КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Искусство эпохи неолита
Неолит — завершающая стадия каменного века. О его границах говорить еще более сложно, поскольку с усилившейся неравномерностью исторического развития данный период первобытные времена проходили в разное время. Если большая чать неолитических памятников Европы и Азии относится к 6-3 тысячилетиям до н.э. то, например, на Ближнем Востоке неолит начался в 10 тысячилетии до н.э. (а на 6-5 тяс. до н.э. приходится его рассвет). В Египте к 18 тысячилетию до н.э., тогда как на территории Китая он стал формироваться только в конце 3 тысячилетия до н.э. Материальная и духовная жизнь становиться многоплановой и сложной и на отдельных территория преобретает свои ярко выраженные региональные особенности. Принципиально меняется характер деятельноси человека. От присваивающих форм — охоты, собирательства и рыболовства — он переходит к производящим — к скотоводству и земледелию, с которыми и связывают наступление неолита. В первую очердь данный период осуществляется там, где этому способствовали природные условия. Относительно быстрое наступление неолита происходило в странах с наиболее благоприятными климатическими условиями: в Передней и Средней Азии, Египте, Индии; несколько позже — в Юго-Восточной Европе. Тогда как на северо-западе Европы, Урале и Сибири этот процесс развивался поздее и протекал очень медленно. Наряду со старыми способами обработки каменных орудий (техника двухсторонней оббивки, скола, ретушь), развиваются и новые, более сложные, которые достигаютвысокого уровня и за счет появления новой техники самой обработки, такой как: пиление, заточка камня, сверление и шлифования. Подобное техническое совершенствование и дало эпохе свое название неолит, которое буквально означает - «новый камень». Это привело к созданию новых изделиц и орудий из камня, связанных, прежде всего с собирательством, а затем и земледелием: утяжелители для палок-копалок, песты, ступки, зернотёрки, мотыга. Появляются также каменные долото, стамеска, тесла. К числу важнейших орудий неолита относится топор. Используются новые виды материалов (диорит нефрит, яшма) Широко применяются костяные оудия труда: всевозможные клинья, кирки из ольньего рога. В неолите продолжает совершенствоваться и оружие, появляются крупные наконечники копий, костяные кинжалы. На ряду с о всем этим появляется еще одно достижение — лепка и обжигание глиняной посуды. В начальный период изделия из глины делались в ручную, без гончарного круга. Поэтому такие изделия были очень грубые, сосуды — со стенками разной толщины, плохо обоженными, с кругдым дном. Известно, что гончарному искусству предшествовало плетение. Поэтому когда появились первые глиняные изделия, им стали придавать форму и вид бывших в употреблении плетеных сосудов, изображая на их внешней поверхности ряды параллельных линий, подобных тем, которые образовывались естественным образом на плетеных сосудах. Но уже в период среднего неолита глиняные изделия изготавливались более искустно. Стенки становятся более ровными и тонкими, а полировка — более совершенной. Теперь поверхность покрывается узорами в виде линий, зигзагов, заштрихованных треугольников, в редких случаях изображения деревьев. К концу неолита изготовление керамики выделяется в ремесло и становыится одной из самых широко распространенных областей художественного творчества. В это время появляется расписная посуда, с нанесенным цветным орнаментом и стилизованная изображениями животных и земледельческих божеств. Благодаря этим изделиям неолитические культуры (от берегов Черного и Средиземного морей до Китая, через Иран и Среднюю Азию) получили название – культуры «крашенной керамики». Одновременно с этим развивается строительное дело, которое, наряду с земледелием и скотоводством, а также с совершенствованием ткачества, свидетельствует об оседлом образе жизни. Оседлый образ жизни приводит к созданию первых городов и целых государств. Уже в 8 тысячилетии до н.э. в нижнем течении Нила появляются первые города (Мемфис, Некрополь), а в 5 тысячилетии до н.э. в Египте складываются зачаточные формы государственной власти. Появляются и новые черты общественной жизни: происходит уселение родовых общин, укрепляются связи между ними, осуществляется переход к патриархату, а в конце эпохи в некоторых регионах (Передняя Азия, Египет, Индия) зарождаются первые классовые общества. Все эти изменения отразились на искусство делая её содержание более сложным, широким и разнообразным. Теперь жизнь людей неолита зависила от урожая. Это заставляло человека более внимательно и чутко встматриватся в явления природы, подмечая определенные закономерности и связи. Поэтому возникла необходимость воплотить в искусстве совершенно новые образы. За счет этого происходит содержательно-тематическое расширение искусства, и преимущественное развитие получают условно-орнаментальные формы изображения. Первоначальная непосредственность и «натуралистичность» изображения утрачиваются. Наскальные росписи становятся более монохромными и встречаются все реже. Искусство теряет свой изобразительный - фигуративный характер. Нолитический рисунок становится более условным, схематичным, символическим. Меняется и соотношение видов искусства, и сам их характер. Причины такого перехода, возможно, в ослабивание веры человекав изображение как «двойника» реального предмета, что приводит на первый план необходимость использовать изображение для фиксации и передачи информации. Отвлекаясь от конкретных видов и форм предметов человек неолита начинает постигать общие принципы и приемы формообрзования. В результате он составляет целый спектр новых представлений о таких фигурах (формах), как: прямоугольник, круг, квадрат, ромб, крест, свастика, спираль, полумесяц, симметрия и т. д.; улавливает повторяемость сходных форм в природе, структурные сходства и взаимосвязи между самыми разными предметами, процессами и явлениямию. На художественно оформленных предметах все более широкое применение получают стилизованные абстрактные мотивы, складывающиеся постепенно в законченный орнамент. И хотя элементы орнамента встречаются в палеолите, однако в эпоху неолита орнамент преобретает качественно иной характер. Орнаментальные мотивы все более усложняются и приобретают ярко выраженное символическое значение. Помимо геометрических фигур присутствуют стилизованные изображения животных, людей, фантастических существ, а позднее — колесниц, лодок с гребцами, и т. п. Орнаментом покрывается все: и керамика, и деревянная утварь, и ткани, а также наскальные изображения. Орнаменту, скорее всего, приписывалось магическое значение. Для человека неолита на первый план выступало знаково-символическое, смысловое соответсятвие орнамента форме и назначению предмета. Практически для всех изделий этой эпохе характерны почти всегда одинаковые приемы и способы нанесения изображения на поверхность предмета. При необходимости рассписать сосуд неолитический мастер всегда имел дело с уже заданными формой и размером предмета. Поэтому он должен был овладеть этой формой, разделить ее на отдельные участки (как правило горизонтальные полосы, «фризы»), в пределах которых он мог размещать соответствующие изображения. Подобное горизонтально-построчное размещение орнамента, очевидно, появилось одновременно с развитием гончарного ремесла и явилось результатом поиска наиболее оптимального и целесообразного композиционного решения. Кроме прикладного искусства в эпоху палеолита получает широкое распространение мелкая пластика. Это фигурки различных животных, птиц, людей, которые делались из глины, рога, кости, дерева, реже — из камня. Однако условность и схематизм, характерные для всего неолита, проникают и в этот вид изобразительной деятельности. Наименьшей стилизации подвергались изображения животных. Фигурки животных достаточно выразительны, практически всегда хорошо передана порода. В довольно большом количестве в пластике вновь встречаются женские изображения, игравшие большую роль в ритуальных обрядах, только теперь с усложнившимися земледельческими культами, направленными на повышение плодородия земли. Приемы передачи форм уже несколько иные. В отличие от изображения животных в женских фигурках больше условностей и схематизма. Очень часто они сведены к условному знаку. Особое отношение к женскому образу проявляется и в обращении к достаточно редким жанровым сюжетам, изображающим женщину отдыхающей, моющейся, сидящей, спящей и т. п. Однако всеобщая тенденция к стилизации не миновала и женские изображения. И особенно ярко это проявилось в мраморных изваяниях с Кикладских островов («кикладские идолы»), датируемых 4-3 тыс. до н. э., которые еще более условны и схематичны, вплоть до практически полной утраты какого-либо сходства с реальным прототипом («гитарообразные идолы»). Кроме кикладских идолов к примитивным стилизованным каменным изваяниям относятся и так называемые «каменные бабы», изображающие большей частью женщин и встречающиеся по всей степной полосе Европы, России и Азии. Они представляют собой вертикально стоящие, грубо отесанные каменные плиты или столбы, большей частью антропоморфного характера, с более или менее ясно обработанной головой и руками, сложенными на груди или держащими ритуальную чашу. Каменные бабы устанавливались в поминально-погребальных святилищах, на вершине курганов, или в непосредственной близости от них.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |