Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III период обучения (апрель, май, июнь) 4 страница




14) «Быстрей шагай»

Играющие строятся в одну шеренгу. Спиной к играющим на другой стороне площади стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри не зевай! Стоп!». Пока он произ­носит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «стоп!» они должны замереть на месте. Тот, кто не успеет остановиться, возвращается на свое место. Про­изнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор, пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет огля­нуться. Тот, кто осалит водящего, становится победителем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

Глава V. РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В начале учебного года при проверке музыкальных способнос­тей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не по­ют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием дан­ного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласо­вывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в пе­редаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко исполь­зуется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда вклю­чаются пляски под пение, хороводы, игры с пением. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют раз­витию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с за­даниями на ориентировку в пространстве, упражнения на различе­ние музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к опре­деленному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В пер­вые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструмен­тах (ударных и шумовых).

Слушание музыки рекомендуется начинать со знакомства с кон­трастными произведениями (например, «Клоуны» Кабалевского и «Болезнь куклы» Чайковского и т. д.) или с произведениями, объ­единенными общим замыслом (например, сказка «Что приснилось «Жене»).

В начале учебного года музыкальный руководитель, обследуя каждого ребенка, должен выявить уровень его музыкальных спо­собностей по следующим параметрам:

а) слушание музыки, устойчивость внимания детей, их заинте­ресованность;

б) певческие навыки (протяжно ли поет, берет ли дыхание между фразами);

в) движения под музыку (бодро, легко, свободно);

г) изменение движений в соответствии с 2 частной формой ме­лодии;

д) выразительность выполнения танцевальных движений;

е) внятность произнесения слов при пении;

ж) правильность передачи мелодии.

При этом музыкальным руководителем отмечаются:

а) наличие (отсутствие) навыка;

б) навыка в стадии формирования;

в) стойкость и нестойкость навыка.
Осознанное восприятие музыкальных произведений, дифференцированное восприятие высоты звука, ритма, динамики осуществ­ляются в процессе проведения музыкально-дидактических игр.

Приведем некоторые виды игр, направленных на развитие му­зыкальных способностей детей, которые с успехом были использо­ваны в практике детского сада № 121 г. Батайска (музыкальный руководитель Л. И. Кошелева).

1) «Музыкальное лото»

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном инстру­менте (металлофоне) в разных тональностях. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой до пятой линейки (в зависимости от высоты звука). Игра проводится в свободное от занятий время.

2) «Ступеньки»

(Из сборника «Музыкально-дидактические игры для школьников» Н. Г. Кононова).

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (мат­решка, мишка), детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лестницы.

3) Игра на развитие чувства ритма

Игровой материал: музыкальные молоточки по числу играю­щих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель).

Ход игры. По команде воспитателя ребенок стучит музыкаль­ным молоточком и выкладывает карточки на фланелеграфе. Ши­рокие карточки соответствуют редким ударам молоточка, узкие— частым. Например, воспитатель говорит: «Вот шагает слон: топ— топ—топ». Ребенок медленно стучит молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки на фланелеграфе. «Пошел силь­ный, частый дождик: кап—кап—кап», — продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает на фланелегра­фе узкие карточки.

Для развития интонационно-слухового опыта полезно предло­жить ребенку определить общее настроение музыкального произ­ведения (веселое или грустное), его жанр, (марш, песня или танец). С этой целью детям предлагают прослушать такие произведения как: «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, «Марш»

Д. Шостаковича, «Парень с гармошкой» Г. Свиридова (материал для слушания из программ дошкольного воспитания).

4) «Кто скорей возьмет игрушку»

Игровой материал: обруч, игрушки (матрешка, мишка или др.). Ход игры. На землю кладут обруч, в центр которого помещают куклу или какую-нибудь другую игрушку. Дети становятся вокруг. Ведущий ребенок под музыку бежит по кругу и выбирает 3—4 детей. Выбранные дети подскоками двигаются вокруг обруча. С окончанием музыки они должны быстро взять игрушку, находя­щуюся в центре обруча. Ребенок, взявший игрушку, становится ведущим, и танцует с ней под музыку, используя знакомые танце­вальные движения, а также придумывая свои, проявляя при этом свою творческую активность.

Упражнения, воспитывающие темп и ритм речи на материале имен

1. Дети стоят по кругу лицом к середине и четко произносят имена. При имени мальчика топают правой ногой: Оля, Поля, Зина, Олег, Оля, Тоня, Леня, Таня, Ваня, Наташа и т. д.

2. Вводится простая мелодия, под которую распевают имена.
Сначала имена произносятся шепотом, каждое последующее повто­рение имен—все громче (вместо имен можно подобрать названия цветов, животных и т. д.).

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

1. Пение вокализов (мелодий без слов): у, а, о, и, гамм.

2. Для развития диапазона голоса используется пение в разных регистрах, повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н. (Например, известная всем инсценировка «Мишка» и т. п.).

Упражнения на развитие чувства музыкального размера, на восприятие переходного акцента

Ваня сегодня пел напевно. Ваня сегодня пел напевно. Ваня сегодня пел напевно. Ваня сегодня пел напевно.

В процессе проведения музыкальных занятий следует широко использовать рекомендации, изложенные в пособии Г. А. Волковой «Логопедическая ритмика» (М., 1985).

 

Оглавление

Введение................................................................................... 3

Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (первый год обучения, 6 год жизни). 5

Глава II. Изучение детей с общим недоразвитием речи..,.13

1. Обследование интеллекта...................................... 16

2. Обследование слуха................................................ 16

3 Обследование внимания и памяти........... 17

4. Обследование общей и мелкой моторики............ 17

5. Обследование речи.................................., 17

Глава III. Методика коррекционно-педагогической работы (первый год

обучения)..................................................................... 30

Организация обучения и воспитания детей с общим недоразви­тием речи ……31

1. I период обучения.................,,,, 36

2. II период обучения...................... 45

3 III период обучения.,,,,,, •, 60

Практическое приложение,,...,,. 69

Глава IV. Работа воспитателя в группе для детей с ОНР,... 86

Глава V. Рекомендации к работе музыкального руководителя... 98




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.