Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример ритмизации на основе ритмического рисунка мелодии 1 страница




Ритмизацией» называются принципы и приемы, при помощи которых устанавливаются временные, пространственные и динамические нормы движения и раскрывается его ритмическая природа.

Ритм движения, то есть закономерность соотношений отдельных его моментов, слагающихся в единое целое в форме законченного процесса, проявляется в любом виде движения, и никакой процесс немыслим вне ритма, то есть вне формирующей закономерности.

Термин «ритмизация» подразумевает осознание этой закономерности, раскрытие ритма данного процесса и создание ритмов.

Здесь, так же, как и в метризации, возможны те же пути, то есть построение движения на основе музыкального ритма и ритмизация данного процесса движения на основе его ритмической природы без помощи музыки.

Ритмизация может быть «точной», когда ритмический рисунок устанавливается на основе «единицы» движения и соотношения этих «единиц». Или ритмизация может быть «свободной», то есть исходить из «фраз» движения и их со­отношений. В музыке «единица» определяется музыкальной длительностью. В движении «единица» определяется целью или рисунком одного отдельного движения. При точной ритмизации эти «единицы» (длительности) музыки и движения должны совпадать. В свободной ритмизации необходимо соответствие границ (объема) музыкальной фразы и фразы движения. Внутри фразы и мелодия и движение могут иметь самостоятельный ритмический рисунок (см. тему «Фразировка»).

Таким образом, ритмизация, вскрывая и устанавливая соотношения частей («единиц»), принимает за единицу длительность, мотив, фразу, предложение. Чем короче единица, взятая в основу ритмизации, тем мельче и детализованнее получится ритмический рисунок, и наоборот. Ритмизуя движение на основе музыкального ритма, нужно, прежде всего, проанализировать ритмический рисунок музыкального произведения и в отношении длительностей и в отношении фразировки и затем уже строить движение, непременно учитывая его природу (цель, задачу, объем, нагрузку, планировку), требующую определенных временных, пространственных и динамических норм. Только таким путем можно раскрыть органический ритм, то есть ритм, определяемый всей совокупностью. условий данного материала - данного музыкального произведения и данного процесса движения.

В основу ритмизации берется длительность. В первом такте - четыре четверти. Каждой четверти должны соответствовать движения, равные по своим нормам. Например: 1) левая рука вперед, 2) правая рука вперед, 3) руки в стороны, 4) руки вверх.

Во втором такте - две половинных - 1) наклон корпуса вперед, 2) выпрямление корпуса, руки вниз (одновременно).

В третьем такте - восемь восьмых - бег в любом направлении.

В четвертом такте - одна целая - прыжок (с разбега предыдущего такта на глубокий присед и медленный подъем в течение всей целой ноты).

Этот же ритмический рисунок можно оформить не только гимнастическим, но и «осмысленным движением». Например:

Первый такт - подхожу к столу.

Второй такт - выдвигаю один ящик - пуст, выдвигаю второй - полон бумаг.

Третий такт - роюсь в бумагах - ищу.

Четвертый такт - нашел - читаю.

Таким же путем ритмизуется движение и на основе музыкальной фразировки, с той разницей, что за единицу и в музыке и в движении принимается или мотив, или фраза, или предложение (см. тему «Фразировка»).

Раскрывая ритм движения без помощи музыки, необходимо прежде всего определить и установить части, слагающие данный законченный процесс, то есть найти «куски» этого процесса, цель каждого отдельного движения, а затем уже устанавливать соотношения этих частей или «кусков» (быстрее, медленнее, длиннее, короче, дальше, ближе, выше, ниже, сильнее, слабее и т.д.).

 

Пример ритмизации на основе ритмического рисунка движения

Комплекс гимнастических движений: 1) левая рука вперед, 2) правая рука вперед, 3) выпад влево, руки в стороны, 4) замах правой рукой (полный круг), 5) еще раз то же, 6) замах правой рукой и поворот корпуса влево, обе руки вытянуты вперед, 7) правая нога подтягивается, одновременно сцепленные в кистях руки поднимаются вверх, 8) присесть, руки в пол, 9) выбросить ноги назад, 10) прыжком подобрать ноги, 11) выпрямиться, 12) поворот вправо и одновременно правая нога в сторону, руки в стороны, 13) приставить левую ногу и одновременно руки вверх, 14) опустить руки вниз.

Этот ряд движений может быть метризован, то есть каждое из четырнадцати движений будет равно другому по длительности, и получится четырнадцать равных единиц. Но это будет яркий пример механической метризации, так как эти четырнадцать движений различны и по объему и по мускульной нагрузке и требуют поэтому различных норм. Этот законченный ряд движений уже заключает в себе определенный ритм, определенную закономерность соотношений, которая нарушается механической метризацией. Ритмизация данного ряда движений заключается в выявлении и фиксации его органического ритма.

1 и 2 движения равны и могут быть зафиксированы длительностями???; 3 движение шире и сильнее -???; 4 и 5 движения равны и в отношении друг друга и в от­ношении первых двух-???; 6 движение до объему и силе можно приравнять к третьему -???; 7, 8, 9, 10 и 11 движения равны в отношении друг друга и могут быть приравнены также к третьему - 12 и 13 движения могут быть приравнены к первым -???; а заключительное движение требует паузы для завершения всего ряда и подготовки внимания к повторению его сначала - Если записать подряд полученные таким образом длительности, то станет ясен ритмический рисунок и его размер: Построение движения явно затактовое (более слабые движения предшествуют акцентированному). Поэтому второй способ обозначения ритмического рисунка, отражающий эту особенность структуры данного комплекса, более правилен.

Дугами обозначены «фразы движения». Этот комплекс движений может быть музыкально оформлен, то есть можно сочинить или сымпровизировать музыку, взяв в основу ритмический рисунок движения. Таким же путем может быть раскрыт ритм движения в более крупных единицах, объединяющих отдельные мелкие подчиненные движения.

Например: 1) достаю бумагу и конверт, 2) ищу чернила, 3) наливаю в чернильницу, 4) беру ручку, вставляю новое перо, 5) начинаю писать, 6) раздумываю, 7) снова пишу, 8) не получается, 9) разрываю написанное.

В этом ряду 9 фраз, но каждая иного объема и заполнена различным количеством и рисунком мелких движений. Соотношение фраз может быть зафиксировано графически примерно так: В зависимости от задачи каждой фразы может изменяться и ее протяженность и ее насыщенность, то есть динамика, - бумагу и конверт можно достать спокойно и деловито, решив написать деловое письмо. Можно, доставая бумагу, колебаться в своем решении написать письмо и т.п. Здесь возможно бесконечное количество вариантов, но важно осознать, что, с одной стороны, задача, ее содержание, с другой - вещь (в данном случае чернильница, бумага и т.д.) определяют ритм движения, точно так же, как и установленный ритм (например, музыкальный) может в свою очередь определять соответствующую задачу действия.

Работа по ритмизации ведется на фиксированных упражнениях и заключается в следующих тренировочных задачах:

1. Построить законченный гимнастический комплекс или этюд на сценическую задачу на основе музыкального ритма, сохраняя органический ритм движения.

2. Построить гимнастический комплекс или этюд, раскрыв органический ритм, зафиксировать его и дать задание для подбора соответствующего музыкального сопровождения. Движение может быть ритмизовано не только путем раскрытия его органического ритма, но также и путем подчинения его условным нормам и соотношениям, создающим механический, то есть несоответствующий и противоречащий природе данного движения ритм.

Например: 1) поднимаю чайник (большой, полный воды), 2) наливаю воду в стакан, 3) ставлю чайник на стол, 4) беру стакан, 5) лью.

В этом ряде движений некоторые непременно должны быть длительнее, как бы «протяжнее», а некоторые - короче. Если же сделать наоборот - быстро схватить чайник, плеснуть воды в стакан, долго и усиленно ставить чайник на стол, медленно брать стакан и подносить его к губам и долго тянуть из него воду, - то непременно получится впечатление нелепости. Эти измененные нормы отдельных движений и их соотношения могут вытекать из соответствующей задачи действия, смысл которой именно требует такого ритма, - и тогда он будет органическим. Если же этот, требуемый задачей, органический ритм сознательно нарушается (задача не изменяется, а механически изменяется ритм), то в результате и получается механизация движения, так как оно строится на основе отвлеченных механических соотношений и норм. Цирковая клоунада обычно строится на принципе механического ритма. Вполне возможно также применение его и в спектакле - или в плане оформления некоторых моментов действия, или как характеристики поведения действующего лица, в зависимости от общего замысла спектакля.

Метризация и ритмизация - это тесно связанные приемы, поскольку они основаны на взаимопроникающих явлениях ритма и метра.

В метризованном ряде движений всегда есть ритмический рисунок, хотя и весьма примитивный, точно так же и ритмизованный ряд неизбежно включает метр как необходимую меру. Различие этих приемов заключается в подходе к анализу движения. Путем метризации выявляется равномерность и единообразие, а путем ритмизации - неравномерность и многообразие.

В работе над этой темой учащиеся должны направлять внимание на планировку своего движения во времени и пространстве.

Принципы планировки основаны на логике движения, которая к этому этапу работы должна быть уже освоена на специальных дисциплинах по движению. Кроме того, целесообразная планировка немыслима вне

 

осознания целеустремленности движения. Поэтому особенно важно стремиться в каждом упражнении осмысливать свое движение, не довольствуясь механической, чисто внешней его четкостью и «правильностью».

 

Тема VI. Фразировка

В движении музыкальной мелодии и музыкального произведения, являющегося по существу как бы своеобразной «музыкальной речью», так же, как и в обычной словесной речи, различимы «слова» и «предложения», ее слагающие. Законченный рисунок мелодии, имеющий самостоятельное значение (то есть могущий быть исполненным отдельно от предыдущего и дальнейшего и тем не менее сохраняющий свой смысл), называется музыкальной фразой.

Таким образом, музыкальная фраза уподобляется слову в речи и может быть делима уже только на слога или на мотивы, как они называются в музыке. Мотив, то есть мельчайшее деление музыкальной речи, определяется органичной фигурой мелодии, которую уже нельзя раздробить, иначе будет утрачен всякий смысл и получится отдельный, механически оторванный случайный звук. Два мотива (то есть слога) слагают фразу (то есть слово), но это не значит, что только два мотива непременно слагают фразу, то есть что фраза непременно должна быть двусложной. Это целиком зависит от органической структуры данной живой мелодии. В музыкальном произведении сплошь и рядом встречаются и многосложные фразы.

Две музыкальные фразы слагают музыкальное предложение, то есть законченную музыкальную мысль, и опять-таки возможны случаи, когда музыкальное предложение состоит из большего количества фраз, но никогда не из меньшего. Итак, музыкальное предложение - это две музыкальные фразы, или больше, слагающие законченную музыкальную мысль. И наконец, два музыкальных предложения слагают музыкальный период, являющийся, таким образом, многосложной, развернутой и развитой музыкальной мыслью, включающей иногда моменты противопоставления и контраста. И тут двусложность (то есть два предложения) - это органически неизбежный минимум. Возможна и многосложная структура периода. Чрезвычайно существенный момент структуры музыкальной речи - это так называемое затактовое, или тактовое, построение мотива и фразы. Затактовым называется такое построение, при котором мелодия начинается со слабой части (из-за такта) и устремляется к ударению. И, наоборот, тактовое построение начинается непосредственно с акцента, то есть с сильной, первой части такта. Самый затакт, то есть отрезок мелодии до ударения, может быть различным по объему (и одним звуком и целой группой звуков).

Движение, как и музыка, является своеобразной «речью» и подчинено по существу тем же законам структуры, с той разницей, что в музыке есть только временная протяженность, а в движении - и временная и пространственная, благодаря чему закономерность структуры движения включает также и условия пространства.

Движение, по смыслу своей непосредственной задачи, может представлять собой некую «единицу» не только как отдельное движение, но и как группа мелких движений, объединенных одной основной самостоя

 

тельной целью. Если такую органически связанную группу разбить на составляющие ее отдельные движения, то каждое не станет от этого бессмысленным, но утратит общую целеустремленность и сможет быть истолковано совершенно по-иному.

Например: беру справочник, перелистываю, ищу нужный мне адрес, нахожу, записываю в свою записную книжку. В этом ряде движений несколько «фраз», то есть несколько групп движений, органически объединенных:

1. беру справочник - со стола, с полки, из шкафа и т.п.;

2. ищу - перелистываю, читаю столбцы;

3. нахожу адрес - закладываю нужную страницу или стараюсь его запомнить и т.п.;

4. беру записную книжку и карандаш - из кармана, из портфеля, из ящика и т. п.;

5. записываю адрес - списываю с указателя, восстанавливаю наизусть и т.п.

Каждая такая фраза имеет свою основную цель, определяющую все подсобные мелкие движения и связывающую их в законченную, органически осмысленную группу движений. Если такую группу разбить на составные мелкие движения и проделать только одно из них, то немедленно исчезнет основная цель, И такое движение может быть понято совершенно иначе. Например: в первой фразе - беру справочник - исполняется только одно движение - открываю шкаф или встаю на стул (чтобы достать с полки); взятое отдельно, оторванно от всей группы, это движение может быть понято как угодно: открываю шкаф - чтобы достать стакан, хлеб, туфли и пр. и пр. Только вся группа движений в целом раскроет смысл задачи первой фразы - человек, несомненно, достал книгу, - а поведение в следующей фразе разъяснит до конца, что книга эта - не роман, а указатель, и, наконец, все фразы окончательно вскроют смысл всего процесса, или «периода».

Элемент структуры, называемый в музыке мотивом, а в речи слогом, есть и в движении. Это момент акцентированного движения и неизбежно связанного с ним более слабого: «открываю дверцу шкафа» - два движения, из которых первое слабое, а на втором акцент и т.п. Пример как бы затактового построения «мотива». Гимнастическое тренирующее движение также строится на основе этих принципов, с той разницей, что и «единицу» движения и фразу определяет уже не задача действия, а задача рациональной тренировки. В теме «Длительности» уже говорилось о единице гимнастического движения, фраза же слагается из ряда единиц, связанных или общей тренировочной задачей (развитие определенной мышечной группы), или орнаментальной задачей (построение движения в рисунке определенного характера - прямых, ломаных, кривых линий или напряженной и ослабленной нагрузки). Так называемый «гимнастический комплекс», то есть ряд различных тренирующих движений, представляет собой как бы «период» и заключает четкие «предложения», «фразы» и даже «мотивы».

Ритмическое воспитание в своей работе над «фразировкой» движения пользуется музыкальной терминологией структуры потому, что в ритмике движение связывается с музыкой, а также и потому, что эта терминология нисколько не противоречит природе самого движения и не искажает ее.

 

Умение «фразировать» движение, то есть умение анализировать его в отношении структуры и умение логически его строить, - навык чрезвычайно важный в работе по воспитанию ритма, то есть закономерной организации материала. Актеру работа над фразировкой может дать не только умение анализировать движение технически, но также и умение находить «куски» движения, то есть находить задачи действия, их определяющие.

Тренировочные задачи этой темы заключаются в следующем:

1. Анализ фразировки отрывка музыкального произведения и построение соответствующего ряда движений.

2. Анализ фразировки данного ряда гимнастических и танцевальных движений.

3. Анализ фразировки этюда на сценическую задачу.

4. Самостоятельное построение логически связанного ряда гимнастических и танцевальных движений с учетом фразировки.

5. Самостоятельное построение этюда на сценическую задачу с учетом фразировки и движения.

Первоначальные упражнения строятся на несложном движении - ходьба, бег и т.п. Музыкальная фразировка отражается или изменением направления, или вступлением новой группы участвующих на каждую новую фразу, или фигурным построением, в котором фразы движения соответствуют музыкальным фразам и в их логической связи и в определенной пространственной планировке.

Например:

Музыкальная фразировка

 

Фразы обозначены дугой. Предложения - чертой. Цифра внутри дуги обозначает тактовое строение фразы, то есть количество заключенных в ней тактов.

 

Движение - исходное положение - круг.

На 1-ю фразу - круг суживается (движение к центру).

На 2-ю фразу - круг расширяется (движение от центра).

На 3-ю фразу - круг движется вправо.

На следующее предложение то же, только в обратном направлении: расширение - сужение круга - движение влево.

(Участвующие пересчитываются на 1, 2, 3, 4).

На третье предложение - перестройка:

1-я фраза - все четвертые номера образуют шеренгу.

2-я фраза - все третьи номера образуют шеренгу впереди четвертых.

3-я фраза - все вторые номера образуют шеренгу впереди третьих.

4-я фраза - все первые номера образуют шеренгу впереди вторых.

На четвертое предложение - гимнастическое движение на месте:

1-я фраза - движение рук.

2-я фраза - движение корпуса и ног (на выпад).

3-я фраза - прыжок.

4-я фраза - финал. Фиксированное движение, различное для четырех шеренг (несложная пирамида).

Движение внутри фразы вовсе не всегда должно соответствовать точному ритмическому рисунку музыкальной фразы. Оно может иметь и иной ритмический рисунок, давая таким образом как бы «полиритмию». Но объем и музыкальной фразы и фразы движения, то есть их границы, должен совпадать, иначе упражнение потеряет всякий смысл.

В дальнейшем работа идет над фразировкой движения путем построения «мотивов», «фраз», «предложений» и, наконец, «периодов» уже без помощи музыки, руководствуясь задачами, определяющими эти моменты структуры. Движение дается преподавателем, а учащиеся определяют «фразу» движения, быстро схватывая ее задачу и четко повторяя группу движений, ее составляющих. Задачи могут быть и тренировочные (гимнастические или танцевальные) и сценические. Затем учащиеся самостоятельно строят на данный пример музыкальной фразировки соответствующую «фразировку» гимнастического и танцевального движения. Такие самостоятельные работы чрезвычайно развивают ориентировку и укрепляют приобретенные навыки анализа и музыки и движения. И наконец, учащиеся самостоятельно строят этюды на данную музыкальную фразировку, где фразы движения определяются задачами действия.

В процессе работы над фразировкой необходимо добиваться максимальной свободы движения внутри фразы. При точности границ и четкости рисунка движение, заключенное в эти точные рамки, тем не менее должно сохранить и свой смысл, и свой характер, и окраску, то есть содержание движения не должно отрываться от его формы. Иначе может получиться механизированное, утратившее свой смысл нарочитое движение, развивающее дурные навыки скованности и мускульного «зажима».

Работа над фразировкой музыки и движения развивает, с одной стороны, умение ориентироваться в строении музыкальной речи, а с другой - навык логической, осмысленной организации движения.

Благодаря этим навыкам чрезвычайно повышается и обостряется «ритмичность», то есть умение организовать свое поведение, умение быстро и легко находить верные соотношения отдельных моментов движения, слагающих осмысленные «куски».

Затем следует работа над анализом структуры музыкального произведения в его целом и над построением на его основе законченного процесса движения.

Музыкальное произведение по своей структуре представляет собой законченное целое, в котором, однако, можно различить слагающие его части.

«Часть» - это музыкальный термин, которым обозначается отрезок музыкального произведения, имеющий самостоятельный, законченный смысл и определяемый самостоятельным музыкальным материалом. Части музыкального произведения логически связаны друг с другом, но каждая представляет собою настолько органично законченное целое, что может быть исполнена отдельно, не утрачивая при этом своей осмысленности (например: сплошь и рядом исполняется одна часть фортепьянного концерта, или трио, или сонаты).

Наиболее примитивная форма музыкального произведения - двухчастная, где первой части А противопоставлена более или менее резко контрастирующая часть Б. И более сложная - трехчастная форма, где после второй части снова возвращается первая: А - Б - А.

На основе этих двух принципов музыкальной структуры, путем их усложнений и видоизменений, возникает все огромнейшее многообразие музыкальных форм. В задачи ритмического воспитания отнюдь не входит глубокое и всестороннее изучение музыкальных форм. Анализ несложных музыкальных произведений с точки зрения структуры необходим потому, что таким путем можно научиться понимать музыкальный текст и строить движение, наиболее полно ему соответствующее. Кроме того четкая, ограниченная строгими временными рамками структура музыкального произведения создает чрезвычайно точные условия, с которыми необходимо считаться, строя движение, и, таким образом, отбор наиболее целесообразного и рационального движения становится вынужденной необходимостью.

Прежде чем строить движение в связи со сценической задачей, необходимо проанализировать данное музыкальное произведение, то есть изучить музыкальный «текст». В период работы над структурой при анализе музыкального произведения нужно главным образом направить внимание на строение музыкальной речи, то есть на составляющие ее части - периоды, предложения и фразы. Когда структура музыкального произведения выяснена и зафиксирована, можно приступать к построению движения.

Разрабатывая отдельные детали, необходимо иметь перед собой схему всей структуры движения в целом и распределять «куски» в строгом соответствии с фразировкой.

В том случае, если музыкальное произведение двухчастно, задача складывается из двух основных моментов, или контрастирующих, или дополняющих друг друга в зависимости от музыки. Если музыкальное произведение трехчастно, то есть его структура представляет собой схему: А - Б - А, - это обязывает при разработке схемы движения к повтору первого момента задачи.

Это условие, кажущееся чрезвычайно связывающим, по существу вполне закономерно. Музыкальный материал ассоциируется с соответствующим образным его воплощением. При повторении того же музыкального материала и совершенно ином его воплощении нарушилась бы уже созданная ассоциация. Кроме того это иное воплощение не нашло бы себе никакого оправдания, поскольку основой движения служит содержание музыкального текста.

Это условие, однако, отнюдь не означает формального внешнего повторения в точности каждой детали движения. В музыке повторение первой части может прозвучать по-иному, в зависимости от исполнения и благодаря сопоставлению со второй контрастирующей частью. В движении это повторение только возвращается к задаче первой части, но вся детальная разработка его может быть построена совершенно по-иному.

Поскольку внимание сосредоточивается главным образом на структуре, соотношения частей устанавливаются по временному и пространственному признаку, то есть движение планируется на основе учета главным образом времени (длительность отдельных моментов и их соотношения) и пространства (объем движения и пространственные условия его построения).

Такая работа имеет двоякий смысл: во-первых, - дает навык подхода

к музыкальному произведению и умение строить движение, учитывая своеобразие музыкального текста, а во-вторых, - раскрывает принцип ритмического оформления, то есть учит находить такое соотношение частей и отдельных моментов движения, в результате которого слагается законченное целое.

 

Тема VII. Динамика и характер движения. Оттенки звучания

 

Слово «динамика» древнегреческого происхождения и означает «учение о силе». В музыке этим термином можно обозначить не только оттенки движения, достигаемые изменениями в силе звучания, но также оттенки скорости движения мелодии, сложности ее ритмического рисунка и насыщенности гармонии. В каждом музыкальном произведении развивается определяемая его содержанием своеобразная линия динамики, идущая через ряд колебаний различных оттенков к наивысшей для данного произведения точке напряжения или обрывающаяся или постепенно приходящая в состояние покоя. Зная структуру данного произведения, можно проследить его динамику вплоть до мельчайших оттенков внутри фразы. В музыке оттенки динамики обозначаются следующими итальянскими словами:

Forte - громко

Piano - тихо

Crescendo - громче

Diminuendo - тише

Accellerando - ускорение

Ritardando - замедление

Или условными знаками усиления и ослабления:

Динамика в движении определяется иными, свойственными движению условиями:

1. Нарушение устойчивого положения.

Например: шаг, переносящий тяжесть тела с одной ноги на другую, то есть выводящий тело из положения наибольшей устойчивости (точка опоры на двух ногах), - динамичен, тогда как выставление ноги вперед без перенесения тяжести, то есть без «вывода» тела из наиболее устойчивого положения, - почти статично

2. Изменения в объеме движения...

Объем движения определяется: а) пространством, им занимаемым (например: рука поднимается вверх, рука поднимается вперед - два движения различного объема), б) группой мышц, участвующих в движении (например: поворот кисти или подъем ноги бедром). Эти два условия объема движения тесно связаны, так как более мелкие группы мышц, естественно, ограничивают пространство и наоборот.

Если сопоставить в одном ряду несколько движений, равных по объему, то динамика будет меньше, чем при сопоставлении движений различного объема, так как чередование равных движений по существу сводится к одному повторяющемуся моменту и создает, таким образом, как

 

бы некую устойчивость (статичность). Чередование движений различного объема создает ряд противопоставлений, нарушающих впечатление устойчивости.

3. Изменения в мускульной нагрузке движения.

Количество мускульной энергии, затраченной на движение, то есть его мускульная нагрузка, определяет собой развитие динамики линии. Движение, требующее большей нагрузки, - динамичнее, так как в большей степени нарушает устойчивость. И в этом случае также действительно условие противопоставления, потому что и здесь чередова­ние однородных по нагрузке движений устанавливает некое единообразие, некую устойчивость, и развитие динамики будет поэтому слабее, чем при сопоставлении разнородных по нагрузке движений, нарушающих эту устойчивость.

4. Ускорение и замедление темпа.

Изменения темпа также определяют линию развития динамики движения. Когда движение протекает в одной скорости, то создается одна неизменяемая, устойчивая в своем единообразии линия, лишенная развития, устремленности, а стало быть - динамики. И наоборот: постепенное или внезапное изменение темпа, чередование движений различного темпа создают яркую динамическую окраску, как и во всех случаях, путем нарушения устойчивости и противопоставления разнородных элементов.

Из всех этих специфических для движения условий, определяющих развитие динамики, можно сделать один общий вывод: в том случае, когда движение построено на единообразии и устойчивости слагающих его элементов (равновесие, объем, мускульная нагрузка, темп), - динамика выражена чрезвычайно слабо, и наоборот, чем многообразнее последовательность движений, тем ярче выражена динамическая линия.

Движение может быть ярким по динамике и в том случае, когда оно развивается на основе одного или нескольких элементов. Совсем не обязательно проводить это изменение через все элементы. Например: ряд движений одинакового объема может быть построен на большом разнообразии темпов; или - движение различного объема может протекать в одном темпе. И в том и другом случае динамика движения будет вполне очевидна.

Работа над динамикой движения, над овладением техникой приемов, с нею связанных, ведется с самого начала тренировки, попутно с прохождением других тем материала. Тренировочными задачами упражнений являются вышеизложенные четыре условия, определяющие динамику движения: переход из устойчивого в неустойчивое положение; объем; усиление и ослабление (мускульная нагрузка); ускорение и замедление. В начале работы линия динамики движения строится на основе музыкальной динамики. В дальнейшем динамика движения определяется условиями несложной сценической задачи, и самое упражнение проводится или вовсе без музыкального сопровождения, или музыка специально подбирается для данного конкретного упражнения, отображая уже сложившуюся линию динамики движения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.