КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обязательное чтение первоисточников. · Мир философии. Книга для чтения
· Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991. Ч.2. Раздел «Сущность и назначение человека». С. 9-10 (Н.Кузанский), 21-23 (К.Гельвеций), 61-70 (Э. Фромм). Вопросы для обсуждения: 1. Как определяет дуалистическую сущность человека философ Средневековья Николай Кузанский? 2. Почему Н.Кузанский считает человека миром? 3. Что означает выражение: «человек может быть только человеческим богом»? 4. Как определяет понятие «человечность» Н.Кузанский? 5. Как определяет индивидуалистическую, атомистическую природу человека французский философ XVIII в. Клод Гельвеций? 6. Какое из этих двух начал является преобладающим: любовь или эгоизм? И что такое любовь, по мнению Гельвеция? 7. Как определяет человека Гельвеций – как природное или социальное существо? 8. Какие основополагающие, и, в то же время, полярные качества считаются прирожденными качествами человека в эпоху Нового времени? 9. Как определяет сущность человека неофрейдист Эрих Фромм? Почему его работа называется «Человек – волк или овца»? 10. Каких людей традиционно считают «волками», а каких «овцами»? 11. Почему люди поступают в одних случаях как «волки», а в других случаях как «овцы», т.е. они готовы и к жестокости, и к доброте? Как считает Фромм? 12. Почему ответ на вопрос о сущности человека, по мнению Фромма, имеет решающее значение для современности? Кто является главным врагом человека и почему? 13. Какие качества, по мнению Э.Фромма могут отличать человека от животного и помогают ему избавиться от своей природы? 14. Какую оценку дает Фромм человеческому разуму?
Тема 15-16. Философская антропология (4 ч.) Цель семинара: познакомить с философско-антропологическими учениями современности, рассмотреть основополагающие категории человеческого бытия. 1. Предмет, понятие, задачи и функции философской антропологии2. Новый подход в изучении человека. М. Шелер и антропологический поворот к человеку
В первом вопросе следует определить объект, предмет и задачи философской антропологии. Рассмотрите отличие проблемы бытия природы от бытия человека. Какова его специфика? Необходимо увидеть различие между объективистскими и субъективистскими историко-философскими концепциями человека. Рассмотреть мировоззренческую и методологическую функции философской антропологии. Следует остановиться на основных типах мировоззрения (космоцентризме, теоцентризме, антропоцентризме и т.д.), в которых выступает философская антропология. Студенты должны осознать, что философская антропология как методологическое основание современного научного знания о человеке задает конкретным наукам исходные посылки. Отвечая на второй вопрос семинарского занятия, следует указать, почему в XX веке меняется отношение к проблеме человека, который стал пониматься как подлинная глобальная первооснова всей культуры. Ответить на вопрос, почему учение Шелера о человеке стало поворотным моментом в развитии философской антропологии. Следует назвать и определить сущностные различия, по Шелеру, человека и животного. Раскрыть смысл понятий «чувственный порыв» и «способность делать выбор». Следует поразмышлять, почему Шелер не считает интеллект отличительной характеристикой человека. Необходимо объяснить, почему важнейшим понятием философии Шелера является понятие «дух». Следует проанализировать основные характеристики «духа». Нужно объяснить, как определяет человека Шелер и в чем он видит основную задачу человечества? Необходимо сделать вывод об идеалистической трактовке человека Шелером. В третьем вопросе студенту следует объяснить, почему проблема жизни и смерти относится к числу онтологических категорий. Обратите внимание на отличие механистических представлений о жизни и смерти от современных представлений в философской антропологии. Рассмотрите подходы к жизни и смерти. Поясните, почему два этих феномена представляют единое целое. Обратите внимание на особое свойство человеческой психики – стремление преодолеть страх смерти с помощью защитных механизмов. Охарактеризуйте их. Назовите символические способы преодоления смерти, которые были выработаны культурой и охарактеризуйте их содержание. Чем различаются религиозные и рационалистические подходы к проблеме бессмертия. В четвертом вопросе необходимо рассмотреть одну из основных категорий философской антропологии – смысл жизни человека. Следует остановиться на решении проблемы смысла жизни в западноевропейской и русской философии. Нужно познакомиться с концепциями смысла жизни в философии Л. Толстого. Рассмотреть решение данной проблемы в философии экзистенциализма. Студенты должны понять, чем обусловлен своеобразный трагический оптимизмМ. Хайдеггера и А. Камю. Рассматривая современную философию, необходимо выяснить, как решается проблема человека и смысла его жизни в постмодернизме. Важно прийти к выводу, что проблема целостности субъекта сводится не только к противостоянию власти отдельной личности, но речь идет, прежде всего, процессе творческого самосозидания. Поиск сущности человека в постмодернизме связан с осознанием необходимости изменения бытия человека, преобразованием его внутреннего мира. Необходимо выяснить, что глубинная идея концепции «смерти автора» заключается в защите человека и личности от «дисциплинарного» общества, упраздняющего человека как субъекта самосознания.В пятомвопросе необходимо представить одно из центральных для философской антропологии понятие свободы. Следует остановиться на связи понятий свобода и ответственность. Студенты должны прийти к выводу, что проблема ответственности – это вопрос о реальной нравственной свободе человека, которая зависит от свободы других людей. Следует рассмотреть решение проблемы свободы и ответственности человека представителями западноевропейской и русской философии. Раскрыть суть понимания свободы в философии К. Ясперса и Н. Бердяева. В заключительной части семинара важно выявить индивидуальную позицию семинара к базисным понятиям, определяющим сущность человека.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |