Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности спортивной деятельности




Спорт является специфичной сферой деятельности человека. В спортивной деятельности, как и в любой другой, человек создает сам себя: о нем судят по его действиям, по его активности в спорте.

Спорт - специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека.

Спортивная деятельность - социальная форма двигательной деятельности, которая совершенствует физическое и психическое развитие человека в соответствии с целями и потребностями спорта.

Основной формой спортивной деятельности являются спортивные соревнования. Спортивная деятельность подразделяется на активное участие человека в спортивных тренировках и соревнованиях и организационно-педагогическую деятельность (работа руководителей, организаторов, тренеров, научных работников, судей, информаторов, представителей прессы, телевидения, радио).

Выделяют шесть главных особенностей спортивной деятельности (А.Л. Попов).

Первая особенность заключается в мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. В основе мотивации лежит возможность реализации своих способностей и самоутверждения, также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных.

Мотивация - причинная обусловленность активности, избирательное побуждение к активности, способ регуляции поведения человека.

Вторая специфика спорта заключается в совершенной, сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов.

Третья особенность - в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления.

Четвертая специфика спорта - в зрелищности, привлекающей зрителей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, кинозалы и т.д. Эти зрелища несут в себе могучий заряд, влияющий на эмоциональную жизнь болельщиков. Возникла и оформилась социальная спортивная психология. Социальная спортивная психология - отрасль спортивной психологии, изучающая социальную специфику психического отражения в спортивной деятельности.

Пятая специфика - в прикладности, в возможности реализации достигнутого уровня физического и психического развития во многих других сферах деятельности человека: военной, артистической, водительской, правоохранительной, деятельности в чрезвычайных ситуациях

Шестая специфика - в возрастающем год от года соединении с бизнесом: создание обширной промышленной сферы, производящей все для спорта, развитие спонсорских и рекламных отношений, ориентация стиля обуви, одежды, проведения досуга, отдыха на спортивный лад.

Спорт как вид деятельности органически включен в систему отношений и обусловлен в своем развитии социально-экономическими факторами. Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции:

• спорт как соревновательная деятельность;

• спорт как средство разностороннего развития человека, воспитания и подготовки к другим видам деятельности;

• оздоровительно-рекреативная функция спорта;

• спорт как зрелище;

• эстетическое свойство спорта;

• спорт как сфера широких социальных отношений;

• экономическое значение спорта.

Участие и активность человека в спортивной деятельности обусловлены необходимостью удовлетворять определенные потребности. Осознание и формирование потребностей, их понимание определяют цели этой деятельности. В структуре спортивной деятельности им принадлежит доминирующее положение. Конкретные факторы, обусловливающие необходимые действия, представляют собой мотивы спортивной деятельности. В комплексе потребности, цели и мотивы составляют мотивацию. Основным средством достижения спортивных целей являются спортивные упражнения, реализуемые с использованием определенной техники и тактики. В результате спортивной деятельности достигаются различные эффекты: биологический, педагогический, социологический, психологический. Интегративным выражением спортивной деятельности является спортивный результат. Потребности, цели, мотивы, средства, результаты составляют структуру спортивной деятельности.

Психологические особенности тренировочного процесса определяются конкретными видами подготовки спортсмена, такими как техническая, тактическая, физическая, теоретическая и др.

К общим психологическим особенностям тренировочной деятельности можно отнести следующие:

• обучение и воспитание, направленные на развитие личности

спортсмена;

• совершенствование психических процессов, состояний и свойств личности;

• адаптация к возрастающим физическим и психическим нагрузкам;

• систематическое повышение физического и психического

развития, преодолевая самого себя;

• психические напряжения, которые при определенных условиях

могут привести к психическому перенапряжению.

Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, является уровень психического напряжения.

Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является эмоционально-волевая регуляция.

Современные тренировки в спорте высших достижений используют такие физические нагрузки, что нередко спортсмен оказывается в состоянии повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение - положительный фактор, отражающий активацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность.

Выделяют три стадии психического напряжения: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройства сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

Нервозность. На этой стадии психическое перенапражение проявляется в виде капризности, неустойчивости настроения, внутренней (сдерживаемой) раздражительности, возникновением неприятных ощущений (мышечных, интероцептивных и др.)

Неустойчивость настроения проявляется в быстрой смене, неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему.

Внутренняя раздражительность чаще всего выражается в мимике и пантомимике, но не проявляется в поведенческих актах.

Неприятные (иногда болезненные, но быстро проходящие) ощущения в определенной мере являются оправданием спортсмена в случае, когда он отказывается выполнять какие-то задания или неудачно выступает на соревнованиях.

Признаки порочной стеничности: нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.

Нарастающая, несдерживаемая, часто неадекватная раздражительность выражается в том что спортсмен все более утрачивает самообладание, самокритичность, проявляет гнев, направляя его на тренера, на всех окружающих людей.

Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям работоспособности, к еще более, чем на первой стадии, выраженной неустойчивости настроения. Даже мелкие жизненные коллизии вызывают повышенную возбудимость и неадекватность реакции. Повышенная возбудимость может стабилизироваться.

Внутреннее беспокойство и напряженное ожидание неприятностей выражаются в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы, как сигнал возможного неуспеха то, что казалось раньше естественным, само собой разумеющимся.

Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат, возможность выигрыша, возможно появление страхов.

Депрессия — аффективное состояние, характеризующееся отрицательными эмоциями, снижением уровня мотивации, самооценки, волевых и познавательных процессов, общей пассивностью поведения.

Общий депрессивный фон настроения выражается в подавленности, угнетенности, заторможенности, ослаблении проявления привычных желаний, отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности.

Тревожность выражается в нарушении внутреннего психического комфорта, переживании беспокойства или даже страха в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

Неуверенность в своих силах является следствием возникновения мыслей о несоответствии своих возможностей поставленной цели, что в крайних случаях приводит к отказу от достижения цели и уходу из

спорта.

Высокая ранимость, сенситивность выражается в том, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство в отношениях, на изменение режима тренировочных занятий. В этом случае нужен дополнительный отдых, щадящий режим.

Знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, нередко только пройдя через него можно надеяться на улучшение спортивных результатов.

Спортивные соревнования - важнейшая и неотъемлемая часть спортивной деятельности.

Соревнования имеют ряд общих психологических особенностей. Основные из них следующие:

1. Спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием.

2. Целью выступления в соревновании является достижение победы либо лучшего результата. Это создает экстремальную ситуацию, в которой спортсмен должен проявить максимум своих возможностей, часто в сложных условиях и при дефиците времени.

3. Спортивные соревнования всегда социально значимы, так как их результаты получают широкую общественную известность и оценку, влияют на статус спортсмена в обществе, приносят ему славу, включаются в оценку жизненных достижений.

4. Результаты выступлений в соревнованиях всегда лично значимы для спортсмена.

5. Спортивные соревнования являются специфичным фактором, создающим экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс и результат деятельности спортсмена.

В современном спорте высоких достижений постоянно наращиваются объем и интенсивность вмешательства различных общественных, информационных государственных структур в течение тренировочного и соревновательных процессов, а следовательно, вносится дополнительная непредсказуемость и эмоциогенность в соревновательную ситуацию. Постсоревновательные психические состояния в значительной степени зависят от исхода соревнования.

 

1.2. Особенности мотивации спортсменов

Мотивация спортсмена играет одну из самых важных ролей в достижении результатов. Только это не означает, что чем мотивирование спортсмен, тем он результативнее. Не стоит также полагать, что для выполнения цели требуется максимальный уровень мотивации [52]. Мотивация - это внутреннее побуждение к достижению цели. Мотивация от стимула отличается именно тем, что побуждение происходит внутри. В то время как, стимул исходит извне и может являться побуждением для мотивации. Например, спортсмен мечтает о награде, и он представляет ее у себя в уме. Награда здесь является стимулом, а представление ее в уме - мотивацией. Без должной мотивации и стимуляции спортсмен не сможет грамотно выполнять указания тренера. Попросту, он не сможет тренироваться, чтобы стать мастером. Без мастерства, как известно, отличных результатов не добиться, поэтому мотивировать спортсмена требуется, но степень мотивации не должна превышать определенного значения.

Слишком высокая мотивация повышает степень тревожности и уровень страха спортсмена перед выступлением, поэтому можно, часто, услышать от тренера «успокойся, расслабься». Чрезмерное старание приводит к ухудшению результатов для некоторых спортсменов, но существуют ситуации, когда требуется максимальная мотивация спортсмена. Кроме того существует понятие «оптимальный уровень мотивации», который зависит не только от спортсмена, но и от вида спорта.

Максимальная мотивация требуется в видах спорта, где требуется большая выносливость, быстрота реакции. В тоже время, слишком высокая мотивация помешает в тех видах спорта, где потребуется четко координируемые движения [415].

Стимулом для мотивации спортсмена являются соревнования. Известно, что при соревнованиях спортсмен старается достичь максимального результата. Помимо соревнований хорошей мотивацией для спортсмена является похвала тренером достижений спортсмена. Например, спортсмен улучшил свой персональный рекорд, а тренер поблагодарил его за грамотное исполнение и великолепный результат. Средства мотивации не ограничиваются похвалой и соревнованиями, для каждого они строго индивидуальны, и только при грамотном подборе тренером спортсмен достигает требуемого успеха. Также стимул может превратиться в форму внутреннего побуждения при условии, если стимул является потребностью. Итого имеем, что стимул и мотив могут помочь человеку реализовать свои возможности [476].

Эффективной мотивацией может являться то, что более компетентный человек ставит цель перед исполнителем. Неэффективной мотивацией в этом случае будет являться просто фразы: «постарайся сделать все, что можно». Почему? Потому что компетентный человек ставит грамотную и четкую задачу, как кажется исполнителю. Такая цель более определенная, чем «все, что сможешь», поэтому и мотивация исполнителя становится эффективней, а цель более достигаемой. Но для каждого человека следует применять индивидуальные мотивационные подходы. Главным моментом в вышеприведенном примере эффективной мотивации является, то, что цель должна быть реально достижимой для конкретного исполнителя и соответствовать его желаниям.

Таким образом, когда достигается оптимальный уровень мотивации, тогда приходит успешность в результатах [298]. В основу психолого-педагогических воздействий, способствующих обеспечению развития профессионально важных качеств, личностных особенностей, должно быть положено воспитание у спортсменов постоянной мотивации, активной установки на произвольное самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие.

Психологические требования к высокому уровню функциональной подготовленности и специальной работоспособности, особенно в условиях соревновательной деятельности, непрерывно увеличиваются. Следовательно, все больше возрастает и значение контроля и коррекции индивидуальных особенностей спортсмена, его психологических возможностей, которые играют решающую роль в эффективности и успешности спортивной деятельности, а также оказывают значительное влияние на формирование и совершенствование профессионально важных качеств [122].

Главным действующим лицом в спорте является спортсмен и тренеру не безразлично, что же движет спортсменом в его спортивном совершенствовании, как активизировать этот «двигатель» - запускать его действие? Не зная особенностей потребностно-мотивационной сферы личности спортсмена, трудно готовить его к соревнованиям, формировать у него устойчивую, сильно действующую мотивацию. Тренер, вооруженный информацией об особенностях мотивации своего ученика, выступает как тонкий творец и истинный создатель спортивного результата [139].

Мотивация человека является составной частью его характера, она формируются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. В детском возрасте источниками мотивации могут быть особенности психики данной личности, личная потребность в успехе, признании, общении с друзьями, особенности и склонность двигательной задачи. Мотивация в спорте зависит как от внутренних причин (темперамент, черты характера), так и внешних (влияние родителей, педагогов, тренеров). Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие необходимых современных сооружений, использование и модернизация технических средств создают положительный фон формирования стойких интересов (мотиваций) к спортивным знаниям [198].

По признанию многих спортивных психологов, мотивационная сфера спортсмена - это стержень, ядро его личности, совокупность внутренних побудительных сил к действию [40]. В.Ф. Сопов считает, что для начала спортивной тренировки требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий спортсмена перешагнуть барьер комфорта и начать переживать все ощущения, возникающие при крайних степенях утомления и напряжения. Мерой выносливости к действию факторов нагрузки в этом случае будет сила мотивов, побуждающих спортсмена к деятельности, уровень его мотивационного состояния как величины побуждения к выполнению трудной нагрузки. Уровень мотивации к работе имеет двойственный характер. С одной стороны, долговременный (сила мотива, достижения цели), с другой - ситуативный. Отставленность конечных целей спортивной тренировки (Олимпийские игры, чемпионаты мира и т.п.) на значительный срок приводит зачастую к потере перспективы и снижению интереса к тренировке, без которой (спортсмен это хорошо понимает) достижение поставленных целей невозможно. Такое снижение мотивационного состояния (или рабочей мотивации), происходящее в очень короткие промежутки времени, выступает началом как внутренних конфликтов (не нравится план работы, место тренировки, сроки соревнования, вызывает сомнение методика тренировки), так и межличностных (тренер слишком придирчив, спарринг-партнеры слишком настойчивы, соперники бесцеремонны и т.п.), которые являются отражением изменившихся отношений спортсмена к основным факторам спортивной деятельности. Это выражается в изменении в первую очередь таких составляющих мотивации, как удовлетворенность деятельностью, уверенность в правильности методики тренировки, активность в деятельности, надежда на успех. Суммарное изменение названных составляющих, представляя собой, изменение отношений спортсмена (имеющих ту или иную эмоциональную окраску), есть изменение уровня мотивации, побуждения к деятельности (мотивационного состояния) [139].

У спортсменов мотивация - побуждение к действию, играет большую роль. Однако при этом необходимо учитывать, что для достижения цели в конкретном соревновании спортсмен должен мотивироваться самым сильным мотивом иерархии, который может реализоваться в данных условиях. Такой мотив активизируется и становится действенным. Особое значение придается изучению и формированию мотивов спортивной деятельности в сборных командах России на заключительном этапе подготовки к олимпийским играм, чемпионатам Европы и Мира [90]. В последнее время в нашей стране все больше возрастает роль рыночной экономики и рыночных отношений.

В связи с этим в обществе сложилась такая ситуация, когда материальные ценности стали занимать ведущее место в жизни многих людей. И это не могло не отразиться, как на деятельности спортсменов, так и на особенностях спортивной мотивации. Очень остро эта проблема стоит в спорте высших достижений.

Р.А. Пилоян отмечает, что материальная ориентация может выступать иногда как доминирующая в мотивации спортсмена. В различных видах спорта это происходит в разные возрастные периоды. Доминирование в мотивации спортсмена материальных потребностей следует рассматривать как сигнал неблагоприятный. Дело в том, что деятельность, мотивируемая лишь за счет материальных потребностей, не может быть устойчивой. Автор указывает на то, что материальным стимулированием следует пользоваться очень осмотрительно. Примеры, приведенные различными авторами, доказывают, что материальная ориентация спортсмена не оказывает положительного воздействия на исход поединка, победу в соревнованиях. При этом нельзя забывать, что профессиональный спортсмен, как и любой работающий человек должен получать заработную плату за свой труд. И все же духовные потребности являются самыми важными, самыми действенными в достижении наивысшего результата. Если спортсмен мотивирован на достижение высоких спортивных результатов и тренер знает особенности его мотивации, то перед ним открывается широкая перспектива повышения результатов своего ученика с помощью удовлетворения запросов и потребностей спортсмена [118].

Обращаясь к потребностям спортсмена в самоутверждении, самовыражении и исполнении общественного долга, можно повысить эффективность отдельных тренировочных занятий, конкретных заданий, реализуемых в них, настроить спортсмена на победу над более сильным соперником, переломить ход соревновательного поединка и т.п. Причем тренер должен в каждом конкретном случае знать, что наиболее актуально для данного спортсмена. Так, например, в мотивации более зрелых спортсменов начинают актуализироваться факторы социально-бытового характера. В работе Г.П. Фураева убедительно показано, как можно, учитывая усилившиеся социально-бытовые потребности спортсмена, не только продлить его спортивную деятельность, но и добиться повышения спортивных результатов [159].

От того, каков микроклимат в коллективе, где тренируется спортсмен, во многом зависит его мотивация. В одних случаях она может усиливаться, а в других ослабевать. Особенно сильно влияние обстановки, царящей в спортивном коллективе, испытывают те спортсмены, у которых велика потребность в благоприятном социально-личностном микроклимате. Эту особенность мотивации спортсменов нельзя не учитывать в работе с ними[146].

Мы рассматриваем специальную подготовку как основной раздел мастерства, как его главное оружие в борьбе с противником. Однако, как показали исследования Р.А. Пилояна, специальная подготовка конкретного спортсмена в значительной мере определяет и уровень его мотивации.

Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяется возможностями субъекта удовлетворять свои потребности в конкретном виде деятельности. И именно уровень специальных знаний и навыков определяет возможности спортсмена[106]. Как правило, процесс овладения технико-тактическим мастерством в борьбе сводится к обучению широкому кругу атакующих, защитных и контратакующих действий с последующим их совершенствованием на тренировках и соревнованиях. В то же время исследования показали, что в соревновательных поединках перед спортсменом, помимо необходимости атаковать, защищаться и контратаковать, возникает широкий круг других задач: провести разведку, удержать инициативу, преимущество, восстановить силы, продемонстрировать активность. Оказалось, что даже не все спортсмены, имеющие квалификацию мастера спорта, в достаточной мере владеют этим широким кругом действий. Но самое главное заключается в том, что была определена зависимость: чем шире круг успешно решаемых спортсменом в поединке задач, тем более ярко выражена и более устойчива у него мотивация достижения высокого результата. Из сказанного вытекает следующее. Если мы хотим, решая вопросы специальной подготовки спортсмена, одновременно усилить его мотивацию, то необходимо в первую очередь вооружить спортсмена способами решения всех возникающих в ходе поединка задач. Если в специальной подготовке спортсмена имеются пробелы, то это отрицательно отразится на его мотивации [107].

Потребности в овладении специальными знаниями и навыками иногда актуализируются в мотивации и более зрелого спортсмена. Чаще всего это происходит, когда резко повышается специальная подготовленность его основных конкурентов.

Тренеру очень важно не пропустить этот момент и вместе со спортсменом бизнес план авиа касс попытаться найти пути дальнейшего повышения эффективности технико-тактического мастерства, так как только в этом случае сохраняется высокая мотивация ученика, а, следовательно, и уверенность в собственных силах. Хорошее здоровье является важным условием формирования мотива любой деятельности. В спорте с его предельными физическими нагрузками и психическим напряжением вопрос этот приобретает особое значение. Но, тем не менее, в этом случае, когда побудительные основания («принципиальная» и материальная) направленность мотивации спортсмена устойчиво доминируют, он ради победы в соревнованиях может преодолеть болевые ощущения, вызванные травмой или нарушением функции отдельных органов. Если же говорить в целом о связи мотивации и здоровья, то, конечно же, зависимость здесь прямая. Чем лучше состояние здоровья спортсмена, тем выше его мотивация. В этой связи большую роль приобретают профилактические мероприятия, позволяющие предупредить возникновение отдельных заболеваний, и тем самым сохранить мотивацию спортсмена на высоком уровне [108].

В спортивной борьбе практически на всех её этапах информация о предстоящих противниках имеет большое мотивирующее значение. Это обстоятельство необходимо учитывать в тренерской практике. Тренеры должны знать, что для усиления мотивации спортсмена необходимо не только информировать его о предстоящих конкурентах, гораздо важнее вскрыть их недостатки, сильные стороны и целенаправленно, пользуясь методом моделирования, работать над использованием слабых сторон подготовки противника, стараясь преодолевать его положительные качества.

При таком понимании дела тренер не только повышает технико-тактические возможности своего ученика, но и воздействует на его мотивацию, что не менее важно [122].

Безусловно, соревнование оказывает сильнейшее воздействие на психическое, а через него и на физическое состояние спортсмена. И это не может не отразиться на его мотивации.

История спорта изобилует огромным числом примеров того, когда спортсмен на тренировках показывает высокие результаты, а на соревнованиях его словно подменяют. Очень часто явление обнаруживается, если спортсмена вывозят в другой город, страну. Сколько было создано ярлыков, инкриминирующих психическую неустойчивость, неуправляемость, а порой и трусость. Сколько спортсменов из-за них так и не раскрыли своих возможностей. Проблема эта серьезная и требует своего специального решения.

Однако это будет сделать очень трудно, если не видеть здесь прямую связь с проблемой мотивов. Вместо того, чтобы вешать ярлыки, необходимо разобраться, почему тот или иной спортсмен подвержен отрицательному влиянию соревнований, а разобраться можно, лишь проникнув в мотивационную сферу его личности. Во всяком случае можно суверенностью утверждать, что причины обсуждаемого явления кроются в неправильно организованном процессе подготовки. Там, где тренировка проводится без учета особенностей психики спортсмена, без знания мотивации, можно наблюдать срывы, которые обычно относят к области психики. Практика спортивной борьбы знает целый ряд примеров, когда благодаря строго индивидуальному построению учебно-тренировочного и соревновательного процессов удавалось преодолеть отрицательное влияние соревновательных условий.

В работе со спортсменами, подверженными отрицательному влиянию соревновательных условий, необходимо очень тщательно продумывать календарь их выступлений в соревнованиях. В этих случаях необходимо, как никогда, соблюдать принцип постепенности. Чаще успех приносит целенаправленное, постепенное подведение спортсмена к главному соревнованию. Через серию промежуточных, постепенно усложняющихся — такой подход гарантирует формирование устойчивой мотивации. Такой подход особенно необходим в единоборствах [198]. Необходимо подчеркнуть, что изменения в психическом состоянии спортсмена имеют конкретную «материальную» основу. Неуверенность, страх, безволие — это порождение просчетов, допущенных в подготовке спортсмена. В результате ошибок в методике подготовки у спортсменов формируется неадекватная мотивация и вследствие этого нарушается его эмоциональная устойчивость. Нельзя не сказать о факторе, отрицательно влияющем на мотивацию спортсменов.

Авторы имеют ввиду различные прикидки и отборочные поединки накануне чемпионатов мира и Олимпийских игр. Так в истории греко-римской борьбы был печальный опыт при подготовке к Олимпийским играм в Токио. Тогда весь сбор был насыщен отборочными поединками. В каждой весовой категории по круговой системе в несколько этапов выявляли лучших борцов. Эта ошибка привела к тому, что одна из сильнейших за все годы советская команда получила всего лишь одну золотую медаль. Беседы с некоторыми участниками того сбора, показали, что они были мотивированы не на олимпийский результат, а лишь на завоевание права поехать на игры. Чтобы не возникали подобные проблемы, еще в начале календарного года должны быть оговорены условия попадания на чемпионат мира и Олимпийские игры. Для этого необходимо строго договориться, какое соревнование или серия их будет отборочными. Причем их должен отделять от главного состязания временной отрезок не менее и не более полутора-двух с половиной месяцев [207].

Тем более недопустимо оставлять решение вопроса отбора на конец заключительного сбора. Подобное решение будет действовать разрушительно на мотивацию спортсменов. Учебно-тренировочный процесс, построенный с учетом индивидуальных особенностей атлета, позволяет сформировать мотивацию достижения высших результатов (как неотъемлемый компонент его готовности) и это, в свою очередь, приводит к выработке у спортсмена целеустремленности и уверенности в победе [208].

 

1.3. Эмоционально-волевой компонент развития личности спортсменов

Эмоционально-волевой компонент включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.

Линии исследования воли и эмоций сформировались и существуют как относительно независимые. Однако в ряде работ они рассматриваются в единстве и используется термин эмоционально-волевая сфера личности. Данный термин применяется в основном в прикладных и экспериментальных исследованиях при описании регуляции конкретных видов деятельности в конкретных условиях. Вполне понятно, что регуляция действует как целостный механизм, что различные сферы личности связаны между собой. В связи с этим сохраняет актуальность вопрос о рассмотрении взаимодействия, взаимообусловленности эмоциональной и волевой регуляции, единства эмоциональной и волевой сфер личности. К рассмотрению этого вопроса можно подойти с различных сторон: со стороны участия эмоций в волевых процессах и участия волевых процессов в эмоциональной регуляции.

Е.П. Ильин похожим образом соотносит эмоциональную и волевую регуляцию, считая, что волевая регуляция вступает в силу тогда, когда эмоции дезорганизуют деятельность. Если эмоции стимулируют деятельность, то проявления волевых качеств не требуется. Сами волевые качества рассматриваются как компенсаторы определенных «отрицательных» эмоциональных состояний. Например, компенсатор отрицательного действия страха - смелость, фрустрации - настойчивость, тревожности, неуверенности - решительность, чувства монотонии, усталости - терпеливость.

Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выраженность предстартового волнения спортсменов, являются:

1) значимость соревнований; эта значимость всегда личностна и не всегда совпадает с рангом соревнования, например первенство института может быть для спортсмена более значимо, чем участие в соревнованиях городского или областного масштаба, в которых у спортсмена нет никаких шансов на победу;

2) наличие сильных конкурентов;

3) условия соревнования (торжественность открытия, затяжка старта из-за погодных условий);

4) поведение окружающих спортсмена людей, особенно тренера, мешающего сосредоточению спортсмена своими «накачками»;

5) индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы и темперамента: эмоциональное напряжение легче возникает у спортсменов со слабой нервной системой, эмоционально возбудимых, имеющих высокий нейротизм);

6) характер и особенности взаимоотношений в коллективе, то есть психологический климат;

7) присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, любимых, тренеров сборных команд);

8) степень овладения способами саморегуляции.

Спортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных трудностей. Выделяют две группы трудностей: объективные и субъективные.

Объективные трудности - те, которые обусловлены специфическими для данного вида спортивной деятельности препятствиями. Это большие тренировочные нагрузки, погодные условия деятельности (ветер, дождь, снег, освещенность), техническая сложность разучиваемых упражнений, поломка спортивного инвентаря, присутствие прессы и телевидения, негативная реакция зрителей, незнакомое место соревнований и невозможность провести полноценную разминку и т.д.

Субъективные трудности выражают личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спортивной деятельности (возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, например страха, неуверенности; снижение мотивации к деятельности или, наоборот, ее возрастание вследствие неотступности мыслей о первом месте, о побитии рекорда, о выполнении определенного норматива).

Преодоление этих трудностей зависит от развития волевой сферы спортсмена, или, как говорят, от силы воли. Она проявляется в различных волевых качествах: настойчивости, упорстве, терпеливости, смелости, решительности, выдержке и других. Обладать всеми этими качествами в одинаковой степени спортсмены не могут. У одного лучше выражено одно волевое качество, у другого - другое.

Одним из общих компонентов воли является моральный, который формируется в процессе воспитания человека. Чувство долга, ответственности за порученное дело, самопожертвование - вот те качества, которые характеризуют нравственно сформированную личность. Формирование морального компонента воли помогает проявлять волевое усилие в любой ситуации независимо от ее специфики. Только нравственно сформированный человек способен к подвигу, к проявлению мужества и героизма в экстремальных ситуациях. Моральный компонент воли не только стимулирует проявление в различных ситуациях волевого усилия, направленного на преодоление той или иной трудности, но и определяет, ради чего проявляется воля. Воля может быть инструментом в эгоистичных устремлениях человека.

Настойчивость - это сознательное стремление личности к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Конечно, целеустремленность может быть связана и с увлеченностью своим делом, вследствие чего она может поддерживаться не только силой воли человека, но и его интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельности. Однако практика показывает, что всегда на каком-то этапе достижения отдаленной цели возникают трудности, прежде всего субъективного порядка (утомление, пресыщение, разочарование при неудаче и т.п.), которые преодолеваются в основном волевым усилием.

Смелость - это способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности.

Под решительностью понимают способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни.

Решительность и смелость - это два самостоятельных волевых качества. Решительность, проявляемая вне опасной ситуации, не требует проявления смелости (например, при выполнении баскетболистами штрафных бросков и т.п. действий). Корреляции между волевыми качествами смелости и решительности обнаруживаются только в опасной ситуации (чем ниже уровень смелости, тем меньше решительность).

Повышению решительности способствует возникающая у спортсменов по мере овладения упражнениями уверенность в своих силах.

Терпеливость - это способность человека долго переносить неблагоприятные состояния (в спортивной деятельности это главным образом способность долго работать на фоне усталости, не снижая интенсивности и качества работы).

Упорство - это стремление к достижению цели «здесь и сейчас», на данном тренировочном занятии. Например, у спортсмена не получается какое-то движение, упражнение, и он повторяет его еще и еще, несмотря на неудачные попытки. Проявление этого волевого качества зависит от ряда факторов (типологических особенностей свойств нервной системы, о чем говорилось выше), мотивации (особенно соревновательного характера).

Иногда упорство перерастает в упрямство, если спортсмен не воспринимает разумные на первый взгляд доводы других людей. [7]

 

1.4. Особенности эмоционально-волевого и личностного развития старших школьников

Биологически юношеский возраст (15-18 лет) является периодом завершения физического созревания. Дальнейшее физическое развитие протекает в рамках, характерных для взрослых людей.

Развитие интеллекта в юности связано с развитием творческих способностей. Это не просто усвоение разнообразной и сложной информации, а проявление интеллектуальной инициативы.

Наблюдение становится более целенаправленным и систематизированным. В развитии памяти преобладает отвлеченное словесно-логическое запоминание, используются различные мнемические приемы для улучшения запоминания. Внимание становится полностью управляемым. Старшие школьники могут без особого напряжения длительное время сосредоточивать внимание, у них совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Но наиболее существенные изменения происходят в мыслительной деятельности, в характере умственной работы. Учащиеся старших классов в состоянии самостоятельно разобраться в новом учебном материале, написать реферат, объяснить явление, аргументировать, доказать истинность или ложность положений, критически мыслить. Требовательность к убедительной аргументации, обоснованности и доказанности, потребность иметь собственную точку зрения необходимо учитывать в работе педагогам и тренерам.

У старшего школьника формируется целостное представление о самом себе - образ Я. Это сложное психологическое явление предполагает особое отношение личности к себе и включает три взаимосвязанных элемента: познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение; поведенческий - практическое отношение к себе. Важной психологической особенностью личности старшеклассников является остро переживаемая ими потребность в любви и дружбе. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. Любовь не только индивидуальное чувство, но и специфическая форма человеческих взаимоотношений. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола в юношеском возрасте выражает потребность в любви, и прежде всего в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости. Любовь может стимулировать на интенсивную работу в физической культуре, а может и дезорганизовать его деятельность. Знание личных переживаний своих воспитанников и психологическая помощь - необходимый и важный аспект многогранной деятельности Педагога.

Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

• многообразием переживаемых чувств;

• большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;

• способностью к сопереживанию, т.е. способностью откликаться на чувства других, близких им людей;

• проявлением чувства любви; юношеская любовь, как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности и мечтательности, лиричности и искренности. Юношеская любовь - здоровое чувство, и педагоги должны относиться к ней с уважением, а не пытаться «пресечь зло». В большинстве случаев наблюдается стремление преодолеть недостатки, выработать положительные качества личности, развиваться физически, чтобы привлечь внимание объекта своего чувства; любовь воспитывает благородные чувства и стремления;

• развитием эстетических чувств, способностью замечать

прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая

восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам.

Это, в свою очередь, помогает старшеклассникам освободиться от

вульгарных привычек, мало привлекательных манер, способствует

чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.

В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся товарищи, более старшие по возрасту, — юноши и взрослые мужчины. В компаниях с ними подросток принимает участие в делах, требующих проявления воли.

Весьма распространенным среди современных подростков способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большой физической нагрузкой и риском, такие, где требуются незаурядная сила и мужество. Волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности, в частности на профессиональную работу, определяя вместе с мотивацией достижения успехов ее практические результаты.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике сменяют друг друга и совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хоро-шему завидует тем, кто обладает этими качествами (10—11 лет). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11—12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12—13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет.

Стремление к выработке у себя полезных качеств личности, характерных для взрослых людей одного с ними пола, свойственно не только мальчикам-подросткам, но и девочкам-подросткам. Однако в отличие от мальчиков выработка специфических качеств личности, аналогичных волевым, у девочек идет по иному пути. Для них такими видами деятельности, в которых склады-ваются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, различные виды занятий искусством, домоводство, а также спорт.

Описанные полоролевые различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.

В этом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии, в частности растет самоуважение и повышается оценка себя как личности.

Каждый школьный период характеризуется особенностями проявления эмоций и чувств, поэтому для нахождения адекватных путей педагогического воздействия тренера на спортсмена необходимо учитывать эти особенности.

 

1.5. Выводы по 1 главе

1. В главе 1.1. рассмотрены психологические особенности спортивной и тренировочной деятельности. Изучение соответствующей литературы по данному вопросу показало, что в спорт кроме самих спортсменов вовлечены тренеры, спортивные руководители, врачи, психологи, массажисты, менеджеры, судьи, журналисты. Поэтому подготовка выдающегося спортсмена требует больших финансовых затрат и использования последних научных достижений в области теории и методики спортивной тренировки, физиологии, медицины, психологии, фармакологии, менеджмента. Однако центральной фигурой остается спортсмен.

2. Из анализа литературных источников, посвященных проблеме мотивации спортсменов, следует, что особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Блок мотивации образуют потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Мотивация - это ключевая переменная овладения спортивными навыками, умением их демонстрации.

3. Эмоции и воля играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности спортсмена.

4. В главе 1.4. нами рассмотрена психологическая характеристика личности спортсменов в юношеском возрасте. По результатам изучения психологической литературы мы сделали следующий вывод: в юности процесс формирования личности спортсмена еще не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что юниор как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу и спортивную карьеру.


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 37047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.