КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Проблема диагноза А. Понятие гетерохронии
Р. Заззо ГРУППОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ1 § 2. Недостаточно, конечно, собрать в одном сборнике наши работы за последний период, чтобы утверждать, что они представляют собой единый труд. Эти статьи имеют общие установки, но не имели заранее обусловленного общего плана. Эти общие установки объединяют наши работы, а различия в характере работ объясняются особенностями личности каждого автора и его собственными интересами. Следует добавить также, что понятие «групповая работа» не означает, что в ней постоянно участвовали все сотрудники. Она выполнялась наряду со многими другими и основывалась на материалах ежедневной работы консультации при лаборатории психологии3. Работа проводилась в течение почти 10 лет. Это означает, что за время исследования по мере обогащения нашего опыта менялись перспективы и интересы. Поэтому в нашей работе нет строгой последовательности, в чем нас могли бы упрекнуть любители логики. Но в этом, возможно, есть и свое преимущество: это дает простор созреванию новых, оригинальных мыслей, чему препятствовало бы более строгое планирование работы. § 3. Как бы то ни было, читателем надо руководить, чтобы он мог следить за ходом нашей работы. Мы стремились со всей возможной широтой осветить проблему слабоумия: этиологию, диагноз, прогнозы. Прежде всего мы рассмотрели вопросы диагностики и провели систематическое исследование специфических черт слабоумия; в качестве рабочей гипотезы мы приняли положение о том, что слабоумного ребенка нельзя уподоблять нормальному ребенку более младшего возраста. Об этом можно было думать на основе практического применения тестов и использования понятия интеллектуального возраста. Проблема этиологии является одной из наименее изученных. Несмотря на совместные усилия д-ра J. Rutschman и J. Bala, мы не смогли окончательно определить различие в психологической картине слабоумия, связанной с различными его причинами, Печатается no: Zazzo R. Conduites et conscience. V. II. Paris, 1968, p. 169 — 244; Zazzo R. et al. Nonvelles recherches sur la Debilite mentale. Enfance, 1960, 4—5. Лаборатория психологии при больнице Генри Русселя (Центр профилактики умственной деятельности департамента Сена). так как у нас не было для этого достаточно неоспоримых документальных данных. И, наконец, только три года назад мы занялись вопросами прогноза. Если наши результаты еще далеки от того, чтобы назвать их окончательными, они, во всяком случае, очень обнадеживающие. Мы исходили из общепризнанного официально констатированного факта: коэффициент умственного развития, за исключением случаев глубокого слабоумия, не может служить основой для прогноза, но, в противовес общепризнанному мнению, недостаточность коэффициента умственного развития (IQ) для установления прогноза не зависит от его непостоянства. Оставляя в стороне вопрос об ошибках в расчетах, следует признать, что IQ (коэффициент умственного развития) остается почти постоянным и что если он изменяется, то чаще в сторону ухудшения, чем улучшения. В прошлом, желая сохранить надежду на будущую адаптацию слабоумного, утверждали непостоянство IQ. Эта критика IQ исходила из хороших побуждений, но ее аргументы были ложными. Поэтому мы отвергаем эту критику и утверждаем гораздо более строго: IQ остается почти постоянным, но критерии адаптации и развития личности как интегративного единства с возрастом изменяются. О школьниках 10 лет судят по другим критериям, нежели о подростках 15 лет или взрослых. Конечно, интеллектуальный критерий сохраняется в любом возрасте, но кроме него есть много других. Проблема заключается в этом случае в том, чтобы узнать, проявляются ли черты, которые мы замечаем, например, в 15 лет, внезапно и непредвиденно, или их можно было обнаружить в детстве, но это не удалось только из-за недостатков в способах проведения исследования. Этот вопрос остается открытым. В наиболее упрощенном виде наши заключения сводятся к следующему: интеллектуальный возраст, возможно, достаточен для диагностирования слабоумия, но он не объясняет характера слабоумия; коэффициент умственного развития содействует постановке диагноза, но на его основании нельзя делать прогнозы. § 4. В таком виде указанные выше выводы имеют тот недостаток, что они являются только отрицательными и, таким образом, поддерживают жалобы пессимистов, которые никогда не хотели ни допустить, ни понять достижений психометрии. Часто говорят, и я сам без достаточной осторожности повторял, что критиковать традиционное понятие слабоумия означает критиковать понятие умственного возраста и коэффициента умственного развития. Следовало говорить точнее, что эти способы измерения, рассматриваемые изолированно, недостаточны и, следовательно, ошибочны. И действительно, не приходится выбирать между количественным и качественным определениями слабоумия, если правильно понимать, как используются цифры в психологии. Их роль почти всегда сводится к выражению степеней, нюансов какого-нибудь качества. Они не замещают качества, но могут символизировать его при условии, что мы не станем жертвами арифметической иллюзии, когда число заменяет действительность, а означающее — означаемое. Возьмем, например, умственный возраст. Это уровень умственного развития нормальных детей, имеющих соответствующий физический возраст. Умственный возраст определяется в этом случае хронологическим возрастом. Это понятие ясно. И все же мы находимся в такой области, где ничто не указывает, что взятые показатели являются однородными. На шкале умственных возрастов дважды два не всегда четыре. Если теперь мы обратимся от нормальных детей к слабоумным, возникнет новая проблема качественного различия. Имеет ли один и тот же умственный возраст одинаковое значение для умственно отсталого, нормального ребенка или для детей с повышенным умственным развитием? Было бы, возможно, ошибочным сделать выбор между да или нет. Равенство, выраженное одним и тем же умственным возрастом, передает реальное равенство (оперативно определяемое содержанием теста), но из этого нельзя сделать заключение о психологической идентичности. Объясним это положение. В классических тестах умственного развития возрастной уровень представляет собой мозаику, винегрет; он получается из сочетания разнообразных видов мозговой деятельности, один и тот же результат может быть получен различными способами. Можно показать на примере, что интеллектуальная эффективность слабоумного 15 лет может равняться эффективности ребенка 8 лет, но средства и компоненты его интеллекта различны и, возможно, не соответствуют никакому нормальному генетическому уровню. Показатель 8 лет не означает ничего на нормальной генетической шкале, если он не соотнесен со всей совокупностью мозговой деятельности, символом которой он и является. Показатель 8 лет для умственно отсталого ребенка ничего не означает, если вместе с ним не указывается реальный возраст или уровень умственного развития. Кроме того, нам надо еще знать, какому качеству и стилю интеллекта соответствует этот символ в Двух его измерениях. Умственный возраст 8 лет у ребенка с Реальным возрастом в 8 лет имеет иное качество, чем этот же Умственный возраст у подростка 15 лет. Это замечание банально, но на самом деле оно ставит проблему использования методов дефектологии и патологии в психологии. Идея о том, что патологическое состояние гомогенно нормальному, принадлежит Рибо (Ribot). Она тяжело довлеет над развитием французской психологии, но для нас неприемлема. Можно, конечно, сказать, что болезнь — это эксперимент, поставленный природой. Но что нам это даст, если условия этого опыта так сложны, что они для нас недоступны? И, наконец, самое важное заключается в том, что один и тот же элемент имеет различные значения в зависимости от того, входит ли он в нормальный или патологический контекст. Переход от нормального состояния к патологическому всегда возможен. Возможен также анализ одного состояния в аспекте другого при условии, что будет учитываться диалектика явлений. В дефектологии или патологии всегда нужно предполагать, что дефицит сопровождается качественным изменением, — всегда иметь в виду новую совокупную структуру, в которой составляющие ее элементы приобретают новые значения. Повторим, таким образом, что значение общего уровня развития изменяется в зависимости от связанного с ним коэффициента умственного развития (от IQ), т. е. в зависимости от темпа развития, его скорости. Если мы хотим понять всю специфичность больного слабоумием, надо еще расширить нашу перспективу и говорить не только о его интеллекте, но и о его состоянии в целом, о его личности. Говоря об умственном возрасте, мы относим его более или менее определенно к способу мышления нормального ребенка этого возраста. Но когда говорят о слабоумном ребенке, эта ассоциация должна быть разрушена. Можно предположить, что умственный возраст больного с пониженным коэффициентом умственного развития дает особую психологическую картину. Именно это нам необходимо описать и понять. Я говорил как-то, что своеобразие умственно отсталого создается тем, что его интеллектуальный возраст отстает от его хронологического возраста, и это не просто каламбур. Диспропорция между интеллектуальным и хронологическим возрастом — это прежде всего метрическое, количественное определение слабоумия. Но не только это: эта диспропорция в некотором смысле является также причиной всего того, что характеризует слабоумного. Темпы умственного развития слабоумного отличаются от темпов его физического развития. Отсюда вытекает: особая система равновесия и, возможно, вся совокупность специфических психофизиологических черт. В этом основа моей гипотезы о гетерохронии. § 5. По традиции определение слабоумия включает синдром (общая умственная отсталость), этиологию (врожденность) и прогноз (неизлечимость). Мы рассуждаем так, как будто прогноз содержится в самой этиологии; но так как мы не знаем ни того, ни другого, мы их редуцируем из констатируемого синдрома, из состояния больного в настоящее время. Мы можем высказать предположение, что настоящее отражает прошлое, этиологию, как результат — причину, и что настоящее содержит в себе, предвосхищает будущее; как бы то ни было, никакой другой возможности исследования в настоящее время нет. Но в таком случае не нужно Ооболыцаться этой сомнительной гипотезой. Следует совершенствовать описание констатируемых фактов, делать это как можно полнее, чтобы в отдельных наиболее удачных случаях связать их со всем тем, что мы сможем узнать об этиологии и последующей эволюции больного. § 6. Если наш диагноз слабоумия основывается только на констатируемых фактах, мы не должны сводить эти факты к выявлению коэффициента умственного развития. Коэффициент умственного развития позволяет ставить приблизительный диагноз, установить расхождение между нормальным и умственно отсталым ребенком. Поэтому IQ является понятием первостепенной важности. Но этим возможности IQ ограничиваются: с его помощью нельзя ни произвести настоящего сравнения психологии нормального и умственно отсталого ребенка, ни отличить истинное слабоумие от псевдослабоумия, ни разграничить между собой различные формы слабоумия. Мы Должны добиваться более дифференцированных сравнений, различений, более дифференцированных диагнозов. В этом плане мы высказали четыре основные гипотезы: а) структура психики и, следовательно, семенология слабоумного отличаются от структуры психики нормального ребенка того же умственного возраста; б) структура психики слабоумного (определяемая общей недостаточностью его умственного развития) отличается от структуры 57-1405 337 больных, страдающих частичными нарушениями (например, тяжелыми специфическими расстройствами речи); в) подлинное слабоумие имеет различные формы; г) разнообразие форм психики при подлинном слабоумии находится в более или менее прямой зависимости от многообразия их этиологии. Для проверки этих гипотез мы первоначально пользовались методом психологического профиля. При помощи серии тестов мы стремились обрисовать различные дифференцированные профили и прежде всего охарактеризовать профиль — тип слабоумного по сравнению с нормальным ребенком того же умственного возраста (гипотеза). § 7. Наша серия состояла из тестов, которые, как на это указывали наш клинический опыт и предыдущие исследования, помогают дифференцировать слабоумного от нормального ребенка того же умственного возраста: проводились испытания психомоторной активности, опыты, выявляющие овладение пространственными отношениями, опыты, позволяющие охарактеризовать некоторые знания и навыки (счет, письмо) и т. д. Эти испытания были предварительно стандартизованы по возрастным нормам. Таким образом, мы смогли создать психограмму для каждого испытуемого дебила, а также для всей совокупности наших слабоумных испытуемых. Психограмма слабоумия была прежде всего составлена по материалам 300 слабоумных мальчиков и девочек в возрасте от 9 до 14 лет с коэффициентом умственного развития от 45 до 75 (тест Binet — Simon, пересмотренный в 1959 г.). Здесь можно было бы говорить о логической ошибке: чтобы обнаружить признаки слабоумия, мы считали слабоумными больных, в отношении которых мы вначале еще не знали, обладают ли они этими признаками. Но это неизбежно, так как приходится исходить из неполного и частичного ошибочного определения, чтобы получить более удовлетворительное определение. Некоторые принятые меры помогают избежать логической ошибки: мы исключили из нашего исследования всех явно псевдослабоумных и всех больных, страдающих эпилепсией или серьезными неврологическими расстройствами. Поэтому можно считать вероятным, что большинство испытуемых были подлинно слабоумными без дополнительных органических поражений. § 8. Мы вычертили психограмму или профиль — тип слабоумного, установив иерархию результатов, полученных от всех
испытуемых при выполнении различных серий тестов (см. рисунок на стр. 340). Профиль — тип слабоумного, установленный на основании характера нашей серии опытов и особенностей испытуемых, приводит к следующим выводам: а) результаты располагаются ниже и выше уровня Binet — Simon, наиболее значительно отклоняясь вниз в опытах по пространственной ориентировке (например, тест Bender) и занимая наиболее высокое место в опытах на психомоторную активность (например, результаты опыта двойного зачеркивания); б) чем выше степень слабоумия, тем дальше отстоят друг от друга крайние точки схемы. В подтверждение наших мыслей приведем несколько цифр: а) Возьмем типичного слабоумного с хронологическим возрастом 14 лет и умственным возрастом по Binet — Simon 10 лет. По Bender мы устанавливаем уровень развития 8 лет. А тест с зачеркиванием (точнее, результаты зачеркивания двух знаков) дает уровень 12 лет. Из расчета по коэффициенту развития наш слабоумный имеет 71 по Binet — Simon (10:14), 57 по Bender (8:14) и 86 по тесту зачеркивания (12:14). Если вместо коэффициента развития взять относительный коэффициент3, т. е. коэффициент, исчисляемый по отношению к Binet — Simon, который здесь равняется 10 годам, показатель Bender составляет 80 (8 лет по Bender, 10 лет по Binet — Simon), показатель зачеркивания составляет 120 (12: 10).
В соответствии с тем, как нами это принято, мы употребляем выражение «коэффициент развития» (QD) для обозначения отношения возрастного уровня, полученного при проведении теста, к хронологическому возрасту больного. Ю (коэффициент умственного развития) является, таким образом, частным случаем: это QD, установленный для теста на умственное развитие. Относительный коэффициент устанавливается по отношению не к хронологическому, а к умственному возрасту (здесь Binet — Simon). В наших работах мы обозначили эту связь выражением: «производный коэффициент отдачи». Но это выражение предполагает, что уровень, достигнутый в каком-нибудь секторе созревания, представляет собой производное от интеллектуального уровня, относится к нему так, как полученная энергия к мощности двигателя. Между тем в зависимости от рассматриваемого сектора это предложение может быть частично правильным (например, школьные успехи), ошибочным или абсурдным. Любая отдача выше единицы является бессмыслицей. Доказательством служит то, что если в области, где понятие отдачи имеет смысл (школьная область), коэффициент выше единицы, следует систематически проверять показатель умственного уровня. Выражение же «относительный коэффициент» (применительно к интеллектуальному уровню) не подразумевает ничего: оно имеет только описательное значение. Относительный коэффициент имеет то преимущество, что он устанавливает уровень пропорционально уровню Binet — Simon и позволяет, таким образом, проводить прямое сравнение профиля на различных уровнях слабоумия. б) Что касается слабоумных, IQ которых определяется по Binet — Simon в 70, у них относительные коэффициенты располагаются между 85 и 130, что составляет отклонение в 45. Относительные коэффициенты слабоумных, у которых IQ по Binet — Simon равняется 50, располагаются между 80 и 150, что составляет разницу в 70. Термин «гетерохрония» выражает только тот факт, что по сравнению с нормальным ребенком у слабоумного разные стороны психобиологического развития развиваются с различной скоростью. Перед тем как рассмотреть, что нам может объяснить понятие «гетерохрония» или по меньшей мере выяснить, каково его эв-ритическое значение, остановимся еще немного на средстве, с помощью которого гетерохрония была обнаружена, на ее практическом значении и критике, которой она, вероятно, подвергнется. § 9. С практической точки зрения типовая психограмма имеет троякое значение: а) конкретно сообщает врачу абсолютное и мифическое значение IQ. Множественность QD хорошо показывает, что одна и та же цифра в различных опытах имеет различное диагностическое значение; б) дает возможность различать типичную иерархию и дисгармонию: теперь мы знаем, что для слабоумного нормально иметь более низкий уровень в одних тестах и более высокий в \ругих по сравнению с его уровнем по Бине; в) и, наконец, самое главное, что психограмма помогает при диагностике отличать слабоумие от псевдослабоумия. § 10. Правильный метод исследования требует спросить себя: верно ли передает полученный нами профиль психологические факты, или он является результатом артефактов? а) Может быть, здесь дело в статистическом артефакте. Некоторые могут сказать, что если при данном испытании возрастной уровень более или менее низок, то это может происходить потому, что дисперсия оказалась более или менее значительной. На самом же деле здесь нет артефакта, так как при изучении (проведении опытов) развития пполне закономерно рассматривать статистическое отклонение чисперсии как возрастное отклонение. Значимость одного «*e отклонения в различных опытах может изменяться в разном возрасте. Однако возникает еще одна проблема: в какой степени отмеченное возрастное отклонение объясняется действием дисперсии, имевшейся в опыте, и в какой степени оно зависит от специфических черт слабоумного? Эта проблема в целом еще не была изучена. Но мы можем уже утверждать, что относительно высокий уровень решения слабоумными психомоторных опытов с зачеркиванием, конечно, нельзя объяснить слабой дисперсией в этих опытах. Несмотря на статистические отклонения и наличие возрастной задержки, психомоторная отсталость в данном случае менее выражена, чем умственная отсталость. Как бы то ни было, определение возрастных уровней остается в силе; но вопрос об их значении и причинах остается открытым. б) Артефакт может объясняться особенностями наших испытуемых. Если мы исключили явно неврологические случаи, то все же, вероятно, останутся случаи экзогенного слабоумия (например, случаи возникшего органического поражения). Мы вправе тогда спросить себя: не может ли объясняться низкий уровень решения тестов на пространственную организацию, отмеченный в профиле-типе, присутствием среди испытуемых экзогенных слабоумных? Может быть, в результате наших исследований мы когда-нибудь сможем со всей точностью ответить на этот вопрос и даже составить две или несколько различных психограмм. Все контрольные опыты, которые мы провели с 1956 г., подтвердили общее строение психограммы. Еще не изданные работы двух моих сотрудниц: J. Butschmann и J. Galan, цель которых — различить профили эндогенных и экзогенных слабоумных, не внесли в этот вопрос большой ясности. Серия наших опытов, как она есть, не включает исследований, предполагающих различение этих двух типов, этиология которых различна, но сохраняет общую иерархию психограммы с большими или меньшими отклонениями в зависимости от этиологии слабоумия. § 11. Мы признаем, таким образом, что гетерохрония — характерная черта слабоумных. Этот факт констатирован. Сделаем еще один шаг: гетерохрония — это ведущее понятие, объясняющее интеллектуальные особенности дебила, динамику его поведения. Гетерохрония и возможные особенности, вызванные органикой, достаточны для того, чтобы понять всю специфичность психологии дебила; так мы переходим в область гипотезы. Я знаю, как легко гипотеза превращается в систему, как легко ведущая идея становится косной. Как часто бывает, однако, что экономная и поэтому соблазнительная идея не согласуется со сложностью вещей. Включимся, однако, в эту игру, но с максимальной осторожностью, полагаясь на ясные головы моих сотрудников, которые предохранят меня от чрезмерной уверенности в своей правоте. § 12. Гетерохрония — это система, структура, это не простая коллекция различных тестов. Можно, конечно, представить себе, что темп развития в одном каком-то секторе развития не находится ни в какой причинной связи с темпом в другом секторе. Но так как организм — это единое целое, а индивидуальность — интегрированное единство, то из этого следует, что черты, произвольно изолированные нашими способами изменения, принадлежат всей структуре в целом. Только говоря об относительно благополучных чертах дебила, мы лучше всего поймем принцип гетерохронии. Я говорил выше, что диспропорция между умственным и фактическим возрастом — это не только количественное определение слабоумия, но и основная формула его структуры. Уточняя, следует отметить, что почти йо всех случаях уровень соматического развития примерно соответствует хронологическому возрасту4. Поэтому наиболее распространенной формулой является диссоциация между темпами соматического развития и темпами развития мозговых тканей. По сравнению с нормальным физически младшим ребенком того же интеллектуального возраста дебил благодаря своему реальному возрасту имеет ряд преимуществ: лучшее физическое развитие, большая сила, большая скорость (обнаруженные в нашей серии опытов с пунктированием и зачеркиванием), возможно, также более богатый опыт и больше условных связей, более зрелые интересы в некоторых областях (например, профессиональные и половые интересы). Но эти преимущества имеют и свою отрицательную сторону, что проявляется парадоксальным образом в некоторой неполноценности слабоумного по сравнению с младшим ребенком того же интеллектуального уровня. С течением лет условные Я часто наблюдал, что в тех случаях, когда умственная отсталость сопровождалась физической отсталостью примерно той же степени, прогноз был благоприятный. Воздействие на физическое развитие одновременно влияло на умственное развитие и ретроспективно приводило к заключению о псевдослабоумии. Представляется, что истинному слабоумию соответствует элективная недостаточность мозгового потенциала, общая же соматическая энергия почти не затрачивается.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |