Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция социализации А.В. Петровского




Концепция социализации И. Таллмена

Предмет интереса американца И. Таллмена — ме­ханизм семейной социализации в условиях неста­бильной социокультурной среды. Он положил в ос­нову своей теории следующее утверждение: чем лучше человек учится разрешать проблемы в соб­ственном окружении в подростковом возрасте, тем лучше он способен переживать стремительные из­менения, непредсказуемость мира, когда становит­ся взрослым.

В общем виде теория может быть представ­лена так: условия общины опосредствованно, че-рез семью, оказывают влияние на процесс социа­лизации, которая осуществляется тогда, когда ро­дители и дети включаются в разрешение проблем. Результатом этого влияния становится способность подростков разрешать проблемы в собственном социальном окружении. Исследование показало, что более активно включаются в решение проблем подростки в тех семьях, которых устраивает жизнь их общины, а происходящие в этой жизни измене­ния идут в желательном для них направлении.

В определённой мере И. Таллмену и его кол­легам удалось установить зависимость (порой пря­мо пропорциональную) между разнообразием роле­вого выбора и объёмом доступной информации для семьи в общине, с одной стороны, и, с другой сторо­ны, степенью терпимости семьи к противоположным точкам зрения и к неопределённости ситуации.

А.В. Петровский рассматривает процесс социаль­ного развития человека как диалектическое един­ство прерывности и непрерывности. Первая тен­денция отражает качественные изменения, порож­даемые особенностями включения личности в но­вые социально-исторические условия, а вторая — закономерности развития в рамках данной рефе­рентной общности. Соответственно и предлагаемая им концепция объединяет две модели, первая из которых описывает фазы развития личности при вхождении в новую референтную группу, а вто­рая — периоды возрастного развития личности.

Любой период начинается фазой адапта­ции, которая представляет собой усвоение дейст­вующих в общности норм


.В. Петровский подчёркивает, что в большин­стве случаев переход на новый этап развития лично­сти не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готов­ность к этому переходу), а детерминирован извне со­циальными причинами — даже в тех случаях, когда вступление в новый этап развития не означает вхож­дения в новую группу, а представляет собой дальней­шее развитие личности в развивающейся группе.

Формирование внутренней позиции происходит через становление личностных смыслов, на основе чего человек строит своё мировоз­зрение и совершается становление индивидуального бытия личности.


существующими формами и средствами деятельности. Фа­за индивидуализации вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и по­требностью в максимальной реализации своих ин­дивидуальных особенностей. Фаза интеграции вы­зывается противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть её индивидуальных особенностей. Это про­тиворечие в случае успешной социализации разре­шается как интеграция личности и группы. Эта фа­за завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.

А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыду­щего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными перио­дами складываются условия для кризиса развития личности, адаптация в новой группе становится за­труднительной. Согласно этой концепции выделен­ные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и собственно возрастные осо­бенности социального развития личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.