Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V.Искусство эпохи Мадлен




 

На данный период (ок. 17/15-10/8 тыс. до н.э) приходится наивысший расцвет пещерного палеотического искусства.

В раннемадленское время, когда статуэтки в основном исчезают, широкое распространение получает гравировка по кости и камню, а в середине мадлена — различного рода рельефы, крупная круглая скульптура и пещерная живопись. Самые яркие наскальные рисунки, рельефы и живопись обнаружены главным образом во франко-кантабрийском районе: на юге Франции и севере Испании. Это гроты Дордони и пещеры в Пиренеях. Сюжетами этих изображений по-прежнему являются объекты охоты, а это значит, что главной темой продолжает оставаться животное.

В отличие от предыдущего периода, когда тендеция показа животных в различных позах только начинала формироваться и проявляла себя лишь в отдельных случаях, теперь получает широчайшее распространение и становится неотъемлемым и характерным элементом. И в этом отношении будет достигнут значительный прогресс (как с точки зрения чисто технической, так и многообразие самих поз). Лучшие изображения воспроизводят животных в самых разнообразных позах и положениях: либо пасущимися, либо лежащими и отдыхающими, либо в схватке и противоборстве с другими животными (очень редко с человеком), либо даже бегущими и прыгающими.

Значительно усиливается, наметившая также еще к концу предыдущего периода в качестве тенденции, трактовка деталей. А моделирование отдельных элементов (глаз, рот...) приобретает индивидуальный, универсальный характер. Последняя особенность изображения наиболее ярко проявляется даже в «прикладном» (так называемом мобильном) искусстве (например, в тщательно проработанных фигурках, вырезанных на копьеметалках и «жезлах» вождей, в тонкой и детально проработанной графике рисунков, воспроизведенных на каменных и костяных пластинах и изделиях).

В мадленский период намечается явная тенденция к передаче движения. И хотя еще не станет важнейшим и определяющим изобразительным приемом, тем не менее, уже в этот период оно будет представлено значительно широко. С количественной точки зрения по-прежнему будут преобладать одиночные фигуры животных, но теперь (за счет разнообразия и многообразия представленных поз) они так или иначе станут олицетворять некоторое действие: от едва едва уловимого намека до мчащегося галопом животного.

Также значительно возрастает роль цветовой гаммы. Если в предыдущий ориньяк-солютрейский период краски служили в основном только для обведения контура рисунка или заливки (в некоторых случаях) отдельных его частей, то теперь краской покрывается все изображения целиком. Причем, техника изображения становится преимущественно совмещенной: комбинация гравировки и живописи. В раннемадленсякий период еще преобладают контурные рисунки, но уже с однотонной закраской всего изображения. Затем гравировка уходит из употребления, а живопись развивается в направлении многоцветных изображений: от одноцветных росписей происходит постепенный переход сначала к двум, а затем и трем цветам различной силы и интенсивности тона, дающими представление о перспективе, объемности и динамики изображенного предмета.

Примерно к 12 тысячилетию до н.э. Пещерное искусство мадленской эпохи достигает своего апогея. В это время были созданы огромные анималистические ансамбли, целые галереи наскальной живописи. Шедевры маденской живописи представляют животных практически в натуральную величину, с поразительной жизненной убедительностью, реализмом и замечательным техническим мастерством. И благодаря передаче объема, перспективы, движения, пропорциональности построения фигур и, конечно же, полихромии, анималистическая живопись достигла едва ли не самых больших высот развитого реалистического искусства.

Пожалуй, единственное, чего не смогла пока достичь эта живопись — она не связала органично отдельные предметы изображения в единое целое. Но в конце периода все-таки появляются первые попытки группировать изображаемые фигуры, обьединяя их в один сюжет, в единое художественное целое. Также встречается единственная в своем роде сцена, которая в палеотическом искусстве не имеет аналогов, имеющая предметно-событийное содержания с драмматическим характером.

Однако подобные попытки группировать изображаемые фигуры в единое целое будут пока единичны и достаточно слабо выраженными. Как правило, они сводятся к изображению простейших сценок, обьединяющих две (реже-три) фигуры. Более же частыми станут (и особенно в мобильном искусстве) именно парные композиции, изображающих животных противоположного пола и связанные с магическими обрядами, имеющими целью их размножение.

К концу среднемадленского периода, уже достаточно высокое мастерство верхнепалеотических мастеров, идущее от совершенного овладения техникой рисунка и живописи, и ярко образного мышления, постепенно перерастает в настоящую техническую виртуозность, одновременно с которой намечается и тенденция к некоторой стилизации. Линия рисунка становится более динамичной, однако изображение в целом постепенно утрачивает живость непосредственного восприятия и реалистичность. Размеры изображения уменьшаются, живопись понемногу теряет свою объемность и опять становится плоскотной.

Позднемадленский период отмечен крайним усилением стилизации. Завершающий период развития палеотического искусства в Европе характеризуется практически полным отсутсвием фигуративных реалистических изображений.

С исчезновением мадленской культуры между 10-8 тысячилетиями до н.э. Завершается эпоха верхнего палеолита.

 

VI. Мезолитическое искусство (искусство Испанского Леванта).

Мезолит является переходным периодом между палеолитом и неолитом (отсюда его название — средний каменный век) и занимает уже значительно меньший отрезок времени — около 11/10-7/5 тясячилетий до н.э. В разных регионах мира этот период пришёлся на различные исторические отрезки и имел неодинаковую продолжительность. В южной и Центральной Европе с 11 по 6/5 тыс. до н.э., в степях Евразии — с 8/7 по 6/5 тыс. до н.э., а в лесных, таежных и северных регионах — растянулся вплоть до 4-3 тысячилетий до н.э.

Начало мезолита совпадает с окончательным таянием ледника и установлением современной геологической эпохи. Наступление постледникового периода сопровождалось значительными изменениями природных условий, которое носили всеобщий характер: менялись и климат, и географический ландшафт, и растительность, и животный мир.

Холодный арктический климат менялся на субтропический. Таяние ледника привели к повышению уровня мирового океана, образованию новых рек, озер, морей, многочисленных водоемов и заболоченных мест. Это существенно сменило среду обитания человека.

Крупные изменения произошли в растительном мире и ландшафтных зонах. Обширные открытые пространства тундры стали исчезать, уступая место быстро распространяющимся лесам. Это вело к переменам в животном мире. Нарубеже конца палеолита и начала мезолита вымирают многие из гигантских травоядных, составлявших характерную особенность фауны ледникового периода. Основными обитателями лесов становятся лоси, косули, благородные олени, кабаны, дикие быки и различные мелкие животные, которые уже не образовывали больших стад, а перемещались поодиночке или небольшими группами. Поэтому специализированная охота на стадных животных становится невозможной. Изменившийся характер фауны требовал перемен в методах и приемах ведения охоты и привел к активному применению лука и стрел, которые именно в этот период получают повсеместное распространение, что не только облегчило охоту, сделав ее более успешной, но и явилось значительными завоеванием мезолитического человека.

Однако охота на одиночных животных делала этот вид деятельноси не столь успешным, как того требовала община. Это вынуждало мезолитического человека обращаться к поиску дополнительных средств пропитания — более интенсивному собирательству и прежде всего - к рыбному промыслу.

Изменение в хозяйственной деятельности оказали существенное влияние на образ жизни, характер и численность мезолитических поселений. Основным видом социальной организации продолжала оставаться община охотников-собирателей, но численный состав ее значительно сократился. В большинстве своем мезолитические общины представляли собой мылые группы людей, ведущих довольно подвижный образ жизни, используя в разное время года различные экологические зоны своей хозяйственно-экономической территории. Поэтому большинство мезолитических поселений были сезонными.

Характерной особенностью мезолитической материальной культуры является широкое применение орудий труда с использованием кремниевых вкладышей — микролитов, сделанных из мелких пластин или отщепов самой разнообразной геометрической формы. Такие орудия были невелики по размеру, более удобные в обращении, но в то же время требовали значительно большего умения и даже своеобразного мастерства в применение. Чаще всего микролиты служили наконечниками стрел и метательных дротиков. И хотя микролиты и микролитическая техника изготовления орудий начали применятся еще в эпоху палеолита, однако самое широкое распространение они получили именно в этот период.

Не менее важным дастижением мезолита явился начавшийся процесс доместикаци, одомашнивания диких животных. Одомашнивание явилось чрезвычайно важным промежуточным шагом на пути постепенного и длятельного перехода от охоты к скотоводству.

Существенные изменения происходят и в духовной сфере. Об этом свидетельствуют такие особенности, как появление специальных жертвенных мест (возможно святилищ), огромных монолитов (культовые изображения людей-рыб), культ черепов. Отмечено появление и родовых могильников, что, скорее всего, свидетельствовало о дальнейшем развитии и укреплении родовой организации.

Все эти перемены не могли не отразится на художественной деятельноси мезолитического человека. Искусство данного периода будет развиваться как в Европе, так и за еепределами. Однако наиболее яркие памятники обнаружены в горных районах Восточной Испании, на Кавказе и в Средней Азии. Из этих памятников особо выделяется наскальное искусство Восточной Испании (испанский Левант), с максимальной полнотой и выразительностью отразившее наиболее характерные черты и особенности искусства данного периода.

Прежде всего, обращает на себя внимание место расположения мезолитического искусства. Наскальные изображения Леванта расположены уже в небольших навесах или гротах, то есть местах более открытых и доступных для обозрения.

Достаточно резко они отличаются своими размерами. Здесь уже преобладают небольшие (а иногда и просто миниатюрные) изображения. Достаточно сказать, что, например, человеческие фигурки (за редким исключением) в среднем имеют высоту 5-10 см, а и изображения животных не привышает в длину 15-20 см.

Отличаются и техникой роапис. Художники Леванта используют краску одного цвета.Сплошной силуэт фигур наносился или только красной, или только черной краской, то есть их рисунки были одноцветными.

Одним из самых значительных достижений искусства Леванта считается появление многофигурных сцен и целых композиций. Здесь уже видно преимущественно обширные групповые композиции повествовательного характера, встроенные в строго продуманные сцены, в которых учавствуют и люди, и животные, объединенные единством сюжета и действия.Это и сцена охоты, и вооруженных столкновений, и ритуальных танцев, и сбора плодов, меда, рыбной ловли и т. д.

Не менее выдающимся достижением данного периода стало появление яркого, акценированного воспроизведения движения.

В этот период продолжает развиваться и более сложное представление о глубине пространства. Так, например, на одном изображении группа людей показана стоящими сверху, а чуть ниже помещено распростертое тело лежащего человека, пронзенного стрелами. Причем, из рисунка видно, что лежащий находится как бы впереди стоящей группы, то есть, показан на «переднем» плане, тогда как группа людей помещена как бы позади него, то есть — на «заднем» плане.

Тема животного в мезолите будет занимать важное место, но теперь оно уже не будет всеобщей универсальной моделью и перевтанет быть центральным и доминирующим предметом изображения. Наравне с животным будет представлен и человек. Его изображение втречаетсяуже повсюду. Однако в отличие от более реалистических изображений животных, среди которых немало и отдельных статичных фигур, человеческие фигуры представлены более схематично. Теперь художник уже не пытается достигнуть внешнего сходства и предметом изображения. Это свидетельствует о том, что главное внимание мезолитического художника привлекат не человек как таковой, а его действия и события, активным участником которого он является.

С последним обстоятельством связана еще одна особенность рисунков. Для подавляющего большинства человеческих изображений характерны черты уже далеко зашедшей стилизации. И прежде всего это появляется в намеренном «искажении», своего рода гиперболизации отдельных частей мужского тела.

Что касается женских изображений, то они встречаются гораздо реже. Однако в отличие от мужских, женские оразы представлены более реалистично. Чаще всего женщины показаны за самыми различными видами такой работы, как: собирание семян, корней растений и плодов деревьев, сбор дикого меда и т. п., а также учавствующих в ритуальных танцах, ухаживающими за детьми, отдвхающими.

Детские образы чрезвычайно редки, однако они и представлены не изолированно, но неразрывно связанными с женсткими изображениями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.