КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VIII. Мегалитические памятники неолита (их отношение к искусству)
В конце данного периода закладываются основы искусства монументальной архитектуры. На поздней стадии развития первобытного общества широкое развитие получили меголиты — монументальные каменные сооружения, которые начали возводить на Ближнем Востоке в 3-4 тысячилетиях до н. э. Мегалиты — сооружения культого характера из грубо обработанных (или совсем необработанных) больших каменных глыб (плит, столбов). Их типологическое сходство и почти одновременное появление по всему Евразийскому континенту, от Испании до Корей, свидетельстввует о том, что они являются созданием многих народов, входивших в обширную социокультурную общность, которая предшествовала образованию различных цивилизаций Древнего мира. Появление мегалитов свидетельствует обольших изменениях. С одной стороны, это свидетельствует о возросшем умении технического толка возводить монументальные сооружения, а с другой, - о появлении совершенно новых социальных и духовных потребностях, получивших выражение в неизвестных ранее формах. Обычно мегалитические сооружения подразделяют на три основных вида: менгиры, дольмены и кромлехи. Все они состоят из больших (и просто огромных) каменных глыб, вес которых достигает десятки тонн. Самое простое сооружение — менгир. Менгиры («длинный камень») представляют собой отдельные, грубо обработанные, иногда покрытые рельефом вертикально поставленные камни (плиты, столбы), встречающиеся и в Северо-Западной Европе, и в Азии, и в Африке, и на Кавказе. Иногда они образуют параллельные ряды длиной в несколько километров. Однако наибольшее количество менгиров находятся в Карнаке, на северо-западе Франции (Бретань), где некогда жили племена кельтов. Карнак считается самым знаменитым мегалитическим ансамблем, который включает три группы менгиров (считается, что все они были единым комплексом). Главная группа (западная часть комплекса — Менек, расположена к северо-западу от деревни) включает в себя 1099 гранитных монолитов. Они расставлены в 11 параллельных рядов, протяженностью около 1200 метров, и заканчиваются аркой, достигающей конца внешних рядов. Вторая группа (юго-западная часть — Кермарио) состоит из 10 аналогичных рядов и 982 менгиров, протяженностью около 1 км. И третья группа (Керлескан) состоит из 13 рядов и 540 менгиров, протяженностью 280 метров (самый крупный из них достигает в высоту 6,5 метров). Каменные комплексы сооружались между 3500 и 1500 годами до н. э. Средняя высота менгиров колеблется от 1 до 5-7 метров. В отдельных случаях 10 метров. Подлинное назначение их до сих пор не установлено. Однако с точки зрения истории искусств они представляют особую важность как первый монументальный символ, с помощью которого человек утверждал себя на земле. Менгиры являются далекими предшественниками позднейших памятников монументальной скульптуры. Дольмен («каменный стол») - мегалитическое сооружение более сложного характера, чем менгир. Представляет собой два вертикально поставленных камня (каменных глыб) и перекрытых сверху массивной горизонтальной (3-ей) каменной плитой (отсюда еще одно название — трилиты). Широко распространены в Западной Европе, в северной Африке, Иране, Индии, в Крыму и на Кавказе. Средний размер — в плане — состовляют 2 на 3 метра, высота камней (чаще всего) — 2-3 метра (в отдельных случаях — до 10 метров), а вес некоторых плит достигает до 40 тонн. На некоторых из них встречаются примитивные изображения, в которых можно различить только пару глаз, линии бровей, носа, груди, линию шеи. В одновременном соединение таких знаков с формой вертикального камня-стелы также можно увидеть своеобразную «статую менгир». Подобные изображения (вероятно, матери-земли, богини плодородия) получили название «дольменные божества». Предполагается, что внутреннее пространство дольмена служило местом пребывания душ умерших предков. Для того чтобы они могли «общаться» с миром живых в плитах нередко делались небольшие круглые отверстия. Дольмены входят также в композицию более сложных мегалитов — кромлехов. Кромлехи («каменный круг») - самая сложная мегалитическая конструкция, состоящая из расставленных по кругу многотонных вертикальных каменных плит и столбов (высотой до 6-7 метров), перекрытых сверху тщательно обработанными камнями-перекладинами (предстает в виде круглой ограды, предположительно — вокруг жертвенного камня). Встречается в Европе, Азии, Америке, но главным образом — во Франции и Великобритании. Подлинное происхождение и назначение не установлено. Самый известный кромлех находится в Стоунхендже (южная Англия, близ г. Солсбери, графство Уилтшир), сохранившийся лучше всех мегалитических памятников. Построен около 2000 года до н.э. Центральная часть состоит из пяти дольменов, выстроенных подковой, внутри которой расположен большой «алтарный» камень. Внешний круг диаметром около 30 м образуют вертикальные столбы, высотой 6-9 метров и весом почти 25 тонн каждая, с расположенными на них горизонтальными плитами (весом по 7-9 тонн), которые удерживались с помощью выступающих шипов, вырубленных в нижних монолитах. С этой конструкцией и связывают смысл названия «Стоунхендж» - «Висячие камни». Кромлех окружают кольцевой ров (диаметром 105 метров) и два меловых. Вокруг сооружения расположены древнейшие погребения и могильники. Предполагается, что кромлех имел религиозно-культовое назначение. Ибо всё сооружение ориентировано на летнее солнцестояние и было связано с культом солнца. Дольмены выполняют функцию визиров — они фиксируют все важнейшие точки восходов и заходов Солнца и Луны в разное время года. Английский ученый-астролог Дж.Хокинс с помощью ЭВМ убедительно доказал, что это сооружение было не только местом ритуальных церемоний и погребений, но и первой абсерваторией, позволяющей с удивительной точностью вести календарный счет дням, отмечать начало времени года и даже предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Таким образом, уже в первобытном обществе на основе длительных систематических наблюдений за природой и самим человеком возникли зачатки научных знаний, которые носили прикладной характер. Для искусства Древнего мира вообще характерна синкретичность. К тому же подобные сооружения не возводились в случайных местах. Однако со стороны истории искусства все эти мегалитические памятники неолита интересны, прежде всего тем, что являлись не только предшественниками монументальной скульптуры, но и монументальной архитектуры. Мегалиты — это ещё не архитектура в подлинном смысле слова. Они представляли собой отдельные строительные конструкции функционального типа, что не выделяет их в художественный образ и не отображает духовную составляющую, воплощенную в ее художественно-эстетической форме.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1090; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |