Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации, направленные на развитие межличностных отношений и мотивации учебной деятельности младших школьников




 

Ранее мы отмечали, что особенности взаимных отношений в классе оказывает огромное влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников. Поэтому одна из задач нашей эмпирической работы состояла в разработке методических рекомендаций, направленных на развитие межличностных отношений и учебной мотивации учащихся начальной школы.

Цель: разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, обеспечивающие положительное влияние межличностных отношений младших школьников на мотивацию учебной деятельности.

Задачи:

- учить детей работать в группах по взаимным симпатиям и деловым отношениям;

- рассмотреть методы, способствующие формированию положительной мотивации учебной деятельности младших школьников.

Ожидаемые результаты:

- развитие межличностных отношений младших школьников (оказание помощи друг другу, развитие дружеских отношений и др.);

- развитие мотивации учебной деятельности.

Мы предлагаем следующие методические рекомендации, которое должны обеспечить положительное влияние межличностных отношений младших школьников на учебную мотивацию.

Прежде всего, следует отметить, что важнейшая роль в формировании у школьников начальной школы межличностных отношений принадлежит учителю, являющегося для них авторитетом. Это объясняется тем, что в первом-втором классах дети не имеют оценивать себя, своих одноклассников, у них не сложились взаимные отношения. Поэтому учащиеся принимают и усваивают оценки педагога.

Психологи, анализируя характеристики, которые учителя дают учащимся с разным социальным статусом, пришли к выводу о том, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. В результате учитель вольно или невольно может способствовать усилению изоляции ребенка в классе. Регулярные отрицательные осуждения, оценки, грубые замечания в адрес ребенка («Иванов! Снова всем мешаешь!») являются для остальных учащихся «ярлыком», характеризующим одноклассника. Такую форму отношений воспринимают дети, повторяют в своих суждениях подобные оценки, а как следствие – избегают общения со сверстниками, перестают их принимать.

Отрицательное влияние на положение младшего школьника в системе межличностных отношений оказывает также излишнее захваливание кого-либо из детей, противопоставление ребенка всему классу как пример для подражания. Таких школьников дети начинают считать «подлизами» или «любимчиками», поэтому перестают общаться с ними.

Подобные нарушениями психогенного характера, которые вызываются непедагогическими поступками учителей, психологи называют дидактогениями. Они всего встречаются именно у младших школьников [36].

Вместе с тем именно учитель, в силу своей исключительной значимости для учащихся начальной школы, может вывести ребенка из статуса «изолированного» члена класса.

Свое поведение учитель в каждом конкретном случае должен строиться индивидуально, исходить из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностного развития ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр.

Однако педагогу всегда необходимо соблюдать следующие правила:

1) вовлекать «изолированного» учащегося в занимательную деятельность;

2) оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой зависит положение ребенка, например в преодолении неуспеваемости;

3) способствовать преодолению эффективности школьника (обидчивости, драчливости, вспыльчивости), которая зачастую является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

4) помогать вырабатывать у младших школьников уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;

5) использовать косвенные меры: например, предложить авторитетным одноклассникам поддерживать застенчивого ребенка [17, с. 429].

Учителю начальных классов необходимо научить детей разбираются в причинах своего отношения к другим детям, в мотивах поступков приятелей. Младшие школьник начинают судить об отношениях взрослых людей, проявлял при этом наблюдательность и понимание только при эмоциональной включенности в отношения, например при сопереживании литературным героям на уроках литературного чтения. [16, с. 44]

Формирование межличностных отношений в классе начинается с посадки школьников за парту. Активная роль в этом принадлежит учителю, который рассаживает детей исходя из разнообразных оснований: пассивного с активным; мальчика с девочкой, неуспевающего с хорошо успевающим учеником. При этом всегда нужно принимать во внимание следующий фактор - сосед по парте должен вызывать симпатии у ребенка, это должен быть человек которому можно довериться, которому хочется помочь.

В начальной школе дети учатся внимательно относиться к каждому однокласснику, видеть его трудности. Учитывая это, педагог должен стремиться к формированию сплочённого, организованного коллектива. На взаимоотношения детей в классе будут влиять общий тон и стиль дружеских отношений внутри коллектива, определение места каждого в системе отношений ответственной зависимости.

В школе, на уроках нередко бывают ситуации, когда весь ход межличностных отношений и его результаты по преимуществу зависят от степени мастерства учителя, от его способности проявить педагогическую интуицию. Дружеские взаимоотношения являются лишь основой для формирования коллектива. Симпатии и привязанности не являются во всем определяющими, поэтому важно младших школьников учить работать и играть со всеми вместе. Для этого необходимо объединять детей для коллективной деятельности на самых различных основаниях. Все это значительно определяет успешный результат совместной работы [26, с. 293].

Эффективному формированию межличностных отношений младших школьников способствуют следующие формы организации сотрудничества:

1. Работа детей в парах, созданных по взаимным симпатиям. Формирование пар на основе взаимных симпатий способствует положительным переживаниям учащихся на уроке, развивает мотивацию к совместной деятельности, но не всегда оказывает позитивное влияние на ее успешность. Дело в том, что часто ребята объединяются в пары по взаимным симпатиям, проявляя при этом доброжелательные взаимодействия, однако не справляются с заданием самостоятельно в силу низких познавательных способностей. Таким школьникам требуются различные виды помощи, которую может взять на себя пока учитель.

Следует отметить, что работа в парах по симпатии подготавливает детей к объединению на основе деловых отношений.

2. Работа детей в парах, созданных по деловым отношениям.

Учебные задания, выполняемые младшими школьниками на уроках, развивают умение выстраивать деловые отношения со всеми одноклассниками, независимо от симпатий к ним. Главный акцент в работе должен делаться на образование пар по принципу «сильный» – «слабый» учащийся. В этом случае ученик, испытывающий трудности в общении и деловом взаимодействии, учиться этому у своего одноклассника. А «сильный» ученик имеет возможность предложить свою помощь, учиться оказывать поддержку нуждающемуся в этом сверстнику, взаимодействует с «трудными» одноклассниками, а не только с теми, с кем легко договариваться и получать общий успешный результат [38].

Н. А. Шкуричева отмечает, что дети, работающие в парах, больше общаются на переменах. Они отвечают на вопросы учителя без страха и стеснения.

Формирование пар на основе деловых взаимодействий возможно тогда, когда между всеми детьми класса существуют стойкие положительные отношения. К групповым формам взаимодействия можно переходить только при наличии устойчивого предпочтения к деловому сотрудничеству независимо от симпатии к конкретному однокласснику.

Одновременно с формированием пар на основе деловых взаимодействий педагогу необходимо развивать у детей умение самопрезентации. Это Объясняется тем, что, сложности взаимодействия учащегося со сверстниками возникают часто потому, что дети не могут найти своего места в совместной деятельности, не принимают задачи «работаем вместе», выполняют задания обособленно. Учить младших школьников проявлять свои индивидуальные качества, которые могут положительно повлиять на результат совместной деятельности, можно на таких занятиях как: «Мое любимое занятие», «Мои друзья» и т. д. Цели таких презентаций – знакомство со склонностями, желаниями, интересами каждого ученика, развитие эмоциональных контактов между одноклассниками, понимание индивидуальности и уникальности каждого и др.

3. Работа в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям.

Совместная работа в группе достаточно трудна для многих младших школьников, особенно 1-2 классов. Она требует сформированности ролевого поведения: уметь быть организатором, руководителем, подчиненным, наблюдателем и т. д. Поэтому в начальных классах, организуя работу в группах, необходимо учитывать круг предпочитаемых одноклассников, выявленного в процессе социометрического эксперимента.

4. Работа в смешанных группах, объединяющих детей, как по деловым, так и эмоциональным отношениям.

Многие учащиеся предпочитают выбирать себе партнеров, с которыми у них складываются доброжелательные эмоционально-оценочные отношения, а также тех одноклассников, с которыми совместная деятельность может дать общий позитивный результат.

5. Работа детей в группах, целью которой является общеклассный результат.

В этом случае группа является «соучастником» общеклассного дела. Особенно важна такая работа с первоклассниками в процессе развития новых социальных ролей: работая в таких группах, учащиеся понимают, что «я, как ученик, – часть классного коллектива». [38]

С этой целью можно организовать создание коллективной картины «Осень»: одна группа рисует пейзаж, другая вырезает листья, третья – их наклеивает. На этом этапе большинство детей предпочитают выполнять задание в группах, демонстрируя хорошее развитие деловых межличностных отношений.

Н. А. Шкуричева отмечает, что уровень межличностных отношений повышается, если работа в группах положительно влияет на результаты учебной деятельности. Дети понимают, что они занимаются общей деятельностью, проявляют заинтересованность в успехах других, оказывают помощь менее успешным одноклассникам. Следовательно, начинают проявляться характеристики межличностного общения: дети идут на контакт, проявляют доброжелательность, успешны в совместной деятельности и др. [38]

Таким образом, совместная работа детей на уроках и во внеурочной деятельности оказывает благоприятное влияние на формирование межличностных отношений младших школьников. Коллективная работа учащихся оказывает также влияние на развитие учебной мотивации.

Рассмотрим подробнее методы формирования положительной мотивации учебной деятельности.

1. С одержание учебного материала как метод развития учебной мотивации.

Содержание обучения выступает для младших школьников в виде той информации, которую они получают от педагога и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него воздействия, а, следовательно, не вызывает деятельности. Эмоциональной и умственной переработке подвергается только та информация, которая созвучна его потребностям. Поэтому учителю необходимо знать потребности учащихся, форму этих потребностей [20].

У младших школьников получают развитие такие важнейшие потребности, как потребность в познавательной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений, потребность в рефлексии и др. Следовательно, разрабатывая тематические планы, конспекты отдельных уроков, подбирая учебный и иллюстративный материал, учителю необходимо учитывать характер потребностей младших школьников.

Важно, чтобы содержание учебного материала было доступным учащимся, исходило из имеющихся у них знаний, опиралось на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным. Дело в том, что информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом. Он не способен вызывать и формировать положительные устойчивые мотивы учебной деятельности. Поэтому не следует упрощать содержание учебного материала по какому-либо предмету или разделу программы для неуспевающих школьников.

В конечном итоге это приводит к тому, что изучая облегченный материал учащиеся испытывают скуку, что не способствует формированию учебной мотивации, а, наоборот, убивает всякий интерес к ней. Важно, чтобы каждый ученик, в том числе и неуспевающий, получил удовольствие, преодолевая трудности, свершения сложной работы [41].

Итак, содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью внешней занимательности или ссылок на практическую значимость в будущей жизни, а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания.

2. Организация учебной деятельности как метод формирования мотивации.

Содержание учебного материала усваивается младшими школьниками в процессе учебной деятельности. Именно учебные действия определяют результат обучения, его развивающую и воспитывающую роль. Отношение учащихся к своей учебной деятельности определяется в первую очередь тем, как учитель организует учебные ситуации.

Для того чтобы у школьников выработалось правильное отношение к учебной деятельности, изучение каждого самостоятельного раздела учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

Мотивационный этап состоит из следующих учебных действий:

- Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит младших школьников в суть изучения предстоящей темы. Проблемную ситуацию учитель может создать следующим приемом: перед изучением темы «Предложение» педагог рассказывает о теоретической и практической значимости темы и дает ученикам установку: «Представьте, что вам надо рассказать своим друзьям о предложении так, чтобы им было все понятно, и они начали действовать на основе вашего рассказа».

В данном случае, учитель формирует и учебную мотивацию, и межличностные отношения [34].

- Формулировка основной учебной задачи.

Учебная задача является ориентиром, направляющим деятельность учащихся в процессе изучения конкретной темы. Формулировать учебную задачу учитель может в виде итога обсуждения проблемной ситуации, к примеру, в такой форме: «Таким образом, мы должны изучить правила построения грамотной речи».

- Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

После формулировки учебной задачи, учитель может наметить и обсудить с учащимися план предстоящей работы. Ясную перспективу работы у школьников может создать сообщение учителем, какое количество времени отпущено на изучение темы, а также что нужно знать и уметь для изучения темы. Таким способом учитель создает установку у детей на необходимость подготовки к изучению материала. Завершить обсуждение возможно тем, что некоторые учащиеся могут самостоятельно оценить свои возможности по изучению темы. Отдельным школьникам педагог предлагает задания для восполнения имеющихся у них пробелов, указывая, что выполнение этих заданий поможет понять и плодотворно изучить новую тему.

Весь этот этап изучения темы весьма важен для становления учебной мотивации учащихся начальной школы.

На операционально-познавательном этапемладшие школьники усваивают содержание темы и овладевают учебными действиями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит, от того, осознают ли учащиеся закономерную связь между всеми частными учебными задачами и основной, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач [20].

При такой структуре учебной деятельности учащихся, когда основным содержанием является моделирование объектов и явлений, деятельность учащихся приобретает теоретический, исследовательский характер. Все это важнейшим средством, способствующим становлению учебной мотивации младших школьников.

На рефлексивно-оценочном, итоговом этапе педагог учит детей анализировать свои учебные действия, оценивать учебную деятельность, сопоставлять результаты с поставленными задачами. Проведение данного этапа также способствует в формировании учебной мотивации.

Подведение итогов изученного материала следует организовать так, чтобы учащиеся испытали чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, радость победы над преодоленными трудностями. Это ориентирует детей на переживание подобных чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной и устойчивой учебной мотивации.

На данном этапе можно использовать такие задания: «Составь схему изученной темы, отражающую основные понятия и связи между ними». Это домашнее задание дети могут выполнить группами по 3 - 5 человек в течение недели. Или такое задание: «Составь вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения пройденного материала».

Такие задания развивают у детей умение оценивать свою работу. А совместное выполнение задания (в группах по симпатии, построенных на деловых отношениях и пр.) играют важную роль в формировании положительных взаимоотношениях между младшими школьниками. Кроме того, коллективная работа способствует ликвидации пробелов у «слабых» учеников [20].

Оценивая работы детей, учителю важно помнить, что контроль и отметка не только устанавливают реальное положение знаний и умений каждого ученика, но и используются как побудители к дальнейшей работе.

Огромное значение в становлении учебных мотивов принадлежит методам проблемно-развивающего обучения. Рассмотрим некоторые психологические аспекты роли проблемного обучения в формировании мотивации.

Потребности и мотивы деятельности формируются в процессе осуществления самой деятельности. Поэтому, сколько бы ученику не говорили о необходимости учиться, о его долге и обязанностях, у него не возникнет соответствующих мотивов и не сформируется устойчивая мотивация, пока он сам не включится в эту деятельность.

Для того, чтобы младшие школьники включились в учебную деятельность, необходимо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом является создание учебно-проблемных ситуаций [41].

В младших классах создание учебно-проблемных ситуаций эффективнее начать с практической работы и проблемного вопроса. Проблемное обучение способствует поддержанию интереса к самому содержанию учебного материала, к общим приемам познавательных действий, формируя тем самым у детей положительную мотивацию.

3. Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения.

Ранее отмечали, что разнообразные формы совместной деятельности школьников на уроках играют важную роль в формировании учебной мотивации. При этом огромное значение имеет включение всех учащихся в активную учебную деятельность. Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже самых пассивных учеников, так как, попав в группу одноклассников, совместно выполняющих задание, ребенок не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит.

Учебная деятельность должна приобрести в глазах учащегося начальной школы особую ценность. Важно, чтобы ребенок ценил деятельность саму по себе, вне зависимости от тех благ, которые она может ему принести (хорошую отметку, престижное положение и т.д.). Возникновению такой оценки способствует наблюдение за деятельностью одноклассников. Выполняя задание в группе, находясь в тесном общении с товарищами, ребенок наблюдает за тем, какой интерес вызывает деятельность у одноклассников, и сам он начинает ценить свою работу. Это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становится его потребностью и приобретает для него ценность, что приводит к формированию учебной мотивации [41].

Выбор той или иной формы коллективной и групповой деятельности зависит от возраста учащихся, особенностей данного класса, от склонностей и характера учителя.

4. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности.

С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана, главным образом, на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Между тем, учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к этой деятельности.

Деятельность учащихся, не подкрепленная в должной мере познавательной потребностью и интересом, направленная на внешние ее атрибуты, на оценку, становится недостаточно эффективной. Это приводит к тому, что отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, а тогда и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.

Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у детей адекватной самооценки работы. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе [20].

Выше отмечалось, что для установления дружеских отношений со сверстниками и для формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности.

Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, например, кто-то лучше всех решает задачи по математике, кто-то быстрее всех бегает, или умеет рисовать, или играет на музыкальном инструменте. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой.

Задача взрослых помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников

Таким образом, знание ребенком своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.

Для эффективного формирования межличностных отношений младших школьников необходимо использовать такие формы организации сотрудничества как работа детей в парах, созданных по взаимным симпатиям, по деловым отношениям, работа в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям, работа детей в группах, целью которой является общеклассный результат.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 11636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.