Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Далее рассмотрим специфику школьной мотивации детей по методике сочинение « Что мне нравится в школе»




В отличие от учащихся второго класса, для некоторых третьеклассников характерны мотивы долга и ответственности. В частности, в сочинениях дети указывают, что «школе самое главное слушаться учителя», «не пропускать уроки», «писать, не отвлекаясь».

Учащиеся третьего класса проводят много времени в разнообразных играх со сверстниками. Так, в сочинениях дети упоминают о том, что им нравится на переменах играть с друзьями. Кроме того, общение со сверстниками становится им интереснее, чем общение с учителем. Для третьеклассников учитель становится менее авторитетной фигурой. Об этом свидетельствует тот факт, что учащиеся третьего класса в меньшей степени довольны своим учителем.

Следовательно, оценка учителем одноклассников становится не столь значимой. Поэтому учащиеся третьего класса межличностный выбор партнера мотивируют не только его успехами в учебной деятельности, как это делают второклассники.

Таким образом, по методике сочинение «Что мне нравиться в школе», мы пришли к выводу, что межличностные отношения оказывают положительное влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников.

Учащиеся, у которых сложились доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и учителем, успешны в учебной деятельности. Они с удовольствием посещают уроки в школе, принимают активное участие во внеучебной деятельности. Школьники, испытывающие проблемы в общении с одноклассниками и с учителем, не справляются с учебной деятельностью.

Для подтверждения взаимосвязи между межличностными отношениями младших школьников и школьной мотивацией воспользуемся коэффициентом корреляции Спирмена.

В MS Excel для расчёта коэффициента корреляции использует­ся процедура Корреляция.

Сравнив полученные данные с таблицей критических значений коэффициента корреляции рангов Спирмена получили следующие результаты:

1) коэффициент корреляции между социометрическим статусом и школьной мотивацией второклассников равен 0,77 – ЗНАЧЕНИЕ ЗНАЧИМО, то есть мы можем сказать, что у второклассников социометрический статус и школьная мотивация взаимосвязаны, чем выше школьная мотивация, тем выше социометрический статус.

2) коэффициент корреляции между социометрическим статусом и школьной мотивацией третьеклассников равен 0,68 – ЗНАЧЕНИЕ ЗНАЧИМО, то есть мы можем сказать, что у третьеклассников социометрический статус и школьная мотивация взаимосвязаны, чем выше школьная мотивация, тем выше социометрический статус.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается: взаимоотношения со сверстниками имеют взаимосвязь со школьной мотивацией, чем выше школьная мотивация, тем выше социометрический статус.

Выводы по главе 2

В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что межличностные отношения оказывают положительное влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников.

Учащиеся, у которых сложились доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и учителем, успешны в учебной деятельности. Они с удовольствием посещают уроки в школе, принимают активное участие во внеучебной деятельности. Школьники, испытывающие проблемы в общении с одноклассниками и с учителем, не справляются с учебной деятельностью.

Для подтверждения взаимосвязи между межличностными отношениями младших школьников и школьной мотивацией воспользовались коэффициентом корреляции Спирмена. Сравнив полученные данные с таблицей критических значений коэффициента корреляции рангов Спирмена, выяснили, что наша гипотеза подтверждается: взаимоотношения со сверстниками имеют взаимосвязь со школьной мотивацией, чем выше школьная мотивация, тем выше социометрический статус.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной отечественной психологии проблема межличностных отношений начала исследоваться в 1950-60-х гг. Особое внимание данное проблеме уделяли JI.C. Выготский, A.B. Запорожец С. А. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломенский и др.

В результате изучения психолого-педагогической литературы, было сформулировано определение межличностных отношений младших школьников – это совокупность определенных ориентаций и ожиданий ученика, которые опосредуются целями, содержанием и организацией его совместной деятельности, прежде всего со сверстниками. Межличностные отношения, складывающиеся в коллективе младших школьников, формируют личность каждого его члена.

С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. В младшем школьном возрасте дети учатся решать сложные ситуации в дружеских отношениях, соблюдать обычаи, социальные нормы, разбираться в вопросах справедливости, уважать авторитеты, власть и нравственный закон.

В начальных классах ребенок уже стремится занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Несоответствие между притязаниями и фактическим состоянием в этой области оказывают негативное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Так, школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам. Дети, не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением.

Особенности восприятия другого человека имеют возрастные особенности: наиболее значимым для учащихся 1-2 классов являются опрятная внешность, готовность поделиться вещами, сладостями, а также хорошая успеваемость. Ученики 3-4 классов выделяют, прежде всего, общественную активность, самостоятельность, честность, уверенность в себе.

Особое внимание зарубежных и отечественных исследователей привлекала также проблема мотивации учебной деятельности. Так, к ней обращались такие известные зарубежные психологи, как З. Фрейд, Г. Мюррей, Г. Холл, В. Франкл, А. Маслоу и др.

В отечественной психологии проблему развитие мотивационной сферы рассматривали И. Ю. Кулагина, Ф.Е. Василюк, Д. Б. Эльконин. Л. И. Божович, Л. С. Славина М. В. Матюхина, А. К. Маркова Н. И. Гуткина, Б. Г. Ананьев, М. И. Алексеева, А. И. Липкина и др.

Исходя из теоретического анализа научной литературы, можно заключить, что мотив представляет собой побуждение к деятельности, то, ради чего школьник совершает ту или иную деятельность. Следовательно, мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости.

Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов.

Существует множество классификаций мотивов. Однако их можно разделить на несколько больших групп: познавательные, социальные, престижные, отрицательные мотивы. Познавательные и социальные мотивы обеспечивают полноценное формирование учебной деятельности.

Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.

Существует взаимосвязь между положением школьника в системе межличностных отношений и его учебной активностью. Положение младшего школьника в системе межличностных отношений определяет не только отношения между одноклассниками, но и отношение к деятельности.

Общественное мнение класса становится регулятором поведения. Если в классе положительное отношение к учебной деятельности, то слабый ученик подтягивается, начинает заниматься лучше. И, наоборот, в классе с негативным отношением к учению отличник постепенно подравнивается к остальным.

Изучая межличностные отношения и учебную мотивации младших школьников, мы использовали следующие методики: социометрия «Выбор товарища по парте», тест оценки уровня учебной мотивации Н. Лускановой, сочинения «Что мне нравится в школе».

Исходя из полученных данных, были сделаны следующие выводы: межличностные отношения оказывают положительное влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников.

Учащиеся, у которых сложились доброжелательные взаимоотношения с одноклассниками и учителем, успешны в учебной деятельности. Они с удовольствием посещают уроки в школе, принимают активное участие во внеучебной деятельности. Школьники, испытывающие проблемы в общении с одноклассниками и с учителем, не справляются с учебной деятельностью.

В ходе исследования обратили внимание на то, что «успешные» дети хотят сидеть за одной партой с «успешным» одноклассником и очень редко выбирают менее успешных. В то же время, «слабые» школьники отдают предпочтение «отличникам» и «хорошистам».

Наша гипотеза подтверждается: взаимоотношения со сверстниками имеют взаимосвязь со школьной мотивацией, чем выше школьная мотивация, тем выше социометрический статус.

 

Одна из задач нашей эмпирической работы состояла в разработке методических рекомендаций, направленных на развитие межличностных отношений и учебной мотивации учащихся начальной школы.

Педагогу необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1) вовлекать «изолированного» учащегося в интересную деятельность;

2) оказывать помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой зависит положение ребенка, например в преодолении неуспеваемости;

3) способствовать преодолению эффективности школьника (обидчивости, драчливости, вспыльчивости), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

4) помогать вырабатывать у младших школьников уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;

5) использовать косвенные меры: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.

Для эффективного формирования межличностных отношений младших школьников необходимо использовать такие формы организации сотрудничества как работа детей в парах, созданных по взаимным симпатиям, по деловым отношениям, работа в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям, работа детей в группах, целью которой является общеклассный результат.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М.: Академия. – 2005. - 672 с.

2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учёт и коррекция. –М.: Академия. - 2005. – 231с.

3. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение. - 2009. – 319 с.

4. Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/sochial/30-2010-04-14-21-32-23/167-2010-04-15-08-38-11.html (дата обращения: 30.10. 2014).

5. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Институт практической психологии. - 1996. - 256 страниц.

6. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - С-Пб.: Изд-во ЛГУ. 2008. - 241с.

7. Божович М.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение. – 1972. - 278.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. – 1986. – 464 с.

9. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. М.: МЗ Пресс. - 2001. - 182 с.

10. Бондаренко М.А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки, 2013. - №4. – С. 140-151.

11. Бугренкова Т.А. Формирование устойчивых межличностных отношений у детей с повышенной активностью// Автореф.дисс.. Воронеж, 2005. – 19 с.;

12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос. - 2006. – 160 с.

13. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука. – 2004. – 256 с.

14. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Л. С. Выготский. Педагогическая психология / Под.ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 419с.

15. Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. / Автореферат дисс… канд. психол. наук. – М. – 2009.

16. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков. - М.: Международная педагогическая академия. - 1995. - 360 с.

17. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение. - 1999. – 464 с.

18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер. - 2006. – 287с.

19. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ». – 2003. – 312 с.

20. Кулешова О. Н. Формирование мотивов учения младших школьников. – Ярославль. - 2000. – 82 с.

21. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психопрофилактика. – СПб.: Питер. - 2009. – 368с.

22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение. - 2005. – 192 с.

23. Материалы по диагностике и коррекции трудностей обучения младших школьников / Авт.-сост. Баулина М.Е. – М.: АРКТИ. - 2009. – 88с.

24. Матюхина М.В., Т. Ф. Иванова. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/content/1089228754.html (Дата обращения: 30.10. 2014)

25. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М. – Воронеж: МПО «МОДЭК». – 1998 - 235 с.

26. Нагорнова А.Ю., Денисова Г.М. Основы педагогики и психологии младшего школьника. – Ульяновск: УлГПУ. - 2012. – 371 с.;

27. Наумова М. Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии// Социосфера. – 2013. - №4-1. -С. 121-128

28. Немов Р.С. Психология: учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: ВЛАДОС. - 2001. – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.

29. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство. - 1996. - 374 с.

30. Разина Н.А. Формирование учебной мотивации как одна из центральных проблем современной школы // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: материалы III Междунар. научно-практ. конф. - Ч. 4 / отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Першина. - 2005. – 255с.

31. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология —СПб. –Питер. - 2000. - 416 с.

32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос. - 1996. - 529с.

33. Рубинштейн С.А. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. //Психология личности. Тексты. – М.: Издательство МГУ. - 1982. – 542 с.

34. Сарпова Н. М. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Сибирский учитель. 2006. - №2 (44)

35. Счастная Т.Н., Байковская Н.А. Особенности взаимосвязи нравственности и отношений межличностной значимости у детей младшего возраста // Вестник Московского государственного областного университета - 2013. - №2. – С. 5-9;

36. Фокина Е.А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы: Автореф. дисс.. М., 2003. – 18 с.

37. Шкуричева Н. А. Трудности межличностных отношений как проблема начальной школы\\ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/159/trudnosti_mezhlichnostnyh_otnoshenij_kak_problema_nachalnoj_shkoly/ (дата обращения: 30.10. 2014).

38. Шкуричева Н. А. Особенности межличностных отношений в начальной школе// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/4226#comment-4795 (дата обращения: 30.10. 2014).

39. Шкуричева Н. А. Формирование межличностных отношений первоклассников как условие успешности их адаптации к школе// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/394181/ (дата обращения: 30.10. 2014).

40. Шкуричева Н. А. Проблемы межличностных отношений современных младших школьников// [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/21_NTP_2011/Pedagogica/3_90560.doc.htm (дата обращения: 30.10. 2014).

41. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. – М.: Академический Проект. - 2005. – 144с.

 

 

Приложение 1

«Выбор товарища по парте»

Фамилия______________________ Дата_______________ Класс______




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.