Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект-субъектный подход в исследовании социализации




Такой подход предполагает, что активную роль в социализации играют не только общество и со­ставляющие его большие и малые социальные группы, но и сам человек. Основоположниками этого подхода можно считать американских учё­ных, работавших в основном в первой трети XX в., У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Ч. X. Кули и Дж. Г. Мида.

У.И. Томас и Ф. Знанецкий выдвинули поло­жение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат созна­тельной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включённых в эти ситуации.

Ч.Х. Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуника­циях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индиви­дуальных и групповых субъектов.

Суть теории «зеркального Я» в том, что ста­новление человека объясняется Ч. X. Кули как про­цесс суммирования «зеркальных Я». То есть для каждого человека другие люди — это зеркала, в которые он смотрится в процессе межличностно­го общения. Он строит своё/?, основываясь на вос­приятии мнений, оценок окружающих. Именно в общении с другими, воспринимая их оценки, че­ловек решает, привлекательный он или некраси­вый, умный или глупый, достойный или никчёмный.

Дж. Мид разработал теорию, объясняющую процесс восприятия человека человеком. В ней предложена концепция «обобщённого другого», которая в некоторой степени перекликается с тео­рией «зеркального Я» Ч. Кули и дополняет её. «Обобщённый другой» представляет собой некие ценности и нормы поведения той или иной группы, под влиянием которых у членов этой группы фор­мируется образ Я. Согласно Дж. Г. Миду, человек, взаимодействуя в группе с другими людьми, как бы встаёт на их место, видит себя их глазами и оцени­вает себя в целом и отдельные свои свойства и по­ступает в соответствии с представляемыми оценка­ми «обобщённого другого».

В дополнение к теории Дж. Мида другой американский учёный А. Халлер разработал кон­цепцию «значимого другого». Согласно А. Халлеру, «значимый другой» — это гот человек, чьё мнение и оценки наиболее важны, а потому они оказывают наиболее существенное влияние на формирование образа Я. На различных возрастных этапах состав «значимых других» меняется. Ими могут быть и ро­дители, и соседи, и учителя, и тренеры, и сверстни­ки, и другие лица.

«Устойчивость индивидуального Я предпо­лагает равнение не просто на отдельных «значи­мых других» (родителей, друзей и т.д.), требова­ния и отношения которых могут существенно рас­ходиться, а на «генерализованного другого». Тако­вым может быть не только конкретный коллектив, члены которого непосредственно общаются друг с другом, но и более общие и абстрактные безлич­ные социальные образования, например, общест­венные институты и ценности, в их деятельности воплощённые. Индивидуальное Я, заключает Дж. Г. Мид, есть по самой сути своей социальная структура, возникающая из социального опыта»5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.