КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обязательное чтение первоисточников. · Социальная философия Т.1
· Социальная философия Т.1. Раздел «Философские концепции сущности общества». С.272-280. (О.Шпенглер). С.280-284 (А.Тойнби). С.285-289 (К.Ясперс). · Фукуяма Ф. Конец Истории? //Вопросы философии. 1990. №3. · Социальная философия. Т.1. Раздел «Философские концепции сущности общества». Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Глава «Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений». Раздел 1, § 2, 4. Раздел 2, § 3, 4, 6, 7. Вопросы для обсуждения: 1. Как видит ход истории О.Шпенглер? Каков источник движения истории? 2. Почему взгляд Шпенглера на историю называют иррациональным? 3. Что означает в изложении Фукуямы «конец истории»? Можно ли это понимать как завершение жизни человечества? 4. Какова основная тенденция истории, по мнению Фукуямы? 5. Какие препятствия встречались человечеству на пути к «концу истории»? 6. В чем слабость взгляда Фукуямы на историю? 7. Каковы причины возникновения истории в теории Маркса и Энгельса? 8. Как видят Маркс и Энгельс соотношение производства и идей? 9. Что является источником движения истории? 10. В чем сущность идеалистического взгляда на историю? 11. Каковы принципы материалистического понимания истории? 12. Что называется базисом? 13. Что называется общественно-экономической формацией?
Дополнительная литература
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории // Философия истории. Антология: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 197 – 218. Тема 11. Общественная жизнь как цивилизационный процесс (2 ч.)
1. Цивилизация как форма существования и развития общества. 2. Типы цивилизаций. 3. Философские проблемы культуры.
Цель семинара: рассмотреть историческое развитие цивилизации и культуры, их специфику и многообразие.
В первом вопросе следует, прежде всего, изучить процесс формирования понятия цивилизации. Для этого необходимо обратиться к работам французских просветителей Ж.-Ж.Руссо, Кондорсе, Руссо и др. Понятие цивилизации стало широко употребляться именно в эпоху Просвещения. На примере этих работ исследуйте содержание, которое французские философы вкладывали в понятие «цивилизация». Поразмыслите, чем отличаются представления о направленности цивилизационного развития в философии Просвещения и в философии О.Шпенглера. Рассмотрите сущность марксистской интерпретации цивилизации, и подумайте, чем она отличается от классической трактовки Кондорсе, Гельвеция и др. просветителей. Из современной философской мысли выделите концепции цивилизации А.Тойнби и П.Сорокина и характеристики цивилизации. Найдите общие признаки цивилизации, характерные для всех вышеприведенных концепций цивилизации. Далее рассмотрите характеристики цивилизации: иерархию ценностей, формы жизнедеятельности. Сравните некоторые цивилизации и выявите их своеобразие. Объясните, какие возможности для исторического исследования открывает применение цивилизационного метода: как меняется субъект и объект истории, как решаются глобальные проблемы общества. Во втором вопросе исследуйте типы цивилизаций, через которые проходило общество: космогоническую, техническую, антропогенную. Охарактеризуйте их основы, принципы организации (социальная справедливость технические приемы, технологии), внешние и внутренние аспекты (экономика, трудовая основа, политическая организация, наука и культура и др.). Рассмотрите отличительные признаки индустриального и постиндустриального общества. Выявите основания, по которым возможно деление общества на индустриальный и постиндустриальный типы. Взяв за основу критерии индустриального и постиндустриального обществ, поразмыслите над вопросом, к какому типу общества принадлежит Россия. Сравните два подхода к изучению общественного движения – формационный и цивилизационный. Раскрывая содержание формационного подхода, остановитесь на важнейших понятиях: формация, диалектическое развитие, общественное производство, базис. На основании этих понятий поясните, в чем состоит достоинство и ограниченность метода. В третьем вопросе, прежде всего, сформулируйте для себя определение «культура». Сравните свое определение с понятиями культуры, встречающимися у Шпенглера, Данилевского и др. философов. Одно из определений гласит что «культура представляет собою специфическую форму бытия, возникновение, существование и изменение которой связано с человеком и определено его деятельностью». Подумайте над другими определениями, которые вы сумеете найти в литературе или определить самостоятельно. Исходя из понятия культуры, раскройте содержание понятия «культурная реальность» и объясните, как она возникает. Какова связь между культурой и природой? Может ли возникнуть культура без природы? Сравните понятия «первая природа» человека и «вторая природа» человека. Чем они отличаются друг от друга и что их связывает в культуре? Вам необходимо сравнить философские подходы к пониманию культуры и ее значимости. Для работы можно выбрать философские взгляды Руссо и его понимание культуры. Сам Руссо считал культуру тяжким грузом для человечества. Объясните, каким образом Руссо и его сторонники пришли к такому выводу и в чем заключается ограниченность их взглядов. Рассмотрите специфические формы культуры: мораль, религию, право, искусство и др. и те представления, которые человек уясняет с помощью этих форм. Остановитесь на функциях, выполняемых культурой в обществе. Сравните понятия «материальная» и «духовная» культура. Духовная культура находит свое воплощение в материальной, но вопрос о том, как происходит процесс перехода материального в духовное и духовного в материальное, вам предстоит раскрыть в ходе изучения материала. Помимо рассмотрения ценностей, составляющие содержание культуры вам следует показать значимость языка и символов в развитии культуры. При подготовке данного вопроса надо иметь в виду, что понять культуру можно только в ее целостности. Понимать культуру только как предметную или духовную деятельность или подменять все многообразие культурных форм одной или несколькими – значит обеднять само понимание культуры. Каково Ваше собственное понимание культуры? Понятия «культура» и «цивилизация» часто употребляют как синонимы. При этом происходит отрыв материальной и духовной компонент культуры друг от друга. Первая считается высшим проявлением творчества и связывается в сознании с культурой, а вторая - с материальным началом и с цивилизацией. Проанализируйте работы философов, отстаивавших идею превосходства духа над материей, и поясните, идет ли речь об относительном их противопоставлении или об абсолютном. На самом деле культура есть один из показателей уровня развития цивилизации. Сравните различные характеристики цивилизации, такие как уровень научно-технического прогресса, способ и форма реализации идейно-духовного, ценностного ядра сознания и др. Сравните также концепции локальных и глобальных культур П.Сорокина, А.Тойнби, Данилевского. Объясните, в чем состоит ограниченность концепций П.Сорокина, А.Тойнби и др.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |