КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Длительности». 2 страница
Примером сложной координации может служить следующее упражнение. Руки исполняют дирижерский жест: правая на три четверти, а левая - на четыре четверти. Для того чтобы по времени эти движения были равны, нужно установить двенадцать равных единиц (музыкальное сопровождение - или двенадцать четвертей или четырехтактовая фраза со счетом три четверти). Правая рука тремя движениями делит эти двенадцать единиц на три части, причем каждое движение выдерживается в течение четырех единиц: Рука вниз на 1 (2, 3, 4 - пауза). Рука в сторону на 5 (6, 7, 8 - пауза). Рука вверх на 9 (10,11,12 - пауза). Таким образом, для правой руки устанавливаются следующие ударные единицы из двенадцати общих: раз, пять-девять (остальные - неударные - выдерживаются). Левая рука четырьмя движениями делит эти же двенадцать единиц на четыре части, причем каждое движение выдерживается в течение трех единиц. Рука вниз на 1 (2, 3 - пауза). Рука перед грудью на 4 (5, 6 - пауза). Рука в сторону на 7 (8, 9 - пауза). Рука вверх на 10 (11,12—пауза). Для левой руки устанавливаются следующие ударные единицы: раз, четыре, семь, десять (остальные - неударные - выдерживаются). При одновременном сочетании движения обеих рук получается такое сопоставление и чередование ударных единиц: Работая над этим упражнением, необходимо вначале добиться автоматизации движения каждой руки отдельно и затем уже пробовать сочетать движения обеих рук, причем непременно сознательно, то есть, отдавая себе отчет в каждом движении и сознательно направляя каждое движение. Поскольку сочетание этих двух движений построено на точном соотношении, нормы этих соотношений, то есть ритм, очень легко определить и запомнить. Можно зафиксировать его в размере три четверти: Когда сочетание движения обеих рук будет автоматизировано, вводится новый момент, возобновляющий работу над координацией, - движение ног, то есть шаги, в момент ударных единиц: на 1, 4, 5, 7, 9, 10. В зависимости от музыкального сопровождения такое сложное упражнение оформляется или в характере четкого, строгого гимнастического движения, или в мягком и легком рисунке танцевального движения.
Ориентировка Умение ориентироваться, то есть умение быстро учитывать условия, необходимые для выполнения данной задачи, - чрезвычайно существенный в работе актера навык. Понятие «ритмичности» непременно включает навык ориентировки, так как учет элементарных условий временной, пространственной и групповой планировки является основой ритмизации движения. Ориентировка в пространстве тесно связана с умением ориентироваться в данных условиях группового построения, то есть в коллективе. Для большей ясности изложения эти два момента рассматриваются отдельно, что не должно, конечно, обозначать их разрыва в практической работе. а) Ориентировка в пространстве - это учет пространства, необходимого для данного движения. Весьма существенно, чтобы этот учет производился очень быстро, попутно с выполнением самой задачи, без затраты лишнего времени. Примеры неумения ориентироваться в пространстве можно постоянно наблюдать на любом перекрестке уличного движения. Человек видит приближающийся автобус, но не может «рассчитать» время, в течение которого путь еще останется свободным, пространство, отделяющее его от противоположного тротуара, и темп своего движения. Поэтому он суетится, бросается вперед, отскакивает назад и, наконец, сломя голову бежит, а автобус только через несколько секунд приближается к месту его напрасной тревоги. Дело здесь не только в точности так называемого глазомера, а в навыке учета временных, пространственных и моторных (двигательных) условий. Этот весьма ценный для каждого человека, а потому и называемый общеполезным навык особенно важен для актера, так как в сценической работе возникают иные, чем в жизни, специфические пространственные условия, и необходимо мгновенно учитывать их и приспосабливать к ним свое движение (покатая поверхность сценической площадки, многообразие объемных конструкций и т.п.). Навык ориентировки в пространстве развивается при помощи упражнений, тренировочная задача которых заключается в планировке движения в пространстве. Условия упражнений ставят учащихся в необходимость рассчитывать, «укладывать» свое движение в определенные фиксированные пределы. Упражнения строятся на основе двух различных приемов. Первый - различные пространственные условия при одной и той же задаче движений. Например: подойти к окну и открыть его. В одном случае большое окно находится близко, в другом - окно, гораздо меньшее по размеру, находится дальше. Для исполнения этой задачи дается один и тот же отрывок музыкального произведения, то есть та же временная норма. Ясно, что движение должно быть выполнено в различных темпах и в различном объеме в каждом из этих случаев. Второй прием - движение дается в определенном темпе, в зафиксированном рисунке и объеме. Учащиеся должны сами найти наиболее соответствующие пространственные условия. В первом приеме отправной точкой упражнения служит зафиксированное пространственное условие, в зависимости от которого учащийся самостоятельно строит движение. Во втором - движение зафиксировано, и в связи с его задачами нужно установить пространственные условия. И в том и в другом случае тренируется умение сочетать в одно целое различные пространственные, временные и моторные (двигательные) нормы. Упражнения оформляются различными видами движения. Степень их трудности возрастает в зависимости от сложности музыкального сопровождения, задачи и рисунка движения, а также разнообразия пространственных условий. б) Ориентировка в коллективе, то есть умение быстро находить свое место в данной групповой планировке движения, умение быстро усваивать и учитывать движения партнера и строить свое движение в связи с общим групповым заданием. Тренировка этого навыка не только дает в результате техническую подготовку для так называемых «массовых сцен» или для групповых мизансцен, но также развивает очень ценное качество - ответственность за общее, коллективно выполняемое задание. В этом моменте своей работы ритмика включается в более широкую область воспитания актера, не только как технически вооруженного, но и как ответственного члена коллектива. Развитие навыка ориентировки в коллективе начинается с очень простых упражнений, построенных на так называемом «фигурном», групповом движении (фигурная маршировка, перестроения и т.п.), где каждый учащийся неизбежно должен учитывать движения своих партнеров (равнение шеренг при ходьбе, различная планировка движения нескольких шеренг и т.п.). Такие первоначальные упражнения строятся как «текучие», то есть не осложняются фиксированными пространственными условиями. В дальнейшем применяются как более сложные, уже «фиксированные» упражнения, фигурные гимнастические построения, игры на организованном при помощи музыки движении и пляски коллективные и парные. Суть тренировочной задачи всех этих упражнений в том, что учащийся вынужден самостоятельно организовать движения. Для этого некоторые условия упражнения точно не устанавливаются. Таким образом, построенное упражнение не имеет четко отработанной формы, что и не существенно в данном случае. Важно, что благодаря таким условиям учащиеся поставлены в необходимость ориентироваться в коллективе. Например: исходное положение - общий круг; учащиеся распределены по звеньям; в каждом звене свои вожаки (оба крайние); на определенную музыкальную фразу движение идет по общему кругу, на следующую фразу оно распадается на несколько кругов, затем на колонны, звезды и т.д. Моменты перестройки диктуются музыкой, но благодаря непрерывному движению пространственные и групповые комбинации чрезвычайно разнообразны и требуют постоянной ориентировки в новых условиях.
Тема II Темп и точное соотношение скоростей Темп Термин «темп» происходит от латинского слова tempus, то есть «время». На итальянском языке это слово преобразовалось в tempo, но сохранило свое значение. В музыкальной терминологии, пользующейся главным образом словами итальянского языка (поскольку начало современной теории музыки было положено в Италии), значение слова tempo суживается, и оно применяется для обозначения скорости музыкального движения. В системе ритмического воспитания слово «темп» употребляется как музыкальный термин, то есть как обозначение скорости движения и соответствующего навыка - умения воспроизводить и выдерживать эту скорость (переключение темпов, устойчивость в темпе). Для обозначения различных темпов в музыке употребляются итальянские названия, определяющие отчасти характер музыкального произведения и указывающие на соответствующую ему скорость музыкального движения. Например: Largo - «широко» -очень медленный темп. Adagio - «удобно» - несколько быстрее. Andante - «идучи», «идя» - еще немного быстрее. Moderato - «умеренный» -средний темп. Аllegrо - «весело», «бодро» - быстрый темп. Рrеstо - «торопливо» -очень быстрый темп. На практике ритмической работы применяются следующие обозначения темпов: -Средний -Замедленный -Ускоренный - Медленный -Быстрый Эти пять основных темпов, конечно, не являются абсолютными величинами. Представление о каждом из них условно. Тем не менее, говоря о «среднем» темпе, каждый человек может ясно представить себе соответствующую, обычную для данного процесса скорость движения и от этой средней скорости установить новые скорости или в сторону замедления, или, наоборот, в сторону ускорения. Темп музыкального произведения определяется его характером. Темп движения человека определяется его характерными особенностями и конкретными условиями, влияющими на его поведение. Каждому процессу свойственен наиболее удобный темп, зависящий от целого ряда условий. Условия, определяющие темп движения человека в трудовом процессе: Состояние психофизического аппарата. Индивидуальные особенности темперамента. Материал и его состояние (вес и объем предметов и пр. и пр.). Качество инструмента при трудовом процессе (острый, тупой, тяжелый, легкий и пр. и пр.). Часто бывает трудно изменить привычный темп движения, особенно если он выработался в результате постоянной, однообразной работы. В процессе развития навыков темпа применяются два методических подхода. Один идет по линии раскрытия задачи, по существу ее требующей определенного темпа движения. Например: «нездоровье», «усталость», «долгое и томительное ожидание» и т.п. - задачи, неизбежно диктующие замедленный или медленный темп движения. И наоборот: «сборы в экскурсию», «запоздалое приготовление сцены к спектаклю» и т.п. - задачи, по существу требующие ускоренного или быстрого темпа. Второй подход направлен по линии разработки чисто технических приемов движения в том или ином темпе путем осознания мускульной подготовки и мускульной нагрузки движения в различных темпах. Оба эти подхода вполне равноценны и дополняют друг друга. Было бы неверным отрывать мысль (содержание задачи) от ее воплощения (оформление задачи, техника выполнения), то есть «внутреннее» от «внешнего», представляющих собой некое единство. Но подход к овладению этим единством как навыком возможен и с той и с другой стороны. Применение в каждом случае того или иного методического приема определяется конкретными данными аудитории, вплоть до индивидуальных особенностей каждого учащегося. Навыки темпа, развиваемые ритмическим воспитанием, по существу сводятся к следующим двум: 1. Устойчивость в данном темпе, то есть умение выдержать определенную скорость движения в течение достаточно длительного отрезка времени, не ускоряя и не замедляя. 2. Переключение темпов - умение легко и четко изменить скорость движения, не постепенно ускоряя или замедляя, а внезапно переходя от одной условно установленной скорости к другой. Для укрепления этих основных навыков ведется работа по развитию подсобных навыков, заключающихся в умении учитывать мускульную подготовку и мускульную нагрузку движения. Эти навыки в свою очередь являются основными в работе всех дисциплин, специально тренирующих технику движения. Поэтому в работе по ритмическому воспитанию эти уже отчасти приобретенные навыки связываются со специально тренировочными задачами по темпу (устойчивостью в темпе и переключением темпов). Учитывать мускульную подготовку движения - значит уметь правильно распределять степень мускульного напряжения, необходимого для начала данного движения. В привычных условиях жизни эта подготовка совершается автоматически (бессознательно), в силу длительно вырабатываемых навыков приспособления. Если нужно поднять тяжелый ящик или взять со стола стакан, то в том или в другом случае нужна совершенно разная мускульная подготовка и различная затрата мускульной энергии, учитываемая автоматически. Неумение учитывать и распределять мускульную энергию сказывается очень ярко и наблюдается довольно часто, когда человек, привыкший к большой затрате энергии (например, работа грузчика), поставлен в условия, требующие сравнительно малой затраты (отрезать кусок хлеба). Если навык легкого переключения не развит, движения этого человека во втором случае будут чрезвычайно неловкими или «неуклюжими». Причина этой «неуклюжести» кроется именно в неумении рационально расходовать мускульную энергию, в неумении учитывать соотношение цели движения, его задачи и необходимой мускульной подготовки. Другими словами, это явление указывает на отсутствие элементарной «ритмичности». Учет мускульной нагрузки движения обозначает умение рассчитать расходование мускульной энергии так, чтобы затрачивать на данное движение необходимый минимум энергии. Расточительность энергии во время движения (характеризованная вышеприведенным примером) также указывает на недостаток «ритмичности». Развитие всех этих необходимейших актеру навыков идет по линии осознания задачи движения и учета необходимой для его выполнения мускульной энергии и в момент подготовки и в момент «нагрузки». Музыкальное сопровождение дает стимул к движению в различных темпах, благодаря чему появляется возможность большого разнообразия тренировочных условий. Упражнения строятся так, чтобы учащийся был поставлен в необходимость учитывать все новые и постоянно изменяющиеся условия движения, требующие быстрого и четкого приспособления. Первый этап работы - это применение к данному темпу музыкального сопровождения (слуховое восприятие). Затем следуют упражнения, где темп движения дается одним из учащихся, а вся группа применяется к этому темпу уже на основе не слухового, а зрительного восприятия. Дальнейшая работа идет по линии все усложняющихся тренировочных условий, сохраняя все те же тренировочные задачи (устойчивость и переключение). В «текучих» упражнениях, построенных на гимнастическом или танцевальном движении, а также на движении с предметами (стулья, мячи, книги и пр.), применяется «переменное» музыкальное сопровождение, то есть чередование различных темпов, а также чередование музыки с длительными паузами, во время которых движение продолжается. В данной теме возможны следующие примерные тренировочные условия: 1. Музыка прекращается, движение продолжается без музыки, сохраняя данный темп. 2. Несколько смонтированных музыкальных отрывков, различных по темпу. Найти задачу движения, определяющую каждый данный темп. Например: «Сижу, читаю. Темнеет. Надо зажечь электричество. Комната незнакомая. Ищу выключатель. Нахожу. Поворачиваю. Осматриваю комнату, при электричестве она выглядит иначе. Возвращаюсь к книге. Снова принимаюсь читать». Или: «Сижу в кресле. Устал. Нездоровится. Стемнело. Надо зажечь свет. Не хочется вставать. Совсем темно. Встаю нехотя. Иду осторожно. В темноте нащупываю выключатель. Сразу яркий свет. Ослепляет. Нужно садиться писать. Не хочется. Вижу газету. Иду к креслу. Сажусь. Нехотя берусь за газету». Или: «Сижу. Читаю письмо. В комнате горит лампа. Слышу шаги. Не хочу показывать письмо. Вскакиваю. Тушу электричество. Ложусь и делаю вид, что сплю». В этих трех примерных задачах - три различных, условных, конечно, темпа. Первый - средний, второй - несколько замедленный, третий - ускоренный. Такие упражнения проводятся и индивидуально, и по группам, и всей группой одновременно. Сперва с музыкальным сопровождением, а затем «наизусть» (без музыки). 3. Монтаж музыкальных отрывков, различных по темпу. Соответствующее количество групп. Каждая группа самостоятельно оформляет темп своего отрывка движением. То же - наизусть. По сигналу группы меняются отрывками (момент внезапного, неожиданного переключения).
Точное соотношение скоростей Во всех этих упражнениях скорость движения рассматривалась как условная величина, поэтому и соотношение скоростей устанавливалось произвольно. Например: темп данной музыки и данного движения несколько замедленный по отношению к среднему темпу, но в зависимости от различного характера музыки и движения этот темп может быть и более и менее замедленный. Точное соотношение скоростей обозначает установление неизменных величин. Например: темп данной музыки средний; этот темп принимается за основной, по отношению к которому точно устанавливаются производные темпы - в два раза быстрее или медленнее (или в четыре раза); при этом музыкальное сопровождение может и не включать все производные темпы. За основу берется темп, определяемый содержанием данного музыкального произведения, а производные темпы являются как бы отклонениями от данного основного темпа, но не случайными (немного замедлить, немного ускорить), а поставленными в точную зависимость. В первом случае новый темп движения, отличающийся от предыдущего, возникает только в связи с изменением задачи движения. Во втором случае производные темпы берутся одновременно с основным. Наряду с основной задачей движения возникают и другие задачи, определяющие эти производные темпы движения. Для установления производных темпов необходимо прежде всего определить основной темп, то есть выяснить чередование единиц музыкального движения и затем или дробить эти единицы на равные доли (в два или четыре раза быстрее), или объединять эти единицы по две или четыре в одну новую, становящуюся, таким образом, в два или четыре раза длиннее, отчего темп движения соответственно замедляется. Можно также дробить основную единицу и на три доли или объединять в одну по три основных единицы, то есть устанавливать темпы в три раза более быстрые или более медленные в том случае, если счет данного музыкального произведения трехчастный, или трехдольный. Работа на материале данной темы развивает навык учета элементарных соотношений и углубляет навыки, приобретенные на предыдущем материале, поскольку выполнение новых тренировочных задач возможно только при выработанной устойчивости и смене темпа. Тренировочные задачи заключаются в следующем: 1. Определить основной темп движения. 2. Установить производные темпы. 3. Одновременно выполнить движения в точном соотношении скоростей: индивидуально и коллективно. 4. Найти задачи, характеризующие основной и производные темпы движения. 5. Оформить одновременно движение в основном и производных темпах в групповом построении. Упражнения строятся так, чтобы учащийся самостоятельно находил возможность двигаться в различных темпах, связанных точным соотношением. Например: музыкальное сопровождение диктует основной темп. Устанавливаются три сигнала: раз! - основной темп; два! - в два раза быстрее; три! - в два раза медленнее. Учащиеся, выполняя движение (ходьба, гимнастический несложный комплекс, простая пляска, фигурное построение), изменяют темп по сигналу. Самый существенный момент в такого рода упражнениях - это именно момент «включения» нового темпа, так как здесь нужен очень четкий учет мускульной подготовки и очень точный и легкий переход к новому темпу, без всякой лишней затраты энергии и лишних движений. Это же упражнение проводится и без музыки, благодаря чему чрезвычайно усложняются тренировочные условия. Такое упражнение является наивысшей степенью трудности по данной теме, а также очень показательным способом проверки. Такого же типа упражнения, в которых основной темп дается кем-нибудь из учащихся без музыкального сопровождения, а остальные выполняют движения в производных темпах и по сигналу меняют темп. Следующий этап - это упражнения на индивидуальное одновременное сочетание движений в различных темпах, связанных точным соотношением (ходьба, бег, прыжки и одновременно движения рук или корпуса в разных темпах). В такого рода упражнениях очень ярко выявляется тренировочная задача и на координацию движений. Затем ведется работа над задачами движения, характеризующими различные темпы, причем для каждого темпа - и основного и производного - могут быть найдены самостоятельные задачи, логически не связанные. Например: основной темп - «взять ведро, налить воды, взять тряпку, щетку, мыть пол»; в два раза медленнее - «на вокзале прохаживаться в ожидании поезда, рассматривать плакаты, покупать газету»; в два раза быстрее - «опаздывая на работу, собираться, искать нужные бумаги и т.п.». Или же задачи могут быть объединены одной темой: «Вокзал. Зал ожидания». Темп в два раза медленнее основного: «Входят несколько пассажиров, предусмотрительно взявших билеты, сдавших багаж и приехавших за час до отхода поезда. Прохаживаются по залу, заинтересовываются слегка буфетом, но бутерброды запасены, и денег жалко. Усаживаются на скамьи». Основной темп: «Входят по очереди несколько пассажиров. Пришли вовремя. Берут билет. Покупают журналы в киоске и проходят на перрон». Темп в два раза быстрее: «Бегут опаздывающие. По дороге роняют вещи, поднимают. Бросаются к кассе, лезут без очереди. Берут билет. Забывают сдачу. Несутся на перрон». И, наконец, упражнение строится так, что все установленные в нем темпы (и основной и производные) выполняются в групповом построении. Учащиеся разбиваются на количество групп, соответствующее личеству установленных темпов. Одна группа выполняет движения в основном темпе, другая в два раза медленнее и т.д. Задачи движения каждой группы могут быть самостоятельны и не зависеть друг от друга, или же задачи всех групп объединяются одной общей темой. Упражнения на соотношение скоростей оформляются гимнастическим и танцевальным движением, а также движением, подчиненным сценической задаче. Тренировочные задачи данной темы неизбежно включают элементы координации движения и ориентировки в коллективе. Внимание учащихся во всех упражнениях по темпу и по соотношению скоростей должно быть направлено: 1. на правильную мускульную подготовку и нагрузку движения, 2. на устойчивость в данном темпе, 3. на четкое и легкое переключение из одного темпа в другой. Тема III Метр Слово «метр» - древнегреческого происхождения и употреблялось для обозначения размера стиха. В буквальном переводе это слово обозначает «меру». Коренное значение слова метр, то есть «мера», остается неизменным и для нашей области, определяя время, в течение которого протекает мелодия. Таким образом, метр неизбежно сопутствует явлению ритма, но выполняет иную функцию. Музыкальный термин «ритм» обозначает организацию звуков во времени, а «метр» - измерение этого времени, то есть установление определенных вех, благодаря которым и является возможным такое измерение. Музыкальная мелодия, построенная из звуков различных соотношений и по времени и по силе, представляет собой определенный, фиксированный во времени рисунок. Если изменить в этом рисунке хотя бы незначительно, одну его часть, то есть ввести какое-то иное соотношение звуков, то общий рисунок мелодии по сравнению с первоначальным будет иным. Получится другая мелодия. Это соотношение звуков и называется ритмическим рисунком данной мелодии. Мелодия звучит во времени, она имеет временную протяженность. Поскольку это звучание является не случайным чередованием звуков, а организованной последовательностью, имеющей определенный рисунок и форму, - в нем могут быть различены отдельные моменты, слагающие этот целостный рисунок. При этом некоторые моменты являются как бы опорными, главными, а некоторые - подчиненными. Эти опорные моменты рисунка мелодии располагаются в определенной последовательности и представляют собой акценты, то есть периодически повторяющиеся ударения, разделяющие время звучания мелодии на определенные отрезки. Если отбросить в данной мелодии все звуки, кроме опорных или ударных, то получится равномерное чередование в определенные промежутки времени отдельных звуков или акцентов, называемых метрическими ударениями, потому что благодаря их чередованию и возникает деление времени на определенные отрезки, то есть возникает возможность измерения. Таким образом, хотя природа метра тесно связана с природой ритма, неотделима от нее и возникает неизбежно в связи с ней, тем не менее, выполняя вполне самостоятельную функцию, она имеет самостоятельное значение. Взаимоотношение ритма и метра и их зависимость могут быть определены следующим образом: мелодия как органическое целое заключает в себе определенный ритм, то есть организацию звуков во времени, а потому неизбежно включает и метр, то есть возникающую в связи с данным ритмом меру этого времени. Обратная зависимость непременно привела бы к механизации этого процесса. Например: установить равномерные отрезки времени, заполнить их сочетаниями звуков, различных по длительности, высоте и силе, означало бы механически повторить навыворот процесс возникновения мелодии. Итак, метр выявляется опорными, или ударными, моментами ритмического рисунка мелодии. Определяемые таким образом равномерные отрезки времени (от акцента до акцента) заполнены звуками различной длительности и силы. Для того чтобы установить объем каждого отрезка времени, необходима единица меры. Можно было бы сосчитать все звуки, заполняющие каждый отрезок времени, но тогда была бы утрачена равномерность, так как количество звуков и их соотношение может быть различно в каждом отрезке, и поэтому такой путь выявления метрической природы данной мелодии был бы несостоятельным. Каждой мелодии присущ основной темп, определяемый ее характером. В любой данной скорости движения возможна равномерность чередования единиц. Слушая любую мелодию, можно установить ее темп и двигаться в этом темпе равномерно (ходьба или отстукивание рукой), не выполняя всех различных звуков, слагающих данную мелодию. За основу берется единица, наиболее характерная для основного темпа движения музыкальной мелодии. Для того чтобы вполне выявить и точно установить метрическую природу данной мелодии, а также определить объем отрезков времени, нужно определить периодические акценты, взять в основу единицу темпа и сосчитать количество единиц от одного акцента до другого. Таким образом, в зависимости от строения мелодии, образуется группировка определенного количества равномерных единиц, возникающая благодаря периодически повторяющемуся акценту или метрическому ударению. Количество единиц, заключающихся в отрезке времени между двумя периодическими акцентами, определяет так называемый размер музыкального произведения. Каждая мелодия представляет собой своеобразный ритмический рисунок. Многообразие мелодий и ритмов неисчерпаемо, поэтому невозможно точно классифицировать ритмы по какому бы то ни было признаку. Метр в силу своей природы (мера, измерение) выявляется в очень четких и единообразных формах, поддающихся точному учету. Размер мелодии, то есть количество равномерных единиц, группирующихся вокруг периодического акцента, может быть в зависимости от ее строения или двухчастным, то есть слагается из одной ударной, сильной, и одной неударной, слабой части, или же он может быть трехчастным - то есть одна сильная и две слабых части. В зависимости от единицы счета размеры могут быть двухдольными и трехдольными. Например: единица счета данной мелодии - четверть; количество единиц размера - два. - 2/4. Каждая единица, ♪ - двухдольна, так как может дробиться на две доли, на две восьмых. Или: единица счета - ♪; таких единиц в размере две. Каждая единица - трехдольна, так как заключает в себе три восьмых (доли). Чтобы обозначить такой размер условным знаком, дробью, пришлось бы написать 2/♪, что внесло бы путаницу в единообразие обозначения размеров. Поэтому в таких размерах обозначается не количество частей, а количество долей, то есть это двухчастный (счет на два) трехдольный размер 6/8. Каждый отрезок времени, определяемый данным музыкальным размером, называется «такт». Слово это латинского происхождения (tactum) и в буквальном переводе обозначает «удар». Периодические акценты, или метрические ударения, разделяют движение музыкальной мелодии на равные отрезки - такты. Таким образом, такт - это отрезок времени, определяемый количеством единиц данного размера. Например: размер ¾ - Вертикальная черта, отделяющая на нотном стане один такт от другого, называется «тактовой чертой». Усвоение основ музыкальной метроритмики как области наиболее очевидной и наиболее разработанной чрезвычайно облегчает работу над разрешением вопросов метроритмики движения. Движение человеческого тела подчиняется закономерности ритма и метра, но выявляет эту закономерность иными, чем музыка, своими специфическими средствами. Метрическая природа движения выявляется особенно ярко во всех процессах, требующих в силу их условий периодически повторяющихся движений. Главным образом - в пляске и в трудовых процессах. Если проанализировать. с точки зрения метра любой трудовой процесс - производственный или бытовой, - то окажется вполне возможным установить периодические «метрические ударения», найти единицу счета, учитывая основной темп движения, и таким путем определить размер.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |