КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Общество всегда испытывало потребность в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству
Общество всегда испытывало потребность в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Обусловленная этим задача воспитания рассматривалась в классической педагогике как одна из самых актуальных. Современное образование в Российской Федерации считает приоритетной задачей гармоническое развитие личности ребенка, что подразумевает способность адаптироваться в окружающем мире без отрицательных последствий для себя. С этой целью у школьников необходимо формировать такие качества личности, как инициативность, ответственность, самостоятельность, что возможно только при высоком уровне учебной мотивации. Большие ресурсы для формирования межличностных отношений и учебной мотивации имеет младший школьный возраст. Современные педагоги и психологи утверждают, что увеличивается количество детей, находящихся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Это является серьезной проблемой современного начального образования. Поэтому среди условий, играющих особую роль в развитии высокого уровня мотивации учебной деятельности, психологи отмечают характер взаимоотношений ученика и учителя, особенности межличностных отношений младших школьников, умение и желание сотрудничать (Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман и др.). Таким образом, взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации младших школьников входит в ключевые образовательные компетенции и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель начального образования. В современной отечественной психологии проблема межличностных отношений исследовалась Л. С. Выготским, С. А. Рубинштейном, В.Н. Мясищевым, М.И. Лисина. Б.Ф. Ломовым, А.А. Бодалевым, Я.Л. Коломенским и другими психологами. Особое внимание зарубежных и отечественных исследователей привлекала также проблема мотивации учебной деятельности. В частности, к ней обращались такие известные зарубежные психологи, как З. Фрейд, Г. Мюррей, Г. Холл, В. Франкл, А. Маслоу и др. В отечественной психологии проблему развитие мотивационной сферы рассматривали И. Ю. Кулагина, Ф.Е. Василюк, Д. Б. Эльконин. Л. И. Божович, Л. С. Славина М. В. Матюхина, А. К. Маркова Н. И. Гуткина, Б. Г. Ананьев, М. И. Алексеева, А. И. Липкина и др. Актуальность данной проблемы определила цель и задачи исследования. Цель исследования -исследовать взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования межличностных отношений и мотивации учебной деятельности. 2. Выявить возрастные особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. 3. Охарактеризовать особенности мотивации учебной деятельности младших школьников. 4. Определить влияние межличностных отношений на мотивацию учебной деятельности младших школьников. 5. Провести эмпирическое исследование межличностных отношений и учебной мотивации младших школьников, определить их взаимосвязь. 6. Разработать методические рекомендации, направленные на развитие межличностных отношений и мотивации учебной деятельности младших школьников. Объект исследования – межличностные отношения и учебноя мотивация младших школьников. Предмет исследования – взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации младших школьников. Гипотеза исследования – устойчивые, дружеские межличностные отношения между младшими школьниками оказывают положительное влияние на мотивацию учебной деятельности. Методики исследования: I. диагностические методы: 1. социометрия «Выбор товарища по парте»(автор Я. Л. Коломинский); 2. тест оценки уровня учебной мотивации Н. Лускановой; 3. сочинения «Что мне нравится в школе». II. методы обработки данных (количественный, качественный анализ). III. математико- статистические методы ( корреляционный анализ, количественно- качественный анализ). Эмпирическая база проведения исследования: экспериментальное исследование проводилось в МАОУ СОШ № 114 г. Уфы.В исследованииприняли участие учащиеся 2-3 классов. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, направленных на развитие межличностных отношений и мотивации учебной деятельности младших школьников. Данная исследовательская работа может быть использована в работе школьных психологов и учителей начальных классов. Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав с параграфами, выводы, заключения, списка литературы (41 источников), приложений(11). Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи межличностных отношений и мотивации учебной деятельности младших школьников
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |