Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты диагностики межличностных отношений и мотивации учебной деятельности младших школьников




Методика 3: сочинение «Что мне нравится в школе».

Методика 2: Тест оценки уровня учебной мотивации Н. Лускановой

Обоснование метода исследования:

Цель: Определение уровня школьной мотивации.

Стимульный материал: бланки с вопросами (см. приложение 2).

Содержание методики: Выберать один из трёх предъявляемых ответов (наиболее подходящий) на поставленный вопрос, отметить его галочкой.

Критерии оценки методического исследования: ключ (см. приложении 3).

Обоснование метода исследования:

Цель: Методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Стимульный материал: ручки, листочки.

Содержание методики: инструкция: «Дети, напишите, что вам больше всего нравится в школе. Писать можно все, что хотите, оценки за него ставиться не будут».

Критерии оценки методического исследования: интерпретация (см. приложение 4).

 

На первом этапе исследования был изучен социометрический статус младших школьников. По результатам исследования, и во втором, и в третьем классе выделяются «звездочки» и «изгои». «Звездочки» получают большое количество выборов, в то время, как «изгои» не получили не одного выбора.

Результаты отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Результаты по методике "Социометрия"

 

  3 класс (%) 2 класс (%)
Звёзды    
Предпочитаемые    
Принимаемые    
Изгои    

 

По таблице 1, в третьем классе количество "звёзд" составило 19%, во втором классе - 16%, «звезды»- это в два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым; «предпочитаемые» в третьем классе- 30%, во втором классе- 30%, «предпочитаемые» - это в полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым; «принимаемые» в третьем классе- 44%, во втором классе- 46%; «изгои» в третьем классе- 7%, во втором классе- 8 %, «изгои»- это равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым.

Для наглядности изобразим полученные результаты графически.

Рис. 1. Сравнительная гистограмма результатов по методике "Социометрия"

 

Рисунок наглядно показывает, что между школьниками нет значительного различия в выборах.

Рассмотрим специфику выбора младшими школьниками соседа по парте.

Во-первых, следует отметить, что мальчики выбирают мальчиков, девочки – девочек. Немаловажно и то, что причина выбора соседа по парте отличается у школьников второго и третьего классов. В частности, учащиеся второго класса выбирали в первую очередь тех, кто хорошо учится. Ученики третьего класса в индивидуальной беседе причину своего выбора объясняли тем, что «мы друзья», «мы живем в одном доме». Кроме того, учащиеся третьего класса отдают предпочтение самостоятельным, инициативным, уверенным в себе одноклассникам.

Необходимо обратить внимание на то, что «успешные» дети хотят сидеть за одной партой с «успешным» одноклассником и очень редко выбирают менее успешных. Следовательно, учащиеся предпочитают общаться на основе взаимных симпатий. В то же время, «слабые» школьники отдают предпочтение «отличникам» и «хорошистам». На наш взгляд, это говорит о том, что дети не приучены оказывать помощь более слабым одноклассникам.

В ходе социометрического эксперимента мы пришли к выводу о том, что в третьем классе межличностные отношения более сформированы, чем во втором. Об этом говорит большее количество взаимных выборов (cм. Приложение 5).

Наблюдая за младшими школьниками, мы обратили внимание на то, что во втором классе дети, прежде всего, стремятся занять позицию лучшего ученика. Для учащихся третьего класса более привлекательной является позиция лучшего спортсмена, «первой красавицы». И в третьем классе, и во втором, «звездочки» определяют ценности и нормы коллектива: все остальные дети стремятся подражать лидерам. Именно поэтому, «слабые» ученики выбирают более успешных одноклассников.

Межличностные отношения младших школьников, как отмечалось выше, оказывают влияние на мотивацию учебной деятельности. Так, учащиеся, получившие большее количество выборов, отличаются высоким уровнем учебной мотивации или положительным отношением к школе.

Рассмотрим по методике «Тест оценки уровня учебной мотивации Н. Лускановой» подробнее уровень мотивации учебной деятельности учащихся второго и третьего класса.

Согласно анкете, можно выделить 5 уровней учебной мотивации детей: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Результаты анкетирования младших школьников представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

 

Результаты изучения школьной мотивации

 

  3 класс(%) 2 класс(%)
высокий    
выше среднего 3,5  
средний    
ниже среднего    
низкий (школьная дезадаптация) 3,5  

 

Как видно из таблицы 2, учащиеся второго класса отличаются более высоким уровнем учебной мотивации.

Высокий уровень учебной активности имеют 4 % учеников. Они отличаются развитым познавательным мотивом и выполняют все требования, предъявляемые школой. Это добросовестные и ответственные дети. Однако определяющим мотивом для них является оценка, поэтому очень сильно переживают, если получают низкие отметки. В школьном сочинении отмечают, что им нравится учиться, получать хорошие оценки, а также нравится учительница.

В нашем исследовании ученица с высоким уровнем учебной мотивации является также «звездочкой» по результатам социометрического опроса.

Учебная мотивация выше среднего уровня характерна для 21%. Эти учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. В своих сочинениях они отметили учебные ситуации (нравится читать, писать, считать) (см. приложение 8).

Положительное отношение к школе, соответствующее среднему уровню школьной мотивации, характерно для половины класса - 50 %. Однако таких учащихся школа привлекает внеучебной деятельностью. Они благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей не развиты. Так, в сочинении «Что мне нравится в школе» дети отмечают, что им больше всего нравится в школе ходить на кружки, петь, рисовать, играть, общаться с одноклассниками на переменах.

Как правило, дети с высоким и средним уровнем учебной мотивации отмечают, что у них много друзей в школе и им нравятся одноклассники.

У некоторых второклассников (25%) мотивация ниже среднего. Они неохотно посещают школу, радуются, когда отменяют по каким-либо причинам занятия. Как правило, испытывают затруднения в учебной деятельности. Наблюдая за такими детьми, мы заметили, что на уроках зачастую занимаются посторонними делами, отвлекаются, но в тоже время на переменах с одноклассниками общаются не активно. В сочинениях они указали, что в школе им больше всего нравятся перемены. Выше мы отмечали, что такие дети получили меньшее количество выборов, особенно взаимных.

Многие учащиеся второго класса любят общаться с учителем, проявляют к нему большой интерес. Авторитет учителя для детей гораздо выше, чем мнение сверстников.

Таким образом, большинство учащихся второго класса с удовольствием ходят в школу, однако школа для них интересна внеучебной деятельностью, а познавательный мотив выражен слабо. Кроме того, мотивы долга и ответственности у многих школьников отсутствуют.

Уровень учебной мотивации учащихся третьего класса по результатам нашего эксперимента отличается от учебной мотивации второклассников. В частности, высокий уровень учебной активности не проявил ни один ученик третьего класса.

Уровень учебной мотивации выше среднего наблюдается только у одного третьеклассника (3,5%). Этот мальчик является «звездочкой» и по результатам социометрического эксперимента «Выбор соседа по парте», и по успеваемости. Он успешно справляется с учебной деятельностью и общается с одноклассниками.

У 48% третьеклассников средний уровень школьной мотивации. Эти дети положительно относятся к школе, с радостью идут в класс, однако в школе им интересна, прежде всего, внеучебная деятельность. В сочинениях ребята пишут, что самое интересное в школе – общение с друзьями: «Нравится школа, потому что она хорошая. Там можно видеться с друзьями», «В школе интереснее, чем дома» (См. приложение 10).

Такие дети с удовольствием посещают школьные кружки, внеклассные мероприятия (поездки в театр, музей). Многие учащиеся написали, что любят ходить школьную библиотеку. Однако следует отметить, что библиотека в данной школе оборудована современной техникой, имеется читальный зал и небольшой живой угол. Поэтому библиотеку дети ассоциируют не с чтением книг, а как самое красивое и интересное место в школе.

Однако дети данного уровня учебной мотивации в сочинениях отмечают познавательные мотивы учебной деятельности. Например, ученики пишут, что им нравится: «учиться, потому что мы учимся читать, писать, рисовать», «получать новые знания», «считать столбиком», «писать сочинение».

45% третьеклассников имеют уровень школьной мотивации ниже среднего. Такие дети любят пропускать занятия, испытывают затруднения в учебной деятельности. В сочинении некоторые ребята написали, что «… мне нравится сидеть за партой, не выходить к доске, и не говорить на уроке». (См. приложение 10)

Результаты теста показали, что у одной ученицы (3,5%) низкий уровень школьной мотивации, выражающийся в негативном отношении к школе, т.е. школьной дезадаптации. Девочка не справляется с учебной деятельностью и испытывает проблемы в общении с одноклассниками. У нее диагностирована задержка психического развития.

В нашем исследовании эта ученица получила один взаимный выбор, объясняемый тем, что девочки живут в одном подъезде.

Для наглядности изобразим графически уровень школьной мотивации детей.

Рис. 2. Сравнительная гистограмма школьной мотивации детей

 

По диаграмме видны различия в школьной мотивации третьеклассников и второклассников.

Для определения достоверности различий мы воспользовались U-критерием Манна-Уитни. В результате получили следующие данные: UЭмп = 248.5, данное значение находится в зоне незначимости, то есть, мы можем сказать, что нет значимых различий школьной мотивации в третьем и втором классах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.