Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательное чтение первоисточников. · Антология мировой философии




· Антология мировой философии. М., Т. 1. Ч. 1. С.

· Мир философии. В 2-х ч. М., 1991. Ч. 1. Раздел: Философские проблемы сознания и познания. 1. Философское понимание сознания (Л. Бюхнер).

· Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001. С. 327-332 (З. Фрейд); С. 335-337 (К. Юнг).

Вопросы для обсуждения:

1. Что означает «бессознательное» в изложении З. Фрейда?

2. Что означает «вытеснение» и какую роль оно играет в образовании «подсознательного»?

3. Какое место в структуре сознания занимает «Я»?

4. Что такое сознание в понимании Фрейда?

5. Что есть «либидо»?

6. Что означает «архетип» в концепции К. Юнга?

7. Что означает «личностное» и «коллективное» бессознательное? Какое между ними различие?

8. В чем суть «архетипа»?

Дополнительная литература

1. Искусственный интеллект: Междисциплинарный подход: [Сб. ст.] / под ред. Д.И. Дубровского, В.А. Лекторского. – М.: ИИнтелл, 2006.

2. Маркова Л.А. Физика мозга и мышление человека // Вопросы философии. – 2010, № 3. – С. 161-17.

3. Оруджев З.М. К вопросу о возникновении человеческого разума // Вопросы философии. – 2009. – № 12. – С. 68-79

 

Тема 9. Общество как объект социально-философского анализа (2 часа)

Цель данного семинара – определение места и значения социально-философской проблематики в современной философии, формирование у студентов представлений о специфике общества как объекта философского познания, а также знакомство с основными подходами к анализу современного общества.

1. Общество – объект философского познания.

  1. Географический детерминизм.
  2. Основные концепции происхождения общества.
  3. Формационный и цивилизационный подходы к исследованию общества.

5. Постиндустриальная модель общественного развития.

 

В первом вопросе вам предстоит раскрыть понятие общества и изучить основные концепции в истории философии, пытавшиеся дать ответ на вопрос, как возникло общество. Общество – открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, и самого человека как общественного существа.

Рассмотрите в самых общих чертах элементную базу общества как социальной системы, а именно: 1) материальное и духовное производство 2) различные формы общественных отношений, 3) социальную структуру, 4) политические и гражданские институты. Структурная характеристика общества предполагает не только выявление его элементной базы, но и определение места и роли каждого из этих элементов в его функционировании и развитии. Основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. Материальная сфера создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Подумайте, во-первых, над тем, какой характер носит производственная деятельность людей – общественный или индивидуальный, и, во-вторых, возможно ли практически разделить материальное и духовное производство. Охарактеризуйте подходы к изучению общества, используемые в современной философии.

Во втором вопросе рассмотрите концепции взаимодействия общества и природы. Объясните сущность концепции географического детерминизма (Гельвеций, Мечников).Поясните, всегда ли географическое положение влияет на общественное развитие или на определенных этапах?

Общество – развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходило определенные этапы, которые фиксируются в социокультурных критериях. Расскажите, на каких этапах и почему возникают такие представления как биосфера и ноосфера. Как изменился характер взаимодействия общества и природы в ХХ веке?

В третьем вопросе сформулируйте некоторые концепции происхождения общества в Античный период (Платон, Аристотель) и в Средневековье (Ф.Аквинский). Особое внимание обратите на теорию договорного устройства, разработанную философами Нового времени и вытекающую из нее концепцию гражданского общества (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо). Сравните ее с концепцией гражданского общества Канта и Гегеля и найдите различия в самом устройстве гражданского общества и в его связях с государством.

Как, по Вашему мнению, повлияла ли идея гражданского общества на становление современного гражданского общества? Какие элементы гражданского общества имеют место в России?

Прочтите раздел «Материалистическое понимание истории» из работы К.Маркса и Ф.Энгельса «Немецкая идеология». Уточните, какие предпосылки появления истории, и общества они называют, и как оценивают роль этих предпосылок. Акцентируйте внимание на диалектической взаимосвязи духовного и материального производства. Объясните, в чем заключается недостаток старой философии в объяснении целей и задач общественного движения с точки зрения марксизма. Какова модель общественного устройства, и какие факторы определяют его развитие с позиций марксизма?

Поясните смысл концепции социального детерминизма. Она оперирует понятиями «первичные» и «вторичные» факторы общественного развития. С позиций социального детерминизма трудно однозначно определить, что является определяющим фактором, сознание людей, часто опережающее действительность, или материальное производство. Социальный детерминизм преследует цель решить следующую проблему: развивается ли общество по определенным законам или оно существует бессистемно и общественное движение случайно. На каких основаниях, в концепции социального детерминизма, строится общество, и какие факторы определяют его развитие? Попробуйте объяснить этот вопрос, раскрывая содержание понятий «общественное бытие» и «общественное сознание». Определите, в чем состоит ограниченность концепции марксизма.

Как рассматривали вопрос об организации общества представители «органической школы» (Г.Спенсер)? Сравните подходы социологического детерминизма с концепциями западной социологии: деконструктивизмом (Ж.Деррида) и постмодернизмом (Ж.Лакан). В последних концепциях подчеркивается решающая роль нематериальных факторов, таких как информационно-технологические процессы (Лакан) или разрушающая роль сознания. Выявите сильные и слабые стороны деконструктивизма и постмодернизма.

Ответ на третий вопрос предполагает сравнение формационного и цивилизационного подходов к изучению общества, выявление их достоинств и недостатков, определение научных перспектив их применения в социальной философии, а также в междисциплинарных исследованиях. Исследуйте понятия «материалистическое» и «идеалистическое» понимание истории. В чем их отличие?

Четвертый вопрос связан с философской интерпретацией современного общества, его структуры, проблем функционирования отдельных сфер жизни (социальных институтов) и общества в целом. Понимание современности и постсовременности предполагает привлечение знаний из других предметных областей (экономика, политология, культурология и др.) для взвешенных философских обобщений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.