Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное самоопределение и профессиональная мобильность




 

Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. В психологическом словаре оно определяется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности

Активное рассмотрение указанной проблемы в профессиональной педагогике началась в 70-ые годы. Профессиональную мобильность в то время определяли преимущественно как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках одной профессии или отрасли, способность быстро осваивать новые специальности или изменения в них, возникшие под влиянием технических преобразований.

Однако такой такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена и отражает особенности технических профессий, оставляя за рамками рассмотрения профессиональную мобильность других классов профессий («человек - человек», «человек – природа» и т. д.). Не совсем правомерно и то, что не учитываются, идущие большими темпами, социальные, культурно-исторические изменения в обществе и глобальные изменения в экологии, природе. Поэтому ученые, говоря о сущности профессиональной мобильности, предлагают не концентрироваться на чисто профессиональных знаниях, умениях и навыках, а заменить их более полной гаммой, включая и компетенции в сфере охраны и улучшения здоровья, демографического развития, сохранения и развития традиций и культуры, рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. В такой трактовке профессиональная мобильность предстаёт как многогранное понятие, объединяющее в себе различные отрасли человеческого знания и очень обобщенные умения и навыки.

Возникает закономерный вопрос: что лежит в основе этого многогранного понятия? Основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких либо заданий в области своей профессии.

По мнению зарубежных исследователей (Д. Мартенс, А. Шелтон) в основу формирования профессиональной мобильности и конкурентоспособности будущих специалистов должны быть положены «ключевые компетенции», которые имеют широкий радиус действия, выходят за пределы одной группы профессий, профессионально и психологически подготавливают специалиста к смене и освоению новых специальностей и профессий, обеспечивают готовность к инновациям в профессиональной деятельности.

В настоящее время российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых компетенций, включив туда и компетенции, характеризующие межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Однако на практике сформировать такие компетенции в рамках как общего среднего образования, так и профессиональной подготовки в вузе крайне сложно.

Профессиональная мобильность личности это ещё и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную или профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями. Поэтому, по мнению ряда ученых (З. А. Решетова, А. М. Столяренко) основой профессиональной мобильности в современный период развития общества является развитое творческое мышление будущих специалистов.

В связи с этим, при выборе профессии необходимо учитывать два аспекта. Первый, связан с пониманием того, позволит ли полученная профессия и соответствующие ей профессиональные знания, умения и навыки гибко реагировать на социально-экономические и научно-технические изменения. Второй аспект связан с пониманием молодым человеком собственных способностей, творческого начала, что позволит находить решения в нестандартных и быстроменяющихся условиях.

Поэтому важно сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, знаниевую основу этой мобильности, а также готовности профессиональной мобильности и осознания эффективных путей изменения своего первоначального профессионального выбора.

При подготовке специалиста, когда складываются стереотипы учебной и профессиональной деятельности осуществляется активный поиск возможностей развития, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, формирование образа будущей профессии. Именно на этом этапе очень важно сформировать у человека внутреннее осознание многовариантоности возможностей развития, умение соотносить личные ценностные ориентации с общечеловеческими, умение воспринимать мир в движении, приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям, необходимо формирование профессиональной мобильности.

Подводя итого рассматриваемой теме, необходимо сказать, что проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей. Решение этой проблемы не имеет своих алгоритмов и часто связано не только с личными, но и общественными затратами. Лишь в последние годы исследователи усилили внимание к проблемам активного управления рынком труда и процессом формирования профессионального потенциала страны. Формируется информационная база о планах выпускников общеобразовательных школ, мотивах выбора ими профессий, реальных возможностях продолжить обучение по избранной специальности и шансах найти в последующем работу.

Анализ образовательного неравенства, возникшего в период перехода к свободному рынку, дает основания согласиться с мнением, что социальное неравенства стало фактором, способствующим формированию этих неравенств и углубляющий процесс социального расслоения в обществе.

Системный экономический кризис также сузил сферы использования квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, не имеют возможности повысить квалификацию, реальную зарплату и продвинуться по службе.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. Трансформация российского общества порождает изменения в механизме включения молодого поколения в существующую систему общественных отношений, определяет направленность его жизненных ориентации, трудовых и профессиональных намерений. Это не может не вызывать беспокойства за будущее развитие государства и общества в целом, именно поэтому молодежь является самой изучаемой возрастной категорией населения, так как именно в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности.

Однако на сегодняшний день отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения и эта проблема требует своего решения. Поскольку она плохо реализуется в системе школьного образования, то формированию профессиональных мотивов, профессиональных интересов и профессиональной направленности необходимо уделить внимание на начальном этапе профессиональной подготовки. Тогда у молодежи будет возможность своевременно изменить свой профессиональный выбор, что принесет пользу и личности и обществу в целом.

 

Лекция № 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.