Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема III. Основные концепции в этике делового общения




Тема II. Этика делового общения.

Особенности этики делового общения. Специфика этики делового общения как научной дисциплины. Структура этики делового общения.

 

Этика делового общения – 1)деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями; 2) научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях.

Наиболее разрабатываемыми вопросами в этике делового общения являются следующие:

-взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой;

- проблемы социальной ответственности бизнеса;

- вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений;

- способы повышения этического уровня организации;

- влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и др.

Традиционно этику деловых отношений принято разделять на макроэтику и микроэтику.

Макроэтика – та часть этики деловых отношений, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества (корпорациями, государством и обществом в целом), так и его частями.

Микроэтика – исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций. (Приложение 2)


Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные этические проблемы деловой жизни.

2. Дайте определение этики делового общения.

3. Расскажите о формировании этики деловых отношений как научной дисциплины, её особенностях и структуре.

4. Назовите основные проблемы, разрабатываемые в этике делового общения.

5. Дайте определение микро- и макроэтики.

Религия и бизнес. Теория утилитаризма. Развитие идей утилитаризма. Деонтическая этика. Категорический императив Иммануила Канта. Этика справедливости. Основные концепции справедливости. Моральные проблемы деловой жизни.

В этике деловых отношений сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления:

I.Религиозная концепция основана на религиозной этике, в основе которой лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: "Не лги", "Не укради", "Не лжесвидетельствуй против ближнего своего" и др.

Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно в настоящее время бурно развивается область менеджмента, изучающая культурную специфику поведения в разных странах.

II.Теория утилитаризма – принцип, согласно которомудействие является правомерным с этической точки зрения, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого (т.е. в конечном счете правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с дру­гими вариантами).

Принцип утилитаризма предполагает наличие возможности количественного измерения благ, производимых путем совершения действий, возможность их суммирования, а также вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов.

Согласно теории утилитаризма, корректный образ действий всегда одновременно является наиболее эффективным.

III. Деонтическая этика – третий подход к проблемам деловой жизни, согласно которому действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по кото­рой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.


В деонтической теории термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми.

IV. Этика справедливости -четвертый подход к проблемам деловой жизни, исходящий из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основными ценностями для них являются человеческое равенство и справедливость как его выражение. Моральным долгом в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

В целом моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В различных ситуациях и по отношению к различным субъектам необходимо опираться на различные этические принципы и ценности.

(См. Приложение 3)

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в этике бизнеса.

2. Сформулируйте утилитаристкое определение этичности поведения.

3. Дайте определение этичности поведения по деонтической теории.

4. Сформулируйте сущность этической теории Канта. Укажите трудности деонтической этики и отличие последней от утилитаристской теории.

5. Изложите основные положения теории справедливости.

6. Что такое "моральное право"?

7. Сформулируйте самые распространенные концепции справедливости.

Тема IV. Нравственность – основа этики предпринимательства. Проблемы микроэтики и макроэтики

Этические конфликты в организации: власть и подчинение; проблема служебных разоблачений; проблемы работающих женщин; этика выгодных связей; проблемы профессионализма; секреты фирмы; честь бизнесмена. Социальная ответственность бизнеса; основные подходы. Управленческая этика.

(См. Приложение 4)


Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные проблемы микроэтики.

2. Назовите этические обязанности подчиненных.

3. Как можно оценить качество работы руководителя с этической точки зрения?

4. Назовите основные социальные проблемы макроэтики деловых отношений.

5. Что такое социальные меньшинства и с какими проблемами они сталкиваются на рабочем месте?

6. Раскройте основные проблемы управленческой этики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.