Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные аспекты профессионального самоопределения




 

Понимание образования как общественного блага характерно для концепции социального государства, которое должно предоставлять своим гражданам равные возможности доступа к социальным ценностям. Вооружая людей знаниями, образование помогает им занять достойное место в обществе, тем самым, способствуя смягчению социального неравенства. С другой стороны, социологические исследования, проводимые на Западе и в России с 1960-х годов, показали, что образование в большей степени склонно отражать и подтверждать существующее неравенство, чем содействовать его устранению. Миф о равенстве возможностей является одним из самых привлекательных для государства.

Важным понятием для анализа образовательных неравенств является «равенство возможностей». В демократическом обществе равный доступ к образовательным возможностям для всех, у кого есть способности, мотивация и желание овладеть знаниями и умениями, рассматривается как реализация принципов социальной справедливости и социального равенства.

Результаты исследований показывают, что сейчас свойственна обратная тенденция, в частности – усиление зависимости между возможностями получения образования и социально-экономическим происхождением человека. Это особенно очевидно по сравнению с генерацией родителей нынешнего молодого поколения, получивших высшее образование в советский период, основанный преимущественно на эгалитарных принципах. Исследования показали, что образовательное неравенство является результатом социально-экономического неравенства и отражает усиливающееся социальное расслоение нашего общества. В этом контексте молодые люди и зажиточных семей, из среднего класса имеют значительно больше возможностей доступа к высшему образованию, чем представители малообеспеченных слоев населения. Наиболее уязвимой в этом отношении является молодежь из сельской местности и представители экономически депривированных слоев общества. Последняя группа сталкивается с образовательным неравенством уже на уровне среднего образования. Среди тех, кто не закончил обучение в средней школе, преобладают сельские дети, главным образом по причине отсутствия средних школ в районах их проживания. Распространение в России платной формы обучения, особенно в области высшего образования, привело к усилению гендерных асимметрий в доступе к высшему образованию. Это связано с меньшими возможностями доступа молодых женщин к бесплатному и высоко-конкурентному образованию, по сравнению с приватными вузами, где конкурс ниже из-за высокой платы за обучение.

Гендерные стереотипы также приводят к определенным ограничениям в доступе женщин к высшему образованию по ряду специальностей. Так, хотя официальное российское законодательство гарантирует равные возможности для молодых женщин и мужчин в получении высшего образования, тем не менее, исключением из этого правила до недавнего времени являлись вузы системы Министерства внутренних дел, правила приема, которых ограничивали обучение женщин в количестве, не превышающем 5 % от общего числа студентов. Но как только эти ограничения были сняты, доля женщин в этих вузах резко возросла и в течение последних 3-4 лет на некоторых факультетах даже превысила долю мужчин.

Таким образом, анализ образовательного неравенства, возникшего в конце 90-х годов ХХ века, дает основания согласиться с мнением, что система образования в России трансформировалась из института, призванного минимизировать социальные неравенства, в фактор, способствующий формированию этих неравенств и углубляющий процесс социальной дифференциации и социального исключения. Отсутствие доступа к образовательным возможностям как основному условию социальной успешности является «выталкивающим» фактором для депривилигированных социальных групп, которые не имеют финансовых возможностей для оплаты образования – собственного или своих детей – из тех средств, которые они могут заработать.

Исследования показывают, что социально-экономические условия периода перехода к рыночным отношениям способствовали повышению экономической активности молодежи и ее большей интегрированности в рынок труда. Основными причинами, вынуждающими молодежь искать работу, является распространение бедности и низкий уровень доходов, особенно среди молодежи раннего трудового возраста. Именно этот фактор вынуждает молодежь из малообеспеченных семей рано начинать трудовую жизнь. В то же время, подростки из более обеспеченных семей чаще подрабатывают с целью заработать карманные деньги, сумма которых сегодня выше по сравнению с тем, что зарабатывали их родители. Это объясняется ориентацией на образцы потребления и стиль жизни в развитых постиндустриальных странах, рекламируемые средствами массовой информации и видео-продукцией. Хотя согласно российскому трудовому законодательству 16 лет является минимальным допустимым возрастом для трудоустройства, на деле стартовый возраст начала трудовой деятельности сегодня значительно ниже, вплоть до 8-9 лет. Трудовая деятельность в таких случаях является неофициальной, а следовательно – незарегистрированной, временной и малооплачиваемой, как например, мытье машин, продажа газет и журналов, курьерские услуги, уход за маленькими детьми. Студенты в наше время также являются более экономически активным, чем были в свое время их родители, но в то же время мотивациями трудоустройства являются сегодня не только получение дохода, но в первую очередь обретение финансовой независимости от родителей и социальной зрелости, возможностей для самореализации и накопления профессионального опыта, совершенно необходимых для начала успешной профессиональной деятельности. В таких случаях заработок является, как правило, временным и неполным, что дает возможность совмещения работы и учебы. Тем не менее, сложное положение на рынке труда затрудняет возможности молодежи в получении первого рабочего места, так как приоритетом в предоставлении работы работодателями является наличие профессионального опыта, а именно его-то и не достает молодежи. Будучи эмоционально более чувствительными и уязвимыми, молодые люди склонны воспринимать свои неудачи в поиске работы острее, чем люди старшего возраста. Необходимо отметить, что возможности трудоустройства имеют гендерную специфику. Кроме того, региональные центры трудоустройства отмечают, что работодатели не склонны принимать на работу выпускниц вузов, прежде всего по причине отсутствия у молодых работниц профессионального опыта, а также потому, что они опасаются неизбежного замужества молодых женщин и последующего рождения у них детей, что потребует дополнительных расходов на оплату отпусков по беременности, родам и уходу за малолетними детьми. Также существует распространенное мнение, что в условиях динамичной экономики знаний женщины, которые вынуждены прерывать трудовой стаж на период отпуска по уходу за ребенком, утрачивают свою профессиональную квалификацию, а их знания устаревают, что понижает конкурентоспособность молодых женщин на рынке труда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.