Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Проблема бытия как центральная проблема




греческой философии (2 ч.)

Цель семинара: проследить, как развивается античная мысль от материального первоначала, к идеальному бытию.

 

1. Поиск первооснов мира в древнегреческой натурфилософии.

2. Атомизм и космология Демокрита.

3. Проблема бытия в философии Парменида.

 

Отвечая на первый вопрос семинарского занятия, укажите причины зарождения научного знания в форме натурфилософии. Расскажите, что способствовало тому, что эллины впервые смогли наметить границу между разумом и мифом, между человеком и природой. Прочитайте фрагменты текстов первых древнегреческих философов, представителей Милетской школы – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, а также Гераклита из Эфеса. Главная особенность древнегреческой философии – стремление понять мир в целом. Даже ранним философским учениям VI-V вв. до н.э. присущ ярко выраженный космологизм (изучение Вселенной как целого), поиск первоосновы бесконечного разнообразия явлений. Дайте определение термину «первоначало мира». Объясните, что послужило основой выводов древних философов о первоначалах. Признавая одно первоначало, материалисты создают своеобразный способ рассмотрения мира – монизм. Правда, в конкретном понимании первоначал они расходятся. Но если отвлечься от конкретных проявлений первоначал в рассуждениях разных философов, то можно обнаружить много общих свойств и характеристик. Определите эти свойства.

Следует обсудить идею круговорота природы. По мысли натурфилософов, первоначала обладают способностью к движению. Как они понимают движение? На основании чего они приходят к выводу, что источник движения природы, а значит и источник изменения первоначал находится в них самих? В чем выражается связь ранних философских идей с религией и мифологией? Следует поразмышлять о том, каков мир с точки зрения древних философов: постоянен или изменчив? Ответьте на вопрос, какая идея, характерная для античного мировоззрения, обобщена Гераклитом в понятии логоса. Раскройте смысл этого понятия. Объясните, почему идея логоса, ее относительное отделение от идеи первоначала (огня) содержит в себе мощный стимул для последующего развития философии? Поясните принцип монизма. Расскажите о том, какой вклад внесли ранние мыслители в философию.

Подготовка ко второму вопросу также включает чтение первоисточника. Отвечая на этот вопрос, следует сказать о том, почему Демокрит в качестве первоосновы мира взял множественное первоначало, каковым являются у него предельно мелкие частицы материального первоначала (атомы). Необходимо остановиться на свойствах атомов, подумать, какие из них являются постоянными, а какие изменчивыми. Согласно учению Демокрита, все в мире состоит из атомов и пустоты. Определите понятие пустоты. Рассуждая о вечном движении атомов в пустоте, назовите виды движения атомов. Разнообразные по форме атомы, соединяясь в пустоте, образуют тела. Здесь нужно сказать о принципах, согласно которым атомы могут соединяться или разъединяться, и указать физическую причину такого движения. Попытайтесь объяснить, почему атом одновременно мыслился и как философское, и как научное первоначало. Раскройте принцип дуализма, к которому близко подошел Демокрит. Необходимо рассмотреть также и учение Демокрита о специфических атомах живого и неживого, об особых атомах души, которой философ наделяет все живое, и которую считает смертной. Раскройте в общих чертах суть космологии Демокрита. В заключение следует выделить проблемы, которые пыталась разрешить атомистическая теория и рассказать о том, что можно было объяснить с помощью атомов. Почему идея атома в преобразованном виде сохранялась на протяжении всей истории человечества, вплоть до наших дней?

Отвечая на третий вопрос обратитесь к философии Парменида, переориентировавшего философские проблемы физических первоначал на идеальные представления о единых мировых первоначалах. Остановитесь на критике натурфилософии со стороны Парменида. Расскажите о тождестве бытия и мышления в философии Парменида. Подробно остановитесь на вопросе о свойствах бытия. Объясните, каким образом Парменид доказывает постоянство и неподвижность бытия и почему. Расскажите о том, какие доказательства приводят последователи Парменида в подтверждение идеи неподвижности бытия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.