КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура управления УЗПО
Элементы управления учебным заведением профессионального образования.
Вообще, управление включает три важные элемента – субъект, объект и механизмы влияния. Рассмотрим их подробнее. Объектом управления УЗПО является, прежде всего, учебно-воспитательный процесс, а также те процессы, которые обеспечивают его нормальное функционирование. При определении субъектов управления УЗ у ученых возникают определенные разногласия, поскольку каждый по-разному смотрит на роль в управлении каждого из его субъектов. Так, О. Волков считает, что субъектами управления являются руководители высшего и среднего уровня. Однако в функционировании системы управления должны брать участие все сотрудники УЗ с наделением их определенной ответственностью и полномочиями. При этом студенты рассматриваются просто как потребители образовательных услуг и остаются вне управления своим образованием. Г. Цехмистрова расширяет круг субъектов управления, относят к ним преподавателя, кафедру, цикловую комиссию, деканат, учебно-методическую службу и ректорат. Такой состав субъектов управления отображает основные положения доминирующего в исследованиях управления высшим образованием структурно-функционального подхода. Важным в таком подходе есть осознание роли преподавателя, от которого зависит внедрение в образовательный процесс всех управленческих новаций. Исследуя проблемы управления образованием, Л. Калинина указывает на то, что только благодаря налаживанию взаимосвязи между всеми субъектами управления разных иерархических уровней можно достичь позитивных изменений в системе образования. Поэтому важно к субъектам управления отнести не только управленцев разных уровней, но и преподавателей, студентов, работодателей и других лиц, заинтересованных в качественной подготовке специалистов.
Состав субъектов управления в УЗПО должен отображать специфику образовательной деятельности. В отличие от обычной организации, где субъектами управления становятся руководители высшего и среднего звена, в учебных заведениях ПО непосредственные потребители образовательных услуг – студенты – напрямую влияют на конечные результаты образовательной деятельности благодаря мотивам, потребностям, индивидуальным психофизиологическим особенностям, базовому уровню образования, представления о будущей профессии, интересу к последующей реализации в ней. Преподаватели як ведущие субъекты функционирования многих составляющих деятельности УЗ также играют значительную роль в его управлении. Поэтому, субъектами управления УЗПО являются: - Управленческий состав УЗ всех уровней, призванный обеспечить организацию и эффективную реализацию образовательного процесса; - Преподаватели; - Специалисты. - Студенты. Рассматривая теоретические основы управления УЗПО, нужно особое внимание уделить целям управления им. Все цели в управлении можно разделить на глобальные, стратегические и тактические. Глобальная цель управления в УЗПО пересекается с глобальной целью развивающегося общества, которую еще в конце 19 века была сформулирована К. Марксом и Ф. Энгельсом – «обеспечение полного материального благосостояния и свободного всестороннего развития личности граждан». Более четкое выражение глобальной цели УЗПО воплощается в его миссии, которая свидетельствует об отличительных особенностях предоставляемого образования, отношении к студентам, работодателям, другим УЗПО и т.д. Цель (миссия) современного УЗПО состоит в том, чтобы обеспечить качественное профессиональное образование по лицензированным направлениям и специальностям на базе прогрессивных технологий обучения, привлечения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, современных технических средств и с учетом индивидуальных потребностей и особенностей студентов.
Глобальная цель или миссия содержит шесть основных стратегических целей (в зависимости от сфер деятельности УЗ): учебную, научную, хозяйственную, управленческую, экономическую, маркетинговую. Учебная цель направлена на обеспечение улучшения качества образования на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, роста научно-педагогической квалификации преподавателей, унификации и стандартизации учебного процесс на основе Госстандарта, который учитывает потребности общества и рыночной экономики. Научная цель связана с осуществлением фундаментальных и прикладных исследований на основе роста квалификации преподавателей, сотрудников и студентов, роста объема хоздоговорных научно-исследовательских работ. Хозяйственная цель предполагает развитие МТБ, рост общего числа учебных площадей, обеспечение современным оборудованием, мебелью, компьютерной техникой и т.д. Управленческая цель предполагает обеспечение эффективности руководства на основе делегирования полномочий, развитие самоуправления, демократизации управления с соблюдением высокой дисциплины, забота об уровне жизни и условиях труда сотрудников. Экономическая цель направлена на всестороннее удовлетворение потребностей УЗ, сторонних организаций, студентов в качественном образовании при оптимальных затратах, достижение полного материального благосостояния преподавателей и сотрудников. Маркетинговая цель связана с обеспечением лидерства на рынке регионального образования по выбранным специальностям, числу студентов, видам услуг и качеству образования. Каждая из этих стратегических целей разделяется на цели структурных подразделений и определяет критерии управления. К таким структурным подразделениям относится ректорат, деканаты, цикловые комиссии, кафедры, научная часть, учебная часть, маркетинговая и экономическая служба, административно-хозяйственная служба, кадровая служба и др. Эти структурные подразделения реализуют преимущественно тактические цели управления УЗПО на основе установленных критериев.
К критериям управления УЗПО можно отнести: - Рост численности студентов и слушателей; - Рост качества обучения и НИР; - Максимальная выручка от образовательных услуг и работ; - Максимизация балансовой прибыли; - Рост производительности труда сотрудников; - Минимизация затрат на 1 грн работ; - Рост средней заработной платы; - Рост ученых площадей и технического оснащения; - Качественный рост ППС. Таким образом, стратегические и тактические цели требуют механизмов своей реализации, для чего в УЗПО должны быть сформулированы стратегия и тактика управления. Что касается стратегии управления, то она должна становиться результатом общей приверженности всех участников образовательной деятельности по обеспечению качественной подготовки будущих специалистов. Профессор А. Егоршин считает, что стратегия УЗ – это соединение запланированных действий и вынужденных реакций на непредвиденные обстоятельства. Академик В. Олейник указывает, что стратегия управления является глубинно определяющей частью управленческой деятельности, на которой базируются все управленческие действия в организационном поле конкретного образовательного объекта. От эффективности стратегических решений зависит качество образования. Если говорить о стратегии управления УЗПО, то она предполагает определенные шаги по достижению учебных, научных, управленческих, хозяйственных, экономических, маркетинговых целей и решения задач по подготовки специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности. В соответствии с этим стратегия управления УЗПО – это основные направления деятельности УЗ и субъектов его управления, направленных на совершенствование всех аспектов работы УЗ, обеспечения эффективного взаимодействия субъектов управления с целью подготовки будущих специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и непрерывным развитием УЗ как элемента системы профессионального образования.
Поскольку реализация стратегических целей лежит на структурных подразделениях УЗ, то разработка основных составляющих стратегии предполагает активное участие руководителей этих структурных подразделений – директоров, деканов, заведующих кафедр, глав цикловых комиссий. Именно они принимают окончательное решение о содержании программ профессиональной подготовки, формировании профессорско-преподавательского состава и необходимости повышения его качества, требуемом материально-техническом обеспечении учебного процесса и исследовательской деятельности, разработки учебно-методического обеспечения, организации исследовательской деятельности и т.д. Все это определяет конкретные мероприятия и действия по реализации стратегии управления УЗ и фактически становится основой тактики его управления. Тактика предполагает целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период и очерчивает пути, которые обеспечат максимальное приближение к заданным параметрам качества подготовки специалистов. В связи с этим, тактика управления УЗПО – это конкретизированная деятельность субъектов управления по решению в краткосрочном периоде заданий, вязанных с достижением определенных параметров качества подготовки специалистов и развития УЗ. К таким действиям можно отнести создание предметных аудиторий, оснащение учебных аудиторий и лабораторий современным оборудованием, создание условий для профессионального роста научно-педагогических работников, ведение научной хозрасчетной деятельности и т.д. Так или иначе, но все тактические действия должны быть направлены на решение наиболее важных и неотложных проблем обеспечения качественной подготовки специалистов и развития УЗ.
Структура управления является важной частью любой организации и имеет сложную взаимосвязь элементов. Различают организационную, функциональную, ролевую, социальную и штатную структуры. Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления, отражающая совокупность структурных подразделений и административных связей между ними. Существуют типовые организационные структуры управления образовательными учреждениями, но каждое из них создает свою структуру исходя из особенностей образовательной, научной и хозяйственной деятельности. Техникум (колледж) с общей численностью студентов до 1500 человек и численностью ППС и сотрудников до 100 человек имеет высшее руководство (директор и 3 заместителя), 14 структурных подразделений (отделов и служб), 4 отделения подготовки специалистов. Институт гуманитарно-экономического и юридического профиля с общей численностью студентов до 5000 человек и численностью ППС и сотрудников до 500 человек включает высшее руководство в составе ректор, 4 проректора, 3 главных специалиста, 20 отделов и служб, 9 крупных кафедр, 4 деканата по специализациям. Академия с общей численностью студентов до 10000 человек включает высшее руководство в составе ректор, 5 проректоров, 27 отделов и служб, 25 кафедр, 6 факультетов. Функциональная структура формируется на основе функций управления образовательного учреждения, которое максимально включает 25 функций и 175 комплексов задач управления. К таким функциям относятся: управление стратегией развития, организация системы управления, управление персоналом, управление социальным развитием, управление экономическим развитием, управление финансами и бухгалтерский учет, управление научно-консалтинговой деятельностью, управление ремонтно-строительными работами, управление подготовкой учетно-методического процесса, управление учебно-методическим процессом, управление коммерческой деятельностью, управление качеством образования, управление трудом и заработной платою, управление охраной труда и техникой безопасности, управление материально-техническим снабжением, управление маркетингом образования, управление информацией и компьютеризацией, управление транспортом, управление обслуживающим хозяйством, управление международной деятельностью, управление издательской деятельностью, управление методическим процессом, управление организационно-воспитательной деятельностью, управление довузовской подготовкой, управление аттестацией и аккредитацией. Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом. Основными методами в определении ролевой структуры являются социально-психологические методы, тестирование, наблюдение, анализ биографических и кадровых данных, материалы аттестации персонал, результаты проведения ролевых игр. В таблице 1 приводим наиболее характерные творческие, коммуникативные и поведенческие роли с их краткой характеристикой. Таблица 1 Ролевая структура коллектива
Социальная структура характеризует трудовой коллектив как совокупность общественных групп, классифицированных по полу, возрасту, национальности, социальному составу, уровню образования, семейному положению. Полная социальная структура группируется по 12 признакам: Пол – мужчины, женщины, Возраст – до 20 лет, от 20 до 30, лт 30 до 40, от 40 до 50, от 50 до 60 свыше 60, стаж работы - до 3 лет, от 3 до 5, от 5 до 10, от 10 до 20, свыше 20, образование – неполное среднее, среднее общее, средне-профессиональное, неполное высшее, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное, социальное происхождение – рабочий, крестьянин, служащий, священнослужитель, предприниматель, национальность – русский, украинец, белорус, татарин и т.д., семейное положение – холост, женат, разведен, вдовец, партийность – беспартийный, член партии, мотивация – самомотивация, моральное поощрение, материальное поощрение, принуждение, прогрессивность – передовая часть, средняя часть, отсталая часть, уровень жизни – высокий, средний, низкий, отношение к собственности – по найму, совладелец, положение в организации – руководитель, преподаватель, специалист, служащий, рабочий. Из них исходные данные выбираются по первым восьми показателям из листка по учету кадров. Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, размер оплаты труда и фонд заработной платы. Штатное расписание определяет состав структурных подразделений, перечень должностей работников, месячные должностные оклады и персональные надбавки, а так же общую численность и фонд заработной платы по аппарату управления вузом. Расчет численности персонала проводится для определения общей численности работников УЗПО по отраслевым нормативам численности работников на 1 млн.грн. услуг и в зависимости от годового объема услуг. Однако базовым показателем для расчета профессорско-преподавательского состава является количество студентов по специальности. Каждый год в УЗПО формируется штатное расписание работников всех структурных подразделений с перечнем должностей работников, месячными окладами и персональными надбавками, а также общей численности и фонда зарплаты по аппарату управления вузом.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |