Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по организации




самостоятельной работе студентов

 

Исследовательская деятельность в рамках самостоятельной работы студентов носит теоретико-эмпирический характер, так как предусматривает следующие направления:

· изучение учебной и периодической литературы по тематике курса;

· подготовку к участию на семинарских и практических занятиях;

· подготовку докладов и рефератов по отдельным темам дисциплины;

· изучение направлений награждения Нобелевских лауреатов;

· изучение, анализ законодательных актов, регулирующих сферу инновационной деятельности в Российской Федерации;

· поиск информации о перспективных направлениях развития инновационной деятельности зарубежом;

· изучение программ направлений деятельности росиийских бизнес-инкубаторов;

· просмотр телепередач, связанных с нововедениями в различных областях жизнедеятельности общества.Данные направления позволяют сформировать целостное понимание инновационной деятельности в образовательном учреждении, что на основе общих знаний по теории инновационного менеджмента, способствует углублению специализации обучения.

Самостоятельная работа по указанным направлениям завершается разработкой документально оформленного материала, который оценивается в обязательном порядке. Все задания для самостоятельной работы внесены в «Технологическую карту дисциплины» и оцениваются в соответствии с балльно-рейтинговой системой.

Задания для самостоятельной работы являются трудоемкими, так как предполагают изучение большого объема информации. В связи с этим на каждую самостоятельную работу отводится от 1 до 3 часов.

Предполагается, что все практические задания будут способствовать развитию профессиональных компетенций студентов в области, управления инновациями.

Отсутствие выполненных работ в рамках самостоятельной исследовательской деятельности может являться основанием недопуска студента к процедуре итоговой аттестации.


Конспекты лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 

Тема №1. Основные понятия инновационного менеджмента.

&1.1 Основные понятия курса.

Термин инновация активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий, таких как: новшество, новация, нововведение, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное решение.

Определения, которые сегодня даются зарубежными учеными зависят от того, что является объектом и предметом исследователя.

Российские ученые (Завлин П.Н.. Казанцев А.К., Миндели Л.Э) считают, что инновации – это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной, научно-технической деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности и его результатов[9].

В словаре «Научно-технический прогресс» – инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрения новых организационных форм и т.д.[10].

В соответствии с проектом федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» – инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация-продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация-процесс). Кроме того, данный нормативный акт дает определения базисной и улучшающей инновации, что позволяет внести еще одну классификацию инноваций в раздел «Современные классификации инноваций» настоящего пособия.

Под базисной инновацией понимается нововведение, базирующееся на результатах научно-технических разработок, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике, направленное на освоение технических систем и технологий новых поколений.

Улучшающая инновация в соответствии с проектом закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» – нововведение, служащее созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления.[11] Таким образом, подводя итог приведенным выше определениям, можно вслед за В.Г. Медынским говорить о том, что «под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога»[12].

Приведенные выше определения российских и зарубежных авторов показывают, что все определения инновации имеют одно существенное сходство – изменения объекта проработки. В связи с этим, на наш взгляд, актуальным становится определение, которое дает инновации другой российский ученый – Фатхутдинов Р.А.. Он подчеркивает, что под инновацией сегодня можно в общем смысле понимать «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта» [13]. Определение, данное Фатхутдиновым Р.А., настолько емкое, что применимо к любой отрасли экономики, будь то производственная или непроизводственная сфера.

В контексте управления инновациями в социальной сфере такой подход особо значим, так как дает возможность классифицировать инновации и в зависимости от вида полученного эффекта. Таким образом, на наш взгляд, процесс классификации инноваций может осуществляться по множественным основаниям[14], что в свою очередь порождает необходимость разработки общего научного и методологического аппарата, как инновационного менеджмента в целом, так и управления инновациями в социальной сфере.

Отсутствие общего методологического аппарата сегодня порождает многоаспектность проблемных вопросов, связанных сегодня с инновациями. В целом же можно говорить о том, что инновации в науке управления рассматриваются:

1.как процесс (Б.Твисс, Б.Санто, А.Койре, И.П.Пинингс, В.Раппопорт, В.Л.Макаров, В.С.Кабаков и др.)

2. как система (Н.И.Лапин, Й.Шумпетер).

3. как изменение (Ф. Валента, Ю.В.Яковец, Шумпетер Й.)

4. как результат (А.Левинсон, С.Д.Бешелев. Ф.Г.Гурвич, Фатхутдинов Р.А., Завлин П.Н.. Казанцев А.К., Миндели Л.Э).

Однако, анализ терминологического аппарата инновационного менеджмента показывает, что инновации необходимо рассматривать как в статике, так и в динамике. Тогда в статике инновации выступают как конечный результат НПЦ (научно-производственного цикла) – инновация-явление; в динамике же инновация предстает как процесс создания, освоения и распространения нововведения, то есть мы имеем дело с инновацией-процессом. Такой подход предложен Маренковым Н.Л., Золотаревой М.А. и позволяет рассматривать инновацию-явление (конечный результат) в единстве и неразделимости с инновацией-процессом[15]. В этом случае становится возможным отход от отождествления понятий «новшество», «нововведение», «инновация», так они становятся стадиями единого НПЦ, единым инновационным процессом.

Очень часто в настоящее время между понятиями инновация и нововведение ставится знак равенства, однако необходимо помнить о том, что «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация» (от англ.innovation) по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

Под новшеством сегодня достаточно часто понимается новый порядок, новый метод, новая идея, т.е. оформленный результат фундаментальных или прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. «Они могут быть оформлены в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рацпредложений, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документация на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управление производственным процессом, документы (рекомендации, стандарты, инструкции, методики), результаты маркетинговых исследований»[16].

Нововведение – определяется как промежуточная стадия НПЦ (в отличие от инновации нововведение не достигает стадии широкого распространения и диффузии) или термин «нововведение означает, что новшество используется»[17]. Тогда можно говорить о том, что освоенное нововведение, получившее широкое распространение и диффузию, есть инновация. А инновация в свою очередь – это процесс создания, освоения и распространения нововведения.

Всесторонне изучение понятийного аппарата инновационного менеджмента показал, что инновация термин не только научный, технический, экономический, но социальный и психологический. Поэтому в организационной психологии встречается такое определение инноваций – «инновации это процесс качественного изменения чего-либо, ….., изменение одного или нескольких элементов социотехнической системы организации, направленное на повышение эффективности ее деятельности и воспринимаемое субъектом усвоения (работником организации, членом трудового коллектива, предприятием в целом) в качестве значимого и нового»[18]. В качестве таких изменений учеными Почебут Л. Г. и Чикер В.А рассматриваются изменение в технологических процессах, кадровой структуре, оплате труда, численности персонала и другие.

Сравнительный анализ приведенных выше определений понятия «инновация» позволяет говорить о том, что они качественно дополняют друг друга; термин «инновация», включающий в себя «новшество» и «нововведение», необходимо рассматривать как социально-экономический феномен.

В настоящее время методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах. В соответствии с Руководством Фрасккати (документ принят ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития ) – инновация конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Фраскати – итальянский город. Где в 1963 году была принята первая версия для «Обследования исследований и экспериментальных разработок». Последняя редакция Рекомендаций Фраскати вышла в 1993 году. Методика сбора данных об инновациях базируется на рекомендациях Осло (1992 год).

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В инновационном менеджменте можно выделить два направления:

Первое – инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного, как и любого другого процесса, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов.

Второе – также весьма актуальное для России движение от инновации к предпринимательству. В некоторых публикациях Даная теория получила название инноватики.

Й.Шупетер в работе «Теория экономического развития рассматривал инновацию как экономическое воздействие технического изменения. Он пытался найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства. «Производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию»[19].

Мощный толчок началу серьезных исследований по инновациям и их роли в экономическом развитии дали работы Н.Кондратьева[20], которого известный американский экономист П.Друкер назвал экономистом №1 21 века. Рассмотренные Кондратьевым большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаны инновации.

Идеи Кондратьева оказали и сильное влияние и на австрийского экономиста Шумпетера, который собственно и стал родоначальником инноваций. В вышедшей в 1939 г. Работе «Экономические циклы он исследовал основные понятия теории инновационных процессов[21]. Он рассматривал нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. При этом Шумпетер подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе. Он считал, что предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением.

