КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Истории развития умственно отсталых детей 4 страницаОказалось, что умственно отсталые почти всегда на первом месте по уму ставили самих себя, на втором месте своих товарищей и на третьем месте воспитателей. Таким образом, совершенно ясно обнаружилась повышенная самооценка умственно отсталых. Де-Грееф объясняет наличие повышенной самооценки у умственно отсталых тем, что они не понимают, не осознают своей недостаточности. «Взятый сам по себе дебил не чувствует себя лишенным чего-либо, и его видимая ненормальность реализуется в его представлении как равновесие», — говорит де-Грееф. Дебил плохо осознает свою личность, и в этом кроется источник непонимания других. Чем больше степень отсталости, тем менее отсталый может понять и оценить нормального. Максимум интеллекта и других качеств помещается для него не там, где он существует на самом деле, а только там, где его интеллект функционирует. «Для имбецила гений должен был бы находиться в границах дебильности»,— говорит де-Грееф. Поэтому глупое кажется ему умным, а умное — глупым. Когда дебилу приходится оценивать других, он дает более высокую оценку тому, чей интеллект более близок ему, более доступен для его понимания. Так, когда нужно было сказать, кто самый умный — товарищ, дядька или доктор, дебилы ставили на первом месте по уму своего товарища, на втором дядьку и на третьем доктора. Де-Грееф называет своих испытуемых дебилами. Однако, судя по соотношению паспортного и умственного возраста, какое приводит де-Грееф, можно думать, что в числе его испытуемых были как дебилы, так и имбецилы. Де-Грееф правильно отметил факт повышенной самооценки у умственно отсталых. Имеет основание также утверждение де-Греефа о том, что умственно отсталый недостаточно ясно и диф- ЭП8 ференцированно осознает свою личность, а поэтому не может проникнуть во внутренний мир других людей. Однако тезис о том, что основой повышенной самооценки умственно отсталых является то, что он не может понять умного, не может понять превосходства других по уму, представляется нам неправильным. Равным образом неверно утверждение, будто умственно отсталый не осознает своей неполноценности. Проблема повышенной самооценки умственно отсталых разрешается де-Греефом крайне элементарно; умственно отсталый высоко расценивает себя, так как он не может понять, что другие умны. Если исходить из концепции де-Греефа, прежде всего нельзя объяснить, почему умственно отсталый ставит на первом месте себя. Ведь если умственно отсталому недоступен для понимания интеллект дядьки или врача, то интеллект его товарища близок и вполне доступен для его понимания. Даже наоборот — ведь для имбецила дебил представляется гением. Поэтому, если исходить из толкования де-Греефа, имбецил должен был бы на первое место поставить своего товарища — дебила, а на второе место — себя. На деле же получается наоборот! Явление повышенной самооценки у умственно отсталых гораздо сложнее, чем представлял себе де-Грееф. Мы прекрасно видим это на анализе самооценки Н. Последний хорошо разбирается в том, кто умнее и кто глупее, если он сам исключен из числа сравниваемых. Так, Н. располагает по уму в ранговом порядке, вполне соответствующем действительности, нескольких детей из клинико-диагностического отделения. Равным образом Н. правильно оценивает умные и глупые поступки. Повышенная самооценка Н. возникает другим и гораздо более сложным путем, чем представлял себе де-Грееф. Корни повышенной самооценки Н. в аффективности. Она возникает в развитии как вторичное компенсаторное образование на основе чувства малоценности. Почему же повышенная самооценка у Н. приняла такие своеобразные формы? Ведь У Н. она целиком вынесена наружу. Он, нисколько не смущаясь, заявляет о том, что он умнее педагога, и пользуется каждым удобным случаем, чтобы подчеркнуть свое превосходство. Современные исследования показали, что у нормальных взрослых и подростков самооценка представляет собой чрезвычайно сложное явление. Отрицательная самооценка, часто с более или менее осознаваемым намерением самозащиты против оценки Других, перекрывается положительной самооценкой. Последняя, часто вовне, а иногда также и внутри личности, опять-таки перекрывается отрицательной самооценкой. Самооценка нередко совершается в сфере бессознательного и обнаруживается в симптомах, смысл которых неясен для самого субъекта. В. Вольф (W. Wolff) демонстрировал своим испытуемым их собственный голос, записанный на фонографе, и фотографию кисти руки среди записей и фотографий, относящихся к другим людям. Оказалось, что большинство испытуемых не узнавали своего голоса и своей руки. Вместе с тем оценка своего собственного голоса и руки резко выделялась из оценок голосов и рук, принадлежащих другим людям,— она была или подчеркнуто положительной, или резко отрицательной, в© всяком случае — явно аффективно окрашенной. Таким образом, то, что оценка не осознавалась как самооценка, служило прикрытием и давало возможность оценить себя особенно хорошо или резко отрицательно. У Н. мы находим своеобразные отношения между сознанием и бессознательным, и это проливает свет на некоторые образования в характере Н. и, в частности, объясняет обнаженность его повышенной самооценки. Мы знаем, что желания, осуществление которых стоит в противоречии с установившимися в сознании этическими представлениями и эмоциями, вытесняются в область бессознательного. То, что нормальный подросток таил бы про себя, что оказалось бы у него вытесненным, Н. сознает с большой легкостью и открыто высказывает при всех. В этом отношении характерными являются сновидения Н. Он следующим образом передает один из своих снов: «Мой отец лежал на кровати. Какой-то дядька перелез через забор, взял топор, подошел к отцу и его искалечил». То, что у нормального подростка подверглось бы обработке при посредстве сложной символики, механизмов сгущения и сдвига, прежде чем быть допущенным в сознание, то у Н. прямолинейно и открыто проникает в сознание. Сознание и бессознательное недостаточно дифференцированы у Н., между ними нет четкой границы. Это объясняет нам обнаженность повышенной самооценки Н. Смещение границ между сознанием и бессознательным определяется своеобразием сознания умственно отсталого ребенка, поскольку бессознательное у ребенка развивается в меру развития сознания. В структуре личности Н. большое место и, пожалуй, одно из центральных мест принадлежит аутистическому мышлению. В противоположность причинно-логическому мышлению, имеющему своим предметом познание реальной действительности, аутис-тическое мышление направлено на осуществление желаний. Аффект приводит к кататимной переработке действительности, т. е. к ее переработке соответственно желаниям субъекта. Тем самым действительность искажается и предстает в резко видоизмененных формах, в фантазиях, мечтах. Аутистическое мышление, аутистическое осуществление желаний со всей резкостью выступают у Н. Так, например, о своем отце, которого на самом деле Н. очень боится и с которым не смеет вступать в пререкания, Н. рассказывает: «Когда он меня наказывал, так я его боялся. Теперь, когда я его наказываю, он меня боится. Когда я был маленький, он меня наказывал, а теперь я старше его, я его наказываю. Поругаю его, он меня и боится». В ответ на отказ выпустить его из отделения ранее срока Н. разражается угрозами: «Я залезу в подвал, возьму соломы, керосину, зажгу солому, и весь дом сгорит!» Или: «Я напишу в стенную газету, и вас разгонят как миленьких!» Н. весь полон этими фантазиями, иллюзиями своего превосходства над другими, иллюзиями силы и власти над людьми. Формирование характера Н. пошло по пути фиктивной компенсации: он создал себе оторванный от реальной действительности мир фантазий, иллюзий и живет в этом мире. Он как бы весь закован в эту броню. Эта линия образования характера определяет все дальнейшее развитие Н. Речь Н., сама по себе стоящая на довольно высоком уровне развития, в значительной части связана с аути-стическим мышлением, выполняет функции самовозвеличения, создания иллюзии силы, власти над другими людьми. Все его мысли, эмоции тяготеют к этому центру притяжения. В результате крайнее обеднение развития. Можно предположить, что очень значительная отсталость словесно-логического мышления Н. содержит компонент вторичного недоразвития, поскольку ка-татимное мышление уводит Н. от реальной действительности, а речь поставлена на службу аутистического осуществления желаний. Броня, в которую закован Н., мешает его продвижению и преодолению его дефектов. Н. мнит себя человеком, который все умеет, все знает. У него нет никакого внутреннего побуждения к занятиям. Даже наоборот, Н. старается избавиться от них. Так, во время занятий по ритмике Н. или совсем не выполняет требуемого, или не делает полных движений. Он-де уже большой, и ему не пристало заниматься такими пустяками.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |