 

 

 


Расчет коэффициентов линейной и экспоненциальной регрессии
№ опыта xi yi Y лин Y эксп xi2 xiyi ln yi (ln xi)2 x (ln yi)
  0,96 0,676 0,204 0,684 0,922 0,649 -0,392 0,002 -0,376
  1,23 0,786 0,463 0,771 1,513 0,967 -0,241 0,043 -0,296
  1,36 0,787 0,587 0,817 1,850 1,070 -0,240 0,095 -0,326
  2,18 1,264 1,374 1,174 4,752 2,756 0,234 0,607 0,511
  2,85 1,607 2,017 1,580 8,123 4,580 0,474 1,097 1,352
  3,1 1,731 2,257 1,765 9,610 5,366 0,549 1,280 1,701
  3,74 2,228 2,871 2,342 13,988 8,333 0,801 1,740 2,996
  4,67 3,463 3,763 3,535 21,809 16,172 1,242 2,375 5,801
  4,94 3,972 4,022 3,984 24,404 19,622 1,379 2,552 6,814
  5,72 5,814 4,770 5,626 32,718 33,256 1,760 3,041 10,069
Сумма: 30,75 22,328     119,688 92,770 5,568 12,832 28,245
Коэффициенты линейной регрессии:
 

 

Дисперсия:      
B = 0,959   A = -0,717   D = 0,302    
Коэффициенты экспоненциальной регрессии:          
B = 0,443   A = 0,447   D = 0,008    

 

 


Для того, чтобы разные зависимости были показаны по-разному (точками, пунктиром и т.д.) надо после построения диаграммы щелкнуть левой кнопкой мыши по одной из кривых (при правильном наведении указателя мыши на нужную кривую появляется подсказка, например, "Ряд Yлин, точка …") и в контекстном меню выбрать "Формат рядов данных". На вкладке "Вид" появившегося диалогового окна можно выбрать нужный формат линии и маркера для соответствующей кривой (или их отсутствие). На приведенном рисунке для ряда "yi" отсутствует линия, но есть маркеры (точки), для рядов "Yлин", "Yэксп" маркеры отсутствуют.

 

Варианты заданий:

         
Xi Yi Xi Yi Xi Yi Xi Yi
  0,302 1,276 0,446 1,233 0,946 0,301 0,606 0,204
  0,556 1,565 1,132 0,740 0,992 0,339 1,568 0,149
  1,296 2,220 1,603 0,546 1,327 0,423 1,893 0,122
  1,469 2,165 2,026 0,388 1,400 0,432 2,521 0,118
  1,627 2,452 2,171 0,372 2,218 0,779 2,913 0,112
  2,249 2,482 2,622 0,278 2,655 0,933 3,782 0,099
  2,983 2,855 2,776 0,231 3,155 1,321 4,609 0,091
  3,096 2,837 3,580 0,125 3,467 1,766 4,980 0,080
  3,236 2,887 3,920 0,101 3,765 2,097 5,549 0,083
  3,672 3,023 4,912 0,051 4,397 3,193 5,738 0,078
                 
         
Xi Yi Xi Yi Xi Yi Xi Yi
  0,184 0,144 0,593 1,128 0,057 1,381 0,845 0,091
  0,206 0,132 1,111 0,873 0,114 1,248 0,997 0,097
  1,200 0,080 1,785 0,788 0,458 1,074 1,383 0,084
  2,097 0,076 1,937 0,769 0,511 1,088 1,562 0,080
  2,673 0,067 2,042 0,812 0,805 1,083 1,960 0,078
  3,426 0,064 2,342 0,712 0,872 0,957 2,291 0,068
  4,031 0,065 3,002 0,660 1,082 0,935 3,233 0,067
  4,059 0,064 3,320 0,643 1,646 0,995 3,354 0,065
  4,249 0,058 4,240 0,625 2,039 0,945 3,568 0,060
  4,689 0,062 4,342 0,614 3,030 0,951 4,458 0,060

 

         
Xi Yi Xi Yi Xi Yi Xi Yi
  0,190 0,003 0,638 1,045 0,588 1,589 0,874 1,324
  0,698 0,003 1,612 0,738 0,833 1,911 1,462 1,935
  1,421 0,004 1,622 0,738 1,194 2,126 2,165 2,925
  1,599 0,004 2,522 0,565 1,562 2,362 2,359 3,118
  2,594 0,005 3,137 0,521 2,537 3,376 2,886 4,838
  3,525 0,007 3,900 0,463 2,883 3,901 2,982 4,573
  3,874 0,008 4,623 0,420 3,861 4,836 3,494 7,028
  4,051 0,008 5,311 0,416 4,296 5,095 3,574 6,640
  4,739 0,010 6,246 0,353 5,009 5,428 4,121 10,287
  5,591 0,013 6,550 0,359 5,707 6,219 4,166 9,710
                 
         
Xi Yi Xi Yi Xi Yi Xi Yi
  0,913 3,667 0,128 0,240 0,630 1,236 0,721 0,905
  1,338 5,361 1,109 0,589 1,252 1,048 0,987 1,073
  1,447 6,038 1,746 1,167 1,916 1,002 1,487 1,522
  1,666 6,853 2,532 2,187 2,105 0,898 2,103 2,388
  2,607 16,612 2,977 3,435 2,212 0,975 2,406 3,252
  3,190 30,838 2,987 3,242 2,418 0,979 2,709 3,889
  3,510 40,393 3,851 7,207 2,551 0,894 3,469 7,400
  4,359 92,118 4,079 8,858 3,146 0,849 4,432 14,841
  4,572 113,603 4,549 15,172 3,683 0,865 5,406 34,562
  5,017 181,838 5,031 20,935 4,375 0,828 5,531 36,439
                 
         
Xi Yi Xi Yi Xi Yi Xi Yi
  0,413 1,522 0,736 1,105 0,667 0,451 0,651 1,574
  0,741 1,513 0,758 1,162 1,097 0,613 1,408 1,358
  1,070 1,700 1,026 1,269 1,670 0,816 2,057 1,255
  1,942 1,818 2,003 2,056 2,176 0,885 3,016 1,036
  2,570 2,142 2,865 2,800 2,939 1,225 3,089 1,160
  3,032 2,321 3,573 3,542 3,645 1,393 3,660 1,126
  3,337 2,156 3,803 3,928 4,204 1,538 4,118 0,988
  3,624 2,502 4,487 5,228 4,620 1,622 4,700 0,984
  4,017 2,434 5,206 7,563 5,089 1,690 5,630 0,901
  4,265 2,856 5,467 8,063 5,274 1,724 6,514 0,920
                 
         
Xi Yi Xi Yi Xi Yi Xi Yi
  0,256 0,451 0,749 1,532 0,633 0,526 0,046 1,706
  0,837 1,253 0,897 1,611 1,446 0,419 0,992 2,076
  1,310 1,600 1,012 1,656 1,821 0,383 1,627 2,553
  1,749 2,055 1,873 2,518 2,066 0,307 1,941 2,927
  2,227 2,712 2,624 3,249 2,946 0,229 2,284 2,968
  3,135 3,474 3,030 3,295 3,227 0,217 2,646 3,555
  4,130 4,154 3,812 4,013 3,593 0,188 3,206 4,154
  4,978 4,973 4,732 5,033 3,957 0,179 3,638 4,531
  5,245 4,868 4,839 5,292 4,692 0,136 3,705 4,726
  5,863 5,416 4,850 5,308 5,564 0,104 4,118 5,137

 


 

V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Учебным планом предусмотрено выполнение двух контрольных работ (если планом предусмотрена одна работа, решаются задача 2 из работы 1 и задача 1 из работы 2). Работы выполняются в тетради в клетку. Условия задач должны быть записаны полностью, необходимые схемы и таблицы вычерчиваются карандашом.

Решения задач могут быть проделаны вручную, тогда ответ должен быть получен с точностью до трех значащих цифр. Допускается выполнение работ с помощью электронных таблиц EXCEL c приложением распечаток таблиц в двух видах: с показом значений и с показом содержания ячеек (то есть, формул). При решении на компьютере точность представленных ответов – 5 цифр после запятой.

Задача линейного программирования должна быть записана в математической постановке (в виде системы равенств и неравенств) и решена либо графически, либо на компьютере с обязательным представлением графической иллюстрации.

Контрольная работа высылается в КемТИПП не позднее, чем за месяц до начала сессии (при выполнении на компьютере - с приложением дискеты, содержащей таблицы EXCEL). Возможен вариант пересылки контрольных работ, полностью выполненных на компьютере (с текстовым комментарием в виде документа WORD), электронной почтой по одному из адресов e-mail:

 

[email protected]

[email protected]

 

Файлы WORD и EXCEL в этом случае должны иметь формат RTF и быть приложены к письму. В качестве темы (Subject) указываются город, шифр учебной группы и фамилия студента.

Решение проводится в соответствии со своим вариантом задания. Вариант выбирается в зависимости от личного шифра студента, как остаток от целочисленного деления шифра на 25 (то есть, как и в курсе информатики). Исключение – задача линейного программирования, где вариант – это остаток от деления шифра на 15. Если остаток равен нулю, берется вариант 25 (или 15).

 

5.1. Контрольная работа № 1

 

Задача 2. Имеется кривошипно-ползунный механизм. Известно три положения звеньев: j1i и Si, i = 1, 2, 3.

 
 

Определить: L1, L2, Е.

 

Кривошипно-ползунный механизм.

L1 - кривошип; L2 - шатун; E – дезаксиал.

 

Указания: Для построения математической модели следует найти проекции L1 и L2 на оси Х и У и выразить S и E через эти проекции:

 

S = L1cos j1 + L2cos j2, E = L1sin j1 + L2sin j2

 

Для сокращения количества неизвестных необходимо избавиться от j2. В этом поможет известная из школьного курса формула:

 

cos2 j2 + sin2 j2 = 1.

 

Чтобы ею воспользоваться, следует в записанных формулах слагаемые с j2 перенести в левую часть, остальные оставить в правой и обе части возвести в квадрат, затем найти сумму полученных соотношений и упростить её:

 

(L2 cos j2)2 = (S - L1 cos j1)2, (L2 sin j2)2 = (E - L1 sin j1)2,

S2 = L22 - L12 - E2 + 2L1S cos j1 + 2L1E sin j1.

 

Введём новые переменные х1, х2 и х3 для сокращения записи уравнения:

 

x1 = L22 - L12 - E2, x2 = 2L1, x3 = 2L1E.

Тогда

x1 + (S cos j1) x2 + (sin j1) x3 = S2

 

Итак, уравнение с тремя неизвестными величинами выведено. Учитывая известные три положения шатуна, следует записать систему трёх уравнений с тремя неизвестными. Решив её, то есть, найдя величины х1, х2 и х3, следует найти первоначальные неизвестные:

L1 = x2/2; Е = x3 /(2L1); L2 =

   
i      
j1, °      
S, м 0,428 0,173 0,245

 


 

5.2. Контрольная работа № 2

 

Задача 1. (Одномерная оптимизация). Для упаковки жидких пищевых продуктов используется упаковка типа "тетрапак" одного из двух видов

 
 

 

Вид "А" (соки): Вид "Б" (молочные продукты):

Для склеивания упаковок вдоль швов предусмотрены припуски шириной b. Геометрические характеристики упаковок и наложенные на них ограничения и связи приведены ниже в таблице для разных вариантов. Необходимо определить размеры упаковки заданного объема, на изготовление которой будет израсходовано наименьшее количество картона.

Для решения задачи следует:

1. Рассмотреть использованную упаковку подходящего типа, определить расположение клеевых швов и припусков и построить развертку упаковки. При необходимости дополнить упаковку до прямоугольника (при раскрое картона вырезаются заготовки в форме прямоугольника, а отрезанные от прямоугольников куски так или иначе идут в отходы). Выразить размеры и площадь прямоугольника через геометрические параметры упаковки.

2. Используя связи между геометрическими параметрами упаковки, привести задачу к одномерной, исключив из выражения площади заготовки часть размеров.

3. Определить значение оставшегося размера, при котором площадь прямоугольной заготовки окажется минимальной.

4. Определить значения остальных размеров упаковки.

 

Варианты заданий:

Вид V, л b, см Связи геометрических размеров
  В       B=1.2A

 

VI. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Основные понятия математического моделирования. Этапы создания математической модели.

2. Классификация математических моделей.

3. Адекватность и точность математических моделей.

4. Решение нелинейных алгебраических уравнений методом половинного деления.

5. Решение нелинейных алгебраических уравнений методом последовательных приближений. Условие сходимости метода.

6. Решение систем линейных алгебраических уравнений методом Гаусса.

7. Решение систем линейных алгебраических уравнений методом последовательных приближений. Условия сходимости метода.

8. Интерполирование сеточных функций: линейная интерполяция.

9. Интерполирование сеточных функций: алгебраическая полиномиальная интерполяция.

10. Дифференцирование сеточных функций.

11. Интегрирование сеточных функций

12. Решение задачи Коши для обыкновенного дифференциального уравнения методом Эйлера

13. Принцип метода стрельбы решения краевых задач для обыкновенных дифференциальных уравнений.

14. Виды дифференциальных уравнений в частных производных.

15. Граничные условия к уравнениям в частных производных.

16. Принцип решения уравнений в частных производных методом сеток.

17. Общие принципы постановки задач оптимизации. Классификация задач оптимизации.

18. Решение одномерных задач оптимизации методом половинного деления.

19. Задачи линейного программирования (ЗЛП). Графический метод решения двумерной ЗЛП.

20. Метод наименьших квадратов. Линейная регрессия.

21. Преобразование переменных для построения степенной и экспоненциальной регрессий методом наименьших квадратов.


VII.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

 

1. Зарубин В.С. Математическое моделирование в технике. – М: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001. – 496 с.

2. Вержбицкий В.М. Основы численных методов. - М: Высшая школа, 2002.- 840 с.

3. Васильков Ю.В., Василькова Н.Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании. – М: Финансы и статистика, 1999. – 256 с.

4. Гельман В.Я. Решение математических задач средствами EXCEL. – СПб: Питер, 2003. – 240 с.

5. Ларсен Р.У. Инженерные расчеты в EXCEL. – М: Вильямс, 2002. – 544 с.

6. Орвис В Дж. EXCEL для ученых, инженеров и студентов. – Киев: Юниор, 1999. – 528 с.

 

 

Семенов Андрей Германович

 

Математические модели в инженерной практике

Учебное пособие

 

Редактор Л.М. Борискина

Художественный редактор Л.П. Токарева

 

Подписано к печати 17.12.03. Формат 60´84/16. Уч.-изд. л. 6,25. Тираж 350 экз. Заказ № 215. Цена 25 руб. Отпечатано на ризографе.

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47. Отпечатано в лаборатории множительной техники КемТИППа, 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.