Какими же свойствами должна обладать инновация на современном этапе? Исходя из тезиса о том, что инновацию необходимо рассматривать как социально-экономический феномен, на наш взгляд, обязательными свойствами инновации будут:

- новизна

-производственная применимость

- социальная значимость

- диффузия[22]

В современной научной литературе под инновацией понимается объект (или система), не просто внедренный в производство, но и приносящий прибыль. В связи с этим российскими учеными, Медынским В.Г., Фатхутдиновым Р.А., Ильенковой С.Д., Горфинкелем В.Я. и другими, отмечается потенциальное свойство инновации – коммерческая реализуемость, когда инновация становится источником дохода организации.

Рис. 1.

Свойства инновации как социально-экономического феномена.


производственная применимость  
диффузия  
социальная значимость

коммерческая реализуемость


Таким образом, можно говорить, что инновация сегодня как в производственной, так и в социальной сфере, должна рассматриваться как социально-экономическая категория; ее необходимо рассматривать в единстве: как инновацию-явление и инновацию-процесс. Инновация обладает обязательными свойствами новизны, производственной применимости, социальной значимости; потенциальным (особенно в социальной сфере) свойством коммерческой реализуемости.

Итак, можно говорить о том, что инновации всегда:

· обладают новизной

· удовлетворяют рыночный спрос

· приносят прибыль производителю

Распространение инноваций – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов.

Диффузия инноваций – это распространение уже однажды освоенной инновации в новых условиях или новых местах применения. В результате диффузии возрастает число производителей и потребителей.

В реальных инновационных процессах скорость диффузии зависит от:

· формы принятия решения

· способа передачи информации

· свойств социальной системы

· свойств самого нововведения

Один из важнейших факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, где существенным элементом являются конкурирующие технологии. СогласноЙ.Шумпетеру – диффузия нововведения – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих НВ вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Однако, несмотря на общность предмета инноваций, специфика социально-экономических, организационных, управленческих, кадровых условий каждого государства и предприятия, функционирующего в нем, приводит к тому, что процесс разработки, создания, внедрения, диффузии инноваций в каждом случае обладает уникальностью.

 

&1.2. Современные классификации инноваций

 

В настоящее время существует множество классификаций инноваций. Рассмотрим некоторые из них.

Анализируя классификационные подходы к инновациям, можно говорить о том, что все инновации в мире условно можно разделить на 3 большие группы:

o инновации радикальные.

o инновации – модификации.

o инновации – усовершенствования.

Последние две группы также можно объединить в одну, так смысл данных инноваций – изменение уже созданного нового продукта, а радикальные инновации всегда служат для них базой[23]. Анализ классификаций инноваций различных авторов показал, что данные «группы» настолько общие, что относятся к любой сфере инновационных преобразований, будь то производственная или социальная сфера. Поэтому, на наш взгляд, радикальные и усовершенствующие (модифицирующие) инновации не что иное, как типы производственных и социальных инноваций.

Процессы инноваций настолько многообразны и различны по своему характеру, что значительно затрудняет разработку общепринятой классификации. В настоящее время существует большое количество авторских классификаций инноваций, которые значительно различаются по классификационным признакам[24].

Табл.1.

Классификация нововведений В.Г.Медынского.

  Признак классификации   Виды нововведений
По степени радикальности (новизны, инновационному потенциалу, оригинальности технического решения) Радикальные (пионерские, базовые, научные и т.п.), ординарные (изобретения, новые технические решения)
По характеру применения: v продуктовые v технологические v социальные v комплексные v рыночные Ориентированные на производство и использование новых продуктов. Нацеленные на создание и применение новой технологии. Ориентированные на построение и функционирование новых структур.
По стимулу появления (источнику) Нововведения, вызванные развитием науки и техники, потребностями производства и рынка.
По роли в воспроизводственном процессе   Потребительские и инвестиционные
По масштабу (комплексности)   Сложные (синтетические) и простые
Для кого являются нововедениями Для производителей и потребителей; для общества в целом; для рынка.

Учитывая то, что новизна производственных инноваций оценивается по техноолгическим параметрам, а также с рыночных позиций, Ильенковой С.Д. предлагается следующая классификация инноваций[25]:

Табл.2

Классификация инноваций по Ильенковой С.Д.

  Признак классификации   Виды инноваций Сущность инновации
По технологическим параметрам Продуктовые Применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих. Здесь особо важно получение новых продуктов.
процессные Связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.
По типу новизны для рынка Новые отрасли в мире  
Новые отрасли в стране
Новые для данного предприятия
По месту в системе (предприятии, фирме) Инновации на входе  
Инновации на выходе
Инновации системной структуры предприятия (управленческой, технической, производственной)
В зависимости от глубины вносимых изменений Радикальные базовые изменения
усовершенствующие Постепенная модернизация
модефикационные частные
Технико-экономическому признаку Революционные Принципиальные изменения
эволюционные Постепенная модернизация
Расширенная классификация с учетом сфер деятельности предприятия (научно-исследовательский институт системных исследований РНИИСИ) Технологические Производственные Экономические Торговые Социальные Область управления  

Наиболее полной классификацией на сегодняшний день признана отечественными учеными классификация инноваций А.И.Пригожина.

Табл.3

Классификация инноваций А.И. Пригожина

По распространенности По месту в производственном цикле По преемственности По охвату Ожидаемой доли рынка По инновационному потенциалу и степени новизны
1. 2. 3. 4. 5.
Единичные Сырьевые Замещающие Локальные Радикальные
диффузные Обеспечивающие Отменяющие Системные Комбинаторные
  продуктовые Возвратные Стратегические Совершенствующие
    Открывающие    
    Ретровведения    

Четвертое и пятое направления в классификации Пригожина А.И. имеют значение для экономической оценки внедрения инноваций и обоснования управленческих решений.

Согласно мнению Почебут Л. Г., Чикер В.А., которые опираются на классификацию представленную в работе Н. А. Ильиной[26], нововведения могут быть:

- предметно-целевыми (направленные на производство и разработку новой продукции). С психологической точки зрения они в наибольшей степени характеризуются ожиданием усложнения работы;

- технико-технологическими (новые средства производства и новые технологии). От такого рода нововведений сотрудники организаций негативного ожидают меньше всего;

- организационно-управленческими (разработка и применение новых организационных структур и методов управления трудовым коллективом);

- социально-экономическими (социальная разработка и применение новых экономических механизмов функционирования предприятия

Фатхутдинов Р.А. предлагает в качестве основных критериев классификации: 1) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; 2) возможность количественного (качественного) определения критерия; 3) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации. На основе данных критериев им предложены следующие признаки классификации:

1. уровень новизны инновации;

2. стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация;

3. масштаб новизны инновации;

4. отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация;

5. сфера применения инновации (новшества);

6. частота применения инновации;

7. форма новшества – основы инновации;

8. вид эффекта, полученного в результате внедрения инноваций;

9. подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация.

Анализ данных классификаций показывает, что все авторы в той или иной степени пытаются разграничить промышленные и социальные инновации.

Остановимся подробнее критериях классификаций, которые показывают зависимость вида инноваций от полученного при ее внедрении эффекта. Фактически все авторы указывают на данную зависимость, но количество видов инноваций, которые они выводят, носит ограниченный характер. Такая ситуация, на наш взгляд, дает неполную картину возможных видов инноваций. В связи с этим, видится возможным связать типы инноваций с эффектом от внедрения. В таком случае может быть предложена следующая классификация инноваций в зависимости от вида эффекта:

Табл.4.

Классификация инноваций в зависимости от вида эффекта.

вид эффекта, полученного при внедрении и распространении инновации. тип инновации  
радикальная   улучшающая
вид инновации, в зависимости от вида эффекта  
1. экономический эффект экономическая инновация   экономическая инновация
2. социальный эффект социальная инновация   социальная инновация
3. научно-технический эффект   научно-техническая инновация научно-техническая инновация
4. организационный эффект организационная инновация организационная инновация
5. управленческий эффект управленческая инновация управленческая инновация
вид эффекта, полученного при внедрении и распространении инновации. тип инновации  
радикальная   улучшающая
вид инновации, в зависимости от вида эффекта  
7. экологический эффект экологическая инновация   экологическая инновация
8. культурный эффект культурная инновация   культурная инновация
9. образовательный эффект образовательная инновация образовательная инновация
10. информационный эффект информационная инновация информационная инновация
11. кадровый эффект   кадровая инновация кадровая инновация
12. методологический эффект методологическая инновация методологическая инновация
13. психологический эффект психологическая инновация психологическая инновация
14. политический эффект политическая инновация   политическая инновация

Такой подход к классификации инноваций, на наш взгляд, отличается простотой и позволяет разработчикам в организации преодолеть барьер сопротивления новому, так как в обыденном сознании инновации в большинстве случаев ассоциируются только с радикальными инновациями. Предложенная нами классификация также позволяет говорить о том, что имеют место на существование в инновационном менеджменте и социальные, и экологические, и кадровые, и организационные, и политические, и другие виды инноваций, к которым также будут применимы принципы разработки, внедрения новшества. Очевидно, что стадии (этапы) инновационного процесса в промышленной и социальной сфере будут фактически одинаковыми, хотя их содержание может различаться.

Так, общая схема инновационного процесса при разработке промышленных инноваций выглядит следующим образом:

 

Рис.2

Схема инновационного процесса в промышленной сфере.

 

 

Так как развитие организации процесс бесконечный, то и инновационный процесс представляет собой повторяющийся на новом витке цикл, в этом случае речь идет об инновационном цикле в организации.

Абстрагируясь от промышленного производства, можно, на наш взгляд, говорить о том, что в социальной сфере, инновационный процесс будет похожим, в качестве продукта инновационного процесса будет услуга, а его стадии в общем виде можно обозначить следующим образом:

Рис.3

Схема инновационного процесса в социальной сфере.

 

Таким образом, на наш взгляд, необходимо классифицировать инновации в зависимости от вида полученного эффекта внедрения, а при разработке инноваций опираться на основные этапы инновационного процесса.

&1.3. Субъекты инновационного процесса.

В соответствии с проектом ФЗ «Об инновационной деятельности и государственой инновационной политике в Российской Федерации»[27] выделяют следующие группы субъектов инновационной деятельности:

1. организации, создающие инновации;

2. организации и физические лица, интеллектуальная собственность которых или права на интеллектуальную собственность используются при создании инноваций;

3. кредитные учреждения и инвестиционные институты, а также иные финансовые организации и фонды, включая зарубежные, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности;

4. организации, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере финансового лизинга, инжиниринга, консалтинга, сертификации и стандартизации, маркетинга и сбыта, информационного обеспечения, а также технополисы, технопарки, инкубаторы бизнеса и иные организационные структуры, содействующие созданию и распространению инноваций;

5. органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные органы местного самоуправления, выполняющие функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также осуществляющие регулирование инновационной деятельности;

6. общественные объединения, участвующие в инновационной деятельности или действующие по поручению иных заинтересованных сторон.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:

A. новаторы, индивидуальные изобретатели, исследовательские организации.

B. Ранние реципиенты – предприниматели.

C. Раннее большинство – фирмы, первые внедрившие новшество.

D. Отстающие – имитаторы.

Новаторы – генераторы научно-технических идей на основе знаний и опыта. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

Ранние реципиенты – предприниматели. Первые освоившие новшества. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских».

Раннее большинство – фирмы, организации. Предприятия. Первые внедрившие новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – фирмы, которые запаздывают с использованием нововведения. В результате они выпускают новое изделие. Которое уже морально устарело.

Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается его рыночного проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения времена и снижается по мере приближения предела его распространения.

Таким образом, диффузия нововведений зависти, как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских организаций.

Результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет сильнее, чем последующих.

После накопления достаточного опыта, когда уже многими хозяйствующими субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью. Последующие реципиенты принимают решение, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

&1.4. Цикличность инновационного процесса.

Инновационный процесс[28] в теории инноватики определяется как совокупность работ в области инновационной деятельности, которые регламентированы этапами их организации и ресурсного обеспечения от зарождения перспективной идеи до создания новых продуктов, услуг или техники, их коммерциализации в условиях конкуренции. А управление ИП происходит по общей управленческой схеме.

Инновационный процесс имеет циклический характер. Деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные различающиеся между собой стадии и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда[29]. В общем виде инновационный процесс можно записать так:

ФИ – ПИ – Р – Пр – С – Ос – ПП – М – Сб, где

ФИ – фундаментальные исследования,

ПИ – прикладные исследования,

Р – разработка,

Пр – проектирование,

С – строительство,

Ос – освоение,

ПП – промышленное производство,

М – маркетинг,

Сб – сбыт.

Инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта, – процесс коммерциализации технологий. Конечная цель инновационного процесса – коммерческое освоение новой продукции и ее рентабельное массовое производство. Это достигается в тех случаях, когда ИП с самого начала ориентирован на производство. Сложность диффузии инновации для организации, целиком не посвященной такой деятельности, приводит к тому, что в американских компаниях 15% разрабатываемых новшеств оказываются коммерчески успешными, а среди новых видов продукции, выпущенных на рынок, только 62%. исследования, проводившиеся на базе данных, полученных от 120 американских корпораций, показали, что более 60% всех ОКР не превращаются в новую продукцию. Результаты опроса 50 американских компаний показали, что 50% их расходов на НИОКР были направлены на нововведения, которые оказались коммерчески неудачными, а 30% нововведений, получивших признание на рынке, вскоре перестали приносить прибыль. По оценкам американских экономистов, вероятность успеха нововведений, появившихся на рынке, не превышает 74%. Поэтому нововведения, требующие больших затрат, под силу только крупным компаниям, обеспеченным финансовыми средствами и ресурсами.

Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации.

Во-первых, как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее распространения.

В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

В общем виде ИП состоит в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг. Рой Росвелл[30] выделяет 5 поколений моделей ИП[31].

 


Рис.4.

Третье поколение инновационного процесса.

Интерактивная модель инновационного процесса.

Концепция идеи
Зарождение инновационной идеи и возможность использования новых научных результатов происходит на этапе фундаментальных исследований, направленных на получение научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ – раскрыть новые связи между явлениями и познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.[32]

Результаты теоретических исследований проявляются в научных открытиях, обосновании понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологии. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественной потребности. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и Вузах, так и в крупномасштабных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение в развитии ИП определяется тем, что он выступает в качестве генератора идей, открывает новые пути в новые области знания.

Следующий этап ИП – прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов, возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями.

Этап опытно-конструкторских и проектно-конструкторских работ связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание новых образцов.

&1.5. Эволюция технологических укладов.

Экономисты первой половины 19 века обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7-11 лет, известные как капиталистическо-промышленные циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем – кризис – депрессия». В трудах Родбертуса, Маркса, Жюгляра, а в последствии, Туган-Барановского, Гильфрердинга, Митчелла, отмечалось, что указанные колебания периодичны и органически присущи капиталистическому строю. Исследования в данной области дали жизнь теории инноватики.

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано известным российским ученым Н.Д.Кондратьевым в 1920-х годах[33]. Он автор теории больших циклов хозяйственной коьюктуры (или теории длинных волн) [34]. Им обоснована идея множественности циклов и разработаны их модели. Согласно теории длинных волн Н.Кондратьева, научно-техническая революция развивается волнообразно, а волны имеют свою временную продолжительность. Так:

1. короткие циклы хозяйственной коньюктуры длятся 3 –3,5 года;

2. торгово-промышленные (средние) циклы деляться – 7 – 11 лет;

3. большие циклы длятся – 48 – 55 лет.

Для обоснования больших циклов Н.Д.Кондратьев проанализировал обширный фактический материал. Им были изучены статистические данные по Англии, Франции, Германии, США. Была исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности. Анализ охватывал период 140 лет.

Проведенные исследования выявили наличие циклических волн, продолжительностью 48-55 лет.

По оценке Кондратьева Н.Д., периоды больших циклов с конца 18 века оказались следующими:

1 период.

Повышательная волна: конец 1780-х – начало 1790-х до 1810-1817 гг.

Понижательная волна: с 1810 – 1817 гг. до 1844 – 1851 гг.

2 период.

Повышательная волна: с 1844-1851 гг. до 1870 – 1875 гг.

Понижательная волна: с 1870-1875 гг. до 1890 – 1896 гг.

3 период.

Повышательная волна: с 1890-1896 гг. до 1914 – 1920 гг.

Вероятная волна: с 1914- 1920 гг.

По результатам проведенного исследования Кондратьев установил, что:

1. перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения в технике 9технологии) производства на основе появления кардинальных нововведений.

2. эмпирическая правильность (терминология Кондратьева) сводится к тому, что периоды повышательных волн больших циклов сопровождаются крупными социальными потрясениями в жизни общества, тогда как на понижательном участке эти потрясения незначительны.

3. эмпирическая правильность сводится к тому, что на понижательном участке большой волны возникают депрессии сельского хозяйства.

4. правильность заключается в том, что средние циклы как бы нанизываются на большие циклы.

5. вывод Н.Д.Кондратьева – повышательная волна большого цикла связана с обновлением основных капитальных благ, с радикальными изменениями в производительных силах общества[35].

Исследования Й.Шумпетера привели его к мысли, что толчок развитию дают не только внешние и внутренние факторы. Этими новыми факторами становятся новые производственные комбинации. Шумпетер сделал вывод о том, что со средними циклами (10 лет) связана замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений. Короткие циклы (2 года 4 месяца) распространяются на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

По наблюдениям современных российских ученых, Липсица И.В. и Нещадина А.А., на основе теории больших циклов колебания рыночной конъюнктуры, можно выделить 5 технологических укладов (волн):

· Первая волна – 1785-1835 г.г.

Сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, на основе использования энергии воды.

· Вторая волна – 1830-1890 г.г.

Связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового движения.

· Третья волна – 1880-1940 г.г.

Базируется на использовании, в рамках промышленного производства, электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобиль, самолет, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы. Появились крупные фирмы, картели, тресты. На рынке господство монополии и олигополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

· Четвертая волна – 1930-1990 г.г.

Уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Эра массового производства транспорта, с/х машин, вооружения, товаров народного потребления, компьютеров. Фордовская конвейерная технология массового производства. Появление транснациональных и межнациональных компаний, которые осуществляли прямые инвестиции на рынках различных стран. На рынке господствует олигопольная конкуренция.

· Пятая волна 1995-2035 г.г.

Опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоении космического пространства, спутниковой связи, происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок по принципу «точно в срок».

Продолжительность некоторых волн больше 50 лет в связи с совпадением периода спада уходящей волны с периодом роста новой волны. В связи с ускорением НТП в будущем продолжительность укладов (волн) будет сокращаться.

Деятельность менеджера в инновационной сфере связана с информацией, где огромное значение имеет умение строить прогнозы. Теории Н.Д.Кондратьева и Й.Шумпетера позволяют прогнозировать необходимые и своевременные изменения в организационно-производственной деятельности и выпускать продукцию, ориентированную на рыночный спрос.

 

Контрольные вопросы по теме.

1. Что означает термин инновация?

2. какие международные документы регламентируют инновационную деятельность?

3. Каковы основные свойства инновации?

4. Каковы потенциальные свойства инноваций?

5. Что такое инновационный процесс?

6. Что такое инновационный лаг?

7. какие формы инновационного процесса вы знаете?

8. в чем отличие распространения инновации от диффузии?

9. Охарактеризуйте субъектов инновационного процесса.

10. в чем проявляется цикличность инновационного процесса?

11. Объясните понятие инновационная деятельность.

12. какие виды инноваций существуют в различных классификациях?

13. каким образом связана с инновационным менеджментом теория больших циклов колебания рыночной конъюнктуры Н.Л.Кондратьева?

14. какие существуют сегодня технологические уклады в рамках теории больших волн?

15. в чем смысл классификаций инноваций М.Портера и Г.Бонда?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.182 сек.