Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязательное чтение первоисточников. · Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии




· Мир философии. В 2 т. Ч.1. Раздел «Бытие и материя». С. 211-212 (Ламетри), С.213 (Лейбниц).

· Мир философии. В 2 т. Ч.1. Раздел «Движение, изменение, развитие» (Т. Гоббс).

· Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Ч.2 // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произв.: В 3 т. М.: Госполитиздат, 1982. Т.3.

Вопросы для обсуждения:

1. Как определяет понятие материи Ламетри? Какие характеристики выделяет?

2. Что называет материей Лейбниц? Какими свойствами с точки зрения механицизма она обладает?

3. Что понимает в качестве движения Т.Гоббс как представитель механистического материализма? Какие доказательства вечности движения он использует? Верны ли они?

4. Как определяет Ф. Энгельс «основной вопрос философии»?

5. Какие две стороны, по мнению Энгельса, имеет основной философский вопрос?

6. Как называют философов, отрицающих познаваемость мира?

7. Какие недостатки классической философии указывает Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»?

 

Дополнительная литература

 

  1. Абдуллин А.Р. Онтологическое мышление, виды и сущность. – Уфа: БГУ, 2002.
  2. Гриненко Г.В. История философии. – М.: Юрайт, 2006.
  3. Иванов Е.М. Материя и субъективность. – Саратов: Изд-во СГУ, 1998.
  4. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
  5. Канке В.Л. История философия. – М.: Логос, 2003.
  6. Системный подход в современной науке: сборник: (к 100-летию Людвига фон Берталанфи) / отв. ред. И.К. Лисеев, В.Н. Садовский. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.
  7. Философия природы в античности и в средние века: сборник научных трудов / ред. П.П. Гайденко, ред. В.В. Петров. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  8. Фок В.А. Квантовая физика и строение материи. – Л.: ЛГУ, 1965.

 

Тема 6. Свойства и диалектика бытия (2 часа)

Цель данного семинара – ознакомить студентов с основными философскими концепциями движения, пространства и времени и представить их связь с материальными основами бытия.

 

1. Исторические типы диалектики.

2. Принципы и категории диалектики.

3. Диалектика как учение о развитии и методе познания.

4. Метафизика как метод и учение.

 

В первомвопросе необходимо объяснить историю становления проблемы развития и ее решение на уровне «наивного» стихийного отражения происходящих в мире изменений. Для этого обратитесь к истории диалектики и охарактеризуйте основные принципы античной диалектики: понимание роли противоречий в развитии мира, постоянный характер борьбы противоречий, универсальность противоречий, переход от одного состояния объекта к другому на основе противоречий.

Рассмотрите формы диалектики, сложившиеся в античной философии: диалектику природы и диалектику мышления. Диалектика природы уходит корнями в философию Гераклита и является учением о принципах бытия. Назовите эти основные принципы. Объясните, почему мир, с точки зрения диалектики может существовать и, главное, развиваться, только в противоречиях. Диалектика мышления, представлена учениями Сократа и Платона, в которых она является методом мышления. Однако, у Сократа диалектика является методом отыскания истины, а у Платона методом категориального мышления. Сформулируйте принципы сократовского метода (майевтика). Попробуйте сами построить диалог, который привел бы вас к истине. В платоновском методе мышления основное внимание уделите таким понятиям как анализ и синтез.

Второй этап в развитии диалектики связан с именем Гегеля, у которого она является одновременно и методом познания и учением о бытии сознания. Более того, при ближайшем рассмотрении учение гегелевской диалектики оказывается учением о саморазвитии сознания. Расскажите о диалектическом значении гегелевской триады. Объясните, почему гегелевская диалектика называется идеалистической.

Материалистическая диалектика представлена в философии марксизма. Как и у Гегеля, она является одновременно и методом и учением. Однако направлена диалектика, прежде всего, на раскрытие принципов развития природы. Охарактеризуйте эти принципы.

Второй вопрос предполагает определение места законов и категорий диалектики для понимания состояния бытия. При дальнейшем рассмотрении вопроса необходимо понять принципы диалектики. Функцию главных принципов в диалектике выполняют три ее центральные идей, в наиболее общем виде воспроизводящие сущность мира как закономерного самодвижения бытия: принципы объективности, взаимосвязи и развития.

Первый принцип обеспечивает решение вопроса: что изменяется, что развивается? Второй принцип – принцип всеобщей связи. Принцип всеобщей связи находится в органическом единстве с принципом всеобщего развития. При рассмотрении данного принципа необходимо установить связь категорий «изменение», «движение», «развитие» и сместить акцент с вопроса о движении и изменении как способе существования бытия на вопросы: почему все изменяется, как и в каком направлении. С этих позиций подойти к рассмотрению следующих вопросов семинара, ибо вопросы о развитии решены на уровне законов, которые во взаимосвязи являют предмет диалектики как науки

Далее обратитесь к изложению законов и категорий диалектики, содержание которых тщательно изложил Гегель. Определите отношение Гегеля к основному вопросу философии и, исходя из этого, объясните, почему Гегель считает, что философские категории являются методом постижения действительности. Рассмотрите такие философские категории как: возможность и действительность, сущность и существование, тождество, различие, бытие, противоречие, противоположности и др. Особое внимание уделите категориям тождество, различие, противоречие, противоположности. Почему у Гегеля система категорий отождествляется с самим бытием, почему между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует противоречия?

Чтобы утвердиться в правильности диалектической точки зрения, необходимо рассмотреть весь объективный процесс возникновения движения и разрешения противоречия, проследить основные стадии, которые «проходит» противоречие от своего зарождения в системе, до его полного разрешения, и конечные результаты – появление новой системы, новых противоречий.

Любая система есть бесконечное множество противоречий, и каждое из них выполняет строго определенную функцию. Поэтому важно выделить основные виды противоречий, обратить внимание и на специфику социальных противоречий, их характер, способы разрешения.

В третьем вопросе следует обратить внимание на то, что предложенная трактовка развития как единства и борьбы противоположностей устраняет гносеологическую основу его односторонне метафизических интерпретаций и это касается, прежде всего, вопроса о соотношении количественных и качественных изменений, поскольку их взаимосвязь образует необходимый способ, а точнее, механизм развития, показывает, как идет развитие.

Выявление содержание закона взаимного перехода количественных и качественных изменений предполагает исследование его основных категорий. Таковыми являются: количество, качество, свойство, мера, скачок. Вопрос их рассмотрения осложняется, с одной стороны, неоднозначностью определения, а с другой, что более важно, важностью реальной их фиксации, обнаружения в реальной объективной действительности. Это особенно касается категорий «мера» и «скачок», так как именно в момент нарушения меры и скачка обнаруживается действие данного закона, "срабатывает" механизм разрешения противоречия, переход системы в иное, другое или новое. Именно скачок – необходимое условие появления нового, это и механизм, и прерыв постепенности, и процесс, и форма развития. Итогом анализа проблемы скачка должно быть понимание того, что при всем разнообразии преобразований старого качества в новое, в реальной действительности – это единый, но разносторонний процесс.

Продолжая изучение данного закона необходимо перейти к пониманию его методологического значения для науки и социальной практики, последнее ставит проблему эволюционного и революционного развития.

Закон единства и борьбы противоположностей. Реализуясь посредством борьбы противоположностей и перехода количественных изменений в качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отрицание (уничтожение) старого и возникновение нового. Эта тенденция отражается в законе отрицания отрицания.

С проблемой отрицания философская мысль сталкивается при самом зарождении философии. В Античности (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур), в Новое время (Спиноза) в ХVIII – ХIХ вв. (Кант, Гегель), в ХIХ – ХХ вв. – представители естественнонаучной мысли (Д. И. Менделеев) и социальной философии (К. Маркс и др.).

На вопрос, что происходит в мире вследствие исчезновения конкретных систем и смены событий, давались разные ответы. Многими мыслителями отрицание отождествлялось с актом простого разрушения вещей, и делались выводы, что в мире нет действительного развития. Повторение одних и тех же качеств, круговое развитие (идея круговорота) – истинное развитие. Как противоположное в ХVIII в. возникает концепция прямолинейного развития, идея абсолютного прогресса.

Научное понимание направленности развития и таким образом закона отрицания будет существенно определяться пониманием содержания его основных категорий. Таковыми являются: отрицание, отрицание отрицания, прогресс. В диалектике и метафизике это понимание практически взаимоисключающие. Так признаками диалектического отрицания являются: самоотрицание; момент связи старого и нового; условие возникновения нового; утрата части содержания и формы старого; сохранение жизненных сторон прежнего содержания, преемственность между старым и новым; частичная реставрация ранее утраченных форм. В метафизике эта фундаментальная категория, отражающая реальные процессы развития и материального и духовного бытия, характеризуется принципиально другими чертами. Это: уничтожение системы под воздействием внешних факторов и причин; отрицание не является моментом связи, новое и старое не связаны между собой, не являются ни условием, ни предпосылкой к возникновению нового; «зряшное» разрушение всего прежнего содержания; полное отсутствие преемственности; отсутствие связи старого и нового.

Таким образом, важно, прежде всего, уяснить, что только в процессе диалектического отрицания завершается развитие в пределах старого качества, именно оно кладет начало новому бытию, но само оно возможно лишь в результате борьбы противоположностей и в момент скачка.

В четвертом вопросе необходимо остановиться на понятии метафизики. Метафизика одновременно выступает и как метод познания и как учение о принципах бытия. Однако, в отличие от диалектики метафизика настаивает на постоянстве мира и однобокости исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.