Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения




Упражнения

Вопросы для повторения

Резюме

Понятие есть одна из основных форм абстрактного мышления. Оно не только способно замещать или представлять предметы, но и позволяет анализировать их, отвлекаясь от несущественного, случайного, что дает возможность глубже проникать в действительность, отображать ее с большей полнотой. Понятие не только замещает предмет, но и вводит его в систему сложных связей и отношений. Именно понятия составляют основу построения других форм абстрактного мышления — суждений и умозаключений.

1. Что такое признак предмета?

2. Какие признаки называются существенными?

3. Что такое понятие?

4. Как можно охарактеризовать логические приемы образования понятия?

5. Что такое содержание и объем понятия? В каком отношении друг к другу они находятся?

6. Какие виды понятий вы знаете?

7. Что означает дать логическую характеристику понятию?

8. На каких примерах можно продемонстрировать отношения между со­вместимыми и несовместимыми понятиями?

9. Какова специфика логических операций обобщения и ограничения понятия?

10. В чем состоит логическая сущность определения понятия?

11. Какие виды и правила определения различают?

П. Что означает деление понятий? Какие виды и правила деления, а так­же ошибки, возможные при их нарушении, вы знаете?

12. Что такое классификация?

 

/. Дайте полную логическую ха­рактеристику следующим поня­тиям:

2. Определите логические отно­шения между следующими по­нятиями и выра­зите эти отно­шения с помощью круговых схем:

3. Подберите по­нятия, находящие­ся в отношении:

4. Проверьте правильность сле­дующих ограниче­нии понятий:

5. Проверьте правильность сле­дующих обобще­ний:

6. Правильно ли проведено деление следующих поня­тий? Если непра­вильно, то ука­жите, в чем со­стоит логическая ошибка деления:

предварительное заключение;

преступление против военной службы;

наказание;

устав высшего учебного заведения;

судимость;

криминальная среда;

злонамеренность.

областной суд — городской суд;

ученый — историк — доктор исторических наук;

мужчина — сын — отец;

наказуемое деяние — преступление — оскорбление —

оскорбление словом — хулиганство;

свидетель происшествия — виновник происшествия —

водитель автомобиля — пешеход;

пистолет — стилет — кинжал — винтовка — оружие;

самолет — реактивный самолет — реактивный двигатель;

прямоугольник — ромб — квадрат;

преступление — взятка — грабеж;

вуз — институт — техникум.

равнозначности к понятию «независимое государство»; пересечения к понятию «слушатель»; подчинения к понятию «преступление»; противоречия к понятию «взрослый»; противоположности к понятию «взрослый».

допрос — допрос свидетеля — допрос подозреваемого;

суд — суд общей юрисдикции;

дезертирство — дезертирство с оружием — дезертирство,

совершенное группой лиц по предварительному сговору.

криминалистика — юридическая наука — наука; одиночный выстрел — выстрел — залп; огнестрельное оружие — оружие — орудие преступления — орудие.

науки делятся на естественные, технические, обществен­ные и юридические;

договоры делятся на справедливые, несправедливые и безвозмездные;

люди делятся на мужчин, женщин и детей; преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные,

7. Но любому из «государство»; возможных ос- «юрист»; нований сделай- «философия»; те дихотомиче- «формальная логика».

ское деление следующих по­нятий:

8. Проверьте правильность следующих опре­делений:

государство — это политическая организация; планета —- это космическое тело, не имеющее собствен­ного излучения;

военнослужащий — человек, который носит форму; физика — это наука, не изучающая общественные явления; обмен — не акт производства;

иск — юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого, или охраняемого законом интереса; юрист — человек, занимающийся юридической деятель­ностью;

нормативный акт — это правовой акт государства; Интерпол - - международная организация уголовной полиции.

задачи

1 У учительницы одной из начальных школ штата Нью-Йорк пропал кошелек. Украсть кошелек мог только кто-нибудь из пяти учеников: Лилиан, Джуди, Дэвид, Тео или Маргарэт.

При опросе этих детей каждый из них дал по три показания: Лилиан: а) Я не брала кошелек (1); б) Я никогда в своей жизни ничего не воровала (2); в) Это сделал Тео (3).

Джуди: а) Я не брала кошелек (4); 6} Мой папа достаточно богат, и я имею свой собственный кошелек (5); в) Маргарэт знает, кто это сделал (6).

Дэвид: а) Я не брал кошелек (7); б) С Маргарэт я не был знаком до по­ступления в школу (8); в) Это сделал Тео (9).

Тео: а) Я не виновен (10); б) Это сделала Маргарэт (11); в) Лилиан лжет, утверждая, что я украл кошелек (12).

Маргарэт: а) Я не брала кошелек учительницы (13); б) В этом виновата Джуди (14); в) Дэвид может поручиться за меня, так как знает меня со дня рождения (15).

При дальнейшем опросе каждый из учеников признал, что из сделан­ных им трех заявлений два верных и одно неверное. Определите, кто из учеников украл кошелек своей учительницы.

2 Гриша, Миша и Игорь — сыновья военнослужащих. У одного из них отец — офицер флота, у второго — ракетчик, у третьего — десантник.

1. Что такое суждение и в какой языковой форме оно выражается?

2. Какое суждение называется истинным, а какое — ложным?

3. Что составляет логическую структуру суждения?

4. На какие виды делятся категорические суждения по объему субъекта, качеству связки и содержанию предиката?

5. Что представляет собой объединенная классификация простых сужде­ний?

6. Какова специфика логических отношений между совместимыми и не­совместимыми суждениями?

7. Что такое логический квадрат и как его применять в реальном мысли­тельном процессе?

8. Как соотносятся простые категорические суждения по истинности?

9. Какова логическая характеристика сложных суждений?

10. Что такое распределенность терминов в суждении?

11. Какие имеются правила распределенности терминов в основных видах простых категорических суждений: А, Е, /, О?

12. Что означает модальность суждений и на какие виды она делится?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.