КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изучение эмоционально - волевой и мотивационной сфер у старших школьников, занимающихся спортом
После проведения исследования в эксперементальной группе у старших школьников, занимающихся спортом, нами были получены следующие результаты (см. приложение). Результаты диагностики личности на мотивацию к успеху у старших школьников, занимающихся спортом, представлены в табл. 1. Таблица 1
Показатели уровня мотивации успеха у старших школьников, занимающихся спортом
Примечание: СБ - средний балл Выявлено, что у 36% респондентов имеется умеренно высокий уровень мотивации, то есть человек отличается сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости он сможет стать хорошим специалистом своего дела. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов, самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху; 56% респондентов имеют слишком высокий уровень мотивации к успеху, при такой мотивации человек стремится к достижению чего-то конструктивного, положительного. В основе активности его личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Мотивированный на успех, человек стремится к нему и, как правило, много работает для достижения успеха; 8% респондентов имеют средний уровень мотивации на успех, что является нормой.
Результаты диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач у старших школьников занимающихся спортом, представлены в табл. 2. Таблица 2
Показатели уровня мотивации избегания неудач старших школьников, занимающихся спортом
Примечание: СБ - средний балл
По полученным результата видно, что у 20% респондентов низкий уровень мотивации к избеганию неудач, т.е., они адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются; у 24% респондентов высокий уровень мотивации, т.е., спортсмены, имеющие выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку; у 56% респондентов средний уровень мотивации к избеганию неудач.
Результаты диагностики уровня развития волевой саморегуляции у старших школьников, занимающихся спортом, представлены в табл. 3.
Таблица 3 Показатель уровня развития волевой саморегуляции у старших школьников, занимающихся спортом
Примечание: СБ - средний балл
Таким образом, получены следующие результаты. По шкале «Общая саморегуляция» показатель получен высокий 17,4. Это говорит о том, что у 100% школьников занимающихся спортом высокий уровень саморегуляции поведения. Это характерно для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, развитое чувство собственного долга. По шкале «Настойчивость» получен высокий показатель 12,56. Это говорит о том, что у 100% школьников занимающихся спортом высокий уровень настойчивости. Такие люди имеют стремление к завершению начатого дела. Они деятельные, работоспособные и активно стремящиеся к выполнению намеченного, главная их цель - начатое дело. По шкале «Самообладание» также получен высокий показатель 8,2. Это говорит о том, что у 92% спортсменов высокий уровень контроля эмоциональных реакций и состояний. Это люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового. У 8% спортсменов низкий уровень контроля, им свойственна спонтанность и импульсивность.
Результаты диагностики уровня эмоциональности у старших школьников, занимающихся спортом, представлены в табл. 4.
Таблица 4. Показатель уровня эмоциональности у старших школьников, занимающихся спортом
Примечание: СБ - средний балл
Из таблицы 4 видно, что по шкале «психомоторная эмоциональность» получен низкий показатель 19,4. Это говорит о том, что 60% респондентов имеют низкие значения эмоциональности. Таким людям характерна низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы. Также получен высокий показатель эмоциональности, который равен 38 баллам, что соответствует 4% респондентов. Таким людям характерно сильное эмоциональное переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы. У 36% респондентов имеются средние значения по шкале психомоторной эмоциональности. По шкале «интеллектуальная эмоциональность» получены низкие значения, которые равны 23 баллам, что соответствует 24% респондентов. Это характерно для людей с низким уровнем интеллектуальных возможностей, нежеланием умственного напряжения, низкой вовлеченностью в процесс, связанной с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов. Также получены высокие значения, которые равны 39 баллам, что соответствует 16% респондентов. Это характерно для людей с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, высоким уровнем способности к обучению, постоянным стремлением к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкостью умственного побуждения. И 64% спортсменов имеют средние значения по шкале интеллектуальной эмоциональности. По шкале «коммуникативная эмоциональность» получен низкий показатель, его значение равно 21,8, что соответствует 40% респондентов. Это характерно тем людям, у которых низкая чувствительность к, неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми. Также получен и высокий показатель, равный 38,6, что соответствует 12% респондентов. Таким людям характерна ранимость в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения. И у 48% респондентов имеются средние значения по шкале коммуникативная эмоциональность.
Результаты диагностики развития индивидуальной саморегуляции у старших школьников, занимающихся спортивной деятельностью, представлены в табл. 5. Таблица 5. Показатель уровня развития саморегуляции у старших школьников, занимающихся спортом
Примечание: СБ - средний балл
Таким образом, получились следующие значения. Шкала «Планирование» имеет следующие показатели: у 52% респондентов высокий показатель, что соответствует 13 баллам, он указывает на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно; у 20% респондентов низкий показатель, что соответствует 2,4 баллам, он указывает на то, что потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. Такие люди предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно; у 28 % респондентов имеется средний показатель. Шкала «Моделирование» имеет следующие показатели: у 20% респондентов имеется высокий показатель, что соответствует 7 баллам, это говорит о том, что они способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям; у 20% респондентов имеется низкий показатель, что соответствует 2,4 баллам, это говорит о том, что у них слабая сформированность процессов моделирования, приводящая к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких людей часто возникают трудности в определении цели и программы действий, что также часто приводит к неудачам; у 60% респондентов имеется средний показатель. Шкала «Программирование» имеет следующие показатели: у 40% респондентов имеется низкий показатель, что соответствует 3,6 баллам, это говорит о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок; у 12% респондентов высокий показатель, что соответствует 8,3 баллам, это говорит о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех; у 48% респондентов имеется средний показатель. Шкала «Оценивание результатов» имеет следующие показатели: У 28% респондентов имеется высокий показатель, что соответствует 7,1 баллам, это говорит о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий; У 20% респондентов имеется низкий показатель, что соответствует 2 баллам, это говорит о том, что испытуемые не замечают своих ошибок, некритичны к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей; У 52% респондентов имеется средний показатель. Шкала «Гибкость» имеет следующие показатели: у 24% респондентов имеется высокий показатель, что соответствует 8 баллам, это говорит о том, что они демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие люди легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий; у 16% респондентов имеется низкий показатель, что соответствует 3,5 баллам, это говорит о том, что они в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности; 60% респондентов имеют средний показатель. Шкала «Самостоятельность» имеет следующие показатели: у 32% респондентов имеется высокий показатель, что соответствует 7 баллам, это говорит об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности; у 12% респондентов низкий показатель, что соответствует 2 баллам, это говорит о том, что они могут быть зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам; у 56% респондентов имеется средний показатель. Таким образом,для старших школьников, занимающихся спортом характерны: - умеренно высокий уровень мотивации к успеху; - средний уровнь мотивации к защите; - адекватная оценка своих способностей, мобилизация при неудачах; - как высокий показатель общей саморегуляции, настойчивости и самообладания; - как низкий показатель психомоторной эмоциональности; - как средние показатели планирования, моделирования, программирования, гибкости, самостоятельности и оценивания результатов.
2.3. Изучение эмоционально - волевой и мотивационной сфер у старших школьников, не занимающихся спортом.
После проведения исследования в контрольной группе у старших школьников не занимающихся спортом нами были получены следующие результаты (см. приложение). Результаты диагностики личности на мотивацию к успеху у старших школьников не занимающихся спортом, представлены в таблице 6. Таблица 6
Показатели уровня мотивации успеха у старших школьников, не занимающихся спортом
Примечание: СБ - средний балл
Выявлено, что у 16% испытуемых имеют низкую мотивацию к успеху; 28% испытуемых имеют умеренно высокий уровень мотивации, они отличаются сильным стремлением к успеху. При такой мотивации человек стремится к достижению чего-то конструктивного, положительного; 16% испытуемых имеют слишком высокий уровень мотивации, это люди с сильно выраженным стремлением к достижению успеха; 40% испытуемых имеют средний уровень мотивации к успеху.
Результаты диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач у старших школьников не занимающихся спортом, представлены в табл. 7. Таблица 7
Показатели уровня мотивации избегания неудач старших школьников, не занимающихся спортом
Примечание: СБ - средний балл
По полученным результатам видно, что у 8% испытуемых низкий уровень мотивации избегания неудач, т.е., они адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются; у 16% испытуемых высокий уровень мотивации, это говорит о том, что у них выраженный мотив избегания неудачи, они склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, таким образом, снижают свою самооценку; у 76% испытуемых имеется средний уровень мотивации избегания неудач.
Результаты диагностики уровня развития волевой саморегуляции у старших школьников, не занимающихся спортом, представлены в табл. 8.
Таблица 8 Показатель уровня развития волевой саморегуляции у старших школьников, не занимающихся спортом
Примечание: СБ - средний балл По шкале «Общая саморегуляция» получены следующие значения: 64% испытуемых имеют высокий уровень, это характерно для эмоционально зрелых, активных, независимых и самостоятельных людей. Они отличаются спокойностью, уверенностью в себе, у них развито чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, способны контролировать свои поступки; 36% испытуемых имеют низкий уровень, это характерно для чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе людей. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. По шкале «Настойчивость» получены следующие значения: 40% испытуемых имеют низкий уровень, это свидетельствует о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, что может приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения; 60% испытуемых имеют высокий уровень, это характерно для деятельностных, работоспособных людей, активно стремящихся к выполнению намеченного. Главная их ценность – начатое дело. По шкале «Самообладание» получены следующие значения: 60% испытуемых имеют высокий уровень, это характерно людям эмоционально устойчивым, хорошо владеющим собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. 40% испытуемых имеют низкий уровень, их характерна спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, ограждающих человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Результаты диагностики уровня эмоциональности у старших школьников, не занимающихся спортивной деятельностью, представлены в табл. 9.
Таблица 9. Среднегрупповой показатель диагностики уровня эмоциональности у старших школьников, не занимающихся спортивной деятельностью
до 25 - низкие значения от 26 до 34 -средние от 35 и более - высокие
Как мы видим из таб. 9 все показатели имеют разные средние значения. По шкале «психомоторная эмоциональность» получены следующие значения: 60% не спортсменов имеют низкие значения, им характерна низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным моторным действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении физической работы, отсутствие беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения физической работы; 4% не спортсменов имеют высокие значения, им характерно сильное эмоциональное переживание по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощущение неполноценности продукта физической работы; 36% не спортсменов имеют средние значения по шкале психомоторной эмоциональности. По шкале «интеллектуальная эмоциональность» получен средний показатель 28,24. Это говорит о том, что: 36% не спортсменов имеют низкие значения эмоциональности. Это характерно для людей с низким уровнем интеллектуальных возможностей, нежеланием умственного напряжения, низкой вовлеченностью в процесс, связанной с умственной деятельностью, узкий круг интеллектуальных интересов; 12% не спортсменов имеют высокие значения. Это характерно для людей с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, высоким уровнем способности к обучению, постоянным стремлением к деятельности, связанной с умственным напряжением, легкостью умственного побуждения; 52% не спортсменов имеют средние значения по шкале интеллектуальной эмоциональности. По шкале «коммуникативная эмоциональность» также получен низкий показатель, его значение равно 23,68. Это говорит о том, что: 60% не спортсменов имеют низкие значения эмоциональности. Это характерно тем людям, у которых низкая чувствительность к неудачам в общении, ощущение радости и уверенности в себе в процессе взаимодействия с другими людьми; 4% не спортсменов имеют высокие значения эмоциональности. Таким людям характерна ранимость в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения; 36% не спортсменов имеют средние значения по шкале коммуникативная эмоциональность.
Результаты диагностики развития индивидуальной саморегуляции у старших школьников, не занимающихся спортивной деятельностью, представлены в табл. 10. Таблица 10. Среднегрупповой показатель диагностики развития саморегуляции у старших школьников, не занимающихся спортивной деятельностью
Как видно из таблицы 10, все показатели имеют средние значения. Шкала «Планирование» имеет показатель равный 5,8 баллам. Эти показатели указывают на то, что: у 40% не спортсменов высокий показатель, он указывает на сформированность потребности в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно; у 12% не спортсменов низкий показатель, он указывает на то, что потребность в планировании развита слабо, цели подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование малореалистично. у 48 % не спортсменов имеется средний показатель. Шкала «Моделирование» имеет следующие показатели: у 28% не спортсменов имеется высокий показатель, это говорит о том, что они способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям; у 36% не спортсменов имеется низкий показатель, это говорит о том, что у них слабая сформированность процессов моделирования, приводящая к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких людей часто возникают трудности в определении цели и программы действий, что также часто приводит к неудачам; у 36% спортсменов имеется средний показатель. Шкала «Программирование» имеет следующие показатели: у 24% не спортсменов имеется низкий показатель, это говорит о неумении и нежелании человека продумывать последовательность своих действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуют путем проб и ошибок; у 12% не спортсменов высокий показатель, это говорит о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех; у 64% не спортсменов имеется средний показатель. Шкала «Оценивание результатов» имеет следующие показатели: у 20% не спортсменов имеется высокий показатель, это говорит о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки результатов. Человек адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий; у 36% не спортсменов имеется низкий показатель, это говорит о том, что испытуемые не замечают своих ошибок, некритичны к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей; у 44% не спортсменов имеется средний показатель. Шкала «Гибкость» имеет следующие показатели: у 12% не спортсменов имеется высокий показатель, это говорит о том, что они демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие люди легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий; у 16% не спортсменов имеется низкий показатель, это говорит о том, что они в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разработать программу действий, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности; у 72% не спортсменов имеют средний показатель. Шкала «Самостоятельность» имеет следующие показатели: у 52% не спортсменов имеется высокий показатель, это говорит об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности; у 16% не спортсменов низкий показатель, это говорит о том, что они могут быть зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие люди часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у них неизбежно возникают регуляторные сбои; у 32% не спортсменов имеется средний показатель. Таким образом,для старших школьников, не занимающихся спортивной деятельностью характерны: -средний уровень мотивации к успеху; - средний уровень мотивации к избеганию неудач; - высокие уровни общей саморегуляции, настойчивости и самообладания; - низкие показатели психомоторной и коммуникативной эмоциональности, и средние показатели интеллектуальной эмоциональности.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |